Урок "Комплексный анализ текста"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Урок подготовки к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnyy_analiz_teksta.docx32.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 11-м классе на тему

“Комплексный анализ текста”

 

Цели:

Обучающая.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку; приобретение  навыков лингвистического анализа прозаического текста, обобщение знаний учащихся по основным разделам науки о языке.

Развивающая.

Развитие у учащихся ассоциативного и образного мышления, интеллектуальных способностей, позволяющих учиться самостоятельно.

Воспитывающая.

Воспитывать любовь к чтению, уважение к слову

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

 Тема нашего урока – «Комплексный анализ текста». Сегодня мы продолжим повторение изученного по русскому языку и подготовку к экзамену.

II. Первоначальная работа с текстом.

Выразительное чтение текста учителем или подготовленным учеником. Тексты в виде раздаточного материала имеются у каждого ученика.

(1) Мы выбрали небольшую равнину, прогретую нежарким в это время солнцем. (2) Если посмотришь направо, на лиственный склон горы, то среди медно-красной листвы увидишь, как среди домов кое-где светятся золотые кроны деревьев. (3) Внизу трава ещё зелёная, как будто молодая, а меж голубоватых камней, как полированная, блестит вода. (4) В стеклянной синеве тихой заводи вода приобретает тёмный цвет, медленно кружит опавшую листву и затем мчит её дальше по каменистому ложу.

(5) Виноград вприкуску с хлебом, особенно под теплым небом, кажется необыкновенно вкусным. (6) И тут же можно напиться осенней, студёной, как драгоценное вино, воды. (7) Рядом с нами лежат пока ещё не разобранные удочки и пол-литровая банка с икрой.

(8) В одном месте вода бурлит огромными клубами, чуть ли не фонтанами, пытаясь растечься вширь, но, стеснённая каменными берегами, устремляется вперёд, летит, обрызгивая прибрежные камни. (9) Едва только я опустил удочку в самое отчаянное клокотание, как почувствовал, что меня тянет вниз.

(10) И вот из потока, извиваясь на крючке, облегчённо выскочила серебряная рыбина. (11) Особенно волнующим, истинно красивым было сочетание летящей волны и напряжённой лески, когда слышится гневный рывок пойманной форели.

(12) Искренне обрадованные неожиданно богатым уловом, мы немедленно тронулись в путь. (13) После такой рыбалки невольно замечаешь каждую заводь, отмеченную обыкновенно более густым цветом.

(По В. Солоухину)

III. Самостоятельная работа учащихся в парах.  

Учащимся демонстрируются слайды в следующем порядке:  слайд с теорией для актуализации знаний, слайд с заданиями -  слайд с ответами. Ученики выполняют задание, затем делают взаимопроверку,  сверяясь с ответами.

Слайд1.

Стили речи.

Стиль речи

Сфера употребления

Лексические особенности

Грамматические особенно    сти

Синтаксические особенности

Общие признаки

Функция

Жанры

Художест-венный

Художественная литература (проза, поэзия)

- образные слова;                                      -оживление внутренней формы слов;                                                     - использование лексики других стилей;                                               - использование средств художественной выразительности

Неограниченность в использовании словообразователь-ных моделей, частей речи

Неограниченность в использовании синтаксических конструкций

- художественно-образная речевая конкретизация;               - слово переводит понятие в образ

-эстетическая;               - эмоционально-образное воздействие

Литературные жанры:                 рассказ                повесть                 роман                  драма                  поэма                      стихотворение и др.

Научный

 

Ориентированность на научно-технический прогресс

- термины;                                             -  общеупотребительные слова;                                                          -слова с отвлеченным значением;                                                       -номенклатурные знаки (обозначающие единичные понятия)

- использование словообразовательных аффиксов;                               - служебные средства языка (союзы, частицы);                                    - использование во мн.ч. абстрактных и вещественных сущ.

- сложные предложения с подчинительной связью;                             - изложение от 1 лица мн.ч.

Обобщенность и отвлеченность языка научной прозы; логичность; незначительность авторского Я

Предельно ясно и точно донести информацию

Статья, монография, учебник, патентное описание, реферат, аннотация, каталог, справочник, инструкция

Публицистический

Обращена к злободневным проблемам общества: политическим, социально-бытовым, философским и т.д.

- нейтральная, общестилевая лексика,                                                       - концептуальная лексика;                     - эмоционально- оценочная лексика

- безличные глаголы                                 - краткие причастия

- лаконичность конструкций;                                      - построение по принципу «вопрос-ответ»;                - рубленые фразы;                    - присоединительные конструкции;                              -синтаксический параллелизм;                              -восклицательные предложения

Общедоступность, большая роль эмоционального, яркая выраженность авторского Я

Воздействие,    сообщение

Очерк, репортаж, статья, фельетон, заметка, интервью, рецензия

Официально-деловой

Обслуживает сугубо официальные сферы человеческих отношений; характеризуется определенным более или менее ограниченным кругом тем

- международные термины;                   - этикетные слова;                                - стандарты;                                - прямое значение слов

- безличные глаголы;                             - глаголы-связки (составляет и др.)

- исключение сложных конструкций

Обобщенность выражения

Информиро-вание

Выступление, доклад, дипломатические акты, законы, деловые бумаги, служебная переписка

Разговор-ный

Бытовая

- конденсаты (замена сочетаний одним словом);                              - дуплеты;                                              - слова-указатели;                           - существительные с опустошенным значением;                              - слова- «губки»;                                   - слова-эрзацы (заменяют точное значение)

- местоимения;            - отсутствие причастий и деепричастий;               - звательные формы;                               - усеченные глаголы

- простые предложения;                                    - неполные предложения;                                            - присоединительные конструкции;                                - сложные бессоюзные предложения;                          - дробления;                             - устойчивые построения

Отсутствие официальных отношений, непосредственность общения, неподготовленность

Коммуникативная функция непосредственного общения

Диалог, монолог («рассказ»), полилог

Слайд 2

  Типы   речи  (смысловые  типы  текстов).

. Повествование

Описание

Рассуждение

 тип   речи , в котором обычно сообщается о действиях и событиях, сменяющих друг друга во времени.

 тип   речи , в котором с разной степенью полноты указываются признаки и свойства различных предметов или явлений.

 тип   речи , в котором устанавливается причинная взаимосвязь событий и явлений. Рассуждение требует логически стройной системы доказательств, так как цель его – убедить адресата в чем-либо. Типичное рассуждение строится по схеме: тезис (положение, которое надо доказывать), аргументы ( доказательства, доводы), вывод (общий итог).

Способ связи предложений в тексте обычно цепной (1-2-3-4…)

Первое предложение содержит тему: указание на деятеля, явление природы и т.п. В нем могут быть слова как-то раз, однажды и др., обозначающие время и место события.

Используются формы глаголов совершенного вида, обозначающие действия, сменяющие друг друга во времени. Единичные формы глаголов несовершенного вида обозначают продолжительность или повторяемость действий.

Как средства связи предложений используются слова сначала, прежде всего, в первую очередь и т.п., обозначающие начало текста; затем, потом, после этого и др., обозначающие течение событий; наконец, в конце концов, в заключение и т.п., нередко заключающие текст.

Повествование может быть представлено серией назывных предложений

Способ связи предложений в тексте – параллельная связь ( 2 3 4 ).

Первое предложение содержит тему, следующие обозначают признак, свойство предмета речи, характеризуют какую-либо деталь общей картины. Описание чаще всего статично, неподвижно.

Используются глаголы несовершенного вида, составные именные сказуемые. Средства создания цельности и связности текста – однокоренные слова и лексический повтор. Преимущественно используются прилагательные и существительные с оценочным значением. Изобразительно-выразительные средства используются чаще, чем в других типах текстов.

Описание может быть представлено серией назывных предложений.

Последовательность аргументов может быть выражена словами во-первых, во-вторых и т.п., может быть обозначена абзацным членением.

После тезиса, сформулированного повествовательным предложением, могут стоять вопросы: почему? зачем? что это значит? , переход ко 2 части может начинаться со следующих предложений: И вот почему…, Это значит…, Это можно доказать (объяснить) так…

В качестве аргументов используются ссылки на авторитетных людей, цитаты из их произведений, пословицы и поговорки, выражающие народную мудрость, факты, события, примеры из личной жизни и жизни окружающих, промежуточные умозаключения, основанные на причинно-следственныхсвязях. При перечислении аргументов употребляются вводные слова с разным значением ( конечно, разумеется, возможно, самое главное, итак, следовательно, подводя итоги и т.п.) Во второй части рассуждения употребляются сложноподчиненные предложения с союзами потому что, так как, ибо, поэтому, вследствие того что и т.п.

В художественном стиле  тип   речи  рассуждение чаще всего встречается во внутренней речи персонажей и обычно содержит не все три части схемы рассуждения.

Слайд 3.

1. Определите стиль текста.
1)Научно-популярный
2)Публицистический
3)Художественный
4)Деловой        
                                                                                                                                                                                                                                                                    2. Какие типы речи представлены в тексте?                                                                                                                                                                                                 1) повествование с элементами описания и рассуждения;                                                                                                                                                                  2) повествование и рассуждение;                                                                                                                                                                                                               3) описание;                                                                                                                                                                                                                                                          4) рассуждение и описание

3. В каком предложении автор описывает наиболее яркое впечатление, полученное от рыбалки?                                                                                                                                                          1)5     2)9     3)11    4)12

Слайд 4.

1. 3

2. 1

3. 3

Слайд 5.

 Способы словообразования.

1. Аффиксальные способы, использующие в качестве средства словообразования словообразующие морфемы:                                                                                  1) приставочный: делать < пере-делать;                                                                                                                                                                                                             2) суффиксальный: синий < син-ев-а;                                                                                                                                                                                                                  3) постфиксальный: мыть < мыть-ся;                                                                                                                                                                                                                       4) приставочно-суффиксальный: стакан < под-стакан-ник;                                                                                                                                                                             5) приставочно-постфиксальный: бежать < раз-бежать-ся;                                                                                                                                                                              6) суффиксально-постфиксальный: гордый < горд-и-ть-ся;                                                                                                                                                                                         7) приставочно-суффиксально-постфиксальный: говорить < пере-говар-ива-ть-ся.                                                                                                                                    2. Неаффиксальные способы, использующие операционные средства словообразования:                                                                                                                                  1) сокращение: заместитель < зам,                                                                                                                                                                                                                                    2) сложение:                                                                                                                                                                                                                                                           а) сложносоставной способ: диван + кровать < диван-кровать;                                                                                                                                                                                     б) сложение: лес + степь < лес(о)степь.

Слайд 6.

4. Из предложения 8 выпишите слова, образованные приставочным способом.                                                                                                                                            5. Из предложения 8 выпишите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.                                                                                                                                                    6. Из предложения 8 выпишите слова, образованные суффиксальным способом.                                                                                                                                                                       7. Из предложений 1 – 7 выпишите слова, образованные путём сложения.

Слайд 7.

4. вширь, вперёд .                                                                                                                                                                                                                                                     5. растечься,  прибрежные.                                                                                                                                                                                                                                               6. стеснённая, устремляется, обрызгивая.                                                                                                                                                                                                                            7. медно-красной, пол-литровая.

Слайд 8.

8. Из предложений 3 – 4 выпишите наречие времени, которое необходимо отличать от местоимения с предлогом.                                                                                                                          9. Из предложений 10-11 выпишите частицу.                                                                                                                                                                                                 10. Из предложения 13 выпишите наречие, образованное приставочным способом.                                                                                                                                 11. Из предложений 10-13 выпишите прилагательное в форме составной сравнительной степени.                                                                                                                                                      12. Из предложений 1-2 выпишите указательное местоимение.                                                                                                                                                               13. Из предложений 3-4 выпишите предлог из второго простого предложения, входящего в состав сложного.                                                                                                                                   14. Из предложений 7-9 выпишите числительное.                                                                                                                                                                                             15. Из предложения 8 выпишите причастие.                                                                                                                                                                                                      16. Из предложений 10-13 выпишите глагол в форме настоящего времени, единственного числа, 2-го лица.

Слайд 9.

8. затем.                                                                                                                                                                                                                                                                9. и вот.                                                                                                                                                                                                                                                                               10. невольно.                                                                                                                                                                                                                                                             11. более густым.                                                                                                                                                                                                                                                          12. это .                                                                                                                                                                                                                                                                        13. меж.                                                                                                                                                                                                                                                                       14. в одном.                                                                                                                                                                                                                                                                    15. стеснённая.                                                                                                                                                                                                                                                                    16. замечаешь.

Слайд 10.

Типы связи в словосочетании.

    Согласование — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное (т. е. согласуется с главным словом в роде, числе и падеже или в числе и падеже). Например: глубокая река, глубокий пруд, глубокое озеро, глубокого озера, глубокую реку, глубокие реки и озера, глубокими озерами и т. д. При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова.
    
Управление — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже независимо от того, в какой форме стоит главное слово. Например: читать книгу; читал, читала, читали, читает, читай, читающий, читая книгу. При управлении с изменением формы главного слова зависимое слово не изменяется (остается в том же падеже).
   
 Примыкание — это такой вид подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова: наречия, деепричастия, неопределенная форма глагола (инфинитив) и притяжательные местоимения его, ее, их. В словосочетании со связью примыкание зависимое неизменяемое слово соединяется с главным только по смыслу. Например:правдиво изобразить, правдиво изобразивший; по-осеннему хмурый, по-осеннему хмурого; собрался сделать, соберутся сделать; его дом, его дому.

Слайд 11.

17. Из предложения 12 выпишите словосочетания со связью управление.                                                                                                                                                        18. Из предложения 9 выпишите словосочетания со связью согласование.                                                                                                                                               19. Из предложения 12 выпишите словосочетания со связью примыкание.                                                                                                                                                 20. Среди предложений 1-7 найдите простое односоставное безличное. Напишите номер этого предложения.                                                                                                                                  21. В первом абзаце найдите предложение с причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.                                                                                                                                         22. Среди предложений 1-5 найдите простое предложение с однородными сказуемыми. Напишите номер этого предложения.                                                                                                      23. Среди предложений 9 – 12 найдите простое предложение, осложнённое обособленным определением. Напишите номер этого предложения.                                                                       24. Определите тип сказуемого в первом простом предложении.                                                                                                                                                                                  25. Укажите номер предложения, соответствующего характеристике: «простое предложение с однородными членами, одним причастием и двумя деепричастными оборотами».                                                                                                                                                                                                                                  26. Среди предложений 1-8 найдите сложноподчинённое предложение с двумя придаточными.                                                                                                                                    27. Среди предложений 4-10 найдите предложение, осложненное сравнительным оборотом. Напишите номер предложения.                                                                                      28. Определите вид первого придаточного предложения в сложноподчинённом предложении 2.                                                                                                                                  29. Определите вид придаточного предложения в сложноподчинённом предложении 11.                                                                                                                    1) определительное   2) образа действия     3) места   4) времени                                                                                                                                                                            30.  Какое из предложений 3-9 связано с предыдущими при помощи союза? Напишите номер этого предложения.                                                                                                                 31. Среди предложений 8-13 найдите предложение, которое связано  с предыдущим с помощью указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.17.

Слайд 12.

17. тронулись в путь, обрадованные улову.                                                                                                                                                                                                             18. отчаянное клокотание, самое отчаянное.                                                                                                                                                                                                         19. искренне обрадованные, неожиданно богатым, немедленно тронулись.                                                                                                                                                        20. 6                                                                                                                                                                                                                                                                     21. 1                                                                                                                                                                                                                                                                                 22. 4                                                                                                                                                                                                                                                                               23. 12                                                                                                                                                                                                                                                                        24.  Составное именное сказуемое                                                                                                                                                                                                                                       25. 8                                                                                                                                                                                                                                                                             26. 2                                                                                                                                                                                                                                                                          27. 6                                                                                                                                                                                                                                                                       28. придаточное условия                                                                                                                                                                                                                                       29. 1                                                                                                                                                                                                                                                                              30. 6                                                                                                                                                                                                                                                                      31.13

Слайд 13.

Заполнить таблицу

Примеры

Фразеологизмы

Синонимы

Антонимы

Паронимы

Эмоционально окрашенные слова

 Домашнее задание.

1. Составить таблицу изобразительно-выразительных  средств.

Название

Определение

Примеры

2. Повторить стили/типы речи;

типы словосочетаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.

Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире,  для закрепления навыков анализ текст...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».

Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...