Олимпиадные задания по русскому языку РОШ, 10 класс
олимпиадные задания по русскому языку по теме

Нуряхметова Рузалия Хузяхметовна


Представлены задания по литературе РОШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рус яз НШ Задания63.86 КБ
Файл Рус яз НШ Ключи70.94 КБ

Предварительный просмотр:

2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Школьный  этап республиканской олимпиады по русскому языку

для учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения

10  класс

Максимально возможный балл – 76,6

Время на выполнение заданий – 180 мин.

Задание 1. Расставьте ударение в словах: аристократия, балуемся, созыв, ветеринария, сорит, сосредоточение, втридешева, генезис, ополоснутый, оптовый, зубчатый, принудить.

Задание 2. В каких (-ом) словосочетаниях (-ии) все слова употреблены верно?

1)остекленение балкона                                                                                                                                      2)интересное времяпровождения                                                                                                                                     3)грейпфрукты полезны                                                                                                                                                    4) необходим страховой полюс                                                                                                                   5)беспрецендентный случай                                                                                                                                       6)какое-то светопредставление                                                                                                                                 7)инцидент исчерпан

Задание 3. Найдите лишнее слово в каждой строке. Обоснуйте свой ответ.

1)закричать, зашуметь, захвалить, запрыгать.                                                                                                      2)набрать, набросить, насолить, насушить                                                                                                          3)подлечить, подбежать, подплыть, подъехать

Задание 4.Подберите русские смысловые эквиваленты к следующим фразеологизмам, кратко сформулируйте их обобщенный  смысл.

1)как заяц в ананасе (польск.)                                                                                                                                             2) что дома сварено, должно быть дома и съедено (нем.)                                                                                               3) ему о козе, а он о возе (чеш.)                                                                                                                                   4) покупать зайца в мешке

Задание 5.Объясните лексическое значение слов:   инаугурация, инвестиция, ксенофобия.

Задание 6. Определите, в значении какой части речи употреблено слово один?

1)Вообрази: я здесь одна.//Никто меня не понимает…                                                                                            2)Выхожу один я на дорогу.                                                                                                                                             3)В одном из городов Италии счастливой//Когда-то властвовал предобрый старый Дук.                                         4)Еще одно последнее сказанье. // И летопись окончена моя.

Задание 7. Найдите в предложениях подлежащее и сказуемое. Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите недостающие буквы. Свой ответ аргументируйте.

1) Три книги лежал… на столе.                                                                                                                                                    2) Двадцать один студент сдавал… экзамен.                                                                                                                                      3) Прошл… десять лет.                                                                                                                                                    4) Много людей пришл… на концерт.

Задание 8. Что изучает раздел языкознания антропонимика?

Задание 9.Укажите предложения с грамматическими ошибками, исправьте их.

1)На столе лежали не только учебники, но и конспекты лекций.                                                                                          2)Мы увлекаемся и смотрим передачи о спорте.                                                                                             3)Преподаватель руководил дипломной работой группы студентов, интересующимися современной литературой.                                                                                                                                                                    4)Некоторые школьники удостоены медалью «За отвагу».

Задание 10. Расставьте знаки препинания.

Когда теплый луч нагреет кору и на белую бересту сядет большая черная муха и полетит дальше когда надутые почки создадут такую шоколадного цвета густоту кроны что птица сядет и скроется когда в густоте коричневой на тонких веточках изредка некоторые почки раскроются как удивительные птички с зелеными крылышками когда появится сережка как вилочка о двух и о трех рожках когда вдруг в хороший день сережки станут золотыми и вся береза стоит золотая когда наконец войдешь в березовую рощу и тебя обнимет всего зеленая прозрачная сень тогда по жизни одной любимой березки поймешь жизнь всей весны и всего человека и его первой любви определяющей всю его жизнь.



Предварительный просмотр:

2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Школьный  этап республиканской олимпиады по русскому языку

для учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения

10  класс

КЛЮЧИ

Задание 1. Расставьте ударение в словах: аристократия, балуемся, созыв, ветеринария, сорит, сосредоточение, втридешева, генезис, ополоснутый, оптовый, зубчатый, принудить.

Ответ: аристокрАтия, балУемся, созЫв, ветеринАрия, сорИт, сосредотОчение, втрИдешева, гЕнезис, ополОснутый, оптОвый, зубчАтый, принУдить.

За каждый правильный ответ 0,3 балла. Макс. – 3, 6 балла.

Задание 2. В каких (-ом) словосочетаниях (-ии) все слова употреблены верно?

1)остекленение балкона                                                                                                                                      2)интересное времяпровождения                                                                                                                                     3)грейпфрукты полезны                                                                                                                                                    4)необходим страховой полюс                                                                                                                   5)беспрецендентный случай                                                                                                                                       6)какое-то светопредставление                                                                                                                                 7)инцидент исчерпан

Ответ: Только в 7 словосочетании.

За правильный ответ 3 балла. За каждый ошибочный ответ снимается 0,5 балла.

Задание 3. Найдите лишнее слово в каждой строке. Обоснуйте свой ответ.

1)закричать, зашуметь, захвалить, запрыгать.                                                                                                      2)набрать, набросить, насолить, насушить                                                                                                          3)подлечить, подбежать, подплыть, подъехать

Ответ: 1) Все слова, кроме захвалить,  имеют общее значение  - «начало действия».

2)Все глаголы, кроме набросить, обозначают действие, которое привело к значительным результатам.

3) Все глаголы, кроме подлечить, имеют общее значение – «приближение к чему-либо»

За верно  найденное слово 1 балл. За каждое правильное объяснение 2 балла. Макс. 9 баллов.

Задание 4.Подберите русские смысловые эквиваленты к следующим фразеологизмам, кратко сформулируйте их обобщенный  смысл.

1)как заяц в ананасе (польск.)                                                                                                                                             2)что дома сварено, должно быть дома и съедено (нем.)                                                                                               3)ему о козе, а он о возе (чеш.)                                                                                                                                   4)покупать зайца в мешке

Ответ: 1)Как свинья в апельсинах (плохо разбираться в чем-либо)

2) Не выносить сор из избы (не разглашать внутренние раздоры, ссоры, касающиеся узкого круга лиц)

3) Ему про Фому, а он про Ерему (о том, кто поддерживая  разговор или отвечая на вопрос, говорит на совершенно другую тему, вопреки ожиданию собеседника)

4) Покупать кота в мешке (приобретать что-либо, ничего не зная о свойствах и качествах приобретаемого)

За каждый правильно подобранный эквивалент в русском языке 1 балл. За каждое верное толкование 1 балл.  Макс. – 8 баллов.

Задание 5.Объясните лексическое значение слов:   инаугурация, инвестиция, ксенофобия.

Ответ: Инаугурация – торжественное процедура вступления в должность главы государства. Инвестиция -  долгосрочное вложение капитала в какую-либо отрасль экономики. Ксенофобия – Ненависть, неприятие, нетерпение к чему –либо незнакомому, чужому.

За каждый правильный ответ 2 балла. Макс. – 6 баллов

Задание 6. Определите, в значении какой части речи употреблено слово один?

1)Вообрази: я здесь одна.//Никто меня не понимает…                                                                                            2)Выхожу один я на дорогу.                                                                                                                                             3)В одном из городов Италии счастливой//Когда-то властвовал предобрый старый Дук.                                         4)Еще одно последнее сказанье. // И летопись окончена моя.

Ответ: 1)Слово одна называет признак предмета: я (какова?) одна, соотносится с подлежащим, выполняет функцию именной части сказуемого, можно заменить прилагательным одинока. Вывод: слово употреблено в значении прилагательного.

2)Слово один называет признак действия: выхожу (каким образом?) один; зависит от сказуемого выхожу, выполняет функцию обстоятельства. Вывод: слово употреблено в значении наречия.

3) Слово один указывает на неопределенный признак предмета. Согласуется с существительным в числе, роде, падеже. Вывод: слово употреблено в значении неопределенного местоименного прилагательного (неопределенного местоимения)

4)Слово один называет количество предметов, соотносится с существительным сказанье, вместе с ним выполняет функцию подлежащего. Вывод: употреблено в значении количественного числительного.

За каждый правильный ответ 3 балла. Макс. – 12 баллов.

Задание 7. Найдите в предложениях подлежащее и сказуемое. Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите недостающие буквы. Свой ответ аргументируйте.

1) Три книги лежал… на столе.                                                                                                                                                    2) Двадцать один студент сдавал… экзамен.                                                                                                                                      3) Прошл… десять лет.                                                                                                                                                    4) Много людей пришл… на концерт.

Ответ: 1). Три книги лежали на столе. (При числительных «2, 3, 4» сказуемое ставится во множественном числе.)

2). Двадцать один студент сдавал экзамен. (При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое ставится в ед.ч.)

3). Прошло десять лет. (Сказуемое обычно ставится в ед.ч., если в составе подлежащего имеются слова лет, месяцев, дней, часов.)

4). Много людей пришло на концерт. (Если в составе подлежащего имеются слова мало, немного, немало, сколько, столько, то сказуемое обычно ставится в форме ед. числа.)

За каждый правильный ответ 1 балл. За каждое верное объяснение 2 балла. Макс. – 12 баллов

Задание 8. Что изучает раздел языкознания антропонимика?

Ответ: Раздел ономастики, который изучает антропонимы, т.е. собственные имена людей.

За правильный ответ 2 балла.

Задание 9.Укажите предложения с грамматическими ошибками, исправьте их.

1)На столе лежали не только учебники, но и конспекты лекций.                                                                                          2)Мы увлекаемся и смотрим передачи о спорте.                                                                                             3)Преподаватель руководил дипломной работой группы студентов, интересующимися современной литературой.

4) Некоторые школьники удостоены медалью «За отвагу».

Ответ: 1)На столе лежали не только учебники, но и конспекты лекций. – ошибки нет.

2) Мы увлекаемся передачами о спорте и смотрим их.

3)Преподаватель руководил дипломной работой группы студентов, интересующихся  современной литературой.

4) Некоторые школьники удостоены медали  «За отвагу».

За каждый правильный ответ 1, 5 балла. Мак. - 6

Задание 10. Расставьте знаки препинания.

Когда теплый луч нагреет кору и на белую бересту сядет большая черная муха и полетит дальше когда надутые почки создадут такую шоколадного цвета густоту кроны что птица сядет и скроется когда в густоте коричневой на тонких веточках изредка некоторые почки раскроются как удивительные птички с зелеными крылышками когда появится сережка как вилочка о двух и о трех рожках когда вдруг в хороший день сережки станут золотыми и вся береза стоит золотая когда наконец войдешь в березовую рощу и тебя обнимет всего зеленая прозрачная сень тогда по жизни одной любимой березки поймешь жизнь всей весны и всего человека и его первой любви определяющей всю его жизнь.

Ответ:  Когда теплый луч нагреет кору и на белую бересту сядет большая черная муха и полетит дальше, когда надутые почки создадут такую шоколадного цвета густоту кроны, что птица сядет и скроется, когда в густоте коричневой на тонких веточках изредка некоторые почки раскроются, как удивительные птички с зелеными крылышками, когда появится сережка, как вилочка о двух и о трех рожках, когда вдруг в хороший день сережки станут золотыми и вся береза стоит золотая, когда, наконец, войдешь в березовую рощу и тебя обнимет всего зеленая прозрачная сень, тогда по жизни одной любимой березки поймешь жизнь всей весны и всего человека, и его первой любви, определяющей всю его жизнь

Макс. – 15 баллов. За каждую ошибку снимается 0, 1 балла.

Итого: 76,6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматика. Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 класс

Гораздо медленнее, чем лексический состав, меняется грамматический строй языка.Однако и здесь с пушкинских времен по сравнению с нормами 1918 года изменения заметны.Данные упражнения предназначены для...

олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса

Олимпиада по русскому языку для 5 класса. Задания по фонету, морфологии,  морфемике и синтаксису. Задания составлены с учетом рекомендаций, представленных в книге Казбек-Казиевой....

Олимпиадные задания по русскому языку 8 - 9 классы

Олимпиадные задания по русскому языку8 - 9 классы...

Олимпиадные задания по русскому языку (5-11 классы)

Школьный этап олимпиады по русскому языку в 5-11 классах, октябрь 2013 года. Материалы содержат ключи к заданиям....

Олимпиадные задания по русскому языку 6-7 класс

Олимпиадные задания для 6-7 класса. Содержат вопросы по этимологии, логике....

Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 классы

Материал применяется для подготовки учащихся к олимпиадам по русскому языку....