Урок русского языка в 11 классе. Повторение. Текст.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Анисимова Ирина Анатольевна

Повторительно- обобщающий урок русского языка в 11 классе по теме "Повторение. Текст".

Скачать:


Предварительный просмотр:

И. А. Анисимова, учитель русского языка и литературы

Урок русского языка в 11 классе.

 Тема: Что такое текст?

Цели урока:

- обобщить знания по теме «Текст», полученные в 5 – 9 классах;

- закрепить навыки правописания.

Ход урока.

  1. «Пунктуационная минутка».

Задание: Оформить в виде цитаты. Объяснить знаки препинания графически.

     Обращаясь к Чаадаеву, Пушкин писал:

          Товарищ, верь: взойдёт она,

          Звезда пленительного счастья,

          Россия вспрянет ото сна,

          И на обломках самовластья

          Напишут наши имена!

     Готовимся к ЕГЭ. Тест.

Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения.

- Определите, простое предложение или сложное:

а) простое; б) сложное.

1. По всей округе ливни льют, верёвки из дождинок вьют.

2. Сверкнул луч солнца, и всё вокруг преобразилось.

3. Ночь, и на небе светит огромная луна.

4. Мы отказались от помощи и всё сделали сами.

5. В парке росли цветы, которые ещё не распустились.

6. Гляжу я на вас сейчас, и мне вспоминается прошлое.

7. Я заплакала, и мне стало легче.

8. Всадник пришпорил лошадь, и скоро его не стало видно.

9. Это обстоятельство, как мне тогда думалось, должно было сильно облегчить работу.

10. Он взглянул и увидел росший на опушке дуб.

Ответы: 1а; 2б; 3б; 4а; 5б; 6б; 7б; 8б; 9а; 10а.

  1. Повторение и углубление изученного материала по теме «Текст».
  1. Запись под диктовку и анализ текста.

          Много можно написать ещё о Мещерском крае. Можно написать, что край этот богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. Но я нарочно не пишу об этом. Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она даёт обильные урожаи и природные её силы можно использовать для нашего благосостояния.

- Кто автор? (К. Г. Паустовский)

- Составьте схему последнего предложения.

- Какова тема данного высказывания? (Тема истинного патриотизма объединяет все предложения в одно целое.)

- Определите главную мысль высказывания. (Бескорыстная любовь к родине.)

- Почему данное высказывание можно назвать текстом? (Это текст, потому что все предложения связаны между собой по смыслу и грамматически, высказывание композиционно завершено.)

- Что такое текс? Дайте определение. (Текст – это несколько предложений, связанных в целое темой и основной мыслью, высказывание композиционно завершено.)

  1. Виды связи между предложениями:

- цепная (последовательная),

- параллельная.

  1. Контроль знаний. Отработка умений и навыков.
  1. Записать текст. Определить, как между собой связаны предложения.
  1. 1) Вокруг города по низким пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. 2) В лесах попадались большие луговины и глубокие озёра с огромными старыми соснами на берегах. 3) Сосны всё время тихонько шумели. (Ю. Казаков.)

          Комментарий к тексту: Предложения связаны между собой цепной (последовательной) связью. В начале второго предложения повторяется мысль, которой закончилось первое предложение (…раскинулись леса…). Третье предложение продолжает развивать тему, затронутую во втором предложении (Сосны…шумели). Средства связи – повтор слов (лексический повтор).

  1. 1) Внезапно вся сосна от корней до вершины вздрогнула и застонала. 2) Вершина сосны качнулась. 3) Дерево начало медленно клониться к дороге и вдруг рухнуло, круша соседние сосны. 4) С тяжёлым гулом сосна ударилась о земля и замерла.

          Комментарий к тексту: В данном тексте предложения связаны между собой параллельной связью, так как каждое следующее предложение строится, сохраняя последовательность расположения главных членов. (Вершина качнулась... Дерево начало медленно клониться… Средства связи – синонимы и синонимичные выражения: вершина сосны – дерево – сосна.)

  1. Работа с упр. учебника (самостоятельная).

  1. Подведение итогов урока:

- Что такое текст?

- Назовите основные признаки текста.

- Какие связи предложений в тексте существуют?

  1. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка. 7 класс.повторение изученного о деепричастии

урок-обобщение изученного по теме "Деепричастие"...

Урок русского языка. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста".

Урок русского языка.Развитие речи. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста"....

Урок русского языка_5 класс_Повторение

Повторение орфограмм (основное внимание - безударные гласные проверяемые и непроверяемые), повторение темы "Словосочетание"....

Дистанционный урок русского языка. 7 класс. "Повторение: разделы науки о языке".

Предложен разработанный учителем ход самоподготовки семиклассников , рекомендован  дидактический материал, даны ссылки на ресурсы интернета....

Дистанционный урок русского языка. 7 класс. Повторение: морфология

Предложен порядок самостоятельной работы по теме "Повторение: морфология" в условиях дистанционного обучения....

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Повторение и систематизация пройденного по теме "Глагол".

Предложен учебный материал для систематизации и повторения полученных знаний....

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Повторение и систематизация изученного в 5 классе.

Предложен материал к самостоятельному осмыслению пройденного пятиклассниками в условиях дистанционного обучения....