Знаковые системы как один из методов оценки учебной деятельности при повторении крупных дидактических единиц
учебно-методический материал по истории по теме

Дзидзадзе Елена Анатольевна

....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakovye_sistemy.docx59.73 КБ

Предварительный просмотр:

Знаковые системы как один из методов оценки учебной деятельности при повторении крупных дидактических единиц

Е.А.Дзидзадзе, преподаватель истории и обществознания ФГКОУ «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации»

         Весь современный уклад мира состоит из множества отдельных систем. Если вы еще не задумывались, то лишь представьте: все, что мы привыкли читать, понимать и интерпретировать, - это все знаки. Человек придумал специальные их объединения, чтобы фиксировать, сохранять и воспринимать информацию. Слово "знак" используется в научной литературе разнопланово: это указатель, метка, то, что может выражать, представлять идеи. Им может

служить предмет, человек, явление, событие. Это и "материально"

выраженная замена предметов, явлений, понятий в процессе обмена

информацией в коллективе, поскольку основной признак знака - способность

реализовывать функцию замещения. Выделяют следующие основные функции знаково-символических средств в деятельности: коммуникативную (передача информации от одного человека к другому); познавательную (отражение реальности с выделением новых ее признаков); замещающую (функциональное замещение объекта знаковым средством). Соответственно этим функциям в работах Н. Г. Салминой [3, с. 58] выделены следующие виды знаково-символической деятельности: замещение, кодирование (декодирование), схематизация и моделирование. Эти виды деятельности являются ключевыми при проведении урока. Таким образом, использование знаково-символических систем на уроках значительно облегчая усвоение учебного материала. Применение ЗСС в процессе обучения развивает логическое мышление учащихся, облегчает усвоение материала при изучении сложных обществоведченских понятий, способствует снижению зрительной нагрузки.

Какими знаковыми системами пользуемся мы на уроках обществознания? Чаще всего используется система кластеров или таблиц, позволяющих сжимать информацию, делать её более структурированной.

Каким образом можно оценивать знания обучающихся, используя знаковые системы? Разработчики материалов Единого Государственного Экзамена дают нам ответ на этот вопрос. Задания ЕГЭ по обществознанию проверяют умения обучающегося осуществлять поиск социальной информации в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма).  Ребёнок, сдающий ЕГЭ должен уметь анализировать социальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия, устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию. Это значит, что обучающийся постоянно работает с различными видами знаковых систем, и наша задача – научить его это делать.

В данных условиях отметка должна выполнять  не только роль оценки конкретных знаний и умений, но и должна способствовать развитию этих навыков и умений.

Преподавая обществознание в 8 и 9-м классах,  учитель ставит перед собой рад вопросов. Как правильно выставлять оценки на уроках обобщения и повторения? Как активизировать процесс повторения изученного? Как правильно оценить знания и умения обучающегося по итогам изучения крупных дидактических единиц? 

Использование знаковых систем позволяет решить эти задачи. Во-первых, основной дидактической единицей учебного процесса выступает вся тема, а не отдельный урок. Знаково-символическое моделирование учебного материала, ведет к существенной концентрации и укреплению комплексных единиц знаний. Это дает возможность учащимся видеть единую картину всей темы. Одномоментное освоение школьниками учебной информации в виде знаково-символической модели обеспечивает перестройку глубинных психических процессов, связанных с впечатыванием в память учащихся структурно и логически взаимосвязанных частей учебной информации. Концентрация и укрепление учебного материала при условии сохранения его доступности дает возможность для значительной интенсификации учебного процесса и экономит время, необходимое для усвоения теоретических понятий. Во-вторых, при данной организации учебного процесса на первый план выступают теоретические знания — своеобразный концепт темы, выраженный в логически взаимосвязанных ведущих понятиях и отображенный посредством знаково-символической модели. Теоретические знания выступают фундаментом, упор на практику делается позже, после изучения основных теоретических вопросов. Восхождение от абстрактного к конкретному, то есть дедукция — общая закономерность процесса человеческого познания. В-третьих, выдвижение теоретических знаний на первый план и оформление ведущих понятий темы в виде знаково-символической учебной модели приводит к опережению в изучении учебного материала и формированию способности учащихся к проектировочной деятельности.

В 8 и 9 классе мы сталкиваемся с необходимостью повторять крупные дидактические единицы и оценивать их усвоение. Например, темы «Политика и социальное управление», «Право», «Экономика». Считаю, что уроки обобщения и повторения изученного должны содержать знаковые системы, работая с которыми обучающийся повторяет данные темы. Мной  используются типы заданий, которые могут встречаться на экзаменах в форме ЕГЭ и ОГЭ.

Пример 1. Кластер с открытым элементом.

Проявляется в:

Проявляется через:

-сознание;

-ум;

-свободу;

-ответственность;

-способность и готовность к труду и творчеству.

(приобретённые признаки)

индивид                                                                               ____?______

определение

определение

В данном задании ребёнок должен записать:

  1. В чём проявляется биологическая природа человека;
  2. Ответить на вопрос: как называется человек с точки зрения его социальной природы?
  3. Дать определение понятиям «личность» и «индивид».

С моей точки зрения это позволяет глубоко проработать тему «биосоциальная природа человека», вспомнить основные понятия.

Задание оценивается в 3 балла, т.к.  обучающийся должен выполнить 3 типа заданий.

Пример 2. Таблица, требующая частичного заполнения.

        Функции предпринимательской деятельности:

функция

пример

Способствует привлечению денежных средств в самые разные отрасли народного хозяйства, что способствует развитию национальной экономики

Спрос населения на парикмахерские услуги привел к открытию большого количества предприятий по оказанию подобных услуг  развитие сферы услуг

Появление новых рабочих мест

Увеличение количества предприятий общественного  питания в сезон отпусков в Крыму позволило пополнить городской бюджет Ялты

Заполнение данной таблицы позволяет обучающемуся, действуя по алгоритму, повторить теоретическую часть темы «Предпринимательская деятельность» и отработать навык приведения примеров, что вызывает сложности у наших детей. Задание будет оценено в 2 балла, т.к. необходимо выполнить 2 типа заданий

Пример 3. Сложный кластер

Затраты производства –  (выпуска, услуг, сумма, организацию, оказание, всех, на, или, расходов, товаров) составьте определение из данных слов

___________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

2.

  Государственный бюджет – (план, страны, доходы, сводный, расходы, это,и.)

________________________________________________________

__________________________________________________________

Составьте определение, используя данные слова в нужном падеже 

Статьи доходов

Статьи расходов

Примеры:

Примеры:

Дефицит бюджета государственный долг (внешний и внутренний)

 ?

В данных сложных кластерах обучающийся должен составить определение из разрозненных слов, назвать ключевые понятия (переменные или постоянные затраты; профицит бюджета), привести примеры, иллюстрирующие данное понятие. Три типа заданий оцениваются тремя баллами.

Подобные задания выполняются с использованием учебников, справочных материалов, ресурсов интернета. При выставлении оценки использую шкалу оценок ОГЭ, но в процентном отношении:

обучающий, выполнивший от 38% до 63% заданий, получает оценку «3»;

обучающий, выполнивший от 64% до 86% заданий, получает оценку «4»;

обучающий, выполнивший от 87% до 100% заданий, получает оценку «5».

Уроки обобщения с использованием различных знаковых систем позволяют систематизировать знания и умения обучающихся по теме, закрепить полученный уровень знаний, умений и диагностировать их уровень. Устранение пробелов в знаниях способствуют лучшему написанию итоговых работ по данной теме, которые проводятся в формате ОГЭ.

Библиографическое описание: Нестеренко Л. Г. Применение знаково-символических систем при обучении учащихся с нарушением зрения [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 3-5.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:

Нестеренко Л. Г. Применение знаково-символических систем при обучении учащихся с нарушением зрения [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 3-5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционные формы и методы обучения. Игра как один из методов активации познавательной деятельности учащихся" Обобщение опыта работы.

Описание системы работы учителяМешковой Марины Анатольевны,учителя русского языка и литературы...

Учебно - методическое пособие "Технология Укрупнения Дидактических Единиц на уроках истории и обществознания"

Пособие содержит теоретическое обоснование применения технологии академика П.М. Эрдниева и разработки уроков с применением технологии...

Работа с упражнением (с текстом) как один из методов активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка

Одним из условий грамотного письма является сознательное и прочное усвоение учащимися школьного курса. От того, как ученик поймет тему, зависит дальнейшее усвоение программного материала, грамотное пи...

Статья «Создание контрольно-измерительных материалов для оценки учебной деятельности учащихся на уроках информатики при изучении раздела «Системы счисления» - 2014 г.

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ по программе ВБ «Проектирование учебного занятия на основе современных  информационных технологий» на тему: «Создание контрольно-измерительн...

«Создание контрольно-измерительных материалов для оценки учебной деятельности учащихся на уроках информатики при изучении раздела «Системы счисления»

Это интерактивное электронное пособие для проверки уровня знаний по теме "Системы счисления", а также для самостоятельного изучения этой темы. Задания типа кроссворд, установи соответствие, восстанови...

Мастер-класс «Синектика как один из методов активации учебно-познавательной деятельности учащихся»

В настоящее время нашей стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, а способен с этим справиться лишь компетентный и всесторонне развитый человек.За основу...