Планирование по русскому языку для 10 класса по УМК Львовых
календарно-тематическое планирование по русскому языку (10 класс) по теме

Азарова Елена Викторовна

Особенность данного календарно-тематического планирования в том, что оно составлено для классов с разным профилем обучения и количеством часов. В филологическом классе 3 ч. в неделю, в софиально-экономическом - 2.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon КТП по Львовым 10 кл.258 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ г.Омска «Гимназия № 115»

Согласовано                                                                                                                     Утверждаю

Руководитель МО                                                                                          Зам. директора по УВР

______________                                                                                                __________________

___ _____ 2015 г.                                                                                                ___ ______ 2015 г.

Календарно-тематический план

по русскому языку

10 класс

2015-2016 учебный год

Азаровой Е.В.

Общее количество часов по учебному плану

в 10 А класса (базовый уровень) — 70 ( 2 ч. в неделю),

в 10 Б классе (профильный уровень) — 105 (3 ч. в неделю)

В план включено проведение 6 КР, 6 сочинений

Основное учебное пособие: Львова С.И. Русский язык и литература. Русский язык. 10 кл.: учебное пособие для образовательных организаций (базовый и углубленный уровни) / С.И. Львова, В.В. Львов. - М.: Мнемозина, 2014. - 368 с.


Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящий календарно-тематический план по русскому языку для 10 класса создан на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, содержание которого раскрывается в программе: Львова С.И. Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы. Рабочая программа для образовательных организаций (базовый и углубленный уровни). Предметная линия учебников С.И. Львовой, В.В. Львова / С.И. Львова. - М.: Мнемозина, 2014. - 104 с.

Календарно-тематический план детализирует содержание программы, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены государственным образовательным стандартом.

Структура документа

Календарно-тематический план по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; развернутый календарно-тематический план; график контрольных работ.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ученика, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 10 классе предполагается развивать коммуникативную (К), языковую (Я) и лингвистическую (Л), рефлексивную (Р), ценностно-ориентационную (ЦО) компетенции и способствовать личностному саморазвитию школьников (ЛС). Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Курс русского языка для 10 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на текстовой основе через обобщение знаний о языковой системе  и подготовку к ЕГЭ. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения, а также на качественную подготовку к ЕГЭ. Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

– воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

– совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

– освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

– формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане БОУ г. Омска «Гимназия №115» таково: по учебному плану  10 А класса (социально-экономический профиль) предмет изучается на базовом уровне 2 ч. в неделю, 70 ч. в год, в 10 Б классе (филологический профиль) предмет изучается в углубленном объеме 3 ч. в неделю, 105 ч. в год.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 10 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.


Раздел II. Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов в 10 А классе (базовый уровень)

Кол-во часов в 10 Б классе (углубленный уровень)

Кол-во контроль-ных работ

Кол-во  сочинений

Календарное время на изучение

Русский язык как средство общения

12

16

1

1

01.09-13.10.15

Виды речевой деятельности и информационная переработка текста

38

55

4

4 (3 кл., 1 дом.)

16.10.15-23.04.16

Повторение в конце учебного года

10

14

1

1

26.04-28.05.16

Повторение и обобщение изученного в 5-9 классах, подготовка к ЕГЭ

10

10

-

в течение года

Резервные часы

-

10

-

-

в течение года

ИТОГО

70

105

6

6 (5+1)

Раздел III. Содержание тем учебного курса.

(знаком * выделено содержание, которое отличает углубленный уровень от базового, знаком ** выделено содержание, которое можно предложить самым сильным классам)

Язык как средство общения (12/*16 ч.)

Русский язык как хранитель духовных ценностей нации (2/*4 ч.)

Русский язык как один из важнейших современных языков мира, как национальный язык русского народа, как государственный язык русского народа, как государственный язык Российской Федерации и как язык межнационального общения.

**Русский язык как один из европейских языков **Русский язык в кругу других славянских языков ** Значение старославянского языка в истории русского литературного языка.

Отражение в языке исторического опыта народа, культурных достижений всего человечества.

Основные формы существования национального языка: литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), городское просторечие, профессиональные и социально-групповые жаргоны. Национальный язык — единство этих форм (разновидностей)

Основные признаки литературного языка: обработанность, нормированность, относительная устойчивость (стабильность), обязательность для всех носителей языка, стилистическая дифференцированность, высокий социальный престиж в среде носителей данного национального языка.

Речевое общение как социальное явление (3/*4 ч.)

Социальная роль языка в обществе.

** Изучение разных аспектов речевого общения в лингвистике, философии, социологии, культурологии, психологии. Общение как обмен информацией, как передача и восприятие смысла высказывания.

Активное использование невербальных средств общения (жесты, мимика, поза). *Учёт национальной специфики жестов как необходимое условие речевого общения. *Виды жестов (дублирующие актуальную речевую информацию, замещающие речевое высказывание, регулирующие речевое общение, усиливающие содержание речи и др.).

* * Использование разнообразных видов графических знаков в речевом общении (графических символов, логотипов и т. п.).

Наблюдение за использованием невербальных средств общения в речевой практике и оценка

Монолог, диалог и полилог как основные разновидности речи.

*Виды монолога: внутренний (обычно протекает во внутренней речи) и внешний (целенаправленное сообщение, сознательное обращение к слушателю).

*Виды монологической речи по цели высказывания: информационная, убеждающая и побуждающая.

*Виды диалога и полилога в соответствии с ситуацией общения: бытовой диалог (полилог) и деловая беседа.

* Искусственные языки и их роль в речевом общении. ** Эксператно.

Устная и письменная речь как формы речевого общения (4 ч.)

Основные особенности устной речи: неподготовленность, спонтанность, прерывистость; ориентированность на слуховое и зрительное восприятие, на присутствие собеседника, его реакцию; передача эмоций при помощи интонации, мимики, жестов; возможность воспроизведения речи только при наличии специальных технических устройств; необходимость соблюдения орфоэпических и интонационных норм.

* Наличие в устной речи неполных предложений, незаконченных фраз, лексических повторов, конструкций с именительным темы, подхватов, самоперебивов и др.

Основные жанры устной речи: устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий и развёрнутый) на уроке, дружеская беседа, диспут, дискуссия и т. д.

Типичные недостатки устной речи: интонационная и грамматическая нерасчленённость, бедность.

**Различные формы фиксации устной речи (фонетическая транскрипция, интонационная разметка текста, использование современных звукозаписывающих технических средств).

Письменная форма речи как речь, созданная с помощью графических знаков на бумаге, экране монитора, мобильного телефона и т. п.

Эсновные особенности письменной речи: подготовленность, логичность, точность изложения; ориентированность только на зрительное восприятие и отсутствие гобеседника; передача эмоций при помощи знаков препинания и некоторых других графических средств; возможность многократного воспроизведения, возвращения к тексту, возможность многократного совершенствования; необходимость соблюдения орфографических и пунктуационных норм.

Использование в письменной речи различных способов графического выделения важных для передачи смысла фрагментов печатного текста (разные типы црифта, полужирный шрифт, курсив, подчёркивание, обрамление, особое размещение текста на странице и т. п.).

Основные жанры: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения, конспекты, планы, рефераты и т. п.

Основные требования к письменному тексту: 1) соответствие содержания текста теме и основной мысли; 2) полнота раскрытия темы; 3) достоверность фактического материала; 4) последователь- юсть изложения (развёртывания содержания по плану); логическая связь пастей текста, правильность выделения абзацев; 5) смысловая и грамматическая связь предложений и частей текста; 6) стилевое единство; 7) соответствие текста заданному (или выбранному)типу речи; 8) соответствие нормам русского литературного языка (грамматическим, речевым, правописным — орфографическим и пунктуационным).

*Основные отличия устного научного высказывания от письменного научного текста.

**Интернет-общение как специфическая форма речевого взаимодействия, совмещающая черты устной и писмьменной речи.

Основные условия эффективного общения (3/*4 ч.)

Необходимые условия успешного, эффективного общения: 1) готовность к общению (обоюдное желание собеседников высказать своё мнение по обсуждаемому вопросу, выслушать своего партнёра; наличие у собеседников общих интересов, достаточного жизненного опыта, начитанности, научных знаний для понимания смысла речи собеседника; владение необходимым объёмом культурологических знаний и др.); 2) высокий уровень владения языком и коммуникативными навыками; 3) соблюдение норм речевого поведения и др.

*Прецедентные тексты как тексты (фразы, слова), которые имеют историко-культурную ценность и на которые часто ссылаются носители языка (цитаты из общеизвестных художественных произведений; ссылки на мифы, предания, сказки; афоризмы, пословицы, крылатые слова, фразеологические обороты; фразы из песен, названия книг, спектаклей, опер, фильмов; высказывания героев популярных кинофильмов и т. п.).

* Понимание прецедентных текстов как одно из условий эффективности речевого общения.

** Коммуникативный барьер как психологическое препятствие, которое может стать причиной непонимания или возникновения отрицательных эмоций в процессе общения.

Умение задавать вопросы как условие эффективности общения, в том числе и интернет-общения.

* *Виды вопросов и цель их использования в процессе общения: информационный, контрольный, ориентационный, ознакомительный, провокационный, этикетный.

Типичные коммуникативные неудачи, встречающиеся в письменных экзаменационных работах старшеклассников: неясно выраженная мысль, нарушение этических норм общения (например, неоправданная агрессия речи, преувеличение степени речевой свободы, допустимой вкоммуникативной ситуации экзамена), неуместное использование того или иного языкового средства выразительности и др.

ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЕРЕРАБОТКА ТЕКСТА (38/*55 Ч.)

Виды речевой деятельности (2/*4 ч.)

Виды речевой деятельности: 1) связанные с восприятием и пониманием чужой речи (аудирование, чтение); 2) связанные с созданием собственного речевого высказывания (говорение, письмо).

**Четыре этапа речевой деятельности: 1) ориентировочный; 2) этап планирования; 3) этап исполнения; 4) этап контроля.

*Речь внешняя как речь, доступная восприятию (слуху, зрению) других людей. *Речь внутренняя как речь, недоступная восприятию других людей. **Особенности внутренней речи (очень сокращена, свёрнута). *Несобственнопрямая речь как один изспособов передачи внутренней речи персонажа литературного произведения

Чтение как вид речевой деятельности (4/*7 ч.)

Чтение как процесс восприятия, осмысления и понимания письменного высказывания.

Основные виды чтения: поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее (обобщение).

Основные этапы работы с текстом. *Маркировка фрагментов текста при изучающем чтении (закладки с пометками; подчёркивание карандашом; выделения с помощью маркера; использование специальных знаков и др.).

** Гипертекст и его особенности.

* Типичные недостатки чтения: 1) отсутствие гибкой стратегии чтения; 2) непонимание смысла прочитанного текста или его фрагментов; 3) наличие регрессий, то есть неоправданных, ненужных возвратов к прочитанному; 4) сопровождение чтения артикуляцией; 5) низкий уровень организации внимания; 6) малое поле зрения; 7) слабое развитие механизма смыслового прогнозирования

Аудирование как вид речевой деятельности (4/*7 ч.)

Аудирование как процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего.

** Нерефлексивное (слушатель не вмешивается в речь собеседника, не высказывает своих замечаний и вопросов) и рефлексивное аудирование (слушатель активно вмешивается в речь собеседника).
** Основные приёмы рефлексивного слушания: выяснение, перефразирование, резюмирование, проявление эмоциональной реакции.

Основные виды аудирования в зависимости от необходимой глубины восприятия исходного аудиотекста: выборочное, ознакомительное, детальное.

Правила эффективного слушания: максимальная концентрация внимания на собеседнике; демонстрация с помощью реплик, мимики, жестов своего внимания к собеседнику, понимания/непонимания, одобрения/неодобрения его речи; максимальная сдержанность в выражении оценок.

*Типичные недостатки аудирования: 1) отсутствие гибкой стратегии аудирования; 2) непонимание смысла прослушанного текста или его фрагментов; 3) отсеивание важной информации; 4) перебивание собеседника во время его сообщениея; 5) поспешные возражения собеседнику.

Основные способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста (12/*14 ч.)

Информационная переработка прочитанного или прослушанного текста как процесс извлечения необходимой информации из текста-источника и передача её разными способами.

Основные способы сжатия исходного текста: 1) смысловое сжатие (выделение и передача основного содержания текста) — исключение, обобщение; 2) языковое сжатие (использование более компактных, простых языковых конструкций) — замена одних синтаксических конструкций другими; сокращение или полное исключение (повторов, синонимов, синтаксических конструкций и т. п.); слияние нескольких предложений в одно (обобщение изученного).

Основные способы информационной переработки текста и преобразования его на основе сокращения: составление плана, тезисов, аннотации, конспекта, реферата, рецензии.

Виды плана: назывной, вопросный, тезисный, цитатный (обобщение изученного).

Тезисы как кратко сформулированные основные положения исходного, первичного текста.

Аннотация как краткая характеристика печатного произведения (статьи, книги) с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей. Конспект как краткое связное изложение содержания исходного текста (статьи, параграфа учебника, лекции).

Основные рекомендации к сокращению слов при конспектировании.

Реферат как письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников.

Реферат как итог проведённого миниисследования или проектной работы; как демонстрация знаний по исследуемой проблеме, описание результатов проведённого исследования, формулировка выводов.

Основные части реферата: вступление, в котором объясняется выбор темы, обосновывается её важность, формулируются цель и задачи исследования; основная часть, где должен чётко, связно, логично и последовательно излагаться основной материал по теме; внутри основной части выделяются подразделы; заключение, в котором подводятся итоги работы, формулируются выводы; список использованной литературы; приложение, в котором обычно помещают таблицы, схемы, фотографии, макеты и т. п. Типичные языковые конструкции, характерные для реферативного изложения.

Реферат как письменная форма доклада или выступления по теме исследования.

Мультимедийная презентация как видео- и/или аудиосопровождение реферата и как синтез текста и наглядных материалов разных видов (рисунки, иллюстрации, фотографии, фотоколлажи, схемы, таблицы, диаграммы, графики и т. п.).

Рецензия как анализ и оценка научного, художественного, кинематографического или музыкального произведения.

План, тезис, аннотация, конспект, реферат, рецензия как жанры научного стиля речи. Речевые стандартные обороты (клише), характерные для текстов указанных жанров.

Говорение как вид речевой деятельности (6/*10 ч.)

Говорение как вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение, происходит обмен информацией.

Основные качества образцовой речи: правильность, ясность, точность, богатство, выразительность, чистота, вежливость.

* Смыслоразличительная роль интонации в речевом устном высказывании.

** Эмфатическое ударение как эмоционально-экспрессивное выделение слова в процессе говорения.

Критерии оценивания устного высказывания учащегося (сообщения, выступления, доклада): 1) содержание устного высказывания (правильность и точность понимания темы; соответствие высказывания теме и полнота её раскрытия; чёткость и определённость выражения основной мысли высказывания; смысловое и стилистическое единство, связность и последовательность изложения; наличие/отсутствие логических ошибок; наличие/отсутствие аргументов, обосновывающих точку зрения учащегося; соответствие устного высказывания заданной речевой ситуации (коммуникативная цель высказывания, адресат, место и условия общения), сфере общения, заданному жанру и стилю речи);  2) речевое оформление устного высказывания (точность выражения мысли, использование разнообразных грамматических конструкций; соответствие языковых средств заданной речевой ситуации и стилю речи; употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилистической окрашенностью; наличие/отсутствие слов, выходящих за пределы литературного языка (жаргонизмы, слова-паразиты и др.);наличие/отсутствие орфоэпических ошибок; наличие/отсутствие грамматических ошибок; наличие/отсутствие речевых ошибок); 3) выразительность речи (уместное использование в речевом высказывании выразительных языковых средств (интонационных, лексических, грамматических) в соответствии с заданной речевой ситуацией, коммуникативной целью речи и стилем речи; уместное использование языковых средств привлечения и удерживания внимания слушателей; уместность и корректность использования невербальных средств общения — мимики, жестов); 4) взаимодействие с собеседниками в процессе обсуждения устного высказывания (адекватное восприятие и понимание вопросов по содержанию устного высказывания; способность кратко и точно формулировать мысль, убеждать собеседников в своей правоте, аргументированно отстаивать свою точку зрения).

Публичное выступление (обобщение изученного).

**Основные виды публичной речи: социально-политическая, научно-академическая, судебная, социально-бытовая, духовная, дипломатическая, военная, лекционно-пропагандистская и др.

Письмо как вид речевой деятельности (10/*13 ч.)

Письмо как вид речевой деятельности, связанный с созданием письменного высказывания. Связь письма с другими видами речевой деятельности человека (говорением, чтением, аудированием). Письмо как вид речевой деятельности, востребованный в сфере образования. Виды письменных речевых высказываний школьника.

Основные требования к письменной речи: правильность, ясность, чистота, точность, богатство, выразительность. Критерии оценивания письменного высказывания учащегося (содержание письменного высказывания, речевое оформление и выразительность высказывания, его соответствие грамматическим, орфографическим и пунктуационным нормам).

**Из истории эпистолярного жанра.

* Культура письменного общения спомощью современных технических средств коммуникации (мобильные телефоны, электронная почта, социальные сети и т. п.).

Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.

Орфографическое и пунктуационное правило как разновидность языковой нормы, обеспечивающей правильность письменной речи.

Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы русскойорфографии и основные принципы написания (обобщение на основе изученного).

Пунктуация как система правил правописания предложений. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них (обобщение на основе изученного).

Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания.

** Вариативность постановки знаков препинания. **Авторское употребление знаков препинания

Повторение в конце учебного года (10/*14 ч.)

Повторение и обобщение изученного в 5—9 классах, подготовка к ЕГЭ (10 ч. — в течение всего учебного года)

Резервные часы (0/*10 ч.)

Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс

русского языка 10 класса.

Учащиеся должны знать:

  1. Взаимосвязь языка и истории, культуры русского и других народов;
  2. Смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  3. Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  4. Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Учащиеся должны уметь:

  1. Использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста
  2. Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач;
  3. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  4. Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  5. Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  6. Извлекать необходимую информацию из различных источников;
  7. Применять на практике речевого общения основные нормы литературного русского языка.
  8. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

-осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

-развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;

-увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

-совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

-самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.


Раздел V. Календарно-тематическое планирование.

Значком * выделены темы, сведения о языке и речи, виды деятельности, которые отличают программу углубленного уровня от программы базового. Значком ** выделены дидактические единицы, не обязательные для усвоения в классах с углубленным изучением русского языка, но которые можно предложить самым сильным учащимся.

№ урока п/п

Дата проведения урока

Тема урока, основные сведения о языке и речи (кол-во часов на тему в 10 А/ *в 10 Б)

Употребление языковых единиц в речи; применение полученных знаний и умений в учебной и практической деятельности, совершенствование видов речевой деятельности, некоторые формы работы

10 А

(базовый)

10 Б

(углубленный)

10 А

(базовый)

10 Б

(углубленный)

Язык как средство общения (12 ч. / *16 ч., в т.ч. 1 КР, 1 соч.+1 / *2 ЕГЭ)

1

2

3

1

2

3

4

5

01.09.15

04.09.15

08.09.15

01.09.15

05.09.15

05.09.15

08.09.15

12.09.15

Русский язык как хранитель духовных ценностей нации (2/*3 ч.)

Русский язык как один из важнейших современных языков мира, как национальный язык русского народа, как государственный язык русского народа, как государственный язык Российской Федерации и как язык межнационального общения. **Русский язык как один из европейских языков **Русский язык в кругу других славянских языков ** Значение старославянского языка в истории русского литературного языка. Отражение в языке исторического опыта народа, культурных достижений всего человечества.

Формы национального языка. Основные формы существования национального языка: литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), городское просторечие, профессиональные и социально-групповые жаргоны. Национальный язык — единство этих форм (разновидностей)

Признаки литературного языка. Основные признаки литературного языка: обработанность, нормированность, относительная устойчивость (стабильность), обязательность для всех носителей языка, стилистическая дифференцированность, высокий социальный престиж в среде носителей данного национального языка. Диагностический диктант.

ЕГЭ-1. Знакомство с демо-версией ЕГЭ-2016: структура теста и принципы работы с ним. Знакомство с заданиями № 1-5.

*ЕГЭ-2. Типы речевых ошибок. Обучение решению тестов в формате ЕГЭ (№ 6-7).

*Наблюдение за использованием в художественных текстах диалектных слов, просторечий жаргонной лексики; объяснение целесообразности\нецелесообразности использования лексики, не являющейся принадлежностью литературного языка.

Применение на практике основных норм современного русского литературного языка: орфоэпических,лексических, морфологических, синтаксических, стилистических и правописных (орфографических и пунктуационных). Оценка чужой и собственной речи с точки зрения соблюдения норм современного русского литературного языка. Использование словарей грамматических трудностей русского языка для получения информации о языковой норме. Текстовый диктант.

Ознакомительная работа с тестом

4

5

6

6

7

8

9

11.09.15

15.09.15

18.09.15

12.09.15

15.09.15

19.09.15

19.09.15

Речевое общение как социальное явление. (3/*4 ч.)

Социальная роль языка в обществе. ** Изучение разных аспектов речевого общения в лингвистике, философии, социологии, культурологии, психологии. Общение как обмен информацией, как передача и восприятие смысла высказывания.

Средства общения. Активное использование невербальных средств общения (жесты, мимика, поза). *Учёт национальной специфики жестов как необходимое условие речевого общения. *Виды жестов (дублирующие актуальную речевую информацию, замещающие речевое высказывание, регулирующие речевое общение, усиливающие содержание речи и др.). ** Использование разнообразных видов графических знаков в речевом общении (графических символов, логотипов и т. п.). * Искусственные языки и их роль в речевом общении. ** Эсператно.

Разновидности речи по количеству участников общения. Монолог, диалог и полилог как основные разновидности речи.

Виды монологической речи. Приемы побуждения и убеждения. *Виды монолога: внутренний (обычно протекает во внутренней речи) и внешний (целенаправленное сообщение, сознательное обращение к слушателю).*Виды монологической речи по цели высказывания: информационная, убеждающая и побуждающая. *Виды диалога и полилога в соответствии с ситуацией общения: бытовой диалог (полилог) и деловая беседа.

*Групповой практикум

Индивидуальные сообщения по теме. Наблюдение за использованием невербальных средств общения в речевой практике и оценка. **Наблюдение за описанием мимики и жество персонажей литературных произведений. **Наблюдение за использованием разнообразных видов графических знаков в речевом общении: графических символов — в письменной научной речи, логотипов — в повседневном и официально-деловом общении и т. п.). ** Самостоятельное составление словарика логотипов и научных символов.** Подготовка информации об эсперанто в виде мультимедийной презентации.

**Анализ примеров внутреннего и внешнего монолога героя литературного произведения и объяснение роли монолога в художественном тексте.

7

8

9

10

10

11

12

13

22.09.15

25.09.15

29.09.15

02.10.15

22.09.15

26.09.15

26.09.15

29.09.15

Устная и письменная речь как формы речевого общения (4 ч.)

Основные особенности устной речи: неподготовленность, спонтанность, прерывистость; ориентированность на слуховое и зрительное восприятие, на присутствие собеседника, его реакцию; передача эмоций при помощи интонации, мимики, жестов; возможность воспроизведения речи только при наличии специальных технических устройств. Орфоэпическая норма, правила ударения:
необходимость соблюдения орфоэпических и интонационных норм. * Наличие в устной речи неполных предложений, незаконченных фраз, лексических повторов, конструкций с именительным темы, подхватов, самоперебивов и др. Основные жанры устной речи: устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий и развёрнутый) на уроке, дружеская беседа, диспут, дискуссия и т. д. Типичные недостатки устной речи: интонационная и грамматическая нерасчленённость, бедность. **Различные формы фиксации устной речи (фонетическая транскрипция, интонационная разметка текста, использование современных звукозаписывающих технических средств). *Основные отличия устного научного высказывания от письменного научного текста.

Письменная речь и ее особенности. Орфография: повторение. Словарный диктант. Письменная форма речи как речь, созданная с помощью графических знаков на бумаге, экране монитора, мобильного телефона и т. п. Основные особенности письменной речи: подготовленность, логичность, точность изложения; ориентированность только на зрительное восприятие и отсутствие гобеседника; передача эмоций при помощи знаков препинания и некоторых других графических средств; возможность многократного воспроизведения, возвращения к тексту, возможность многократного совершенствования; необходимость соблюдения орфографических и пунктуационных норм. Использование в письменной речи различных способов графического выделения важных для передачи смысла фрагментов печатного текста (разные типы црифта, полужирный шрифт, курсив, подчёркивание, обрамление, особое размещение текста на странице и т. п.). Основные жанры: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения, конспекты, планы, рефераты и т. п. **Интернет-общение как специфическая форма речевого взаимодействия, совмещающая черты устной и писмьменной речи.

Основные требования к письменному тексту: 1) соответствие содержания текста теме и основной мысли; 2) полнота раскрытия темы; 3) достоверность фактического материала; 4) последователь- юсть изложения (развёртывания содержания по плану); логическая связь пастей текста, правильность выделения абзацев; 5) смысловая и грамматическая связь предложений и частей текста; 6) стилевое единство; 7) соответствие текста заданному (или выбранному)типу речи; 8) соответствие нормам русского литературного языка (грамматическим, речевым, правописным — орфографическим и пунктуационным). Признаки текста. Композиция итогового сочинения.

Типы введений и заключений. Элемент сочинения 1 в формате итогового.

*Анализ устного высказывания с целью определения его основных особенностей, характерных для устной речи. Анализ и оченка устной речи с точки зрения проявления в ней типичных недостатков (интонационной и грамматической нерасчленённости, бедности).*Наблюдение за различными формами фиксации устной речи (фонетическая транскрипция, интонационная разметка текста, использование современных звукозаписывающих технических средств).

*Анализ письменного высказывания с целью определения его основных особенностей, характерных для письменной речи. Наблюдение за использованием в письменной речи различных способов графического выделения важных для передачи смысла фрагментов печатного текста. Словарный диктант.

Анализ письменного текста с точки зрения его соответствия основным требованиям, предъявляемым к письменному высказыванию. **Объяснение роли письма (написание письменных высказываний в виде сочинений-миниатюр письменных отвётов на поставленный вопрос, изложений и т. п.) для развития устной речи и речи внутренней, обращенной к самому себе и связанной с процессами мышления, самооценивание, регуляции своего поведения

Создание  развернутого введения, продумывание примеров и заключения.

11

12

13

14

15

16

17

18

06.10.10

09.10.15

13.10.15

03.10.10

03.10.10

06.10.10

10.10.15

10.10.15

Основные условия эффективного общения (3/*5 ч.)

Необходимые условия успешного, эффективного общения: 1) готовность к общению (обоюдное желание собеседников высказать своё мнение по обсуждаемому вопросу, выслушать своего партнёра; наличие у собеседников общих интересов, достаточного жизненного опыта, начитанности, научных знаний для понимания смысла речи собеседника; владение необходимым объёмом культурологических знаний и др.); 2) высокий уровень владения языком и коммуникативными навыками; 3) соблюдение норм речевого поведения и др.

*Прецедентные тексты как тексты (фразы, слова), которые имеют историко-культурную ценность и на которые часто ссылаются носители языка (цитаты из общеизвестных художественных произведений; ссылки на мифы, предания, сказки; афоризмы, пословицы, крылатые слова, фразеологические обороты; фразы из песен, названия книг, спектаклей, опер, фильмов; высказывания героев популярных кинофильмов и т. п.). * Понимание прецедентных текстов как одно из условий эффективности речевого общения. ** Коммуникативный барьер как психологическое препятствие, которое может стать причиной непонимания или возникновения отрицательных эмоций в процессе общения.

*Умение задавать вопросы как условие эффективности общения, в том числе и интернет-общения. **Виды вопросов и цель их использования в процессе общения: информационный, контрольный, ориентационный, ознакомительный, провокационный, этикетный.

Типичные коммуникативные неудачи, встречающиеся в письменных экзаменационных работах старшеклассников: неясно выраженная мысль, нарушение этических норм общения (например, неоправданная агрессия речи, преувеличение степени речевой свободы, допустимой вкоммуникативной ситуации экзамена), неуместное использование того или иного языкового средства выразительности и др.

КР1. Контрольная работа №1 по теме «Язык как средство общения»

Анализ речевых ситуаций с целью выявления нарушений основных условий эффективного общения.

*Анализ речевых ситуаций, в которых причиной коммуникативной неудачи является недостаточный объём культурологических знаний собеседника.

** Наблюдение за уместностью использования разных видов вопроса в разных ситуациях общения.

** Элементарный анализ накопленного речевого опыта, связанного с преодолением коммуникативных барьеров в процессе общения. ** Составление рекомендаций (правил), которым должен следовать каждый, кто хочет научиться преодолевать коммуникативные барьеры в речевом общении. Анализ и редактирование фрагментов из сочинений старшеклассников с целью исправления ошибок и коммуникативных недочётов (в течение всего учебного года)

Самодиктант  по деформированному тексоту с задание м в тестовом формате

Виды речевой деятельности и информационная переработка текста (38 / *55 ч., в т.ч. 4 КР, 6 соч. + 7/*6 ЕГЭ + *8 резервных часов)

14

15

19

20

21

22

16.10.15

20.10.15

13.10.15

17.10.15

17.10.15

20.10.15

Виды речевой деятельности (2/*4 ч.):

1) связанные с восприятием и пониманием чужой речи (аудирование, чтение); 2) связанные с созданием собственного речевого высказывания (говорение, письмо). Работа над ошибками контрольной работы.

**Четыре этапа речевой деятельности: 1) ориентировочный; 2) этап планирования; 3) этап исполнения; 4) этап контроля.

*Речь внешняя как речь, доступная восприятию (слуху, зрению) других людей. *Речь внутренняя как речь, недоступная восприятию других людей. **Особенности внутренней речи (очень сокращена, свёрнута). *Словарный диктант.

*Несобственно-прямая речь как один из способов передачи внутренней речи персонажа литературного произведения

Анализ памяток-инструкций («Как читать текст, чтобы понять его содержание», «Как слушать текст, чтобы понять его содержание», «Как писать сочинение», «О чём нужно помнить, выступая перед аудиторией с докладом, сообщением» и др.) с точки зрения особенностей вида речевой деятельности, который помогает организовать каждая из них.

*Анализ памяток-инструкций («Как читать текст, чтобы понять его содержание», «Как слушать текст, чтобы понять его содержание», «Как писать сочинение», «О чём нужно помнить, выступая перед аудиторией с докладом, сообщением» и др.) с точки зрения отражения в них основных этапов речевой деятельности.

*Словарный диктант. *Наблюдение за способами передачи внутренней речи персонажа литературного произведения (прямая, косвенная, несобственно-прямая речь)

16

17

18

19

20

21

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

23.10.15

27.10.15

10.11.15

13.11.15

17.11.15

20.11.15

24.10.15

24.10.15

27.10.15

07.11.15

07.11.15

10.11.15

14.11.15

14.11.15

17.11.15

21.11.15

Чтение как вид речевой деятельности (4/*7ч. + 2/*1ЕГЭ + 0/*2РЕЗЕРВ)

Чтение как процесс восприятия, осмысления и понимания письменного высказывания.

Основные виды чтения: поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее (обобщение).

Основные этапы работы с текстом. *Маркировка фрагментов текста при изучающем чтении (закладки с пометками; подчёркивание карандашом; выделения с помощью маркера; использование специальных знаков и др.). Знакомство с заданием 25 ЕГЭ, композиция сочинения.

** Гипертекст и его особенности.

*РЕЗЕРВ 1. Орфограммы гласные и согласные в корнях: повторение. Решение тестов (формат ЕГЭ): практикум.

ЕГЭ-2. Решение тестов в формате ЕГЭ: практикум.

*Типичные недостатки чтения: 1) отсутствие гибкой стратегии чтения; 2) непонимание смысла прочитанного текста или его фрагментов; 3) наличие регрессий, то есть неоправданных, ненужных возвратов к прочитанному; 4) сопровождение чтения артикуляцией; 5) низкий уровень организации внимания; 6) малое поле зрения; 7) слабое развитие механизма смыслового прогнозирования

Понимание текста: тема и проблематика текста. Структура ЕГЭ-сочинения (задание 25)

ЕГЭ-3. Формулировка проблемы исходного текста: практикум (задание 25 ЕГЭ)

*РЕЗЕРВ 2. Орфограммы в приставках: повторение. Словарный диктант.

Понимание текста: основная мысль автора. Комментарий проблемы и авторская позиция (задание 25 ЕГЭ). Подготовка к домашнему сочинению.

Выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи.

*Использование различных способов маркировки фрагментов текста при изучающем чтении.

**Работа с гипертекстом в условиях использования мультимедийных средств для получения информации.

Практикум по повторению орфографии и решению тестов.

Практикум по решению тестов

** Элементарный анализ накопленного речевого опыта, связанного с преодолением недостатков чтения. ** Составление рекомендаций (правил), которым должен следовать каждый, кто хочет преодолеть недостатки чтения.

Использование на уроках по другим предметам коммуникативного опыта чтения учебно-научного и художественного текста. Развития умения видеть тему, основную мысль текста.

Практическая работа в парах по формулировке проблемы текста. Домашнее задание – элемент сочинения.

Словарный диктант, решение тестовых заданий

Элемент лекции, работа с презентацией, выполнение упражнений, домашнее задание – элемент сочинения.

22

23

24

25

26

33

34

35

36

37

38

39

40

41

24.11.15

27.11.15

01.12.15

04.12.15

08.12.15

21.11.15

24.11.15

28.11.15

28.11.15

01.12.15

05.12.15

05.12.15

08.12.15

12.12.15

Аудирование как вид речевой деятельности (4/*7 ч. + 1 ЕГЭ + *1 резервный час)

Аудирование как процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего.

** Нерефлексивное (слушатель не вмешивается в речь собеседника, не высказывает своих замечаний и вопросов) и рефлексивное аудирование (слушатель активно вмешивается в речь собеседника).** Основные приёмы рефлексивного слушания: выяснение, перефразирование, резюмирование, проявление эмоциональной реакции.

Основные виды аудирования в зависимости от необходимой глубины восприятия исходного аудиотекста: выборочное, ознакомительное, детальное.

Правила эффективного слушания: максимальная концентрация внимания на собеседнике; демонстрация с помощью реплик, мимики, жестов своего внимания к собеседнику, понимания/непонимания, одобрения/неодобрения его речи; максимальная сдержанность в выражении оценок.

*Типичные недостатки аудирования: 1) отсутствие гибкой стратегии аудирования; 2) непонимание смысла прослушанного текста или его фрагментов; 3) отсеивание важной информации; 4) перебивание собеседника во время его сообщениея; 5) поспешные возражения собеседнику.

*РЕЗЕРВ 3. Правописание суффиксов разных частей речи: повторение.

ЕГЭ-4. Подготовка к контрольной работе за 1 полугодие в формате ЕГЭ. Решение тестов.

Контрольная работа № 2 (за 1 полугодие в ЕГЭ-формате).

*Анализ контрольной работы. Правописание суффиксов причастий.

Выбор вида аудирования в зависимости от коммуникативной задачи.

Использование на уроках по другим предметам коммуникативного опыта аудирования Использование разных видов аудирования и чтения в зависимости от коммуникативной цели и в процессе подготовки собственного речевого высказывания.

*Элементарный анализ накопленного речевого опыта, связанного с преодолением недостатков аудирования. *Составление рекомендаций (правил), которым должен следовать каждый, кто хочет научиться преодолевать недостатки аудирования.

*Создание алгоритмов, решение тестов в группе.

Решение тестов

КР в формате ЕГЭ (1-24 задания)

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

11.12.15

15.12.15

18.12.15

22.12.15

25.12.15

29.12.15

12.01.16

15.01.16

19.01.16

22.01.16

26.01.16

29.01.16

12.12.15

15.12.15

19.12.15

19.12.15

22.12.15

26.12.15

26.12.15

29.12.15

12.01.16

16.01.16

16.01.16

19.01.16

23.01.16

23.01.16

26.01.16

30.01.16

Основные способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста (12/*14 ч. + *2 резервных часа)

Информационная переработка прочитанного или прослушанного текста как процесс извлечения необходимой информации из текста-источника и передача её разными способами. Анализ КР.

Основные способы сжатия исходного текста: 1) смысловое сжатие (выделение и передача основного содержания текста) — исключение, обобщение; 2) языковое сжатие (использование более компактных, простых языковых конструкций) — замена одних синтаксических конструкций другими; сокращение или полное исключение (повторов, синонимов, синтаксических конструкций и т. п.); слияние нескольких предложений в одно (обобщение изученного).

Использование способов сжатия текста при комментировании проблемы и формулировке авторской позиции исходного текста: практикум (25 задание ЕГЭ). (1/*2 ч.: 1+*РЕЗЕРВ 4.)

Написание элемента сочинения 2 в формате ЕГЭ-25.

Основные способы информационной переработки текста и преобразования его на основе сокращения: составление плана, тезисов, аннотации, конспекта, реферата, рецензии.

Виды плана: назывной, вопросный, тезисный, цитатный (обобщение изученного).

*РЕЗЕРВ 5. Обобщение изученного в 1 полугодии.

Аннотация как краткая характеристика печатного произведения (статьи, книги) с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей. Тезисы как кратко сформулированные основные положения исходного, первичного текста.

Конспект как краткое связное изложение содержания исходного текста (статьи, параграфа учебника, лекции). Основные рекомендации к сокращению слов при конспектировании.

Реферат как письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Реферат как итог проведённого миниисследования или проектной работы; как демонстрация знаний по исследуемой проблеме, описание результатов проведённого исследования, формулировка выводов. Реферат как письменная форма доклада или выступления по теме исследования. Основные части реферата: вступление, в котором объясняется выбор темы, обосновывается её важность, формулируются цель и задачи исследования; основная часть, где должен чётко, связно, логично и последовательно излагаться основной материал по теме; внутри основной части выделяются подразделы; заключение, в котором подводятся итоги работы, формулируются выводы; список использованной литературы; приложение, в котором обычно помещают таблицы, схемы, фотографии, макеты и т.п. Типичные языковые конструкции, характерные для реферативного изложения.

Мультимедийная презентация как видео- и/или аудиосопровождение реферата и как синтез текста и наглядных материалов разных видов (рисунки, иллюстрации, фотографии, фотоколлажи, схемы, таблицы, диаграммы, графики и т. п.).

Рецензия как анализ и оценка научного, художественного, кинематографического или музыкального произведения. Практикум в группах по созданию рецензии.

План, тезисы, аннотация, конспект, реферат, рецензия как жанры научного стиля речи, их речевые клише (стандартные обороты, характерные для текстов указанных жанров). Правила цитирования.

Совершенствование навыков сжатия исходного текста разными способами: с помощью смыслового сжатия и/или языкового сжатия текста.

Групповой практикум. Домашнее задание – элемент сочинения.

Элемент сочинения – 3 абзаца (проблема, комментарий, авторская позиция)

Совершенствование навыков составления разных видов плана (назывного, вопросного, тезисного, цитатного) прочитанного или прослушанного текста.

Анализ аннотации и самостоятельное составление аннотации прочитанного текста, любимой книги научно-популярного содержания. Создание тезисов.

Анализ конспекта статьи, лекции и самостоятельное составление конспекта прочитанного текста. * Составление конспекта прослушанного аудиотекста. *Составление плана, тезисов, аннотации, конспекта на основе одного текста и осознанное использование разных способов сжатия исходного текста и разных форм передачи его содержания.

Написание реферата по выбранной теме.

Написание рецензии на прочитанный или * прослушанный текст, а также на просмотренное кинематографическое произведение.

Использование определённых стандартных языковых средств (речевые клише, штампы научной речи) при составлении планов, тезисов, аннотаций, конспектов, рефератов, рецензий. Осознанный выбор вида чтения (вида аудирования) исходного текста при составлении планов, тезисов, аннотаций, конспектов, рефератов, рецензий. *Сопоставительный анализ плана, тезисов, аннотации, конспекта и реферата, составленных на основе одного текста.

Осознанное использование полученных знаний и умений, связанных с составлением планов, написанием тезисов, аннотаций, конспектов, рефератов, рецензий в процессе изучения других школьных дисциплин.

39

40

41

42

43

44

45

46

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

02.02.16

05.02.16

09.02.16

12.02.16

16.02.16

19.02.16

23.02.16

26.02.16

30.01.16

02.02.16

06.02.16

06.02.16

09.02.16

13.02.16

13.0216

16.02.16

20.02.16

20.02.16

23.02.16

27.02.16

27.02.16

01.03.16

05.03.16

Говорение как вид речевой деятельности (6/*10 ч. +2 ЕГЭ + *3 резервных часа)

Говорение как вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение, происходит обмен информацией. Основные качества образцовой речи: правильность, ясность, точность, богатство, выразительность, чистота, вежливость.

*Смыслоразличительная роль интонации в речевом устном высказывании. **Эмфатическое ударение как эмоционально-экспрессивное выделение слова в процессе говорения. Акцентологический самодиктант.

Критерии оценивания устного высказывания учащегося (сообщения, выступления, доклада): 1) содержание устного высказывания (правильность и точность понимания темы; соответствие высказывания теме и полнота её раскрытия; чёткость и определённость выражения основной мысли высказывания; смысловое и стилистическое единство, связность и последовательность изложения; наличие/отсутствие логических ошибок; наличие/отсутствие аргументов, обосновывающих точку зрения учащегося; соответствие устного высказывания заданной речевой ситуации (коммуникативная цель высказывания, адресат, место и условия общения), сфере общения, заданному жанру и стилю речи);  2) речевое оформление устного высказывания (точность выражения мысли, использование разнообразных грамматических конструкций; соответствие языковых средств заданной речевой ситуации и стилю речи; употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилистической окрашенностью; наличие/отсутствие слов, выходящих за пределы литературного языка (жаргонизмы, слова-паразиты и др.);наличие/отсутствие орфоэпических ошибок; наличие/отсутствие грамматических ошибок; наличие/отсутствие речевых ошибок); 3) выразительность речи (уместное использование в речевом высказывании выразительных языковых средств (интонационных, лексических, грамматических) в соответствии с заданной речевой ситуацией, коммуникативной целью речи и стилем речи; уместное использование языковых средств привлечения и удерживания внимания слушателей; уместность и корректность использования невербальных средств общения — мимики, жестов); 4) взаимодействие с собеседниками в процессе обсуждения устного высказывания (адекватное восприятие и понимание вопросов по содержанию устного высказывания; способность кратко и точно формулировать мысль, убеждать собеседников в своей правоте, аргументированно отстаивать свою точку зрения).

*РЕЗЕРВ-6. Правописание окончаний разных частей речи. Буквенный диктант «Е или И?» (существительные, глаголы).

ЕГЭ-5. Грамматические ошибки как нарушения качеств речи (правильности, ясности, логичности). Практикум по решению заданий в формате ЕГЭ 7.

Подготовка к контрольной работе, повторение изученного по темам «Чтение, аудирование, говорение как виды речевой деятельности. Информационная обработка текста»

Контрольная работа № 3 по темам «Чтение, аудирование, говорение как виды речевой деятельности. Информационная обработка текста» (в форме диктанта с грамматическим заданием в формате ЕГЭ 1, 3, 5-7, 20-24).

Работа над ошибками контрольной работы. Публичное выступление (обобщение изученного). **Основные виды публичной речи: социально-политическая, научно-академическая, судебная, социально-бытовая, духовная, дипломатическая, военная, лекционно-пропагандистская и др.

Обобщение изученного по теме «Говорение».

ЕГЭ-6. Формулировка собственной позиции и ее аргументация в сочинении ЕГЭ-25. Написание сочинения 3 в формате ЕГЭ.

*РЕЗЕРВ-7. Морфемный состав слова. И-Ы после Ц в разных морфемах. Буквенный диктант «И или Ы?»

*РЕЗЕРВ-8. Различение НЕ и НИ. Буквенный диктант «Е или И?». Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

*Анализ примеров образцовой аудиоречи с точки зрения её соответствия основным качествам образцовой речи.

*Наблюдение за смыслоразличительной ролью интонации в устных высказываниях, а также в отрывках из художественных текстов. **Наблюдение за способами передачи эмфатического ударения в художественном тексте и его ролью в описании душевного состояния персонажа.

Анализ и оценка устных высказываний в разных ситуациях общения: выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий и развёрнутый) на уроке; дружеская беседа, диспут, дискуссия и т.п. Аргументированная оценка устного высказывания учащихся на основе памятки «Как оценивать содержание и речевое оформление устного высказывания». Создание собственного устного высказывания (сообщения, выступления, доклада) с учётом основных качеств образцовой речи. Использование в устной речи многообразия грамматических форм и лексического богатства языка. Применение в практике устного речевого общения произносительных (орфоэпических, интонационных), лексических, грамматических норм современного русского литературного языка. Подготовка устного выступления на основе реферата или проектной работы, написанием которой учащийся занимается. Использование рекомендаций, содержащихся в памятке «Как подготовить устное выступление для презентации и защиты реферата, проектной работы». Подготовка устного выступления, обобщающего информацию по указанной теме, содержащуюся в учебной литературе, на соответствующих сайтах Интернета. ** Моделирование речевых ситуаций участия в спорах, диспутах, дискуссиях. Соблюдение этики речевого взаимодействия в процессе устного общения. *Овладение речевой культурой использования технических средств коммуникации (телефон, мобильный телефон, скайп и др.) в процессе устного общения. Использование на уроках по другим предметам коммуникативного опыта создания собственного устного высказывания и оценивания чужих устных высказываний.

*Подготовка публичного выступления на полемическую тему, подразумевающую аргументиро-ванное выражение своего согласия или несогласия с предложенным тезисом. *Построение публичного выступления по заданной структуре. * Анализ публичного выступления на полемическую тему, оценка его содержания, речевого оформления, соответствия речевой ситуации и коммуникативным задачам. **Определение разновидности публичной речи и её композиционно-содержательных особенностей.

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

01.03.16

04.03.16

08.03.16

11.03.16

15.03.16

18.03.16

22.03.16

01.04.16

05.04.16

08.04.16

12.04.16

15.04.16

19.04.16

22.04.16

05.03.16

12.03.16

12.03.16

15.03.16

19.01.16

19.01.16

22.03.16

02.04.16

02.04.16

05.04.16

09.04.16

09.04.16

12.04.16

16.04.16

16.04.16

19.04.16

23.04.16

23.04.16

Письмо как вид речевой деятельности (10/*13 ч. + 4 ЕГЭ + *1 резервный час)

Письмо как вид речевой деятельности, связанный с созданием письменного высказывания. Связь письма с другими видами речевой деятельности человека (говорением, чтением, аудированием). Письмо как вид речевой деятельности, востребованный в сфере образования. Виды письменных речевых высказываний школьника.

Основные требования к письменной речи: правильность, ясность, чистота, точность, богатство, выразительность. Критерии оценивания письменного высказывания учащегося (содержание письменного высказывания, речевое оформление и выразительность высказывания, его соответствие грамматическим, орфографическим и пунктуационным нормам).

Роль орфографии и пунктуации в письменном общении. Орфографическое и пунктуационное правило как разновидность языковой нормы, обеспечивающей правильность письменной речи.

Подготовка к контрольной работе № 4 по темам «Говорение и письмо как виды речевой деятельности»

Контрольная работа № 4 по темам «Говорение и письмо как виды речевой деятельности» (в форме самодиктанта с теоретическим заданием в тестовом формате)

Работа над ошибками контрольной работы. Орфография как система правил правописания слов и их форм.

Разделы русской орфографии и основные принципы написания (обобщение на основе изученного).

ЕГЭ-7. Слитные, раздельные, дефисные написания разных частей речи. Решение тестовых заданий в формате ЕГЭ 8-14 (практикум).

Пунктуация как система правил правописания предложений.

Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них (обобщение на основе изученного).

Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Абзацное членение сочинения ЕГЭ-25. Клише для построения заключения.

Сочинение 4 в формате ЕГЭ-25.

Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания.

**Вариативность постановки знаков препинания. **Авторское употребление знаков препинания.

ЕГЭ-8. Подготовка к контрольной работе в формате ЕГЭ. Практикум по решению тестовых заданий формата ЕГЭ 15-19.

ЕГЭ-9. Контрольная работа № 5 в ЕГЭ-формате.

ЕГЭ-10. Анализ контрольной работы.

**Из истории эпистолярного жанра. *Культура письменного общения с помощью современных технических средств коммуникации (мобильные телефоны, электронная почта, социальные сети и т. п.).

Создание письменного высказывания, отбор языковых средств, обеспечивающих правильность, точность и выразительность речи. Оценка роли письма в процессе подготовки доклада, проектной работы, мультимедийной презентации.

Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи.

*Анализ трудных случаев применения орфографических и пунктуационных норм.

Анализ письменных высказываний с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка. Обобщение коммуникативного опыта создания письменных текстов (сочинений разных видов), соответствующих определённым требованиям, опыта оценивания письменного высказывания и редактирования текста. Дальнейшее совершенствование указанных умений с опорой на рекомендации, содержащиеся в соответствующих учебных материалах (памятки «Как писать сочинение», «Как оценивать содержание и речевое оформление изложений и сочинений», «Как редактировать тексты изложений, сочинений»).

*Овладение культурой использования технических средств коммуникации, требующих соблюдения норм письменной речи. **Проведение диспута «Нужно ли соблюдать нормы правописания в интернет-общении». *Подготовка письменного текста (сочинение, сочинение-миниатюра, заметка для школьного сайта и т. п.), обобщающего информацию по указанной теме, содержащуюся в учебной литературе, на соответствующих сайтах Интернета.

*Использование на уроках по другим предметам коммуникативного опыта создания собственного письменного текста и оценивания чужих письменных высказываний.

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104

105

26.04.16

29.04.16

03.05.16

06.05.16

10.05.16

13.05.16

17.05.16

20.05.16

24.05.16

27.05.16

26.04.16

30.04.16

30.04.16

03.05.16

07.05.16

07.05.16

10.05.16

14.05.16

14.05.16

17.05.16

21.05.16

21.05.16

24.05.16

28.05.16

28.05.16

Повторение в конце учебного года (10/*14 ч. + 1 резервный час)

Виды речевой деятельности: посторение, обобщение.

Виды речевых и грамматических ошибок: повторение, обобщение. *РЕЗЕРВ-10. Практикум по обнаружению и редактированию речевых ошибок.

Построение письменного высказывания по проблеме: повторение.

Контрольное сочинение 5 в формате ЕГЭ-25.

*Трудные случаи орфографии: повторение.

Анализ сочинений, совершенствование навыка обнаружения и редактирования речевых ошибок в собственном тексте.

Правописание служебных частей речи: повторение.

Подготовка к годовой конторольной работе.

Годовая контрольная работа (КР №6) в формате самодиктанта с теоретическим тестовым заданием по пройденному материалу.

Анализ годовой контрольной работы. Работа над ошибками.

Трудные случаи пунктуации в простом предложении.

Омонимия разных частей речи, принципы разграничения частей речи: повторение.

Пунктуация в разных типах сложных предложений: повторение.

Пунктуация в многочленном сложном предложении на стыке союзов: повторение.


VI. График контрольных работ

  1. — КР № 1 по теме «Язык как средство общения»

08.12 — КР № 2 за 1 полугодие в ЕГЭ-формате (1-24 задания)

16.02 — КР № 3 по темам «Чтение и аудирование как виды речевой деятельности. Информационная обработка текста»

15.03 - КР № 4 по теме «Говорение и письмо как виды речевой деятельности»

19.04 — КР № 5 в ЕГЭ формате (1-25 задания)

17.05 — КР № 6 за год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 7 КЛАСС (УМК под ред. С.И.Львовой и В.В.Львова)

В УМК "Русский язык" 7 класс продолжается развитие умений, связанных с восприятием, обработкой и усвоением учебной информации, предявленной в формах связного текста,обобщающих таблиц, планов, словарны...

Календарно- тематическое планирование по русскому языку 5 класс( под ред. Львова)

Календарно- тематическое планирование по русскому языку 5 класс( под ред. Львова)...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 7 класс по программе С.И.Львовой, В.В.Львова

Календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе С.И.Львовой, В.В.Львова для 7 класса на 2013-2014 учебный год....

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс по программе С.И.Львовой, В.В.Львова

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс по программе С.И.Львовой, В.В.Львова на 2013-2014 учебный год...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 6 класс по программе С.И.Львовой, В.В.Львова

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 6 класс по программе С.И.Львовой и В.В.Львова на 2013-2014 учебный год....

Календарно-тематическое планирование по русскому языку . 7 класс . По программе –170 часов в год (автор учебника С.И.Львова, В.В.Львов)

Календарно-тематическое планирование  по русскому языку . 7 класс . По программе –170 часов в год  (автор учебника С.И.Львова,  В.В.Львов)...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку . 8 класс . По программе –136 часов в год, 4 часа в неделю. (автор учебника С.И.Львова, В.В.Львов)

Календарно-тематическое планирование  по русскому языку . 8 класс . По программе –136 часов в год, 4 часа в неделю.  (автор учебника С.И.Львова,  В.В.Львов)...