Рабочая программа элективного курса по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Колабаева Людмила Петровна

Подготовка учащихся 10 класса к ЕГЭ по русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                      Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

                                                               Таловская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено на заседании МО

Протокол № 1

от «26» августа 2016 г.:

____________________

подпись руководителя МО

               Согласовано

               с зам. директора по УВР

               _____________  /Т.А.Черноухова/

               «29» августа 2016 г.

                               «Утверждаю»:

                               Директор школы

                               _____________ /М.С. Алиев/

                                Приказ № 72-а

                                от «31» августа 2016 г.

                                                                                       РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                                              элективного курса по русскому языку

                                                                            «Текст как вершина речевой культуры»

        Класс: 10В

        Кол-во часов в году: 34

        Составитель: учитель русского языка и литературы Колабаева Л. П.

                                

                                                                                2016-2017 учебный год

         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Элективный курс «Текст как вершина речевой культуры» составлен в соответствии с   требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования, целями и задачами обучения на III ступени среднего (полного) общего образования базового уровня и направлен на подготовку   обучающихся 10-11 классов к государственной (итоговой) аттестации.

Программа элективного курса   рассчитана на     34 часа.  Предлагаемая программа элективного курса составлена в соответствии с программой по русскому языку для 10-11 классов средней школы и учитывает специфику КИМов Единого государственного экзамена.

Курс включает в себя основные разделы основной и средней школ по русскому языку и ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к этому курсу и углубляющих его по основным идейным линиям. Материал элективного курса подобран таким образом, чтобы обеспечить обобщающее повторение основных тем курса, углубить и расширить знания обучающихся.

        Программа элективного курса направлена на реализацию личностно ориентированного обучения и основана на системно-деятельностном подходе к образованию школьников. Элективный курс предусматривает овладение обучающимися способами деятельности, методами и приемами решения тестовых заданий по русскому языку и анализу текста, что способствует расширению и углублению знаний по русскому языку и обеспечивает подготовку обучающихся 10-11 классов к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

         Методика реализации курса основывается на практико-ориентированном и культурологическом подходе к обучению. Реализацию содержания предпочтительно осуществлять на основе технологии проблемного обучения.

         Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают фронтальные, групповые, индивидуальные формы обучения. Из дидактического обеспечения необходимо наличие сборников учебно-тренировочных материалов для подготовки к ЕГЭ.

Программа курса направлена на повышение уровня лингвистической культуры старшеклассников.

 На занятиях элективного курса предполагается использовать активные методы обучения, предусматривающие самостоятельную работу обучающихся по овладению способами деятельности, методами и приемами решения тестов по русскому языку. Учебные занятия по данной программе дополнительного образования делятся на теоретические и практические, причем значительная часть теоретических занятий, проводимых в виде проблемных лекций, ориентирована на активную познавательную и исследовательскую позицию учащихся, таким образом реализуется поисковая модель обучения. На теоретических занятиях учитель представляет учебный материал на высоком уровне систематизации языковых единиц.   Большое внимание в программе курса уделяется формированию у учащихся универсальных учебных действий: поиск информации при работе со справочной литературой, обработка информации.

          Важная роль отводится в программе курса комплексному анализу текста. Данный вид работы предполагает не только выработку практических навыков грамотного письма, но и формирует познавательные (работа с информацией, выполнение логических операций), регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция) и коммуникативные (речевая деятельность, навыки сотрудничества) универсальные учебные действия.

Применение алгоритмов рассуждений ни в коем случае не должно носить характер навязанных учителем догматических предписаний. Знания для данной практики становятся ценными лишь в случае косвенного воздействия знаний на практику, знания норм и правил создания творческих работ (сочинений) никак не могут подменить творческую активность учащихся, их самовыражение в конструируемом тексте.

          Эффективным для лингвистического и речевого развития учащихся является такое введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями лингвистической и творческой практики. Ученик должен уметь правильно и полно понять задание ЕГЭ, четко сформулировать для себя задачу, и новые знания теории помогут ему в решении этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий уровень мотивации учащихся при обращении к теории и ведет к более полному и глубокому ее усвоению.

Данный курс поможет формированию ценностно-мировоззренческой компетентности при помощи таких форм деятельности, как многоаспектный анализ текста, речевой компетентности за счет письменных творческих работ, алгоритмизации процесса обучения.

          Подбор изучаемого материала является важным условием придания обучению проблемного характера. Каждый последующий этап включает в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие теоретического осмысления.

При всей важности освоения теоретических знаний следует учитывать, что они являются средством для достижения главной цели обучения, основой для практических занятий. Главным методическим принципом организации творческой практики учащихся выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Основным видом таких заданий является сочинение в жанре рецензии или эссе.Его написание представляет собой сложную творческую деятельность, состоящую из следующих основных действий:

•    понимание содержания исходного текста;

•    языковой анализ исходного текста;

•    изложение собственного мнения;

          При этом соблюдаются орфографические, пунктуационные, языковые, речевые нормы, речь должна быть точной и выразительной, а тексту должна быть присуща смысловая цельность и композиционная стройность. Каждое из этих действий, в свою очередь, делится на ряд операций, т. е. осуществляется опора на дидактический принцип расчленения сложной задачи на простые составляющие.

Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика.        

        Используемые методические приемы:

- прием объяснения учащимся собственных действий, а также прием совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы, с педагогом или другими учащимися (при индивидуально-групповой форме занятий) помогают расширить представления о средствах, способах, возможностях данной творческой деятельности и тем самым способствуют развитию воображения, мышления, логики, коммуникативной компетенции;

- прием оценки и самооценки призван культивировать чувство творческой неудовлетворенности, основанное на противоречии между идеальным образом данной работы и ее конкретным воплощением. Это чувство заставляет автора вновь обращаться к уже готовому тексту с целью его усовершенствования, и тем самым оно становится психологической основой для развития речевой культуры и коммуникативной компетенции;

- прием стимулирования творческой деятельности, направленных на  создание  обстановки, располагающей к творчеству: подбор посильных учащемуся творческих заданий, проблемная ситуация, разнообразие форм деятельности, эвристических приемов;

- создание на занятиях доброжелательного психологического климата,  индивидуальный подход.

          Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме коллективного обсуждения творческих работ учащихся во время проведения итоговых практических занятий, когда работы самих же учащихся по конкретной теме тиражируются и корректируются группой или индивидуально. В процессе анализа работ происходит обсуждение оригинальности замысла и глубины его воплощения автором, сравнение различных способов решения поставленных задач.

 Цель курса: дать знания по стилистике русского языка и сформировать на их основе умения и навыки стилистического анализа текста в свете подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Поставленная цель реализуется в ходе выполнения следующих задач:

  1. Формирование навыка определения типа речи, исходя из логической основы типа речи, функции, языковых особенностей.
  2. Формирование навыка определения стиля текста, в опоре на экстралингвистические факторы и языковые особенности.
  3. Предупреждение и преодоление речевых и грамматических ошибок в устной и письменной речи.
  4. Совершенствование умений и навыков по созданию письменного высказывания на спецкурсе по русскому языку.
  5. Рост речевой культуры школьника.
  6. Формирование навыка использования нормативных словарей и справочной литературы.  

  Задачи курса:

  • формирование представлений о русском языке как о духовной, нравственной ценности народа;
  • развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  • освоение знаний о языковых нормах и их разновидностях;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка при выполнении тестовых заданий и творческой работы;
  • повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

         Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела, темы

Всего часов

1

 Текст как речевое произведение

11

2

 Лексическое богатство русского языка.

8

3

 Образность речи

5

4

 Стилистика частей речи.

8

6

Зачетные работы

2

Итого:

34

   Содержание программы

Раздел 1. Текст как речевое произведение (11 часов)

Введение. Текст как речевое произведение. Тема. Идея. Ключевые слова, однотематическая лексика. Способы связи между предложениями в тексте. Средства межфразовой связи. Смысловая и композиционная целостность текста: микротема, композиция.

Типы речи: повествование, рассуждение, описание. Схемы типовых фрагментов текста.

Стили речи. Сфера общения. Функция стиля. Признаки стиля. Языковые средства всех стилей.

Стилистического анализа текста. Определение стиля текста, указав внеязыковые и стилеобразующие факторы стиля. Определение типа речи. Характеристика языковых средств текста с учётом его стиля и типа речи. Определение композиционной формы (схемы) текста типа повествования, описания, рассуждения: определить тему, идею, текста, выделить в тексте микротемы в форме ключевых предложений и составить синтаксическую модель текста на основе его композиционной схемы (план).

Сочинение-рассуждение как жанр школьного сочинения. Составление плана. Написание сочинения-рассуждения.

Раздел 2. Лексическое богатство русского языка (8 часов)

Слово. Лексическое значение слова. Описание лексических возможностей языка. Лексическая сочетаемость. Речевая избыточность и недостаточность. Стилистическое использование многозначных слов.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Виды омонимов, их экспрессивное использование в художественном произведении для усиления изобразительности, для создания комического эффекта. Стилистическое употребление синонимов и антонимов в тексте. Контекстуальные синонимы и антонимы.

Стилистическая окраска слов. Принадлежность слов к тому или иному стилю. Оценочная лексика.

Стилистическая оценка новых и заимствованных слов. Стилистическое использование новых и заимствованных слов.

Предупреждение речевых ошибок. Комплексный языковой анализ.

Раздел 3. Образность речи (5 часов)

Какую речь называют образной? Стилистическое использование тропов речи в художественном произведении. Эпитеты. Сравнения. Метафоры. Метонимия. Синекдоха. Олицетворения. Гипербола. Перифраза.

Стилистические фигуры речи. Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью. Полисиндетон. Асиндетон. Градация.  Анафора. Эпифора. Эллипсис. Инверсия. Риторический вопрос. Риторическое восклицание. Умолчание. Параллелизм. Наблюдение за использованием этих стилистических фигур в текстах разных стилей.

Роль слова в художественном тексте. Наблюдение за использованием тропов и стилистических фигур в художественном произведении.

Раздел 4. Стилистика частей речи (8 часов)

Формы имен существительных. Стилистическое использование грамматических категорий имени существительного (род, число, падеж).

Формы имен прилагательных. Образная функция имен прилагательных в произведениях. Употребление кратких и полных прилагательных.

Формы имен числительных. Падежные формы имен числительных. Экспрессивная роль в художественном тексте.

Формы местоимений. Неоправданное употребление местоимений в речи.

Формы глагола. Грамматические категории как источник выразительности речи: категория времени, наклонения, вида, лица.

Предупреждение грамматических ошибок. Исправление грамматических ошибок в тексте. Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате успешного изучения курса:

Обучающиеся должны знать:

- алгоритмы выполнения тестовых заданий ЕГЭ;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  Обучающиеся должны уметь: 

- владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим), текстов разных стилей и жанров;

- извлекать необходимую информацию из различных источников;

- отбирать и систематизировать материал на определенную тему;

- создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров;

- свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста;

- адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.

  Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Количество часов.

Дата проведения

по плану

фактически

1

Введение. Текст как речевое произведение  .

1

2

Типы речи: повествование, описание, рассуждение  

1

3

Типы речи: повествование, описание, рассуждение  

1

4

Стили речи  

1

5

Стили речи  

1

6

Стилистический анализ текста.

1

7

Стилистический анализ текста. .

1

8

Сочинение-рассуждение как жанр школьного сочинения  

1

9

Сочинение-рассуждение как жанр школьного сочинения.

1

10

Сочинение-рассуждение как жанр школьного сочинения.

1

11

Сочинение-рассуждение как жанр школьного сочинения  

1

12

Слово. Лексическое значение слова  

1

13

Слово. Лексическое значение слова  

1

14

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Стилистическая окраска слов.

1

15

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Стилистическая окраска слов.

1

16

Зачетная работа №1 по теме «Лексика».

1

17

Употребление новых и заимствованных слов.

1

18

Употребление фразеологизмов.

1

19

Употребление фразеологизмов  

1

20

Какую речь называют образной?

1

21

Какую речь называют образной?

1

22

Роль слова в тексте.

1

23

Роль слова в тексте.

1

24

Стилистические фигуры речи.

1

25

Стилистические фигуры речи.

1

26

Формы имен существительных.

1

27

Формы имен существительных.

1

28

Формы имен прилагательных.

1

29

Формы имен числительных.

1

30

Формы местоимений.

1

31

Формы глагола

1

32

Предупреждение грамматических ошибок.

1

33

Предупреждение грамматических ошибок.

1

34

Зачетная работа №2 по теме  «Грамматика».

1

Корректировка программы

Кол-во часов

Дата

Причина корректировки

Способы корректировки

       

            Список литературы

  1. Анализ художественного произведения в школе. Л., 2010 год.
  2. О.В. Загоровская, О.В. Григоренко. Русский язык пособие-практикум для подготовки к единому государственному экзамену. Воронеж Издательско-полиграфический центр «Научная книга» ,2012
  3. Арефьева С.А. Рецензия как жанр школьного сочинения. – Йошкар-Ола, ЛИК ПРЕСС, 2002 г.
  4. Безымянная О.М. Диктанты с комплексным анализом текста. М.,2003 год.
  5. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М., «Русский язык»,1  
  6. Горшков А.И. Русская словесность: от слова к словесности. 10-11 класс, учебник для общеобразовательных учреждений. М., 2001 год.
  7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты хорошей речи. – М: «Международные отношения», 1993 г.
  8. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. М.Айрис пресс, 2006 г.
  9. Шанский Н.М. В мире слов. М, «Просвещение», 1985 год.