21 февраля - Международный день родного языка
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Донгак Чодураа Шолбан-ооловна

Внеклассное мероприятие для обучающихся 7 «А» класса

«21 февраля – Международный день родного языка»

Цель: знакомство обучающихся со значением родного языка в жизни общества.

Задачи:

1.     развитие познавательности во внеурочное время;

2.     умение работать с различной  литературой;

3.      развитие интеллектуальных способностей учащихся.

Оборудование: мультимедийная презентация «Мы говорим на русском языке» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dongak_mezhdunarodnyi_den_rodnogo_yazyka.docx188.74 КБ

Предварительный просмотр:

У Управление образования администрации Тоджинского кожууна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Тоора-Хем»

668530, Республика Тыва, Тоджинский район, с. Тоора-Хем, ул. Советская 26,

тел: 8 (39450) 2-12-23, эл.почта: tyva_school_180@mail.ru, сайт: toora-khem.ru

«Согласовано»

Зам. дир. по ВР:

_________/Кол А.Д./

«___»________2017 г.

«Утверждаю»

Директор школы:

________/Монгуш А.Д./

«___»________2017 г.

Внеклассное мероприятие для 7 «А» класса

«21 февраля – Международный

день родного языка»

http://stihi-dari.ru/wp-content/uploads/2013/02/DruzhbaNarodovV-1.jpg

Разработала

учитель русского языка и литературы

Донгак Чодураа Шолбан-ооловна

Тоора-Хем – 2017

Внеклассное мероприятие для обучающихся 7 «А» класса

«21 февраля – Международный день родного языка»

Цель: знакомство обучающихся со значением родного языка в жизни общества.

Задачи:

  1. развитие познавательности во внеурочное время;
  2. умение работать с различной  литературой;
  3.  развитие интеллектуальных способностей учащихся.

Оборудование: мультимедийная презентация «Мы говорим на русском языке»

Ход мероприятия:

Международный день родного языка отмечается с 2000 года по инициативе 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (ноябрь 1999) с целью сохранения и развития исчезающих языков, поощрения лингвистического многообразия и многоязычного образования, а также повышения осведомленности о языковых и культурных традициях. На земном шаре существует около шести тысяч языков, половина из которых  на грани исчезновения.  Причина - поглощение наименее употребляемых языков наиболее распространенными, общепризнанными, на которых ведется документация, преподавание в школе, происходит общение. Генеральная конференция ЮНЕСКО в ноябре 1999 года провозгласила Международный день родного языка, который впервые отмечался 21 февраля 2000 года. 21 февраля 2001 года в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже состоялась презентация Атласа языков мира, которым угрожает исчезновение. Атлас состоит из 14 цветных карт и 24 страниц комментариев. Он дает возможность увидеть горячие точки планеты, где языковое разнообразие находится под угрозой. Среди последних отдельными главами комментариев выделены, в частности, Сибирь и Кавказ. По мнению специалистов, родной язык находится под угрозой исчезновения, если в том или ином сообществе его перестают изучать более 30 процентов детей. Атлас отмечает, что в Европе под угрозой исчезновения находятся около пятидесяти языков. Некоторые из них, например, лапландские, на которых говорят в скандинавских странах и на севере России, считаются умирающими. В главе «Сибирь» сообщается, что большинству местных языков западной и южной Сибири грозит исчезновение. Речь, в частности, идет о финно-угорских (языки ханты, манси, коми, мари и др.), самоедском (ненцы), тюркских (якуты, тувинцы, хакасы, долганы, алтайцы и др.) и тунгусско-маньчжурских (нанайский, негидальский, орокский, орочский, удэгейский, ульчский, эвенкийский и эвенкий). На Кавказе, в частности, в Дагестане и Грузии, под угрозой исчезновения находятся местные языки.

Для выживания языка необходимо, чтобы на нем говорило, по меньшей мере, 100 000 человек. Во все времена языки зарождались, существовали, затем вымирали, иногда даже не оставив следа. Но никогда ранее, они не исчезали настолько быстро. Объединение «племен» в государство достигалось в ущерб языкам. Для единства страны было необходимо заставить людей говорить на одном языке.

С возникновением новых технологий национальным меньшинствам стало еще труднее добиться признания своих языков. Ведь язык, не представленный в Интернете для современного мира «не существует». Итак, 81 % страниц в Интернете на английском. Далее с большим отставанием следуют немецкий и японский языки, каждый по 2 %, затем французский, испанский и скандинавские языки, каждый по 1 %. Все остальные языки, вместе взятые, едва ли представляют 8 % веб-страниц.

ЮНЕСКО создало портал, позволяющий национальным меньшинствам, находящимся в неблагоприятных условиях, получить доступ к образованию и знаниям человечества. ЮНЕСКО оказывает помощь странам, которые хотят сохранить свое культурное многообразие, обеспечивая качественное обучения языков национальных меньшинств. Программа MOST работает над программами, призванными способствовать равенству между различными этническими группами. Она стремится предотвращать и решать этнические конфликты.         Признание и уважение всех языков является ключом к сохранению мира. Каждый язык самобытен. Он имеет собственные выражения, которые отражают менталитет и обычаи народа. Подобно нашему имени мы обретаем родной язык от нашей матери в детстве. Он формирует наше сознание, пропитывает заложенной в нем культурой.

1 ведущий с сообщением о русском языке:

В Российской Федерации русский язык является родным для 130 млн. человек и служит основным средством общения людей в многоэтническом государстве, а также основным государственным языком, на котором осуществляются все функции государственного управления. Кроме того, он также является средством для сохранения и передачи последующим поколениям истории и культуры России.

Русский язык - важнейшая часть национального богатства России, и поэтому должен находится под особой защитой со стороны государства в качестве одного из объектов системы обеспечения национальной безопасности страны. В связи с этим 2007 год был объявлен в России Годом русского языка, но этого мало. Необходим новый закон Российской Федерации о русском языке, и каждый человек должен оценить и более приобщиться, и полюбить свой родной русский язык.

2 ведущий:

Каждый гражданин России должен осознать, что русский язык – это не просто инструмент межнационального общения, он – воспитание души. И поэтому сейчас наипервейшей задачей является сохранение русского языка и русской национальной культуры.

Развитие и сохранение русского языка и продвижение в мире русской словесности – задача замечательная. У нас великая культура  – это, что мы должны представить миру, одновременно зарабатывая и формируя имидж страны с великой историей.

1 – ый чтец:    

                     

Сегодня все наречия планеты                    

Идут единой поступью под марш,

Неся в себе культуру милой речи,                     

И уникальность среди равных масс.

 

Родной язык - богатое наследство,

Пришедшее из глубины веков.

Ты отражаешь мысли человека,

Ты помогаешь выразить любовь.

 

Ты создаешь из букв стихотворенья.

Храня в запасах сотни тысяч слов.

Спустившееся к нам благословенье –

Родной язык, проникший в нашу кровь.

2-ой чтец:

Родной язык
Все увлекаются арабским,
всех потянуло на восток,
испанским, польским, итальянским,
на запад поезд всех увлек

Как просто – бросить все и скрыться,
и рассказать нам всем потом,
о том что счастье за границей,
и рассмеяться на своем

теперь родном уже наречьи,
теперь в другой совсем стране,
я рад за них, но жизнь не вечна,
и лишь родной язык – в душе

Конкурс “Шарада ”.

Шарады - слова-загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделено и описано самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово.

Предлагается разгадать всем вместе шараду:

Первый слог - занятие рыбака,
слог второй спроси у мясника.
Целое спортсмена отличает,
но и нам с тобой не помешает.
(
Лов-кость) 

Подготовить на карточках слова, которые являются частью шарады. Каждому игроку раздать по карточке.

Задание: игроки должны найти вторую половину шарады среди остальных игроков, чтобы получилось новое слово.


I 

Воз - Дух

Приз - Рак

Банк - Рот

Сто - Лица

Сад - Овод


II

Я - Беда

Кон - Ус

Оса - Док

Вол - Осы

Пост - Ель


Игроки, образовавшие слова
I столбца - одна команда, II столбца - вторая команда.

3-ий чтец:

Родной язык!

Он с детства мне знаком,

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нем ветра в предгорьях свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою весной…

Конкурс “Из слова - слово, но другое”.

Анаграмма - это новое слово, составленное из одних и тех же всех букв данного слова. Может получаться из одного слова и несколько слов.

Для каждой команды на ватмане написать отдельно одинаковый вариант слов. Закрепить на стенд, один лист на одну сторону стенда для одной команды, второй лист - на другую.

Задание: найти командой анаграммы к словам. Каждый из участников подбегая к стенду, записывает рядом со словом полученный вариант анаграммы. Та команда, которая быстрее справится с заданием, и получает очко.

Найди анаграммы к словам:

Бокал – (колба) 

Каприз – (
приказ)

Уклон – (
клоун, кулон, колун)

Автор – (
отвар, рвота, товар)

Апельсин – (
спаниель)

Кобура – (
уборка)

Ромашка – (
мошкара)

Шрам – (марш)

Карета – (
ракета)

Осколок – (
колосок)

Ростки – (
строки)

Шнурок – (
коршун)

Старик – (
стирка)

Пальто – (
лапоть)


 

Ведущий 1. В русском языке отразилась богатая и славная история русского народа: в нём оставили свой след и устное творчество, и великий труд русских писателей, и созидательный труд всего русского народа.

Ведущий 2. «Русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения» - писал Белинский.

А современник А.С.Пушкина русский поэт П.А.Вяземский сказал: «Язык есть исповедь народа, В нём слышится его природа. Его душа и быт родной...» 

 Конкурс “Наборщик”.

Командам предложить составить из букв одного слова, как можно больше разных слов. Это должны быть имена существительные нарицательные в именительном падеже, в единственном числе. Та команда, которая больше составит слов, выигрывает.

Ведущий 1.   Любите и берегите   свой  родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами.

 Любой язык по-своему велик,

 Бесценное наследство вековое.

 Так берегите свой родной язык,                         

 Как самое на свете дорогое.

Ведущий 2.   Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем – словно крупица чистого золота!

Язык наш драгоценный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нем есть и усмешка,

И меткость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки –

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Свой  великий язык!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

21 февраля - Международный день родного языка

Презентация к линейке, посвящённому Международному дню родного языка.  Бзэ зимы1эж лъэпкъыр лъэпкъыжкъым. Зи бзэр зэзымыпэсыжам и лъэпкъри игъэпэжыркъым. Анадэлъхубзэр 1умпэм зыщ1ым къэзылъх...

21 февраля-Международный день родного языка

21 февраля отмечается день родного языка...

21 февраля - Международный день родного языка

Информация о проведении праздника в школе....

21 февраля - Международный день родного языка

Конкурс знатоков русского языка, посвящённый к международному дню родного языка. Участинки - учащиеся  6,7 классов....

Урок «21 февраля – Международный день родного языка»

Цели и задачи: вызвать интерес учащихся к изучению и сохранению родного языка, воспитать уважение к культуре и традициям своего народа; развивать стремления быть терпимым в обществе людей; воспитывать...

Внеклассное мероприятие: «Международный год языков коренных народов. 21 февраля - Международный День родного языка»

Внеклассное мероприятие: «Международный год языков коренных народов. 21 февраля -  Международный День родного языка»«ЧТО ТАКОЕ РОДИНА? – ЭТО ВЕСЬ НАРОД. ЭТО ЕГО КУЛЬТУРА, ...

21 февраля - Международный день родного языка

21 февраля - Международный день родного языка...