Конспект открытого урока в 11 классе
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Конспект открытого урока русского языка в 11 классе по подготовке к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_v_11_klasse.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста».

Цели урока:

Познавательные: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по русскому языку, продолжить знакомство учащихся с типами речевых и грамматических ошибок.

Развивающие: развивать ключевые коммуникативные компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы, развивать навыки самоконтроля и творческие способности учащихся.

Воспитательные: совершенствовать навыки этичного межличностного общения, сознательное отношение к языку как явлению культуры; активизировать познавательную деятельность в коллективе, формировать навыки сотрудничества в решении поисковых задач, воспитывать у учащихся морально-ценностные чувства.

Задачи урока:

  1. Систематизировать теоретические знание по развитию речи.
  2. Исследовать синтаксические конструкции, используя их сравнительный анализ.
  3. Развивать умение работать с заданиями ЕГЭ.
  4. Совершенствовать навыки правописания и умение грамотно проводить комплексный анализ текста.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Введение в тему.

Слово учителя: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы проверим наши знания,  уровень нашей подготовки к сдаче ЕГЭ. И я хочу начать сегодняшний урок с притчи.

- Учитель, я уже целый год живу у тебя, но до сих пор выполняю только работы по хозяйству. Когда ты будешь меня учить? Разве я для этого пришёл к тебе в ученики, скажи? 
- Имей терпение, - ответил учитель, - ещё не пришло время.  Иди в нижнюю долину и посади дерево, вырасти его, а я подумаю.

     Долгий и тяжёлый путь проделал ученик, пока спустился в долину. По дороге он выкопал маленький саженец и посадил его.  С той поры, дважды в день он проходил опасный путь, между хижиной и долиной, чтобы полить деревце. В любую погоду он уходил ранним утром и возвращался поздним вечером совсем без сил. 
И однажды он не вернулся.  Чтобы ухаживать за деревом и не тратить силы на дорогу, юноша построил себе хижину на берегу ручья и остался жить в долине. Изо дня в день, он присматривал за деревом. Защищал молодые листочки от птиц и палящего солнца, летом, закрывал от мороза и снега, зимой. 
     Так прошёл год. Усилия его не пропали даром. Дерево выросло высоким и крепким. Однажды на рассвете, он вышел из хижины и увидел своего учителя, сидящего у ручья под деревом. 
- Учитель! – обрадовался юноша. – Как я счастлив вновь увидеть тебя!  Я должен извиниться перед тобой, что не смог стать твоим учеником, обманув твоё доверие! Ты подумал, что я слаб, когда я остался жить в долине. Но я должен был заботиться о своём дереве. Много ли я мог сделать, когда все силы уходили на дорогу? Поэтому я принял такое решение. И теперь, ты вряд ли возьмёшь меня обратно… 
     
Выслушав пылкую речь юноши, старик сказал ему: - Именно в этот год, ты вместе с деревом взращивал такие качества своего характера, которые тебе помогут постигать знания. 
Твоё дерево говорит о твоей готовности. Посмотри! Когда ты нашёл саженец, он был маленький и хилый. Ствол его был тонкий и качался от слабого ветерка, грозя вырвать его с корнем. При этом веточки переплетались между собой и обрывали только что появившиеся листочки. 
Таким был и ты. 
Ответственность ты имел, но только по необходимости, Был нетерпелив и эмоционален, как переплетенные побеги саженца. Чтобы обрести знания, нужна, прежде всего, дисциплина. 
Ибо корни дерева – твоя ответственность, 
ствол дерева – твоё терпение, 
ветви дерева – спокойствие, 
а листья – знания! 

      И вам я желаю такого же упорства и терпения, чтобы хорошо подготовиться к ЕГЭ и успешно его  сдать.

  1. А теперь приступим к выполнению заданий. После каждого задания вы  будете оценивать ваши ответы ,считать набранные вами баллы.
  2. Практическая часть урока.

- Ученики выполняют задания с карточек. Правильные ответы проецируются на слайды.

  1. Орфоэпическая разминка. Ваша задача – расставить в словах, которые записаны на ваших листах, ударение.  

красивее

камбала

                          сливовый

обеспечение

вероисповедание

ворожея

торты

жалюзи

плесневеть

начался

ходатайство

звонишь

премировать

зубчатый

донельзя

брала

исчерпать

балованный

доверху

издревле

каталог

корысть

банты

шарфы

углубленный

облегчить

  - Проверка со слайда . Нет ошибок- 1 балл. Одна и более ошибок – 0.

2.Орфография: (слайд №2)

Задание 1.(выполняют в группах)

  1. выписать слова с чередующимися гласными;
  2. выписать слова с проверяемой безударной гласной
  3. выписать слова с непроверяемой безударной гласной.

Пл_вец                                        

Прим..рять (платье)                        

Аб..туриент

 Бл_стать                                    

 С..мволический                              

 Ав..нгард

Зам_рать                                      

Обн..влять                                      

Абс..лютный

Выск..чить                                

 Ск..пивший                                      

В..кторина                

Подр.внять                                       

 Стр..жайший                                      

 Ц..ремония

 -Проверка по слайду Нет ошибок- 1 балл. Одна и более ошибок – 0.

Задание 2. Вставить попущенные буквы.

Пр_бабушка

Меж_нститутский

Вз_скать

Вз_мать

И..царапать

не..горевший

и..подлобья,

 и..далека

кар..ера,

пр..обрел

ад..ютант

пр..дирчивый

Учащиеся записывают пропущенные буквы, проверяем по цепочке.

    (За работу без ошибок один балл)

       

3.Корректирование текста. Задание: найти ошибки в рассуждении (Тексты спроецированы на доску):

а) «В слове стриженые под машинку волосы пишется одна буква Н, т.к. оно образовано от глагола несов. вида стричь». (В этом суждении верно то, что слово образовано от глагола несовершенного вида, но т.к. это причастие с зависимым словом, то в нем пишется НН)

б) «Фасованые продукты пишется с одной Н, т.к. отглагольное прилагательное образовано от глагола фасовать несов. вида». (Прилагательные глагольного происхождения на                 -ОВАННЫЙ, -ЕВАННЫЙ пишутся с двумя Н).

в) «Загруженая машина пишется с одной Н, т.к. нет зависимого слова». (Зависимого слова нет, но это причастие имеет приставку, поэтому пишем с двумя Н).

 (Ответы учащихся прослушиваются. Сами оценивают ответы)

  1. Переходим к следующему этапу работы.

-Что такое паронимы? (Это однокоренные слова одной части речи, близкие по звучанию, но имеющие разные лексические значения).

-Перед вами на доске паронимы. Объясните их лексическое значение. Подберите слова, с которыми они могут сочетаться.

1. Адресант (тот, кто адресует почтовое отправление: письмо, телеграмму. Другими словами – это отправитель)

1. Адресат (тот, кто получает отправление. Другими словами – это получатель)

2. Благодарный (чувствующий благодарность, выражающий признательность. Благодарный взгляд)

2. Благодарственный (выражающий благодарность, признательность. Благодарственное письмо)

3. Заплатить (отдать плату за что-либо. Заплатить за покупки)

3. Оплатить (отдать плату за что-либо. Оплатить расходы, счет, услуги)

Выполните тестовые задания.

  • НАДЕТЬ-ОДЕТЬ

В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить слово НАДЕТЬ?

  1. После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдешь, придется одеть охотничьи сапоги.
  2. Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.
  3. Хвойный лес одел все горы и подошел вплотную к морю.
  4. Танцоров одели в национальные костюмы.
  • ОБСУЖДЕНИЕ-ОСУЖДЕНИЕ

В каком предложении вместо слова ОСУЖДЕНИЕ нужно употребить ОБСУЖДЕНИЕ?

  1. Обсуждение проблемы загрязнения окружающей среды стало важной темой.
  2. Никогда нельзя предугадать результаты обсуждения суть научного открытия.
  3. Урок был посвящен обсуждению новой книги В.Распутина.
  4. Обсуждение преступника вызвало недовольство горожан.
  • ОСВОИТЬ-УСВОИТЬ

В каком предложении вместо слова ОСВОИТЬ нужно употребить УСВОИТЬ?

  1. Завод освоил выпуск новой продукции.
  2. Ученик сумел быстро освоить новый материал.
  3. Жители деревни решили освоить новые земли.
  4. Пришлось освоить новую технику.

(Ответы учащихся прослушиваются. Сами оценивают ответы)

  1. Решение учебной задачи. Задание. Вы «учителя» русского языка. Вам на проверку попала тетрадь нового ученика класса, которого вы не знаете. Проверьте ее, исправьте ошибки. Определите вид ошибки.

А.Готовясь к походу, многое зависит от организатора.

  1. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом.

Б.После выступления весь ансамбль спустились со сцены.

  1. Ошибка в согласовании подлежащего и сказуемого.

В.Андрюшин долго оставался на террасе, любовавшийся ослепительными вспышками молний над садом.

  1. Ошибка в построении предложения с причастным оборотом.

Г.Благодаря понимания со стороны родителей мне удалось преодолеть трудности.

  1. Неправильное употребление падежной формы существительного и предлога.

Д. И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.

5. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

Е. Я не подумал, что насколько я был далек от истины.

6. Ошибка в построении сложноподчиненного предложения

Ж.Декабристы любили и восхищались русским народом. 

7. Ошибка в предложении с однородными членами.

-За каждый правильный ответ по 1 баллу.

6.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

  1. Не помню (1) как я добрался до места (2) но (3) когда я очнулся (4) то друзья уже стояли подле меня. (ответ: 1,2,4)
  2. Пусть во все времена на Руси растут богатыри такие (1) чтобы (2) когда наступит срок (3) никто и никогда не смог бы побороть Россию (4) и даже думать об этом не смог.(ответ: 1,2,3)
  3. По всей видимости, беглецы спрятались в старом флигеле (1) и (2) если вы не боитесь ожечься о крапиву (3) то пойдёмте по тропинке и посмотрим (4) что делается внутри. (ответ:1,3,4)

6.Слово учителя. Знакомство с текстом. Сейчас вы увидите текст (текст проецируется на доску). 

(1)Мир вокруг нас меняется. (2) И язык, который существует в меняющемся мире и не меняется сам, перестает выполнять свою функцию. (3) Мы не сможем говорить на нем об этом мире, потому что  у нас просто не хватит слов. (4) И не так уж важно, идет ли речь о домовых сычах, новых технологиях или новых политических и экономических реалиях. (5) Объективно все правильно, язык должен меняться, и он меняется. (6) Более того, запаздывание изменений приносит людям значительное неудобство, но и очень быстрые изменения могут мешать и раздражать.

(7) Что же конкретно мешает мне и раздражает меня?

(8) Не люблю, когда я не понимаю отдельных слов в тексте или в чьей-то речи. (9) Даже если я понимаю, что это слово из английского языка, и могу вспомнить, что оно там значит, меня это раздражает. (10) Позавчера я споткнулся на стритрейсерах, вчера – на трендсеттерах, сегодня – на дауншифтерах, и я точно знаю, что завтра будет только хуже.

(11) К заимствованиям быстро привыкаешь, и уже сейчас трудно представить себе русский язык без слова «компьютер» или даже без слова «пиар» (хотя многие его и недолюбливают). (12) Я, например, давно привык к слову «менеджер», но вот никак не могу разобраться во всех этих «сейл-менеджерах», «аккаунт-менеджерах» и им подобных. (13) Я понимаю, что без «специалиста по недвижимости» или «специалиста по порождению идей» не обойтись, но ужасно раздражает, что одновременно существуют «риэлтор», «риелтор», «риэлтер» и «риелтер», а также «криэйтор», «криейтор» и «креатор». (14) А лингвисты при этом либо просто не успевают советовать, либо дают взаимоисключающие рекомендации.

(15) Мне не нравится языковой хаос, когда уже не понимаешь, игра это или безграмотность, выразительность или грубость.

                                                                                               (По М.А. Кронгаузу)

Задания к тексту:

1.В одном – двух предложениях сформулируйте главную проблему, поставленную автором текста.

2.В четырех – пять предложениях связного текста прокомментируйте названную вами проблему.

3.В одном – двух предложениях сформулируйте позицию автора по названной вами проблеме.

4.Используя пять – шесть предложений, напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. Приведите два аргумента в защиту своей точки зрения.

  1. Групповая, парная, индивидуальная работа по интересам (5 мин).

На уроке работают три группы: «литературоведы» объясняют тему и проблему текста. «Языковеды» исследуют языковые средства, раскрывающие тему и идею.

«Лингвисты» исследуют синтаксические конструкции, помогающие понять мысли автора.

  1. Подведение итогов урока.

Оцените вашу работу на уроке.

Сколько баллов вы набрали?

К какому выводу пришли?

  1. Домашнее задание.

Написать сочинение по одному варианту КИМов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока. 2 Класс. Тема: "учимся играя."

План-конспект открытого урока. Тема: Учимся играя. Класс: 2 «А» УМК М.З.Биболетова «EnjoyEnglish-1» Lesson39...

Конспект открытого урока 5 класс "School"УМК "Enjoy English"

Конспект открытого урока 5 класс "School"УМК "Enjoy English"   ...

Конспект открытого урока 8 класс

Открытый урок в 8 классе Тема урока: «Колокольные звоны на Руси»       Цели урока: • восприятие образного содержания музыкальных произведений русских компо...

Конспект открытого урока по классу фортепиано «Развитие духовности и общей культуры через развитие образно-музыкального мышления»

Автор Ульева Ирина Николаевнапедагог дополнительного образования,педагог-организатов ЦДТ "Царицыно"Главная задача педагога дополнительного образования – найти такую форму работы с детьми, чтобы заняти...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТЫЙ УРОК 9 КЛАСС Zukunftspläne

5ЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ ,ТеМА  Zukunftspläne...

План – конспект открытого урока 7 класс. Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке».

План – конспект урока 7класс.Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке.»Цель: «Усвоение учащимися броска в кольцо с 2 шагов в движении при игре в баскетбол» Зада...

конспекты открытых уроков 5 класс по русскому языку и литературе

Урок-спектакль " Части речи" (обобщение изученного)Урок по сказке А.С. Пушкина " Сказка о мертвой царевне"...