конспект урока " Распространенные и нераспространенные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

 Гаврикова Елена Викторовна

 ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Распространенные и нераспространенные предложения.

Цель деятельности учителя

Тип урока

Планируемые образовательные результаты

Предметные : научить  опознавать предложения по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения, определять их вид (распространённые, нераспространённые), получить  возможность научиться анализировать предложения с точки зрения структурной организации

Метапредметные

Регулятивные : целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; адекватное восприятие оценки учителя; контроль и оценка своих действий как по результату, так и по способу действия.

Познавательные: понимает и интегрирует информацию в имеющийся запас знаний, проводит сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; выбирает смысловые единицы предложения и устанавливает отношения между ними; строит логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; представляет информацию в наглядно-символической форме (в виде схем).

Коммуникативные: приобретает опыт работы в группе; умеет задавать вопросы, слушать и отвечать, формулирует свою собственную точку зрения, умеет высказывать и обосновывать ее.

Личностные: развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка; уметь адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

Методы и формы обучения

индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

компьютер, проектор, дидактический материал, презентация

Наглядно-демонстрационный материал

Основные понятия

Распространенные и нераспространенные предложения

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность  учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (УУД)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

Мотивация к деятельности (цель этапа: включение учащихся в деятельность)

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала

Вступительное слово

- Добрый день, ребята. Сегодня на уроке с вами буду работать я. Меня зовут Елена Викторовна.

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, все ль в порядке,

Ручка книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать только лишь отметку ….(пять)

-Ребята, покажите мимикой какое у вас настроение?

 Я рада, что оно у вас хорошее, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по «Временам года». Мы побываем в гостях у каждого времени года. Помогут нам увидеть красоту и очарование каждого времени года замечательные стихи русских поэтов о природе и знаменитые картины русских художников. Слайд 1

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку.

 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные -  настрой на позитивное начало урока

Метапредметные:

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль

коммуникативные:

-умение слушать

Актуализация и пробное учебное действие

(Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к новым знаниям по разделу «Синтаксис»).

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их  в новых ситуациях

Организует повторение знаний, закрепление умений.

- Откройте тетради и запишите число.

Чтобы наше путешествие было интересным, нам необходимо повторить изученный ранее материал.

- Ребята, с какими темами вы работали на предыдущих уроках? Что вы изучили?

- Молодцы! Вы хорошо знаете и помните то, что изучили на предыдущих уроках. Значит, наше путешествие будет интересным и познавательным. Первая станция, на которой мы остановимся «Поэтические строки» Слайд 2

- Но прежде чем вы начнете выполнять задание, давайте вспомним, из чего состоит грамматическая основа?

- Дайте определение подлежащему. Сказуемому.

- Какими частями речи могут выражаться подлежащее? (Существит. Местоимен.) А сказуемое? (Глагол, краткое прилагательное и существительное)

- Обратите внимание на доску. 

Слайд 2 

Перед вами поэтические строки - Ваша задача из данных предложений выписать грамматическую основу.

Один ребенок работает по карточке у доски, а весь класс со слайдом.

1. Белый снег сверкает синим огоньком. (И.Никитин)

2. Крупный дождь в лесу зелёном прошумел по стройным клёнам. (И.Бунин)

3. Ранняя осень- пора грибов.

- Проверяем . _________ прочти то, что у тебя получилось. Ребята, кто согласен с ____________
- Посмотрите на третье предложение. Чем оно отличается от предыдущих?

- Ребята, почему в 3 предложении стоит тире?

Отвечают на вопросы. Строят  понятные партнера высказывания. Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов

Индивидуальная фронтальная работа

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности

Познавательные :анализ объектов с целью выделения признаков

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу


Коммуникативные – полно и ясно выражать свои  мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения.

Устные ответы

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического  учебного  материала.

Эвристическая беседа. Ответы на вопросы, создание проблемной ситуации

Постановка проблемы.

- Молодцы ! Вы показали хорошие знания по о выделению грамматической основы в предложении.   Теперь мы можем продолжить путешествие по "Временам года", а чтобы познакомиться с каждым временем года поближе, увидеть его особенности, почувствовать его красоту и прелесть, нам необходимо найти помощников. Посмотрите, пожалуйста, на экран.

(Слайд 3)

1) Осень.

Воздух бодрит.

Лёд лежит.

- Назовите грамматическую основу в данных предложениях.

- Дают ли нам эти предложения полно и ярко представить картину осени? (НЕТ)

- Ребята, посмотрите как преобразил картину осени Николай Алексеевич Некрасов. Слайд 3 (2) ПРОЧИТАТЬ СТРОКИ

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит.

Лед неокрепший на речке студеной,

Словно как тающий сахар лежит

Изменилась картина осени? А с помощью чего Некрасов ярче и образнее описывает осень? (Второстепенные)

(В первой группе только основа предложения, во второй – еще и второстепенные члены.)

- Какую роль играют второстепенные члены в предложении?

- Верно, второстепенные члены играют важную роль в предложении, без них мы не могли бы выражать свои мысли и чувства, эмоции по отношению к изображаемым предметам. Таким образом, мы с вами нашли помощников в нашем путешествии по временам года. Это именно второстепенные члены предложения.

Высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками  делают выводы.

Фронтальная работа

 Познавательные:  осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы

Устные ответы

Постановка учебной задачи

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации

 Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения на практике.

- Исходя из наших рассуждений, давайте попытаемся сформулировать тему нашего урока. Скажите, как можно назвать эти предложения ? (ПОКАЗАТЬ УКАЗКОЙ НА ПЕРВУЮ ГРУППУ) А эти как мы назовем? (ПОКАЗАТЬ УКАЗКОЙ НА ВТОРУЮ ГРУППУ)

-Молодцы! Действительно, это нераспространенные (слайд 3 (1) (состоящие только из главных членов) и распространенные (слайд 3(2) (состоящие из главных и второстепенных членов) предложения.

- Итак, тема нашего урока … «Распространенные и нераспространенные предложения» ?

Запись темы урока в тетрадь: “ Распространенные и нераспространенные предложения


- Молодцы! Мы вместе определили тему урока. А как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься?

- А если я вам дам слова-помощники? Слайд 5

  • Познакомиться (с чем?)…
  • Дать определение (чему?)…
  • Уметь различать (что?)…
  • Уметь использовать в речи (что?)…

Отвечают на вопросы

Фронтальная , индивидуальная

Осуществляют поиск необходимой информации

Участие в беседе

Первичное закрепление

Цель этапа: усвоение учащимися нового материала по отличию распространённых и нераспростра-нённых предложений

Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение

- Дайте попытаемся дать свое определение понятиям «распространенные предложения» и «нераспространенные предложения»

- Откройте учебник на стр. 81 прочитайте теоретический материал.

-Скажите , ребята, правильно ли мы дали определение понятиям «распространенные предложения» и «нераспространенные предложения»?

- Теперь все,  что мы рассмотрели отобразим в схеме.

- Какие предложения мы изучаем?

Составляем СХЕМУhttp://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/34757/4da1596ec11340964e09d9886a177ba3.jpg

Мы продолжаем наше путешествиеМы прибыли на станцию «Картинная галерея». Сейчас мы все вместе окунемся в прекрасный мир тепла и солнечного света.

- Обратите внимание на доску. ( Слайд 8) На слайде репродукция картины Левитана « Июньский день. Лето»). Перед вами известная картина Иссака Ильича Левитана «Июньский день. Лето» Левитан изобразил лесной пейзаж. Русский лес с широкими не вытоптанными лугами полевых цветов, с не срубленными высокими деревьями, где полным-полно грибов и ягод. Художник постарался на полотне передать всю радость ликующей природы лета. Природа живет, торопится жить – летняя пора скоротечна, увы.

- У вас на столах конверты. В них лежат карточки с заданием , слова для справок и правила работы в парах. Прежде чем вы приступите к выполнению задания, прочтите правила работы в паре.

Задание : распространить предложения, добавив в них второстепенные члены.

Небо. Стоит берёза. Раскинулось поле. Цветут васильки, ромашки . Виднеется лес.

Слова для справок: одинокая, голубое, полевые, вдали, зелёный, огромный , незрелой ржи, слева, синие, на лугу, справа.

- Прочтите получившиеся у вас предложения. Первое предложение, 2,3,4,5.


- Ребята, скажите как называются предложения, которые вы получили на карточках? А те предложения, которые вы сами составили?

Физминутка (1 мин)

-Молодцы!

- Вы , наверное, устали?

Встали!  Ребята закройте глаза и представьте осенний лес. Покажите с помощью движений: как качается береза, барабанит дождь по крыше,  тихо кружатся снежинки в морозном воздухе.

Мы продолжаем работу далее.

Читают предложения.

Голубое небо. Справа стоит одинокая берёза. Слева раскинулось поле незрелой ржи. На лугу цветут синие васильки, белые ромашки. Вдали виднеется огромный зелёный лес.

Работают с учебником, сопоставляют свои выводы с информацией из учебника.





Выборочно зачитывают полученные предложения.


Читают предложения

Работа в парах

Познавательные:

анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

Познавательные

- работать по алгоритму

извлекать информацию из учебника

владеть приёмами отбора и систематизации материала

Коммуникативные

Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Устные ответы, письменная работа

Включение нового знания в систему знаний и повторение

Цель этапа: усвоение обучающимися нового материала по отличию распространённых и нераспространённых предложений.

Составление связных рассказов. Знакомство с работами учащихся

Учитель: напоминает о правилах взаимодействия в группе (Слайд 9), предлагает учащимся обмениваться мнениями в ходе выполнения данной работы.

- Продолжаем путешествие. Мы прибыли на станцию «Творческая мастерская» Слайд 10

Каждая группа побывает в гостях у каждого времени года. Первая группа отправляется в гости к красавице в золотых нарядах- Осени; вторая- к суровой волшебнице- Зиме; третья- в царство капели и птичьих трелий - Весне. И в этом им помогут картины известных художников- пейзажистов.

- Представьте себе, что главный редактор нашей местной газеты узнал о нашем с вами путешествии и решил, что мы можем помочь ему в трудной ситуации, в которой оказалась газета. Нужно срочно написать маленькие статьи в рубрику «Зарисовки о природе»

Ребята, давайте вспомним, что такое текст? тема текста?

- У вас на столах конверты. В них лежат карточки с заданием , репродукции картин

 Задание : составить предложения по картине, используя распространенные и нераспространенные предложения.

ПРОВЕРКА Один человек от группы зачитывает получившийся текст. Высвечивается слайд с репродукцией картины.

- Проверяем. Сейчас –Зима, и поэтому выступает группа, побывавшая в гостя у волшебницы -Зимы. Иван Иванович Шишкин. «Зима» Слайд 11

- Теперь мы побываем в гостях у красавицы Осени. Василий Дмитриевич Поленов «Золотая осень» Слайд 12

- Царство Весны встречает нас журчанием ручьев и гомоном птиц. Алексей Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели» Слайд 13

- Молодцы! Вы составили замечательные описания картин. Какие члены предложения нам в этом помогли

Пишут и заслушивают мини-сочинения одноклассников. Отвечают на вопросы.

Групповая

Регулятивные: оценивают свою работу  и работу в группе

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Регулятивные: контролируют  учебные действия, замечают допущенные ошибки

Устные ответы. Составление текста-описания

Самостоятельная работа

Игра «Не ошибись»

Цель этапа: оценка учащимися результатов

учебной деятельности

Обобщение и систематизация  знаний  и формирование рациональных способов применения их на  практике. Обучающая игра.

- Активно работая, мы добрались к самой ответственной станции «Не ошибись». Слайд 14

Ваша задача быть внимательными. Я буду читать предложения, а вы карточкой сигнализируете – предложение распространенное (буква Р) или нераспространенное (буква Н).

Вчера была гроза. Молнии сверкали. Гремел страшный гром. Сначала на небе появились тучи. Затем ударили первые раскаты грома. Все потемнело. Наступила ночь. Скоро непогода закончилась. Тучи ушли. Выглянуло солнышко. На улице приятно запахло свежестью.

Распр. Вчера была гроза.

Гремел страшный гром.

Сначала на небе появились тучи.

Затем ударили первые раскаты грома.

Скоро непогода закончилась.

На улице приятно запахло свежестью.

Нераспр. Молнии сверкали.

Все потемнело.

Наступила ночь.

Тучи ушли.

Выглянуло солнышко.

Высказывают свою точку зрения. Делают выводы

Индивидуальная

Познавательные: осуществляют для решения  учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Участие в игре

Подведение итогов урока

Цель этапа:

обобщить материал урока в ходе намеченных целей

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы

- Наше путешествие подошло к концу.

-Подведем итоги нашей работы.

-Чему вы научились сегодня на уроке?

-Что-то новое узнали для себя?

- Все ли нам удалось выполнить?

Вспоминают цели. Оформление  листьями березу ( красный- не понял материал; желтый  - все понял,  зеленый - понял, но есть вопросы)

 Подводят итоги путешествия по руководством учителя, оценивают себя и товарищей. Отвечают на вопросы

Фронтальная

Регулятивные: оценивают свою работу

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Оценивание работы учащихся на уроке

Домашнее задание

Цель этапа: Закрепить полученные знания.

Развить творческие способности

- В качестве домашнего задания я предлагаю вам выбрать то, которое вам больше понравится , и с которым вы справитесь. (Слайд 15 )

Дом задание творческого характера

  1. можно выполнить Упр. 177
  2. или Творческое задание. Вам необходимо нарисовать любимое время года и составить несколько предложений к рисунку, используя распространенные и нераспространенные предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 5 классе по теме "Распространенные и нераспространенные предложения"

Урок русского языка в 5 классе (по учебнику Т.А.Ладыженской)+ презентация к уроку....

урок русского языка по теме :"Распространенные и нераспространенные предложения"

урок русского языка разработан по проектному обучению для учащихся 5 класса. Имеет занимательный материал для развития творческих  способностей учащихся....

Урок русского языка по теме "Распространенные и нераспространенные предложения"

Урок с презентацией по теме "Нераспространенные и распространенные предложения" 5 класс. Урок ориентирован на учащихся II вида школ....

Технологическая карта урока. 5 класс русский язык "Распространенные и нераспространенные предложения"

Староверова Наталия Александровна . Технологическая карта урока Русский язык 5 класс...

Конспект Индивидуального коррекционно - развивающего логопедического занятия по теме: «Распространенное и нераспространенное предложение».

Урок проводился с учеником 2-го класса, обучающегося по АООП для детей с задержкой психического развития....

Презентация к уроку "Распространенные и нераспространенные предложения"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Распространенные и нераспространенные предложения"...