Обобщающий урок по теме "Имя числительное" 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Позднякова Маргарита Николаевна

Данный урок является завершающим занятием при изучении темы «Имя числительное».  Урок рассчитан на 2 часа.  Главной задачей  является организация учебной деятельности таким образом, чтобы  учащиеся  глубже и полнее  овладели  полученными ранее знаниями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchayushchiy_urok_po_teme_imya_chislitelnoe_6_klass.docx42.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Обобщающий урок по теме « Имя числительное»

Тип урока: систематизация  и обобщение знаний и умений

Цели: закрепить и обобщить изученное об имени числительном; развивать навыки монологической речи; совершенствовать орфографические навыки; прививать интерес к изучению русского языка.

Задачи:

предметные: распознавать числительные разных разрядов по значению, употреблению и строению, правильно употреблять числительные в письменной и устной речи.

личностные: уважительное отношение к родному языку, самооценка учебной деятельности, умение связывать цель деятельности с мотивом ( для чего?)

метапредметные: уметь адекватно воспринимать информацию; сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения содержания; свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста.

 Межпредметные связи: литература, математика, география

I. Организационный момент

- Приветствие, подготовка учащихся к уроку.

II. Актуализация знаний. Фронтальный опрос.

1)Какая часть речи называется именем числительным?

2)Назовите разряды имени числительного?

3)На какие вопросы отвечают количественные и порядковые числительные?

4)Назовите разряды количественных числительных.

5)Что обозначают порядковые числительные?

6)Каким членом предложения могут быть имена числительные? (ответы учащихся)

III.  Обобщение и систематизация

Работа с текстом. Задание на карточке №1. (Карточки заготовлены на каждого ученика).

Брянск ра(з,с)п...ложен на 380 км южнее Москвы. Наш город основан в 985 году. В (древне)русских летоп...сях Брянск упоминает(?)ся 36 раз, при этом встречает(?)ся 16 вариантов пр(а,о)воп...сания названия города.                                                                                                                                       В 1246 году было образовано Брянское княжество. Первым брянским князем стал Роман Михайлович. В 1356 году, после 104 лет самост...ятельного существования, Брянское княжество почти на полтора века пер...шло под власть литовских феодалов. Через 147 лет брянцы прис...гнули на верность Москве.                                                                                                            

- Прочитайте текст, чётко проговаривая числительные.

- Кто хотел бы пойти к доске и выписать слова с пропущенными буквами, графически обозначая условия их выбора?

Все работают с текстом.

- Докажите, что это текст.

-Как его можно озаглавить?       (История города)

- С какой целью употребляются в тексте числительные?

- На какие группы можно распределить числительные, встретившиеся в данном тексте?

- Назовите словосочетания «количественное числительное + существительное».

(на 380 километров;         36 раз; 16 вариантов; после 104 лет; на полтора века; через 147 лет)                                                        

- Расскажите о количественных числительных по плану, который есть у вас на столах.                                                  

(1. Что обозначают?     2. На какой вопрос отвечают?       3. Как изменяются?        4. Какими членами предложения являются?)

-Какова синтаксическая роль числительного 104?

- Назовите словосочетания «порядковое числительное + существительное»

(в 985 году; в 1246 году; первым князем; в 1356 году)

- Расскажите о порядковых числительных по плану.

- Какова синтаксическая роль числительного первым?

- Подумайте, по какому ещё признаку можно разделить данные числительные?

                ( простые – составные)

- Назовите простые количественные числительные.       ... составные.

- Назовите простые порядковые числительные.       ... составные.

- Вспомните, как склоняются порядковые числительные?         ( как прилагательные.)

- Просклоняйте устно числительное 985-ый.

- В чём особенность склонения составных порядковых числительных?

- Просклоняйте  числительные: 36, 360, 144 

Доп. вопросы:

-В чём особенность склонения количественных числительных, называющих круглые десятки и сотни?

- Сколько падежных форм имеют числительные 40,90,100?

  -В чём особенность склонения составных количественных числительных?

- Мы очень многое вспомнили о числительном, а теперь давайте вспомним единственное орфографическое правило, связанное с правописанием этой части речи.

-В каких числительных пишется ь в середине? Приведите примеры из текста.

                (80, 900, 50)

− А сейчас проверим ваше умение применять данное правило на практике. У вас на партах лежат таблички. Внизу подпишите фамилию, имя. Я буду называть числительные, а вы в соответствии с их порядковым номером указываете знаком (+), где пишется мягкий знак в этом слове в нужной графе: в середине, в конце или без мягкого знака.

Ь в середине

Ь в конце

Нет Ь

Числительные

1

+

 

 

Шестьсот

2

+

 

 

пятьдесят

3

 

 

+

сорок

4

 

 

+

триста

5

 

+

 

двенадцать

6

 

+

 

семнадцать

7

+

 

 

восемьсот

8

 

 +

пятнадцать

9

 

 

+

девяносто

10

 

+

 

девятнадцать

(Собрать работы).

Торфяные запасы Брянщины в 1,5 раза больше запасов таких областей, как Орловская, Калужская, Тульская и Курская вместе взятых.

Мощность морских отложений на Брянщине достигает в ряде мест 150 метров.

 -Назовите числительные.  (Как по-другому можно прочитать эти числительные?

К какой группе количественных числительных относятся числительные полтора, полтораста?

- Просклоняйте: 1 вар-т – полтораста метров;          2 вар-т – полтора раза.   Проверка.

Исправьте ошибки в употреблении числительных, объясните свое решение.( Карточки заготовлены для каждого ученика)

1. Книга издана с восьмидесяти тремя иллюстрациями.

2. Мороз достигал двадцать восемь градусов.

3. По обоим сторонам дороги росли высокие деревья.

4. Пятеро девушек из нашей группы летом работали в стройотряде.

5. В спектакле задействованы двое новых героинь.

6. Метель не утихала в течение троих суток.

7. Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец.

8. Обои девочки были очень хорошенькие.

IV. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Упражнение 1. 

Запишите текст, определите разряд числительных.

22 августа 1880 года а Петербурге появился первый трамвай. Но только в 1892 году в Киеве началось трамвайное движение. Длина первой ветки была 1,6 километра. Первый в нашей стране метрополитен был открыт а Москве 15 мая 1935 года. Протяженность первой линии была 11, 6 километра, и она имела 13 станций.

Упражнение 2. 

Поставьте числительные вместе с существительными в указанных падежах.

365 дней (р.)

297 карандашей (дат.)

143 посылки (пр.)

777 цветов (тв. )

1945 год (тв. )

2005 год (род., пр. )

Упражнение 3.

Просклоняйте количественное числительное  974

Просклоняйте порядковое числительное  498

Упражнение 4.

Замените (где возможно) количественные числительные числительными собирательными:

 3 (девушки), 4 (гусята), 5 (брюки), 7 (тетради), 2 (друзья), 15 (козлята).

Упражнение 5.

Задание учащимся записать предложения, определив синтаксическую роль числительных.

  1. Три — нечетное число. 2) Семь и семь — четырнадцать. 3) Эти картины нарисовал один художник. 4) У кромки проруби сидели три медвежонка. 5) Семеро ребят отправились в поход. 6) Солнце всходит на Венере всего лишь два раза в году. 7) Первый луч солнца разбудил девочку.

Рефлексия.

- С какими орфограммами мы познакомились при изучении темы « Имя числительное»?

- С какими трудностями вы столкнулись при изучении темы?

- Какие разделы темы вам показались особенно интересными.

-Заполните таблицы, которые лежат у вас на партах.

Утверждение

Поставь знак «+» или «-«

Я закрепил знания об имени числительном

Я достиг цели урока

Я умею  правильно писать имена числительные и  употреблять их в речи

Мне необходимо поработать над…

8.Домашнее задание.

1.Составить небольшой рассказ о себе и своей семье (классе), включив числительные.

 2 .Найти 10 пословиц с числительными.

1.

Брянск ра(з,с)п...ложен на 380 км южнее Москвы. Этот  город основан в 985 году. В (древне)русских летоп...сях Брянск упоминает(?)ся 36 раз, при этом встречает(?)ся 16 вариантов пр(а,о)воп...сания названия города.                                                                                                                                       В 1246 году было образовано Брянское княжество. Первым брянским князем стал Роман Михайлович. В 1356 году, после 104 лет самост...ятельного существования, Брянское княжество почти на полтора века пер...шло под власть литовских феодалов. Через 147 лет брянцы прис...гнули на верность Москве.

2.

Ь в середине

Ь в конце

Нет Ь

Числительные

1

+

 

 

Шестьсот

2

+

 

 

пятьдесят

3

 

 

+

сорок

4

 

 

+

триста

5

 

+

 

двенадцать

6

 

+

 

семнадцать

7

+

 

 

восемьсот

8

 

 +

пятнадцать

9

 

 

+

девяносто

10

 

+

 

девятнадцать

3.

Торфяные запасы Брянщины в 1,5 раза больше запасов таких областей, как Орловская, Калужская, Тульская и Курская вместе взятых.

Мощность морских отложений на Брянщине достигает в ряде мест 150 метров.

4.

Исправьте ошибки в употреблении числительных, объясните свое решение.

1. Книга издана с восьмидесяти тремя иллюстрациями.

2. Мороз достигал двадцать восемь градусов.

3. По обоим сторонам дороги росли высокие деревья.

4. Пятеро девушек из нашей группы летом работали в стройотряде.

5. В спектакле задействованы двое новых героинь.

6. Метель не утихала в течение троих суток.

7. Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец.

8. Обои девочки были очень хорошенькие.

_________________________________________________________________

Контроль

1.Запишите текст, определите разряд числительных.

22 августа 1880 года в Петербурге появился первый трамвай. Но только в 1892 году в Киеве началось трамвайное движение. Длина первой ветки была 1,6 километра. Первый в нашей стране метрополитен был открыт в Москве 15 мая 1935 года. Протяженность первой линии была 11, 6 километра, и она имела 13 станций.

Упражнение 2. 

Поставьте числительные вместе с существительными в указанных падежах.

365 дней (р.)

297 карандашей (дат.)

143 посылки (пр.)

777 цветов (тв. )

1945 год (тв. )

2005 год (род., пр. )

Упражнение 3.

Просклоняйте количественное числительное  974

Просклоняйте порядковое числительное  498

Упражнение 4.

Замените (где возможно) количественные числительные числительными собирательными:

 3 (девушки), 4 (гусята), 5 (брюки), 7 (тетради), 2 (друзья), 15 (козлята).

Упражнение 5.

Определите синтаксическую роль числительных.

  1. Три — нечетное число. 2) Семь и семь — четырнадцать. 3) Эти картины нарисовал один художник. 4) У кромки проруби сидели три медвежонка. 5) Семеро ребят отправились в поход. 6) Солнце всходит на Венере всего лишь два раза в году. 7) Первый луч солнца разбудил девочку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний. Обобщающий урок – игра по теме: «Класс птицы». 7 класс

«Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний. Обобщающий урок – игра по теме: «Класс птицы». 7 класс...

Обобщающий урок по чтению (8 класс). Тема урока: И.С. Тургенев «Муму».

Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Оборудование: книга для чтения 8 класс под ред. Малышевой З.Ф., М., «Просвещение», 2006.Выставка детских рисунков к произведению Тургенева И.С. « Муму...

Конспект урока с презентацией к обобщающему уроку по химии 8 класса на тему "Соединения химических элементов"

Обобщающий урок по теме "Соединения химических элементов" по химии 8 класс. Урок проводится в форме игры-путешествия. Такая форма способствует качественному закреплению материала. Цель урока: выявить ...

Обобщающий урок Биология растений 6 класс Урок-игра: «Биологические раскопки»

(игра проводится после изучения семейств растений классов однодольные и двудольные)...

Урок по теме: Обобщающий урок по ФСУ 7 класс

Этот урок можно использовать перед контрольной работой, как проверку готовности к ней....

Презентация для 9 класса. Обобщающий урок химии в 9 классе по теме "Металлы"

Данный материал поможет в занимательной форме повторить и обобщить знания по теме “Металлы” в 9 классе....