Конкурсное задание "Методический семинар"
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Кужугет Жанна Октябрьевна
В настоящее время существует много новых и перспективных технологий обучения, с помощью которых учитель получает действенный способ формирования мотивации учения, творческого осмысления материала, тщательного закрепления знаний. Считаю, что технология, которая может развивать и лингвистическую, и коммуникативную, и информационную компетентности – технология образовательного квеста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazov_kvest.doc54.5 КБ
Файл metod_seminar_kuzhuget.pptx1.91 МБ

Предварительный просмотр:

«Технология образовательного квеста в обучении русского языка и литературы»

Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса

В.Г.Белинский

В материалах ФГОС ООО четко прописан портрет выпускника школы: человека социально активного, стремящегося к расширению кругозора, способного работать в коллективе, умеющего проявлять творчество при осуществлении какого-либо вида деятельности. Выполняя социальный заказ общества, школа должна найти  такие методы обучения, при которых выпускник современной школы овладел основными универсальными учебными действиями: регулятивными,  личностными, познавательными, коммуникативными. Формированию такой личности должна способствовать хорошо организованная урочная и внеурочная деятельность. В настоящее время существует много новых и перспективных технологий обучения, с помощью которых учитель получает действенный способ формирования мотивации учения, творческого осмысления материала, тщательного закрепления знаний.  Считаю, что технология, которая может развивать и лингвистическую, и коммуникативную, и информационную компетентности – технология образовательного квеста.  Поэтому я решила апробировать эту технологию на учениках 5-7 классов.

Актуальность:  На технологии квестов остановилась не случайно: в 2013-2014 учебном году начала учить пятиклассников. Каждый  5 класс был не похож на  другой: 5А – дети с высокой познавательной активностью, 5Б – ребята, желающие работать творчески, имеющие артистический талант, 5В – учащиеся, часто конфликтующие между собой. Технология образовательных квестов – технология больших возможностей, которая позволила сохранить познавательную активность,   развивать творческий потенциал, сблизить учащихся. Это и обусловило выбор темы «Технология образовательного квеста в обучении русского языка и литературы».

Гипотеза: Если я буду применять элементы технологии образовательных квестов, то повысится познавательный интерес учащихся как к предметам русский язык и литература, так и к окружающей действительности; появится мотивация учащихся к обучению; повысится творческий потенциал учащихся; появится заинтересованность в получении более высокого результата.

Цель: формирование познавательной активности  и развитие творческого потенциала по русскому языку и литературе через использование образовательных квестов.

Для достижения цели поставлены следующие задачи: 

  1. Изучить теоретические положения технологии образовательных квестов, веб-квестов;
  2. Разработать систему уроков, внеклассных занятий с применением образовательных квестов;
  3. Рассмотреть применение элементов  квест - технологии на различных этапах урока;
  4. Разработать веб-квесты по литературе, русскому языку.

Теоретические положения технологии заключаются в следующем: процесс обучения конструктивно меняется. Учитель становится   консультантом, организатором и координатором проблемно-ориентированной, исследовательской, учебно-познавательной деятельности учащихся. Учителем создаются условия для самостоятельной умственной и творческой деятельности детей и поддерживается их инициатива. В свою очередь, ученики становятся равноправными «соучастниками» процесса обучения, разделяя со своим  учителем ответственность за процесс и результаты.

Практически данная  технология разработана слабо: имеются  работы психологов и педагогов: Быховский Я.С. определяет квесты как сайт в Интернете, с которым работают ученики; Напалков С.В. считает образовательными квестами задания  по поиску и отбору информации с использованием Интернет-ресурсов, способствующих систематизации и обобщению изученного материала; Шмидт В.В. – это мини-проекты, основанные на поиске информации в Интернете; Яковенко А. -  проблемное задание с элементами ролевой игры. Мне ближе точка зрения Шмидта и Яковенко.

Изучив данную технологию, я разработала свою систему занятий с применением образовательных квестов. Начала внедрение технологии квестов с воспитательной деятельности, провела мероприятие «Твори добро», которое сблизило детей, помогло им преодолеть трудности в общении. В 2014-2015 учебном году в рамках декады гуманитарных наук, посвященной творчеству М.Ю.Лермонтова, было проведено мероприятие «Твой стих, как божий дух, носился над толпой…» с использованием квест-игры. В конце 2013-2014 учебного года начала использовать элементы образовательных квестов в учебной деятельности. Удачно прошел урок «Употребление имен прилагательных в речи», в ходе которого благодаря командному духу ребята справились со всеми заданиями.

Данная технология позволяет мне как педагогу уйти от фиксированной схемы урока к его нестандартному построению, который изменяется в зависимости от класса, от темы, от особенностей конкретного ученика. Рассмотрим, например, проектную деятельность. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности, пользуясь печатными и информационными источниками. В учебнике русского языка под редакцией Г.Г.Граник содержатся проектные задания, которые с удовольствием выполняют учащиеся. Чаще всего ребята создают  групповые проекты, распределяя роли, выполняя свое задание, при этом каждый видит результат другого и может оценить работу одноклассников.

Технологию образовательных квестов использую  на разных этапах урока.

В 2014-2015 учебном году обратилась к одной из разновидностей образовательных квестов  Веб-квесту. Образовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Использование в учебной  и воспитательной деятельности технологии веб-квестов не только позволяет вовлечь учеников в современный процесс обучения, но и развивать познавательную активность и творческий потенциал учащихся.        В 2016-2016 учебном году учащиеся 7АБВ классов активно выполняют задание на сайте «Веб-грамотей», что позволяет работать каждому учащемуся в удобное время в любом темпе.

Использование  образовательных квестов привело к следующим результатам:

  1. у школьников  повысилась учебная мотивация. Критерием результативности опыта является оценка направленности  учебной мотивации учащихся. Для определения уровня познавательной активности учащихся использовалась методика, Т. Д. Дубовицкой.  Результат исследования показал динамику уровня мотивации учебной деятельности школьников.    Ребята  научились самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предметам, с ресурсами сети Интернет. У них появилась заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять задания различной сложности;
  2. Повысилось качество обучения. В 2015-2016 учебном году (русский язык) 5А класс – успеваемость 100%, качество – 41,6%, в 2014/15 – 100% /44,3%; в 2016/17 (1 четверть) – 100% /48%;
  3.  Увеличилось количество учащихся, принимавших участие в научно – практической конференции;
  4. Удовлетворенность родителей преподаванием русского языка и литературы составляет 87%.

            Таким образом, участвуя в образовательном квесте, школьник учится формулировать проблему, планировать свою деятельность, критически мыслить, выполнять сложные задания, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию. А результаты проведенной работы позволяют сделать вывод, что применение  образовательных квестов  – это современный способ реализовать умения и навыки ученика, а также инструмент педагога для развития познавательной активности и творческого потенциала  учащихся.

Литература

  1. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". - http://ito.bitpro.ru/1999
  2. Напалков С.В. Тематические  образовательные WEB-КВЕСТЫ как эффективное средство совершенствования математической подготовки современных школьников. – Арзамас, 2014
  3. http://festival.1september.ru/articles/513088/
  4. «Народное образование» // Классификация квестов. - 6, 2014г.
  5. Яковенко А. В. Использование технологии  Web-quest в языковом образовании. – Севастополь, 2011.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конкурсное задание «Методический семинар» «Технология образовательного квеста в обучении русского языка и литературы » Выполнила : Кужугет Жанна Октябрьевна , учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №2 им. Т.Б. Куулар пгт . Каа-Хем

Слайд 2

Скажи мне - я забуду, Покажи мне – я запомню, Дай мне сделать это, И это станет моим навсегда. (Китайская мудрость)

Слайд 3

Обучение сегодня – это развитие

Слайд 4

Актуальность Технология образовательных квестов – технология больших возможностей, которая позволила сохранить познавательную активность, развивать творческий потенциал, сблизить учащихся. Это и обусловило выбор темы «Технология образовательного квеста в обучении русского языка и литературы».

Слайд 5

Цель семинара: - формирование познавательной активности и развитие творческого потенциала по русскому языку и литературе через использование образовательных квестов

Слайд 6

Гипотеза: Если я буду применять элементы технологии образовательных квестов , то повысится познавательный интерес учащихся как к предметам русский язык и литература , появится мотивация учащихся к обучению; повысится творческий потенциал учащихся; появится заинтересованность в получении более высокого результата.

Слайд 7

Работа с веб квестом включает: постановку проблемы; ознакомление с заданиями; выполнение задания на основе ресурсов сети Интернет; оформление работы; обсуждение результатов деятельности.

Слайд 8

Структура веб квеста : Введение; Задание; порядок работы и необходимые ресурсы; оценка; заключение; комментарии для преподавателей.

Слайд 9

Веб квест - это «Интернет поиск», это формат урока с ориентацией на развитие познавательной, исследовательской деятельности учащихся, на котором основная часть информации добывается через ресурсы Интернет.

Слайд 10

И сследовательские и проектные методы обучения наличие значимой проблемы; практическая и теоретическая значимость предполагаемых результатов; исследовательская, творческая (самостоятельная, групповая) деятельность; распределение ролей и указание поэтапных результатов; использование исследовательских методов проектирования. Проект «Золотая осень»

Слайд 11

ИК- технологии использование компьютера при подготовке и проведении уроков; использование электронных учебников ; использование ресурсов сети Интернет;

Слайд 12

Литература Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". - http:// ito.bitpro.ru/1999 2. Напалков С.В. Тематические образовательные WEB-КВЕСТЫ как эффективное средство совершенствования математической подготовки современных школьников. – Арзамас, 2014 3. http://festival.1september.ru/articles/513088/ 4 . «Народное образование» // Классификация квестов . - 6, 2014г. 5. Яковенко А. В. Использование технологии Web - quest в языковом образовании. – Севастополь, 2011.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к конкурсному заданию «Методический семинар»

Тема методического семинара «Использование исследовательской деятельности учащихся для формирования УУД»...

Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".

Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент.  ...

"Методический семинар" конкурсное задание на областной конкурс "Учитель года Нижегородской области - 2015"

"Использование технологии критического развития через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы" Методический семинар. Конкурсное задание на областной конкурс "Учитель года Нижегородской о...

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Информационно-педагогический модуль «Технология коучинга как эффективная составляющая процесса обучения немецкому языку» ОГАНЕСЯН С.В. УЧИТЕЛЬ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА 1. Обоснование актуальност...

Конкурсное задание "Методический семинар"

Инновационная деятельность на уроках русского языка и литературы...