РОЛЬ РЕЧЕВЫХ РАЗМИНОК НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
статья по русскому языку на тему

Бережная Галина Геннадьевна

Существует целый ряд условий, способствующих возникновению заинтересованности к любой науке, изучаемой в школе. Это мотивация  изучения предмета, активные действия обучающихся в процессе самостоятельного открытия новых знаний, разнообразие информации и способов действия учебного труда, постоянные связи с  усвоенным ранее интересным материалом…

Занимательность в обучении должна обязательно сочетаться с другими методами, приемами, необходимыми для сознательного усвоения правил правописания и для выработки у обучающихся навыка  применять полученные знания на практике.

Речевые разминки помогают обучающимся усвоить грамматические правила и навыки, обеспечить развитие духовно-нравственных ценностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon berezhnaya_g.g._bou_ososh_no13.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ РЕЧЕВЫХ РАЗМИНОК НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Существует целый ряд условий, способствующих возникновению заинтересованности к любой науке, изучаемой в школе. Это мотивация  изучения предмета, активные действия обучающихся в процессе самостоятельного открытия новых знаний, разнообразие информации и способов действия учебного труда, постоянные связи с  усвоенным ранее интересным материалом…

Основу развивающего обучения составляет педагогическое общение. Основная его функция – не только обеспечить адаптацию к конкретным условиям, в которых протекает обучение, но и сформировать у обучающихся умения включаться в обучение, чувствовать себя комфортно в образовательном процессе.

Конечно, урокам русского языка трудно соперничать с уроками географии(путешествия, открытия!), ботаники(жизнь растений!).  Поэтому мы должны противопоставить им что-то интересное – способность получать радость открытия, радость ежедневного удивления русским языком, способность интеллектуально и нравственно развиваться через язык, речь.

Как же добиться свободного творческого осмысления всего, что обучающиеся изучают и делают? К внутренней свободе они идут от внешней раскрепощенности: от  выработки дикции, четкой и ясной, от развития интонационной гибкости голоса, умения легко, свободно двигаться, а затем они научатся конструировать отдельные предложения и целые тексты.

Занимательность в обучении должна обязательно сочетаться с другими методами, приемами, необходимыми для сознательного усвоения правил правописания и для выработки у обучающихся навыка  применять полученные знания на практике.

Сочетание занимательности с другими приемами преподавания поможет обучающимся усвоить грамматические правила и навыки, обеспечит развитие духовно-нравственных ценностей.

Достичь этих целей мне помогают речевые упражнения (разминки). «Поиск сокровищ».

Эта замечательная разминка дает обмен информацией о личных интересах учащихся. Прошу ребят записать три увлечения, не связанных со школой(футбол, музыка), а затем предлагаю им найти двух человек со сходными пристрастиями.

При изучении раздела «Синтаксис» использую следующие разминки:

«Море интонаций» - это упражнение на проговаривание с различной интонацией (вопросительной, восклицательной) одной какой-либо фразы. Произносим по рядам (одни говорят, другие слушают). Затем несколько человек читают эти строки поодиночке, при этом пользуются мимикой, жестами. Все это сопровождается комментарием: что получилось лучше, у кого интереснее всего.

Материал для данной разминки:

  1. Хороший человек –это тот, вблизи которого мне легче дышится. (П.Павленко)
  2. Раз речь не ясна, она не достигнет цели. (Аристотель)
  3. С русским языком можно творить чудеса. (К. Паустовский)
  4. Искусство писать -  это искусство сокращать. (А.Чехов)

Много речевых упражнений можно использовать при изучении темы «Лексика».

Речевая разминка «Переводчик».

Даю предложения, предлагаю заменить все слова синонимами.

  1. Доктор прописал пациенту инъекции.
  2. Разъяренная вьюга замела тропинки.
  3. Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.

В другом задании предлагаю иноязычные слова заменить русскими.

  1. При проверке было выявлено немало дефектов.
  2. Ваши аргументы убедительны.
  3. Все работали с энтузиазмом.
  4. Мы гордимся нашим голкипером.

Речевая разминка «Корректор».

Учащиеся исправляют ошибки в толковом словаре.

  1. Западня – квартира с окнами на запад.
  2. Гривенник – юноша с модной гривой.
  3. Маховик – регулировщик на перекрестке.
  4. Застрельщик – браконьер.

Находят лишнее слово.

  1. Петя ушиб колено ноги.
  2. Он написал свою авто биографию.
  3. Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

Очень часто использую речевую разминку «Цветослов».

Такая разминка развивает то, что заложено в ребенке с рождения: способность видеть мир в цвете. Мои ученики почти всегда делают словесные иллюстрации к тому, о чем говорят Мир в их рисунках очень ярок, контрастен. Вот какие красочные эпитеты были подобраны к словам:

Осень (унылая, рыжая, беззвучная, бледная, тихая, золотая).

Осенний лист (пурпурный, лиловый, багряный, червонный, малахитовый).

Ветер (порывистый, холодный, свежий).

Вечер (лучезарный, тихий, томный, легкий, загадочный).

(Приложение 1).

Использование различных разминок побуждает обучающихся к самостоятельным  творческим поискам, экспериментированию, познанию.

Самостоятельная работа обучающихся над разрешением различного рода грамматических задач увлекает детей и помогает им в занимательной форме закрепить и углубить свои знания по языку, развивает у них память, сообразительность, расширяет кругозор, заставляет думать, анализировать, сопоставлять, приучает серьезно трудиться; повышает интерес к предмету, вызывает горячее желание овладеть нормами литературного языка, обеспечивает субъетно-смысловое общение, самореализацию личности, освоение культурных и социально-значимых ценностей. Полезными и интересными уроками считаются те, на которых ученики сами творят, старательно работают и убеждаются в том, что для выражения мыслей существуют безграничные возможности.


Список литературы:

1. Соловцова И.А. «Законы духовной жизни человека, как основа   духовного воспитания», И.А. Соловцова  «Проблемы духовного   воспитания»: Гуманитарно-целостный подход: Материалы «круглого стола»,   20 октября 2005 г. / Сост. И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. –   Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006 г.

2. Селевко Г.К., Селевко А.Г., Социально-воспитательные технологии. М.:  Народное образование, 2002 г.

Приложение 1.

Использую разминки и при изучении темы «Морфология».

«Угадай часть речи». У доски работают два ученика. Первый записывает на доске любую часть речи, другой ученик (он стоит спиной к доске) должен отгадать ее, используя только три вопроса, в ответ на которые он слышит только да или нет. Потом ученики меняются местами.

Например, если загадано существительное, диалог может быть таким:

- Может ли иметь род?

-Да.

- Изменяется по лицам?

-Нет.

-Отвечает на вопрос кто?

-Да.

Большую роль в монологической речи играет умение слушать и пересказывать тексты, конструировать предложения. Для этой цели использую несколько речевых упражнений.

«Мои радости и огорчения».

Предлагаю учащимся закончить предложения по данному началу. Я радуюсь, потому что Я огорчаюсь, потому что. Как я был счастлив в прошлом, потому что… Как я счастлив в настоящем, потому что…

Ребята придумывают концовки и доказывают, что предложения сложные.

«Круговорот».

Даю четкую, целевую установку на деятельность. На доске записываю заголовок, ключевые слова, предлагаю текст, - ребята по очереди пересказывают его, выделяя главное.

Примерный текст для работы.

В Древней Греции был выдающийся оратор Демосфен. В детстве он был косноязычным. И сам занялся исправлением своей речи. По утрам он ходил на речку, клал себе в рот речные камешки и упражнялся в правильном произношении слов и фраз. Постепенно голос его окреп, у него выработалась правильная дикция, и это помогло ему стать замечательным оратором.

Разминка «Ассоциации»

На доске записывается несколько слов, например (зажигалка, школа, мама, друг, карандаш). С каждым словом необходимо выстроить ассоциативный ряд ( на каждое слово дается одна минута).

Пример: школа – улыбка, настроение, знания, класс, учитель, общение.

«Приятные SMS»

В этой разминке используется письмо – очень быстро и непринужденно. Раздаю небольшие листочки и прошу:

  1. Обратить внимание на сидящего слева человека.
  2. Заметить в нем что-то хорошее (внешность, поведение).
  3. Написать этому человеку короткую записку, связанную этим приятным наблюдением.
  4. Подписаться и передать записку этому человеку.

«Карманное письмо».

Эта разминка хороша, когда все устали и необходимо изменить ритм работы. Предлагаю учащимся достать из кармана или сумки предмет, который их каким-то образом характеризует, и в течении пяти минут написать что-то об этом предмете. Затем учащиеся разбиваются на пары, читают друг другу написанное. Несколько человек зачитывают свои «карманные»  письма для всего класса.

Приложение 2.

1.Бережное отношение к родному языку, своей культуре, религии и истории.

1)Объяснительный диктант.

Выразительно прочитайте текст.

Язык -  это своеобразное хранилище культуры русского народа, его истории, отражение его представлений о добре и зле, смысле жизни… Язык – это святыня народная, которую каждый должен знать и беречь. Язык – вернейший, а иногда и единственный свидетель былой жизни народа. Язык есть самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое, живое целое.

-Какая мысль объединяет данные высказывания о языке?

- Устно выделите грамматические основы в данных предложениях и определите, какие они – двусоставные или односоставные.

- Какое пунктуационное правило объединяет данные предложения?

2) Работа с текстом.

Выразительно прочитайте текст.

Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквях, думать о значении орнамента, высеченного на замшелом камне? Надо ли сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца? Надо. Человек не бабочка-однодневка, весело порхающая на солнце, не знающая, что будет завтра. В судьбе человека сплетаются в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее. Человек – сын своего времени и своей страны, и чувство Родины тесно связано с чувством истории.

(Е.Осетров)
-В каком предложении выражена основная мысль текста?

-Как человек должен относиться к своей истории?

-Объясните знаки препинания в последнем предложении.

3)Работа с текстом.

Выразительно прочитайте текст.

«Культура,- писал Дмитрий Сергеевич Лихачёв,- это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определённое пространство, из простого населения – народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства. Какие духовно – нравственные ценности должны быть основой воспитания для подрастающего поколения? Вот некоторые из них.

  1. Люби людей – и ближних, и дальних.
  2. Твори добро, не видя в том заслуги.
  3. Люби мир в себе, а не себя в мире.
  4. Будь искренним : вводя в заблуждение других, обманываешься сам.
  5. Будь совестлив : вся мораль в совести.
  6. Учись читать с интересом, с удовольствием и не торопясь; чтение – путь к житейской мудрости, не гнушайся им!
  7. Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее.

Религия – богатство. Религия обогащает представление о мире; позволяет верующему ощутить значимость всего происходящего, осмыслить жизнь человека; составляет самую убедительную основу нравственности».

-Какое впечатление произвели на вас слова автора?

-Эти слова обращены, ребята, в первую очередь к вам. Какие нравственные выводы вы сделали для себя?

-Выделите устно  грамматические основы в побудительных предложениях, определите – двусоставные они или односоставные.

4)Чтение текста с последующим выполнением заданий.

Сейчас ты подросток. Ты находишься в конфликте чуть ли не со всем миром. То мир тебя не понимает, то ты его.  Разрыв между мечтой – неясной и возвышенной – и действительностью приводит тебя в недоумение.  Ты должен научиться реально смотреть на мир, взвешивать свои силы.

Думаю, что истинное счастье – удел терпеливых, ищущих, умеющих, знающих. Учиться надо не по принуждению, а по собственному желанию.

Для чего ты пришёл на эту Землю? Если ты можешь ответить на эти вопросы, значит, ты имеешь свою жизненную позицию, ты решил оставить после себя добрые дела.  А добрых дел очень много : построенный дом, вспаханная земля, написанная картина, воспитанные тобою дети, защищённая тобою природа.

Лев Толстой писал : « Праздный ум – это пища для дьявола». Не оставляйте ума и рук в праздности! Дерзайте, творите, думайте… Только тогда вы станете счастливыми…

(А.Алексеева)

- Какие выводы вы сделали, прочитав данный текст?

-Выпишите из текста односоставные предложения, в которых главный член предложения – сказуемое, выраженное глаголом 1 и 2 лица, единственного или множественного  числа.

- Сказуемые выражены глаголами какого наклонения?

- Вы нашли определённо-личные предложения. Записываем определение в конспект.

- Читаем определение в учебнике. О чём мы не сказали?

Нравственные  устои семьи -  любовь, дружба, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.

1)Чтение текста с последующим выполнением заданий.

Настоящая дружба очень помогает в горе и радости : в радости ведь тоже нужна помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить его  и поделиться им. Неразделённая радость не радость. Несомненно, человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат, опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.

Берегите дружбу, цените всё хорошее, что имеете, не растрачивайте богатств души своей. (Д.С.Лихачёв)

- Определите тип речи данного текста.

- В каком предложении заключена основная мысль текста?

- Выпишите данное предложение и сделайте его синтаксический разбор.

-Определите стиль данного текста. Какие глаголы выражают призыв? В каком наклонении?  Сделайте их разбор по составу.

2)Выразительно прочитайте текст.

А сколько нужды и горя выпало на долю матери потерявш… семерых взрослых детей!

И всё (же) глаза её оставались (не)замутнё(н,нн)ыми до глубокой старости свидетельствующ… о душевной ясности, лицо – свежим, свободным от морщин. Способность радоват(?)ся чутко улавливать красоту родной земли дарова(н,нн)а далеко не всем людям. Дурак и радость обратит в горе разумный и в горе утешит(?)ся говорила она.

Лицо матери как подсолнечник к солнцу всегда было обраще(н, нн)о к радости к деянию добра. Доброту и обострё(н, нн)ое ощущение природы мать всё время бе(с, сс)ознательно пыталась привить детям.

- Расставьте недостающие знаки препинания и объясните их постановку.

- Вставьте пропущенные орфограммы, объясните правописание слов.

-Какие важные нравственные уроки мать дала своим детям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые разминки на уроках русского языка для 5-7 классов

Эти речевые упражнения отвечают нескольким непременным условиям. Они соотносятся с целями и задачами урока и помогают воплощать их в жизнь.  Тщательно спланированные разминки – первый шаг к успех...

Речевые разминки на уроках немецкого языка.

Сборник рифмовок на немецком языке для проведения разминок на уроке....

Статья: речевая разминка на уроке английского языка.

Использование речевых разминок на уроке....

«Речевая разминка на уроке английского языка, как способ обучения спонтанной речи учащихся».

В данной статье рассматривается методы развития спонтанной речи на уроках английского языка ....

Роль речевых разминок на уроках чтения в коррекционной школе

В данной работе приведены примеры организации «речевых разминок» на уроках чтения в коррекционной школе, представлена методика проведения «разминок» и тексты «речевы...

Речевые разминки на уроках английского языка (Warming up)

Существует большое разнообразие приемов для начала урока и именно это позволяет сделать урок ярким и интересным для учащихся. Но раз мы живем в век цифровых технологий, большое предпочтение отдается и...