Урок в 5 классе "Правописание приставок на з/с".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Урок по ФГОС 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_sobst._pristavki_na_z-s.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема :   Буквы з-с на конце приставок
Учитель: Н.В. Дубовик

Дата___________________

Класс: 5А

  • Цели: познакомить учащихся с орфограммой «Правописание з и с на конце приставок»;
  • формировать умение определять условия выбора букв з - с на конце приставок;

 Планируемые результаты:

Личност.:  формирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания.

Метапредм.: определять тему урока,  цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

Предмет.: знать правило написания з-с на конце приставок, знать о единообразном написании приставки с, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний, уметь работать со словарями различных типов.


Тип урока – урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.
Ход урока.

  1. Орг. этап.         

                                    Язык может быть другом, если ты его знаешь

                                              и безукоризненно владеешь им, он может      

                                              быть и врагом, если ты глух к языку.

                                                                                    (В. Боков)

  1. МОД

         

(определение учащимися темы и цели урока). Обращаю  внимание учащихся на эпиграф, предлагаю подумать над смыслом этих слов.

                       

От шутливого к серьёзному.

        А) Ответьте на вопрос:

Как  безграмотного человека превратить в грамотного, бессильного в сильного?

        Б) Исходя из ответа, сформулируйте тему урока

        «Правописание приставок, оканчивающихся на з/c- ».

  1. Целеполагание:

А каковы же будут цели урока:

А) Нужно быть внимательным к слову (исходя из работы над эпиграфом);

Б) Необходимо определить, когда будем писать букву З на конце приставки, а когда -  С (вывести правило);

В) закреплять изученное, т. е. тренироваться в написании слов с такими приставками.

(Планирование) С чего  начали, что будем делать дальше, чем закончим?

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Сначала мы  проведём небольшую разминку.

  1. Над каким большим разделом языкознания мы работаем? ( морфемикой)
  2. Что изучает морфемика? ( морфемы, значимые части слова)
  3. Какие морфемы вам  изветсны? ( приставки, корни, суффиксы, окончания.
  4. Что такое корень?
  5. Что такое приставка? И т.д.

1. Запишите слова в два столбика

безграничный                   бескрайний

разбросать                         распустить

известить                           испортить                 Ошибались? Поднимите руку,

вздыхать                            вспомнить                если да. Почему ошибались?

возместить                        восхождение

низвергать                             ниспадать

5.Работа по теме, открытие нового.

Задания

1.        Сравните написание приставок.

2.        Отличается ли написание З/С в этих приставках от произношения?

3.        Почему одна и та же приставка в одном случае пишется через букву З, а в другом – через букву С?

Развить – расфасовать, разбросать – расписать, разгадать – раскупать, раздать – растолкать.

- Какой вывод можно сделать? Формулируют правило:

Приставки на З пишутся перед звонкими согласными, приставки на С перед глухими согласными.

- Давайте познакомимся с правилом, которое предлагают нам авторы учебника с.29 параграф 83

6. Этап первичной проверки понимания изученного

        1.        Подберите к каждому «отрезку» слова подходящую приставку.

- Запишите полученные слова, выделяя приставку.

..цветающий, ..мерить, ..дельник, ..ведчик, ..править, ..кипеть, ..бираться, ..пахать, ..шумный, ..бедный, ..жигать, ..порядок.

        2.        От данных прилагательных образуйте новые слова с приставкой

без-/бес-:

Ответный, грамотный, сильный, обидный, деятельный, заветный, вкусный, конечный, крайний, сердечный.

Упр.437

Физминутка

     Встали, развернулись вправо, развернулись влево, растянулись, сбросили усталость.

Объясните написание данных слов, можно ли применить сформулированное вами правило Ко всем этим словам? Почему? (Работа в группах с последующим выступлением представителя от каждой группы).

1.        Какой тип речи вы использовали, отвечая на вопрос? (Рассуждение)

2.        Почему?

Сгореть, сжимать, сбить, сдать, слезть.

  Подчиняется ли правилу, которое мы вывели эти слова?

- В чём коварство приставки С?

   Запомните: здесь, здание, здоровье.

7. Включение в систему знаний.

Задание общее для всех групп: придумайте прилагательные с приставкой БЕЗ- и БЕС, сформулируйте правило их написания.

(без) шума -     ………………………….     (бесшумный)

(без) цвета -     ………………………...       (бесцветный)

(без) радости -  ……………………………

(без) вкуса -       …………………………….

(без) края -          ……………………………

(без) платы -       ……………………………..

(без) числа -       ……………………………..

(без) предела -    …………………………….

(без) страха -     ………………………………..

(без) пользы -    ……………………………….

(без) сна -             ……………………………..

Вывод:  отличай предлог БЕЗ от приставок БЕЗ- и БЕС-.

8.  Тестовые задания.

Тестовые задания

I. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется

буква З.

1) ра..жевать,  ра..бушеваться,  бе..донный, бе..заветный;

2) бе..заботный, бе..граничный, ра..целовать, бе..грамотный;

3) бе..молвный, и..тратить, во..вратить, ра..хвалить.

II. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется С.

  1. ра..сечь,  ра..цвёл, во..стать,  ..доровье;
  2. бе..примерный,   в..плеск,  .. беречь,  ..дание;
  3. ..бегать,  ра..щепить,  бе..просветный,  ..делка.

III. Укажите строчку, где все слова с орфограммой приставки на З и С.

  1. сгребать, бесхитростный, нарисовать, возвещать;
  2. восход, бескозырка, испуг, возрасти;
  3. погрузить, возглавлять, бесплатный, восток.

IV. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется буква З.

  1. во..парить, ра..делить, и..пугался, бе..следно;
  2. ра..рослись, бе..звучный, во..нести, ра..жечь;
  3. и..толковать, бе..мерный, ра..жалобить, бе..цветный;

V. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется  С.

    1)  и..следовать,  ..жимать,   бе..покойный,  ..дешний;

    2) ...делать,  ра..сечь,  ..дать,   ра..хватать;

    3)  и..тлеть,  ..гореть,  ра..жать,  и..пугать;

Самопроверка (ответы на интерактивной доске).

1.  1

2.  3

3.  2

4.  2

5.  2

Итог урока. Рефлексия.

Тема кажется несложной, но в ней имеются свои «подводные камни» и даже рифы. И вот найти способ обойти эти «подводные камни» мы должны были на уроке.

        Что мы узнали по теме?

Рефлексия.        

Как вы справились?

        Всё ли понятно? Если да +, нет -, либо половику плюса.

Д/з. упр. 4439


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...