Внеклассное мероприятие по русскому языку для обучающихся 7 класса
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс) на тему

Купянская Вера Николаевна

Цель мероприятия:

·        повторить и обобщить изученный материал по основным разделам русского языка;

·        развивать логическое мышление и устную речь учащихся;

·        воспитывать интерес к русскому языку как учебному предмету;

·        формировать навыки общения и работы в группе, умение отстаивать своё мнение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnyy_kvadrat.doc87 КБ
Файл volshebnyy_kvadrat.pptx1.48 МБ

Предварительный просмотр:

ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ

Внеклассное занятие по русскому языку

Цели:

  • повторить и обобщить изученный материал по основным разделам русского языка;
  • развивать логическое мышление и устную речь учащихся;
  • воспитывать интерес к русскому языку как учебному предмету;
  • формировать навыки общения и работы в группе, умение отстаивать своё мнение.

Оборудование: презентация, экран, жетоны

Правила игры:

  1. Играющие делятся на команды. Участники  по очереди выбирают номер на игровом поле и отвечают на вопросы, получая жетон за каждый правильный ответ. Если игрок не дал правильного ответа, то ответить и заработать жетон может другая команда.
  2. Среди секторов игрового квадрата есть:
  • - счастливый случай (за правильный ответ команда получает сразу 3 жетона);

 - Бермудский треугольник (блиц из трех вопросов);

SOS -  команда может воспользоваться помощью болельщиков;

 - чёрный сектор (переход хода, команда лишается одного жетона).

  1. По окончании игры, подсчитываются жетоны. Побеждает та команда, у которой больше жетонов.
  2. Игровое поле разделено на 36 секторов разных цветов:
  • 5 зеленых секторов – «Морфемика и словообразование»
  • 5 голубых секторов – «Фонетика и графика»
  • 5 синих секторов – «Морфология»
  • 5 желтых секторов – «Орфография»
  • 5 красных секторов – «Лексика»
  • 5 белых секторов – «Фразеология»
  • 5 оранжевых секторов – «Синтаксис и пунктуация»
  • 1 черный сектор

Вопросы.

«Зеленый сектор» (Морфемика и словообразование)

  1. SOS Подберите 10 слов с редкой приставкой  ВОЗ-

(Ответ: воздержаться, возвращать, возможность, вознаграждение, возмущаться, возвышать, возмездие, возмужать, возрождать)

    8.  Приставка такая же, как в слове полет,

         Корень такой же, как в слове дарить,

         Суффикс такой же, как в слове дружок,

         Окончание такое же, как в слове лес.

         (Ответ: подарок)

    24. Блиц. Как называются жители:

  • Архангельска,
  • Брянска,
  • Пенза.

(Ответ: архангельцы, архангелогородцы; брянцы, пензенцы)

    27. Какая приставка омонимична личному местоимению?

         (Ответ: ВЫ)

     35. Почему корень слова называют корнем?

         (Ответ: Корень – это часть растения, которой оно укрепляется в почве и питается за счет почвенных соков. В переносном значении, корень – это «основа, источник». Корень слова тоже является основой, на которой формируется семантика слова, естественно, преобразуясь при присоединении  новых морфем.)

«Голубой сектор» (Фонетика и графика)

       2.  Прочитайте стихотворение В.Суслова и отгадайте, кто какие звуки не выговаривает.

Мимо сада не спеша,

Шли четыре малыша.

- Поигаем, что ли в пятки?

- Луссе в мясик на плоссядке!

- Вот пвидумав! Под говою

Вучше в вунки поигвать!..

«В пятки?»

«В вунки?»

Что такое?!

Ничего не разобрать!

(Ответ: Первый малыш не выговаривает [ р ], второй – шипящие звуки, а для третьего трудны [ р ] и [ л ])

        15.                С глухим согласным траву она срезает

                              Со звонким – листья объедает.

(Ответ: Коса – коза.)

        18. Каких слов в русском языке больше: начинающихся с гласных или с согласных?

(Ответ: В русском языке больше слов, начинающихся с согласных звуков.)

        26. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?

(Ответ: азбука)

        36. Где нужно поставить ударение в выделенных  словах, чтобы был понятен смысл?

                              На путях я вижу сорок

                              Резво скачущих сорок.

                              Этот вид мне очень дорог

                              Средь неведомых дорог.

                                                            И. Соколов-Микитов

(Ответ:                  На путях я вижу со´рок

                              Резво скачущих соро´к.

                              Этот вид мне очень до´рог

                              Средь неведомых доро´г.)

«Синий сектор» (Морфология)

         9. Корень тот же, что и в слове сказка.

             Суффикс тот же, что и в слове извозчик.

             Приставка та же, что и в слове расход.

(Ответ: рассказчик)

         13. Корень из слова приветствие,

               Приставка из слова отличник,

               Суффиксы взяты из слов мужество,

               Откровенный, смелость.

(Ответ: ответственность)

         16. Мой корень – родственник сраженья,

               Приставка -  в слове заявленье,

               В наборщике есть суффикс мой,

               А весь – тружусь я под землей.

(Ответ: забойщик)

         28. Назовите литературные произведения, в названиях которых встречаются числительные.

(Ответ: С. Маршак «Двенадцать месяцев», А.Дюма «Три мушкетера», М.Ю. Лермонтов «Три пальмы», А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», В.Каверин «Два капитана», Д. Лондон «Сердца трех» и др.)

        32. Какие два местоимения мешают автотранспорту?

(Ответ: я – мы)

«Желтый сектор» (Орфография)

         7. Замените следующие словосочетания одним словом:

  • больничный лист,
  • вид городского транспорта,
  • популярная игра на льду.

(Ответ: бюллетень, троллейбус, хоккей)

        11. Назовите имена, которые пишутся с удвоенными согласными.

(Ответ: Анна, Алла, Нелля, Римма, Эмма, Инна, Филипп, Геннадий, Кирилл)

        20. Я – травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращусь я в конфету.

(Ответ: и´рис – ири´с)

               29. Делать с И спокойно нужно,

              Если слушаешь урок,

              Будешь с Е еще не скоро:

              Не пришел еще твой срок.

(Ответ: сИдеть – сЕдеть)

                31. Укажите три названия растений, содержащие собственные имена людей.

(Ответ: Иван-да-Марья, иван-чай, Ванька-мокрый)

                

«Красный сектор» (Лексика)

  1. Блиц. Найдите омонимы:
  • Во все колокола звонят!

(Ответ: можно произнести: в овсе.)

  • Он же ребёнок!

(Ответ: Он жеребёнок!)

  • Ел старик хлеб сухой, откуда же под столом рыбьи кости?

(Ответ: хлеб с ухой.)

  1. Задача-шутка. Назовите пять дней подряд так, чтобы ни разу не встретилась буква И.

(Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

19. Задача-шутка. Определите, какую ошибку допустил малограмотный человек, говоривший о пользе разведения герани: «Из нее добывают эфир, нужный для медицинских целей и для радио.»

22. Устраните речевые недочеты и ошибки в следующих предложениях:

  • У девочки были коричневые глаза.
  • Я вынула книгу из сумки и положила ее на стол.

(Ответ:  У девочки коричневые глаза. Я достала книгу из сумки и положила ее на стол.)

    33. SOS. Расставьте в алфавитном порядке слова:

метр, километр, сантиметр; час, минута, секунда; красный, оранжевый, желтый; яблоня, яблоко, яблочный; кинотеатр, кинофильм, кинопрокат, кинолента, киноактер, киносъемки, кинофабрика, кинорежиссер.

«Белый сектор» (Фразеология)

  1. Есть ли ноги у газеты, книги?

(Ответ. Есть, когда говорят, что взял книгу (газету) вверх ногами.)

  1. В каком фразеологизме упоминается действие таблицы умножения?

(Ответ: ясно, как дважды два четыре.)

    10. Что общего в словах дуга, бараний рог, три погибели?

(Ответ: их можно согнуть, а точнее, все эти названия сочетаются с этим глаголом.)

    12. Вспомните пословицу, по которой сделан этот газетный заголовок: «Посадка в чужие сани уже объявлена.»

(Ответ: В чужие сани не садись.)

    25. Блиц. Подберите подходящий по смыслу фразеологизм.

  • О том, кто часто меняет свои решения.

(Отве: У него семь пятниц на неделе.)

  • О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-нибудь.

(Ответ: Фома неверующий.)

  • О болтливом человеке.

(Ответ: У него язык без костей.)

Оранжевый сектор (Синтаксис и пунктуация)

     14.  Разгадайте способ шифровки. Запишите получившееся предложение.

http://kosmakova.my-irk.ru/Interesting-jobs-Russian-language-lessons.files/image003.gif

(Ответ: В комнате, куда я вошёл, было темно.)

    17. Найдите ошибки в схемах:

[O и О].      [                   ] и [                  ].

[O a O].       [O, O].

(Ответ: [O и О].      [                   ] ,и [                  ].

[O, a O].       [O, O].

    21. SOS. Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идет ее распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: «?». Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Как ответил издатель писателю?

(Ответ издателя: «!»)

    30. Отгадайте пословицу по двум словам: дело – потеха.

(Ответ. Делу время, а потехе час.)

    34. Прочитайте текст быстро, осмысленно и выразительно.

Если ты учишься с увлечением работаешь охотно  отдыхаешь умело жить строишь правильно сделай же ее интересной и полезной.

(Ответ: Если ты учишься с увлечением, работаешь охотно,  отдыхаешь умело,-  жить строишь правильно.  Сделай же ее интересной и полезной!)

Список использованной литературы и Интернет-источников

  1. Волина В.В. Русский язык. Переиздание – Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. – 496 с. (Серия «Учимся играя») – ISBN 5-85956-032-Х
  2. Грамоте учиться всегда пригодится: дополнительные материалы к урокам русского языка. 5-9 классы / сост. М.П. Филипченко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 332 с. – ISBN 978-5-7057-1416-2
  3. Иванова В.А. и др.  Занимательно  о русском языке / В.А. Иванова,

З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. – 2-е изд., дораб. – СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1995. – 303 с.: ил. – ISBN 5-09-002253-4

  1. http://kosmakova.my-irk.ru/methodical-piggy/17-gaming-technology/58-interesting-jobs-for-russian-language-lessons.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В О Л Ш Е Б Н Ы Й К В А Д Р А Т Внеклассное мероприятие по русскому языку

Слайд 2

ПРАВИЛА ИГРЫ Играющие делятся на команды. Участники по очереди выбирают номер на игровом поле и отвечают на вопросы, получая жетон за каждый правильный ответ. Если игрок не дал правильного ответа, то ответить и заработать жетон может другая команда. Среди секторов игрового квадрата есть: - счастливый случай (за правильный ответ команда получает сразу 3 жетона);  - Бермудский треугольник (блиц из трех вопросов); SOS - команда может воспользоваться помощью болельщиков;  - чёрный сектор (переход хода, команда лишается одного жетона). По окончании игры, подсчитываются жетоны. Побеждает та команда, у которой больше жетонов.

Слайд 3

« Морфемика и словообразование » «Фонетика и графика» « Морфология» « Орфография» « Лексика» « Фразеология» «Синтаксис и пунктуация» Игровое поле разделено на 36 секторов

Слайд 4

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36

Слайд 5

Лексика Блиц. Найдите омонимы : Во все колокола звонят ! Он же ребёнок ! Ел старик хлеб сухой, откуда же под столом рыбьи кости? 1

Слайд 6

Лексика 6 Задача-шутка. Назовите пять дней подряд так, чтобы ни разу не встретилась буква И.

Слайд 7

Лексика 19 Задача-шутка . Определите, какую ошибку допустил малограмотный человек, говоривший о пользе разведения герани: « Из нее добывают эфир, нужный для медицинских целей и для радио.»

Слайд 8

Лексика 22 Устраните речевые недочеты и ошибки в следующих предложениях: У девочки были коричневые глаза. Я вынула книгу из сумки и положила ее на стол.

Слайд 9

Лексика 33 SOS Расставьте в алфавитном порядке слова : метр, километр, сантиметр; час, минута, секунда; красный, оранжевый, желтый; яблоня, яблоко, яблочный; кинотеатр, кинофильм, кинопрокат, кинолента, киноактер, киносъемки, кинофабрика, кинорежиссер.

Слайд 10

Фонетика и графика Прочитайте стихотворение В.Суслова и отгадайте, кто какие звуки не выговаривает. Мимо сада не спеша, Шли четыре малыша. - Поигаем , что ли в пятки? - Луссе в мясик на плоссядке ! - Вот пвидумав ! Под говою Вучше в вунки поигвать !.. «В пятки?» «В вунки ?» Что такое?! Ничего не разобрать! 2

Слайд 11

Фонетика и графика С глухим согласным траву она срезает , Со звонким – листья объедает. 15

Слайд 12

Фонетика и графика Каких слов в русском языке больше: начинающихся с гласных или с согласных? 18

Слайд 13

Фонетика и графика Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? 26

Слайд 14

Фонетика и графика 3 6 Где нужно поставить ударение в выделенных словах, чтобы был понятен смысл? На путях я вижу сорок Резво скачущих сорок . Этот вид мне очень дорог Средь неведомых дорог . И . Соколов-Микитов

Слайд 15

Фразеология Есть ли ноги у газеты, книги? 3

Слайд 16

Фразеология В каком фразеологизме упоминается действие таблицы умножения? 5

Слайд 17

Фразеология Что общего в словах дуга , бараний рог , три погибели ? 10

Слайд 18

Фразеология Вспомните пословицу, по которой сделан этот газетный заголовок: «Посадка в чужие сани уже объявлена.» 12

Слайд 19

Фразеология Блиц . Подберите подходящий по смыслу фразеологизм . О том, кто часто меняет свои решения. О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-нибудь. О болтливом человеке. 25 

Слайд 20

Морфемика и словообразование Подберите 10 слов с редкой приставкой ВОЗ- 4 SOS

Слайд 21

Морфемика и словообразование Приставка такая же, как в слове полет , Корень такой же, как в слове дарить , Суффикс такой же, как в слове дружок , Окончание такое же, как в слове лес . 8

Слайд 22

Морфемика и словообразование Блиц. Как называются жители: Архангельска Брянска Пенза 24 

Слайд 23

Морфемика и словообразование Какая приставка омонимична личному местоимению? 27

Слайд 24

Морфемика и словообразование Почему корень слова называют корнем? 35

Слайд 25

Морфология Корень тот же, что и в слове сказка . Суффикс тот же, что и в слове извозчик . Приставка та же, что и в слове расход . 9

Слайд 26

Морфология Корень из слова приветствие , Приставка из слова отличник , Суффиксы взяты из слов мужество, Откровенный , смелость. 13

Слайд 27

Морфология Мой корень – родственник сраженья , Приставка - в слове заявленье , В наборщике есть суффикс мой, А весь – тружусь я под землей. 16

Слайд 28

Морфология Назовите литературные произведения, в названиях которых встречаются числительные. 28

Слайд 29

Морфология Какие два местоимения мешают автотранспорту? 32

Слайд 30

Орфография Замените следующие словосочетания одним словом : больничный лист вид городского транспорта популярная игра на льду 7

Слайд 31

Орфография Назовите имена, которые пишутся с удвоенными согласными 11

Слайд 32

Орфография Я – травянистое растение С цветком сиреневого цвета, Но переставьте ударение, И превращусь я в конфету. 20

Слайд 33

Орфография Делать с И спокойно нужно, Если слушаешь урок, Будешь с Е еще не скоро: Не пришел еще твой срок. 29

Слайд 34

Орфография Укажите три названия растений, содержащие собственные имена людей. 31

Слайд 35

Синтаксис и пунктуация Разгадайте способ шифровки. Запишите получившееся предложение. 14

Слайд 36

Синтаксис и пунктуация Найдите ошибки в схемах: 17

Слайд 37

Синтаксис и пунктуация 21 SOS Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идет ее распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: «?». Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Как ответил издатель писателю?

Слайд 38

Синтаксис и пунктуация 30 Отгадайте пословицу по двум словам: дело – потеха .

Слайд 39

Синтаксис и пунктуация 34 Прочитайте текст быстро, осмысленно и выразительно. Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жить строишь правильно сделай же ее интересной и полезной.

Слайд 40

ПЕРЕХОД ХОДА

Слайд 41

http://artestom.ru/images/other/graznulya2.jpg - карапуз http://www.1semena.ru/published/publicdata/SHOPDB/attachments/SC/products_pictures/geran%20delta%20782579_enl.jpg – герань http://img-fotki.yandex.ru/get/5505/valenta-mog.144/0_6f4e9_d621b22b_orig.jpg - девочка http://edu.mari.ru/mouo-yoshkarola/dou65/DocLib25/%D0%9F%D0%A0%D0%A1/%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8.jpg – дети http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/77/769/77769595_large_1.png - буква А http://img-fotki.yandex.ru/get/6004/valenta-mog.ba/0_675b7_9475329a_orig.jpg - буква В http ://chmag.ru/images/stories/Alfaviti/Rus1/russkiy-alfavit-v-kartinkah-bukva-k.png - буква К http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=374951047-16-72&n=21 – книги http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=40359158-47-72&n=21 – табл. Умножения http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=50373185-36-72&n=21 – газета 11. http:// im5-tub-ru.yandex.net/i?id=97601108-27-73&n=21 – баран 12. http:// im2-tub-ru.yandex.net/i?id=132346552-70-73&n=21 - дуга Интернет источники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой родной язык -русский!" Внеклассное мероприятие по русскому языку в 10 классе

Внеклассное мероприятие по русскому языку в старших классах средней школы. Цель: акцентировать внимание обучающихся на необходимости говорить и писать грамотно....

Внеклассное мероприятие по русскому языку для обучающихся 7 класса «ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Внеклассное мероприятие по русскому языку  «ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА» предназначено для обучающихся  7 класса.Цели:способствовать активизации мыслительной деятельности обучающихся; развивать и...

План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов

Сценарий поможет заинтересовать прекрасным  миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе. «Играй и учись!» (познавательная игра для учащихся 7 классов по русскому языку).

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе.«Играй и учись!»(познавательная игра для учащихся 7 классовпо русскому языку).Цель: в игровой форме привить учащимся интерес к изучению...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для обучающихся 8-9 классов. «Занимательный русский язык»

Цель: расширение зоны активного познания школьников, развитие творческих, организаторских способностей.Задачи:- углубить знания обучающихся о русском языке;- развивать интерес к  русскому языку, ...

Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку для обучающихся с ОВЗ "Путешествие в страну "Русский язык" 6 класс

Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку для обучающихся с ОВЗ 5-6 классы...