Преподавание русского языка в рамках ФГОС.
статья по русскому языку по теме

Наше время востребовало нового человека – не только исполнителя, но и  исследователя проблем. Конкурентоспособность и безопасность личности и нации определяются сегодня  формированием личностных и метапредметных умений: самостоятельной организацией собственной деятельности по решению задач и проблем, готовности к изменению, самовоспитанию и саморазвитию. В силу этого особую значимость приобретает введение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения, которые предполагают реализацию развивающего потенциала обучения. При этом результатом образования становятся не столько сами знания по конкретным дисциплинам, сколько умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. И наша задача  – воспитать творческую личность, способную делать собственный поиск, собственные открытия, решать проблемы и  принимать решения. Русский язык как учебный предмет занимает важнейшее место в школьном образовании. Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, то и первые уверенные шаги в новых условиях он сможет сделать в более сжатые сроки. И, конечно же, чему бы мы, педагоги, ни учили, нужно помнить о воспитательной основе знаний: знания должны, в первую очередь, питать душу ребёнка, а лишь потом - его голову. А чтобы процесс введения ФГОС протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prepodavanie_russkogo_yazyka_v_ramkah_fgos.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Преподавание русского языка в рамках ФГОС.

Наше время востребовало нового человека – не только исполнителя, но и  исследователя проблем. Потребности в  социальной адаптации и самореализации личности и развития общества   выдвигают на первый план новые требования к результатам образования. И наша задача  – воспитать творческую личность, способную делать собственный поиск, собственные открытия, решать проблемы и  принимать решения.

            Именно поэтому сегодня актуальной стала тема преподавания русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО нового поколения: новое время потребовало  качественных изменений в области преподавания русского языка, новых подходов к организации учебного процесса в школе. Главная цель уроков русского языка заключается сегодня в создании условий, формирующих ученика как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Наша  роль учителя-словесника становится более сложной, требующей не только знания русского языка, но и умения использовать разнообразные педагогические технологии и средства обучения для организации самостоятельной деятельности школьников с учетом их индивидуальности.

Думаю, каждый учитель свой педагогический опыт осмысливает в новых условиях, в условиях перехода на образовательные стандарты второго поколения.

                  Русский язык как учебный предмет занимает важнейшее место в школьном образовании. Метапредметные образовательные функции русского языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия этого предмета на формирование личности ребенка в процессе обучения. От успешности в его изучении зависит не только освоение других дисциплин, но и формирование умений ориентироваться в огромном потоке информации, адекватно ее оценивать, грамотно использовать, принимать обоснованные решения, ясно и четко выражать собственные мысли.

              Урок – это та часть учебного процесса, где реализуются все основные проблемы обучения, воспитания и развития личности. Эффективный и творческий урок требует серьезной психолого-педагогической и методической подготовки учителя, и какими бы хорошими ни были программы, учебники и методические пособия, плохой урок все испортит.

    В связи с введением ФГОС работа учителя меняется: педагог переходит от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором каждый ребёнок становится активным субъектом мотивированной сознательной учебной деятельности. Поменялась моя роль на уроке: от источника информации  я перешла в разряд проводника информации.

     К примеру, я при подготовке к урокам планирую не только свою деятельность, но и деятельность обучающихся. И строю уроки с применением компетентностно-ориентированных заданий. Это деятельностные задания, они моделируют жизненную ситуацию, и строятся на актуальном для школьников материале.

     Считаю одним из ведущих методов обучения системно–деятельностный подход, при котором ученики являются главными «действующими героями» на уроке, ведут самостоятельный поиск, в процессе которого приобретается опыт целеполагания, достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, опыт коммуникативного воздействия. Главный принцип деятельностного подхода - научить учиться - был обозначен ещё Л.Н.Толстым: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений».

                Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является создание проблемных ситуаций на уроке. На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, смысл которого заключается в том, что ребёнок получает знания не в готовом виде, а «добывает» их в процессе своего труда. В процессе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, 

коммуникативные действия. С целью формирования универсальных учебных действий  я применяю такие  педагогические технологии как  технология перспективно-проблемного обучения; модульные технологии; информационно-коммуникативные технологи, технология развития критического мышления.Я использую  и такие приёмы в работе как «Верные-неверные утверждения», «Прогнозирование», «Знаю – хочу узнать – узнал – научился». Кроме того, для эффективной организации процесса обучения я применяю разные  методики  преподавания в каждом классе в соответствии с познавательными возможностями своих учеников,  изобретаю  приемы и средства педагогической техники. От использованных на уроке и внеурочное время средств, методов, технологий обучения во многом зависит степень глубины и прочности знаний учащихся.

         Технология «Метод проектов». Применяю данную технологию в своей работе на уроках литературы, начиная  с 5 класса. Что такое проект? Это работа, направленная на решение конкретной проблемы, совместная учебно-познавательная работа, творческая или игровая деятельность учащихся – партнёров, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы. Сначала выбираем тему проекта, его тип, форму, количество участников. Далее продумываю возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с моей подачи (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением. В итоге получаются очень продуктивные и интересные уроки. Ребята относятся к ним серьёзно, готовят рефераты, доклады, сообщения. Этот вид работы способствует повышению культуры речи, так как в ходе исследовательской работы, учащиеся обогащают свой словарный запас, готовятся к устной защите.

              В своей практике использую различные методы обучения: словесные, которые дают возможность задать высокий уровень теоретических знаний; наглядные (демонстрации, иллюстрации, просмотр видеоматериалов), позволяющие активизировать ребят с наглядно-образным мышлением, практические (исследовательские задачи), которые формируют практические навыки, создавая одновременно широкий простор для творчества. На мой взгляд,  проблемно–поисковые методы более приемлемы для  развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческих способностей учащихся.

               Использую различные формы организации и проведения урока:

- урок-мастерская, экскурсия, исследование, конференция, путешествие, семинар, лекция;

- урок развития речи по обучению анализа поэтического текста или эпизода художественного произведения;

- урок-изучение нового материала, повторения, обобщения, комбинированный урок;

- использование на уроке коллективной, индивидуальной и групповой форм работы; 

Попадая в  необычную  ситуацию,  ребенок включается в деятельность, сотрудничество  с   учителем,    при этом создается положительный эмоциональный  фон.  

      Одна из основных сложностей при обучении  литературе - написание сочинений. Иногда    такое  домашнее  задание    превращается   в

катастрофу  для  всей  семьи. Чтобы этого не произошло,  надо  провести  на  уроке  серьезную  подготовительную  работу. Научиться  писать  сочинение  - значит  научиться  мыслить,  видеть,  анализировать  увиденное, услышанное и прочитанное.

Хочется рассказать  ещё об одной инновационной методике  - совместном поиске.

Обязательным этапом работы над любым (художественным и нехудожественным) текстом является читательская реакция: обмен мнениями. Это умение читателя извлечь из соприкосновения с текстом не только информационный пласт, но и проблемный, и эмоциональный. Реакция на текст, безусловно, будет более активной, если всячески ее стимулировать вопросами, охватывающими три направления:

– На что обратили внимание в тексте? Что запомнилось больше всего? Как думаете, почему?

– Какие мысли возникли в связи с тем, что больше всего запомнилось?

– Какие чувства испытали?

Однако иногда в тексте имеются интересные и важные места, которые учащиеся могут пропустить. Именно в этом случае может помочь дискуссия "совместный поиск", когда на обсуждение выносится тема и идея произведения в целом. Проблемный вопрос для совместного поиска может заранее подготовить учитель, но лучше, если он возникнет у учащихся в результате обмена мнениями о прочитанном.

Когда вопрос сформулирован и записан, каждый присутствующий в классе обдумывает в течение заданного времени свой ответ и записывает его в тетрадь. Это дает возможность не только четко, понятно сформулировать мысль, но и вовлекает в работу всех учащихся, а не только активную, мотивированную часть класса. Только после этого может начаться дискуссия. Прошу учащихся обменяться мнениями, озвучив свой ответ на вопрос. Включать каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков – вот моя цель. Помогают достичь ее так называемые опорные схемы. Опорные схемы– это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, чертежа, рисунка.

        При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:

1 ассоциативный ряд;

2 опорный конспект;

3 групповая дискуссия;

4 чтение с остановками ;

5 кластеры;

6 синквейн;

7 эссе;

8 ключевые термины;

9дидактическая игра;

10 исследование текста

11 работа с тестами;

12 нетрадиционные формы домашнего задания.

         Очень важно научить школьника основам самообразования, показывать практическую направленность знаний, получаемых на уроках русского языка и литературы, учить анализировать прочитанное, видеть проблему текста, мыслить широко, перспективно, видеть роль, место и значимость языка и литературы в общечеловеческой культуре. Новым смыслом урока является   решение проблем самими школьниками через самостоятельную  познавательную деятельность. Проблемный характер урока  с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, так как учащиеся приобретают умения  решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом. На мой взгляд, слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создает условия для смены видов деятельности обучающихся, позволяет реализовать принципы здоровьесбережения. Выбор технологии  зависит от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся следующие технологии: проектная технология, технология проблемного обучения, информационно-коммуникационная, технология развития критического мышления, игровые технологии, модульная технология, технология мастерских. Я изучила их и стараюсь  применять в своей практике.На уроках литературы применяю приёмы анализа литературного произведения, сопоставления вариантов поэтического текста, активизации познавательной деятельности, рефлексии; методику использования опорных конспектов, схем, модульного обучения; приёмы, обеспечивающие реализацию метода творческого чтения: выразительное чтение, комментированное чтение, аналитическая беседа, диспут, творческие задания по личным впечатлениям, постановка на уроке учебной проблемы; приёмы составления синквейнов и «заметок на полях». Практикую на своих уроках сочинения-миниатюры, сочинения-рассуждения о нравственных понятиях: о совести, милосердии, сострадании, благородстве. Вся система работы над художественным произведением на уроках, а также внеклассная работа и внеурочная деятельность способствуют становлению личности, любящей свой край и своё Отечество, знающей русский язык, уважающей свой народ, его культуру и духовные традиции.

            Использование ИКТ на уроках даёт возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению учебного материала. Увеличивается объём материала за счёт экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются метапредметные связи. Но, пожалуй, самое главное преимущество использования ИКТ на уроках - повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся.На уроках по развитию речи при написании сочинения по картине, при описании природы, внешности человека, презентации играют важную роль визуального восприятия. Мультимедийные презентации использую и с целью демонстрации занимательного материала (логические задачи, ребусы, кроссворды); а также при организации словарной работы (толкование, проверка правописания) на этапе контроля (тестовые задания).

    Мультимедийная презентация - самый быстрый и современный способ донести любую информацию. Она дает возможность четко, ярко, быстро и интересно подать и соответственно получить нужную нам информацию, оживить любой материал и упростить восприятие, быстро ознакомиться с наиболее важной информацией, проводить физкультурные минутки. Динамичная и продуманная подача любых разработанных материалов в презентации подымает интерес учащихся.

Часто использую презентации, которые  содержат различные видеофрагменты и озвучиваются профессиональными дикторами.

Использование аудиосредств в учебно-воспитательном процессе, на мой взгляд, играет важную роль, мы можем помочь ученику понять внутренний мир писателя, передать состояние героя. На уроке о жизни и творчестве Л.Н.Толстого, говорю не только о том, что будущий писатель усиленно занимался игрой на фортепиано, но и знакомлю с «Патетической сонатой Бетховена», которую так любил писатель слушать в детстве. Работа с аудиотекстами позволяет развивать слуховую память, что в дальнейшем поможет ученикам написать изложение.Фрагменты фильмов, используемые на уроках литературы, способствует эмоциональному восприятию и пониманию идейного замысла писателя.Информационная культура - важная составляющая общей личностной культуры. Главная цель – показать детям, что в сети Интернет есть сайты с интересным познавательным содержанием о семье, традициях, культуре.Электронная техника на уроке русского языка и литературы ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, служит развитию у ребёнка повышенного интереса к нему.

     Переход на ФГОС    требует от учителя принципиальных изменений в работе. Учитель не даёт готовое, он перестаёт быть единственным носителем знаний, он лишь проводник в мире информации. ФГОС дают возможность учащимся на уроках и во время внеурочной деятельности делать свой выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор. Научить учиться – вот главный принцип работы учителя в современной школе.

        В заключение хочется сказать, что применение инновационных методик обучения на уроках литературы включает обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность, связанную с анализом, синтезом, оценкой; а также формировать такие качества высокоразвитой языковой личности, как способность исследовать текст в различных аспектах, извлекать необходимую информацию из различных источников, создавать устные и письменные высказывания, отвечающие целям и условиям коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные вопросы преподавания английского языка в рамках ФГОС

ряд требований, предъявляемых к современному уроку иностранного языка:...

Методологические рекомендации преподавания русского языка в условиях ФГОС ООО

В данной работе представлены рекомендации для общеобразовательных учреждений по разработке системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общег...

Преподавание иностранного языка в рамках ФГОС. Игровые технологии как средство стимулирование познавательной активности обучающихся и повышения качества преподавания иностранного языка.

Преподавание иностранного языка в рамках ФГОС. Игровые технологии как средство стимулирование познавательной активности обучающихся и повышения качества преподавания иностранного языка....

Рабочие программы по русскому языку в рамках ФГОС

Рабочая программа по русскому языку ФГОС  для 5 класса  к учебнику Т.А. Ладыженской...

Модульные технологии при преподавании родного языка в рамках ФГОС

Основная задача современной школы состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами...

модульные технологии при преподавании родного языка в рамках ФГОС.

Модульные технологии при преподавании родного языка в рамках ФГОСОсновная задача современной школы состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребно...

модульные технологии при преподавании родного языка в рамках ФГОС.

Модульные технологии при преподавании родного языка в рамках ФГОСОсновная задача современной школы состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребно...