Урок русского языка по теме " Прошедшее время глагола" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Бращунова Ирина Михайловна

Урок русского языка в 5 классе  20.04.2015

 ТИП  УРОКА : урок-исследование

Тема: «Прошедшее время глагола»

Цели урока:

1)    повторить сведения о глаголе как части речи, способ образования глаголов прошедшего времени,

2)    учить правильно образовывать глаголы прошедшего времени и изменять их, выбирать орфограмму перед суффиксом –Л-, находить в текстах,

3)    развивать речь, используя данные глаголы, соблюдать орфоэпические нормы при произношении, развивать  навык оценивания ,

4)    воспитывать дружеское отношение .

 

Оборудование: алгоритм со словами для  правила, карточки для графического диктанта, оценочные листы , карточки с пословицами, диск с песней кота Леопольда, девиз « Ребята! Давайте жить дружно» (на отдельных листах, открываем по мере выполнения заданий)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе  20.04.2015

 ТИП  УРОКА : урок-исследование

Тема: «Прошедшее время глагола»

Цели урока:

  1. повторить сведения о глаголе как части речи, способ образования глаголов прошедшего времени,
  2. учить правильно образовывать глаголы прошедшего времени и изменять их, выбирать орфограмму перед суффиксом –Л-, находить в текстах,
  3. развивать речь, используя данные глаголы, соблюдать орфоэпические нормы при произношении, развивать  навык оценивания ,
  4. воспитывать дружеское отношение .

Оборудование: алгоритм со словами для  правила, карточки для графического диктанта, оценочные листы , карточки с пословицами, диск с песней кота Леопольда, девиз « Ребята! Давайте жить дружно» (на отдельных листах, открываем по мере выполнения заданий)

                                  ХОД УРОКА.

  1. ОРГ. МОМЕНТ.

-Доброе утро, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть вас и ваши лица, улыбку, думаю, сегодня урок принесет всем радость общения друг с другом.

         2. СООБЩЕНИЕ ЦЕЛЕЙ УРОКА.

-А  начнем наш урок необычно. Откройте тетради, запишите число. Мы будем работать под одним девизом, но вот каким , узнаем в конце урока, если справимся со всеми заданиями .А тему  урока вы определите сами. Оставьте строку для записи темы.   Не забывайте заполнять свой оценочный лист после каждого задания.

           3 .Повторение изученного о глаголе.

-Урок необычный, значит, его начало уже необычно.        Викторов Даниил проводит словарный диктант, выступая в роли учителя.

1 задание .Выписать среди данных слов только глаголы.

Расписание, интересоваться, конфета, негодовать, недоумевать, стеречь, налево, тренироваться,  фигура, брошюра, стремиться, апельсин, грамотный ,рассчитать.

Какие глаголы выписали? Перечислите ( комментируем каждое слово). Оцените себя в оценочном листе за 1 задание. Открываем первое слово девиза « жить».

2 задание. Терминологический диктант.

А) глагол обозначает…., отвечает…

Б) Изменяется…

В) В наст.  и буд…. Пример.

Г) В прош. вр…. Пример.

Д) Вид глагола.. Примеры .Вопросы.

Е) В предложении глагол…( проверяем по цепочке, оцените себя).Открываем слово « давайте».

4.Объяснение темы урока.

-Немного отдохнем. Отгадайте загадку « Зимой лежал. Лежал, а весною в речку убежал».(снег)

-Назовите глаголы. В чем разница этих глаголов с глаголами словарного диктанта? –Какие действия обозначают глаголы прошедшего времени?

- Итак, определяем тему урока ( уч-ся формулируют). Запишите в тетрадь.

-Посмотрите на таблицы  с записанными словами –глаголами. Объясните, как образуются глаголы прош.времени. Почему гласная перед суффиксом –Л- выделена? Сформулируйте сами правило. Прочитайте правило на стр.116 и сравните с тем, что рассказали вы.

5. Закрепление изученного.

Упр.656 ( по рядам: 1р-дать,брать;2р.-занять, принять,3р-понимал, обнимал).Взаимопроверка. Оценочные листы заполните. Открываем слово из девиза «Ребята».

Физминутка.

-Вспомните, что такое фразеологизмы. -Назовите любые фразеологизмы, употребив в них глаголы в прошедшем  времени. А теперь покажите , продемонстрируйте их.

Ловил мух, работал спустя рукава, ставил палки в колеса, след простыл, голову повесил, повесил нос, зарубил на носу.

А теперь наоборот. Продемонстрируйте фразеологизмы, а мы постараемся их назвать.

3 задание. Графический диктант. Проводит Черношеев Даниил. Проверяем , ответы на доске.

Сверкать, косить, пилить, учились, забить, пекли, делал, мечтали, лечь, стеречь .Оцените себя.

ПЕРЕДЕЛАТЬ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

неопр.форма

прош.вр.

- Заполните свой оценочный лист. 

4 задание. Допишите пословицы(индивидуально на листочках).объясните устно значение этих пословиц.

А) Где родился там и …(сгодиться)

Б) Книга мала, а ума …(придать)

В) Мудрым никто не родился, а… (научиться).

Назовите суффиксы в глаголах прошедшего времени. Проверяем коллективно. Оцените себя в оценочных листах. Открываем слово  из девиза « ДРУЖНО». Итак, девиз нашего урока…

-Вспомните, как образуются глаголы прошедшего времени? Что необходимо помнить о гласных в таких глаголах перед суффиксом –Л -?

6. Обобщение изученного.

- А теперь напишите мини-сочинение о сегодняшнем уроке, используя глаголы прошедшего времени(3-4 предложения). Зачитываем. Оцените себя в листе, поставьте итоговые оценки. Всем спасибо за урок.Молодцы!!!

7. Домашнее задание. Придумать  2 загадки, используя глаголы прошедшего времени, можно их проиллюстрировать. А теперь споем песню кота Леопольда. Будьте дружны!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка на тему: "Сочинение-рассуждение" 9 класс

Урок развития речи по подготовке к написанию сочинения - рассуждения на морально-этическую тему "О милосердии"....

Повторительно-обобщающий урок русского языка ПО ТЕМЕ «ВИДЫ СКАЗУЕМОГО» 8 класс

Данный урок проводится в 8 классе после изучения темы "Виды сказуемого". Разработан к учебнику по русскому языку Тростенцовой Л.А., Ладыженской Т.А. 8 класс. Его также можно использовать при подготовк...

Урок русского языка по теме "Безличные глаголы" (6 класс)

Материал содержит конспект урока и презентацию....

конспект урока русского языка на тему: "Фразеология" в 6 классе

Конспект урока русского языка на тему: "Фразеология" в 6 классе. Учебник Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова. На уроке используются электронные образовательные ресурсы....

Методическая разработка по русскому языку по теме "Прошедшее время глагола"

Конспект урока для 5 класса с использованием интерактивной доски....

Самостоятельная работа по английскому языку по теме "Прошедшее время" (4 класс)

Упражнение 1Образуйте прошедшую форму данных глаголов и распределите их по трем колонкам в зависимости от окончаний:Walk, dream, wash, drop, hope, stop, spell, dry, cry, watch, dust, cook, play, open,...

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 7 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА. ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЧИСЛАМ И РОДАМ»

Цель урока:ü на основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени сделать вывод об изменении глаголов прошедшего времени по числам и родам.Задачи урока:Образовательные:ü учить точно...