Урок по литературному чтению "Проказница зима"
план-конспект урока по русскому языку на тему

Представляю вашему вниманию урок сельского учителя smiley

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_3_klass.docx45.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

Кызыл-Тайгинская средняя общеобразовательная школа

Сут-Хольского кожууна Республики Тыва

 
Распространение ППО среди учителей начальных классов

 Сут-Хольского кожууна

Тема:  

"Проказы старухи зимы»

  К.Ушинский

Учитель русского языка и литературного чтения

 Ооржак Галина Сергеевна

galina.oorzhak.75@mail.ru

 

План-конспект урока по чтению (3 класс)  
Конкурсный урок литературного чтения.

Тема: "Проказы старухи зимы» К.Ушинский

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Ооржак Галина Сергеевна,  учитель начальных классов.

Предмет: литературное чтение

Тип урока: урок открытия нового знания

Тема раздела: «Пришла волшебница зима»

Тема: «Проказы старухи зимы» К.Ушинский

Цель: Ознакомление учащихся с творчеством К.Ушинского; создание условий для формирования  активной читательской позиции, помогающей эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя, понять основную мысль произведения.

Задачи:

1.     учить осознанному чтению; сопереживать вместе с автором;

2.     развивать критическое мышление и речь учащихся;

3.     правильно вести себя в природе и находить правильный выход из сложившихся ситуаций.

4.     воспитывать детей видеть себя и природу как одно целое

Ожидаемый результат: Дети умеют находить тему и выделять главную мысль, различать художественные средства.

 УУД:

Личностные УУД

- самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).

- смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »).

- оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Познавательные УУД

 Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- смысловое чтение;

- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

Логические универсальные действия:

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

- выбор оснований и критериев для сравнения,  классификации объектов;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений

Действия постановки и решения проблем:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД

- планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстником);

- постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации);

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского языка;

-коррекция и оценка действий одноклассника;

Регулятивные УУД

- целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);

-умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

- самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;

- определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно;

- определять правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов;

- оценка своего задания по  параметрам, заранее представленным.

Оборудование:  экран, компьютер, таблица,  раздаточный материал.

                                          Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД, формирующиеся на данном этапе

1.Положительный психологический настрой

Здравствуйте, ребята!  Меня зовут Галина Сергеевна и я сегодня проведу урок литературного чтения. К нам пришли  гости.  В нашем классе так тепло и светло от ваших улыбок. Улыбнитесь друг другу и за работу.

- Ребята, я очень люблю урок литературного чтения, а вы любите этот урок?

- А почему вы любите? За что?

2. Речевая разминка  

Ок-ок-ок-выпал снежок

Ул-ул-ул- ветер подул

Ели-ели-ели-птицы улетели

Оз-оз-оз пришел мороз

Ой-ой-ой – холодно зимой

Настраиваются на работу.

Регулятивные: настраиваются на работу по предложенному плану.

Коммуникативные: обращаются к своим друзьям с пожеланиями.

Личностные: положительно относятся к школе, доброжелательны к своим одноклассникам.

2. Постановка учебной задачи. Открытие темы урока. Проблемная ситуация

 

 

 

 

Актуализация знаний.

 

 

 

   Игра «Дополни пословицу»:

1гр.  В … год кончается, зима начинается

2 гр. … – году начало, зиме середина

3 гр. Вьюги да метели в … налетели.

Это месяцы какого времени года?

О каком времени года мы на уроке будем говорить?

  • Учитель: Молодцы! Давайте составим синквейн - таблицу к слове зима
  1. Зима
  2. Холодная, суровая
  3. Декабрь, январь, февраль – зимние месяцы
  4. Новый год (Шагаа)
  • - А как у нас, у тувинцев про зиму говорят?

  • Представьте себе, что зима живое существо. Какой образ возникает в вашем воображении? (составление кластера) 

Учитель:  Многие писатели и авторы дают образ зиме: старуха, молодая дева.

Прочитайте название: А в нашем произведении ей дается образ старухи. Хотите узнать, как  проказничает зима?

Учитель: А для чего нам это нужно?

Учитель: Кто автор этого произведения? (обратить внимание на портрет)

Вы раньше читали его произведения?

Сообщение об авторе (краткая информация)

  Дети: Зимушка-Зима.

 

Дети: устно работают. Дают определение к этому слову

 Дети: Зима

 

Дети:  о зиме.

Дают признаки зимы, придумывают П

Межкультурная связь – вспоминают выражения старших о зиме

(тос-тостун соогу, буга-дегээ мыйызы буступ дужуп турар шагда)

 Дети находят слова, которые подходят зиме. Холодная, суровая, волщебница…

-Чтобы узнать что-то интересное.

 

 

- К.Ушинский

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий; прогнозируют результаты усвоения изученного материала.

 

Коммуникативные: обмениваются мнениями; слушают друг друга; умеют работать в группах.

Личностные: осознают свои возможности в учении; стремятся хорошо учиться.

  Регулятивные: проявляют способность к самоорганизации, к самоконтролю,

Личностные: развивают познавательные интересы

 

Этап подготовки

учащихся к активному и сознательному  восприятию нового материала.

Работа над новым материалом

Работа над выразительностью чтения.

 

Закрепление

Итог урока.

Рефлексия.

 Домашнее задание

- Перед тем как прочитать про зиму, нам встретятся такие новые слова.

  1. Работа над произношением
  2. Словарная работа –  Напишите дома эти слова ребята, и запомните.

 Учитель – Сначала прослушаем аудиозапись.  

Обсуждение услышаного.

- Это сказка или рассказ? Какая эта сказка?

- Почему вы так думаете?

- О чем эта сказка? Кто герои этой сказки?

1.Кого донимала зима? (Птиц, зверей, рыб, людей, детей)

2.Как зима решила расправиться с птицами?

3.Что сделали птицы?

4.Как звери спасаются зимой от мороза?

5.Что сделала зима с реками и озёрами?

6.Куда спрятались рыбы?

7.Как приготовились люди к зиме?

Чтение учащимися про себя

Чтение по частям

1. Зима и птицы

2. Зима и звери

3. Зима и рыбы

4. Зима и люди

5. Зима и ребята

Обсуждение смысла заглавия

- Как вы думаете, почему сказка называется «Проказы старухи Зимы»? Изменилась ли зима к концу  сказки? Сначала она разозлилась, а в конце заплакала.

Оказывается, мы каждый год знаем и видим эти проказы зимы, называем их приметами зимы.

- Тема сказки? (О природе).

- работа по таблице «Соотнеси П»

Сказку какого автора вы сегодня читали?

- Что нового вы для себя узнали?

- Понравился ли вам урок?

- Что понравилось на уроке?

Прочитать рассказ и написать слова для правильного произношения

 

Дети: Читают слова, переводят на родной язык

  

 

Дети слушают аудиотекст

  - Это сказка. Писатель олицетворил зиму.

 - О природе, живые существа.

 

 

 

 

Дети рассуждают о прочитаном и отвечают на вопросы

Учащиеся находят правильные ответы

Подытоживают урок. - (я) думаю, что…

Оценивают свою работу

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: Совершенствуют устную речь.

Личностные: Формирование нравственных качеств

Коммуникативные:

проявляют активность в коллективной деятельности

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий.

Познавательные: осваивают умение находить необходимую информацию, проводить анализ, делать сравнение.

Коммуникативные: работают в парах, группах; умеют оформлять свою мысль в устной речи; строят высказывания.

 

«Я слышу – я забываю,

- Какой девиз нашего урока? Спросила учительница

Шынгыраа, Начын:

Я слышу – я забываю

Я вижу – я запоминаю,

Я делаю – я понимаю»

- гласит народная мудрость. Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение.

- Какой девиз нашего урока? Спросила учительница

Шынгыраа, Начын:

Я слышу – я забываю

Я вижу – я запоминаю,

Я делаю – я понимаю»

- гласит народная мудрость. Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение.

Тема: «В гости к зиме».

Цели: закрепить знания детей об изменениях неживой природы зимой; закрепить знания о частях речи; развивать связную устную и письменную речь учащихся.

Оборудование: картины с изображением зимней природы, зимних игр детей; распечатки филфорда «Зима»; пьесы П.И.Чайковского из альбома «Времена года»: «У камелька», «Масленица», «Святки».

Ход урока

I. Сообщение темы и целей урока

(Учитель читает стихотворение.)

У дедушки Года, у старого деда,
Есть внучки четыре прекрасные девы.
Садись поудобнее, слушай, дружок,
Про каждую внучку послушай стишок…

Зима

Как старшая внучка красива собою!
Зовется Зимою, Зимой ледяною!
Лицо белоснежно и волосы белые,
Всю сахарной, снежной Зима землю делает.
Как только пора для Зимы заступает,
Свои сундучки она вновь открывает.
Есть пять ледяных у нее сундуков:
В одном спит метель – это мать ветерков,
В другом сундуке затаилась пороша
И множество градин – стеклянных горошин,
А в третьем спит вьюга, в четвертом – снежинки
И иней в последнем- в хрустальной корзинке.
И эти богатства Зима всем раздарит.
Украсит леса, с Новым годом поздравит.
Оденет деревья в хрустальный наряд,
Который сверкает и радует взгляд!

Е.Ртищева

- О чем будем говорить на уроке? (О зиме.)

На уроке мы будем говорить о зимних изменениях в природе, повторим части речи.

II. Работа над новым материалом

- Зима…Шепотом произнесите это слово. Какие чувства у вас возникли? (Холодно, грустно, радостно, весело – скоро праздник Новый год.)

- Закройте, пожалуйста, глаза. Тот, до кого я дотронусь, открывает глаза и называет любое снежное слово. (Снег, лед, холод, санки, метель, Дед Мороз…)

(Учитель вывешивает на доску картины зимней природы.)

- Отгадайте загадки и найдите отгадки в филфорде. Слова могут быть расположены в любом направлении и даже вдоль ломаной линии, но не пересекаться.

Филфорд «Зима»

http://festival.1september.ru/articles/531350/img1.gif

1. Он щипается, кусается,
Прогнать домой пытается.
Но все равно я не уйду.
Промчусь по снегу и по льду.
(Мороз)

2. Белая, узорная,
Звездочка – малютка,
Ты слети мне на руку.
Посиди минутку.
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
(Снежинка)

3. Гуляю в поле,
Летаю на воле.
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю.
(Метель)

4. Глаза – угольки,
Ручки – сучки.
Холодный, большой,
Кто я такой?
(Снеговик)

5. Деревья белым уберет,
Хотя не снег он и не лед.
(Иней)

6. Что за толстое стекло
Речку всю заволокло?
(Лед)

7. В воздухе летит, не тает,
Белизною взгляд ласкает.
Составляет из сестер
Купол - сказочный шатер.
Драгоценным ожерельем
Спать ложится на деревья.
Без труда отыщет кров
Среди веток и стволов.
Спеленовывает землю
Тот, кто раньше выпал, дремлет.
В искрах звонких серебрится-
Одного тепла боится.
(Снег)

8. Стальные маленькие кони
На льду умельца не догонят.
(Коньки)

9. Тянуть их в гору трудно,
С горы спускаться – чудно.
(Санки)

10. На прогулке бегуны
Одинаковой длины.
Через луг бегут к березке.
Тянут следом две полоски.
(Лыжи)

- Запишите в тетради слова: мороз, снежинка, метель, снеговик, иней, лед, снег, коньки, санки, лыжи.

- На какие вопросы отвечают эти слова? (Что?)
- Что обозначают эти слова? (Предметы.)
- Допишите еще в тетради слова-предметы, которые относятся к неживой природе зимы. (Снежинки, изморозь, сугробы, гололед.)

Физкультминутка

Выпал беленький снежок.
Соберемся мы в кружок.
Снег,снег,белый снег,
Засыпает он нас всех.

Мы на саночки садимся
И под горку быстро мчимся.
Снег, снег, белый снег,
Мчимся мы быстрее всех.

Дети все на лыжи встали,
Друг за другом побежали.
Снег, снег, белый снег,
Кружит падает на всех.

Мы из снега ком слепили,
Потом куклу смастерили.
Снег, снег, белый снег,
Кукла вышла лучше всех.

Дети к вечеру устали,
Быстро к дому побежали.

Продолжение работы.

Беседа о снеге

Послушайте рассказ «Снежные слова».

Если снежинки слипаются на лету, мы говорим «хлопья».

Если твердые белые шарики больно секут щеки и лоб, мы говорим «крупка».

Свежий, только- только запорошивший землю, самый чистый и самый милый охотнику снег зовется «пороша». Как и он сам, все следы на нем свежие. Нет лучше охоты, чем на пороше!

Снег лег на землю, но это не значит, что он до весны успокоился. Подул ветер, и снег зашевелился, ожил.

Иной раз идешь по улице, а у ног белые вспышки. Можно подумать, что ветер нанялся в дворники: снег, выметаемый ветром, струится, течет по земле. Это низовая метель - поземка.

Если же ветер кружит, вьет в воздухе снег - это вьюга.

Ну а в степи, где ветру нет удержу, может разыграться и настоящая снежная буря- буран. Крикнешь и голоса не услышишь, в трех шагах ничего не видно. (Н.Надеждина).

- Какие «снежные» слова в рассказе вы услышали? Допишите их в тетради. (Хлопья, крупка, поземка, пороша, буран, вьюга).

- Объясните лексическое значение этих слов. (Хлопья - это несколько снежинок, которые слиплись на лету. Крупка- это снежинки в виде маленьких белых шариков. Поземка-это низовая метель (ветер, дующий у поверхности земли), когда снег струится по земле.)

- На какие вопросы отвечают эти слова? (Что?)

- Что обозначают? (Предметы)

- Как образуется снег?

(Учитель читает рассказ.)

Раньше думали, что снег – это замерзшие капельки воды. Думали, что идет он из тех же туч, что и дождь. И вот не так давно была разгадана тайна рождения снежинок. И тогда узнали, что снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками непрозрачного льда, который идет иногда летом вместе с дождем или во время грозы. Но капельки воды никогда не превращаются в снежинки, красивые шестиугольные звездочки. Все бывает совсем по-другому.

Водяные пары поднимаются высоко над землей, где царит сильный холод. И здесь сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки-кристаллики. Это еще не те снежинки, какие падают на землю, они еще очень малы. Но шестиугольный кристаллик все время растет, развивается и, наконец, становится удивительно красивой звездочкой. Снежинки медленно- медленно опускаются, они собираются хлопьями и падают на землю.

 - Какого снега цвет?

(Учитель читает рассказ.)

Снежная белизна. Белее ничего нет на свете. Недаром, когда хотят подчеркнуть безупречную чистоту белого цвета, его всегда сравнивают со снегом: белоснежный лебедь, белоснежные лепестки лилии, белоснежное платье.

В чем секрет белизны снега? Пожалуй, «виноват» тот же разноцветный солнечный луч.

Какого цвета лед? Никакого. Он бесцветный. Почему? Потому что он пропускает через себя весь солнечный луч, целиком, и остается бесцветным. Таков закон природы.

Каждая снежинка, каждая красивая звездочка в отдельности свободно пропускала бы через себя весь солнечный луч, как лед, и тоже была бы бесцветна. Но снежинки в беспорядке падают друг на друга, лежат рыхлой массой. Все вместе они становятся непрозрачными и потому не могут пропустить через себя весь луч солнца. Они его целиком отражают нам в глаза. И снег потому ослепительно белый, что он отражает солнце, чистейший цвет белого солнечного луча.

- Что запомнилось вам из прочитанных рассказов?

Работа по учебнику «Мир вокруг нас». Стр.132-133 (Прочитайте про себя.)

- О каких зимних явлениях вы прочитали? Объясните это явление.

- Кто рисует узоры на окнах? (Дети отвечают.)

Ученик читает наизусть стихотворение Н. Хвостова «Зимние цветы».

Раз в оконной раме
Дедушка Мороз
Странными цветами
Стекла позанес.
Против всяких правил
В пальмовом лесу
Елочек наставил-
Севера красу.
В прихоти затеи
В лес насыпал звезд,
Вывел орхидеи
Из алмазных звезд.
И рукой небрежной
Дед-шалун седой
Образ лилий нежных
Переплел с травой.
Но внезапно солнце
Вышло из-за туч
И нагрел в оконце
Стекла жаркий луч.
Как былые грезы,
Юности мечты,
Растопились слезы-
Зимние цветы.

Н.Хвостов

- Перечислите зимние явления в природе. (Солнце поднимается невысоко, не греет. Дни короткие, ночи длинные. Земля покрыта снегом. Водоёмы покрыты льдом. Почва замерзла. Оттепели, гололедица, изморось.)

Музыкальная минутка

В Декабре 1975года Петербургский издатель Бернар обратился к П.И. Чайковскому с предложением написать 12 фортепианных пьес для ежемесячного журнала «Нувелист». Пьесы должны быть связаны с месяцами года. Петру Ильичу эта затея пришлась по душе, и альбом «Времена года» был написан.

 Послушайте пьесу «святки» (Декабрь). Святки - это старинный праздник накануне нового года.

(Дети слушают пьесу.)

- Какие картины вы представляли себе, когда слушали музыку?

Это мелодия вальса, под которую танцует маленькая девочка около новогодней елки. Этот вальс медленный, зимний и немного грустный.

(Учитель может предложить детям для прослушивания ещё две пьесы П.И.Чайковского.)

Работа в тетради по русскому языку

В тетради вы записали слова-предметы, относящиеся к зиме.

Теперь запишем слова-признаки.

- На какие вопросы отвечают слова-признаки? (Какой? Какая? Какое? Какие?)

- Расскажите, какие вы видели снежинки? Запишем эти слова. (Дети записывают.)

Легкие, пушистые, белые, ажурные, серебристые, нежные, мягкие, воздушные.

- С чем можно сравнить снежинки? (Белые, как молоко. Легкие, как пух. Ажурные, как кружево.)

- Что делают эти снежинки? Запишем слова-действия. (Ложатся, падают, летят, кружатся, танцуют, грустят, плачут, шепчутся.)

- На какие вопросы отвечают слова-действия? (Что делать? Что сделать? Что делают?)

- Послушайте, какое стихотворение о двух снежинках написал поэт В.Хесин «Две сестры-снежинки».

- Какой бы вы хотели быть снежинкой – первой или второй? Почему?

Физкультминутка

А теперь, ребята, Встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад ,
Повернулись вправо ,влево ,
Тихо сели ,вновь за дело
(Учитель читает стихотворение.)
Я Приглашаю вас, ребята, в зимний лес,
Где много всяких сказочных чудес,
Где замела метелица дороги,
Где косолапый мишка спит в берлоге,
Где в ледяном- дворце живет сама
Красавица, волшебница-зима.

Продолжение работы

1. Беседа

- Зима… Какая она? (Волшебница, чудесница, кружевница, морозная, Снежная, лютая, чародейка.)

- Что сделала зима? (Пришла, украсила, подкралась, занавесила, убаюкала, прикрыла, закутала.)

2. Зимние забавы

(Учитель читает стихотворение А.Коринфского «Зима».)

- Какие вы любите зимние забавы? (Лепить снеговиков, играть в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках.)

- Какие вы думаете, а сто лет тому назад дети зимой играли в такие же или другие игры?

Послушайте, как играли зимой ваши сверстники сто лет тому назад.

(Учитель читает стихотворение.)

«На салазках» (Ф.Пестряков)
«Снежная война» (Л.Воронова)

- Как вы думаете, почему игры детей одни и те же? (Зима как была сто лет назад, так и осталась. И игры останутся такими же через сто лет.)

Работа над текстом «Зима»

- Почитайте текст «Зима».

(На доске написан текст.)

Вот и пришла зима. Снег покрыл землю, украсил деревья. Дети рады зиме.

- Посмотрите, как много «снежных» слов записали мы в тетради. Украсьте этими словами текст о зиме, запишите его в тетради.

(Дети работают под музыку П.И.Чайковского.)

III. Итог урока

- О каком времени года говорили на уроке?

- Что особенно запомнилось?

Спасибо за урок.

IV. Домашнее задание

1. Окружающий мир. Стр 130-133, подобрать стихи, поговорки о зиме.

2. Русский язык. Выписать несколько предложений о зиме из книги, которые читали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку литературы "Причуды матушки-зимы" (А. С. Пушкин "Зимнее утро").

Разработка представляет собой интегрированный урок литературы, ИЗО и музыки. Дети познакомятся с пейзажной лирикой Пушкина, а именно со стихотворением "Зимнее утро". Вспомнят, что такое композиция, из...

Урок № 22. Литературное краеведение. В.Ширяевец. «Вьюга», «Клич зимы». Н.С.Клементьев. В буран».

Урок № 22. Тема «А.В.Ширяевец. «Вьюга», «Клич зимы». Н.С.Клементьев «В буран». Особенности изображения оренбургской зимы в разное время»....

Методическая разработка урока в формате ФГОС : «Зима. Описание зимней природы». Подготовка к сочинению – описанию. Технологическая карта урока.

Урок развития речи в 6 классе с использованием технологии критического мышления.Цели урока.1. Познавательный аспект: опираясь на художественные тексты, репродукции, личные наблюдения учащихся, подгото...

Разработка урока по литературному чтению в 5 классе коррекционной школы 8 вида Обобщающий урок по теме "Зима"

Обобщающий урок по теме "Зима" по литературному чтению в 5 классе для обучающихся в коррекционной школе 8 вида  является интегрированным уроком чтения и рисования. При проведении урока ...

Музыкально-литературная гостиная "Зима в творчестве классиков"

Музыкально-литературная гостиная - одна из форм работы по музыкальному воспитанию дошкольников, позволяющая решать большое количество задач, в зависимости от посталенной педагогом цели. Прежде всего, ...