Рабочая программа по русскому язку 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Медведева Светлана Фёдоровна

5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_russkiy_2.docx89.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                Пояснительная записка

    Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе  Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012  №ФЗ-273  «Об  образовании в Российской Федерации, Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), примерной учебной программы по предмету Федерального компонента государственного  стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др., издательство:  М.: Просвещение, 2014). Учебник «Русский язык 5 класс» в 2-х частях (авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др., издательство:  М.: Просвещение, 2013), рекомедован Министерством образования и науки Российской Федерации. Программа составлена для учащихся 5 класса и рассчитана на 175 часов:  140  часов +   35 часов развития речи. Программа по русскому языку для 5  класса основной общеобразовательной школы является первым шагом реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».

     Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом:

  • программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;
  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • программы развития универсальных учебных действий.

     В соответствии с ФГОС и Примерной программой содержание разработанного курса направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
  • воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление русского языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности языка;
  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности: развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивном, диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
  • овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими обшеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка: развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

                                                                           Общая характеристика курса

        В 5 классе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях.

       Программа содержит:

  • отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества и т. д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков, сведения об основных нормах русского литературного языка;
  • сведения о графике, орфографии и пунктуации, перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

    Содержание курса русского  языка в 5 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование  и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

          Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.

Первое направление в развитии речи учащихся – овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью. Овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов.

Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Обогащение словарного запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.

Третье направление в развитии речи учащихся – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение).

       Языковая и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретениях необходимых знаний о лингвистике как о науке; освоение основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

      Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

       В рабочей программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Направленность курса русского  языка на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.

       Школьный курс русского языка в 5 классе предполагает изучение фонетики и графики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии и орфографии, первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации. Предусмотрена работа по культуре речи. Вводные уроки о русском языке дают большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению.

      Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе «Повторение пройденного в 1 – 4 классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.

В программе специально выделены часы на развитие связной речи – пятая часть всего учебного времени. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются среди грамматического материала.

                                                                  Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

Согласно учебному плану МБОУ "Тат-Пишленская СОШ" Рузаевского муниципального района предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Филология», всего на изучение данного предмета в 5 классе средней школы отводится 170 ч, (5 ч в неделю, 34 учебных недель).

Планируемые результаты изучения курса «Русский язык»

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

                                                   

  • понимать русский язык как один из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющий роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
  • осознавать эстетические ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  • достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

МЕТАПРЕДМЕНТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:

  • владеть всеми видами речевой деятельности:
  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения;
  • владеть разными видами чтения;
  •  извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
  • овладевать приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение  воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • соблюдать в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
  • применять  приобретённые  знания, умения и навыки в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. Д.);
  • коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладевать национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

ПРЕДМЕТНЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся получит возможность научиться:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  2. понимать  места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  3. усвоить основы научных знаний о русском языке; понимать взаимосвязи его уровней и единиц;
  4. освоить  базовые основы лингвистики;
  5. овладеть основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,  лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
  6. опознавать и анализировать  основные единицы языка, грамматические категории языка;
  7. проводить различные виды  анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
  8. понимать коммуникативно-эстетические возможности  лексической и грамматической синонимии и использовать их в собственной речевой практике;
  9. осознавать эстетические  функции русского языка,  оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

 Основное содержание

Основное содержание разработанного курса полностью соответствует Примерной программе основного общего образования по русскому языку. В ней выделяются три сквозные содержательные линии:

  • содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
  • содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
  • содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

В разработанном курсе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что отражено в Тематическом планировании.

                                                                                   

                                                                            Учебно - тематический план

п/п

Наименование

разделов и тем

Максимальная нагрузка обучающихся

Из них

Теоретическое обучение

Лабораторные и практические работы

Контрольная работа, диктант

Экскурсии

Самостоятельная

работа

1

Язык и общение

3

3

2

Повторение  изученного в начальных классах

23

1

3

3

Синтаксис.Пунктуация.Культура речи.

29

1

3

4

Фонетика.Орфоэпия.Графика.Культура речи.

13

1

2

5

Лексика.Культура речи.

12

1

2

6

Морфемика.Орфография.Культура речи.

22

1

2

7

Морфология.Орфография.Культура речи.

59

4

10

8

Повторение и ситематизация изученного

9

1

1

Итого:

170

10

23

                                                                                             

                                                                               

                                                                  Содержание курса (5 класс)

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Раздел 1. Речь и речевое общение

  1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
  2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами диалога и монолога. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

Раздел 2. Речевая деятельность

  1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
  2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему.

Раздел 3. Текст

  1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
  2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т. д.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.

Раздел 4. Функциональные разновидности языка

  1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, язык художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа).
  2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций

Раздел 5. Общие сведения о языке

  1. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка.

Раздел 6. Фонетика и орфоэпия

  1. Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог ударение.
  2. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.
  3. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.

Раздел 7. Графика

  1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j].
  2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.

Раздел 8. Морфемика и словообразование

  1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
  2. Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
  3. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Применение знаний по морфемике в практике правописания.

Раздел 9. Лексикология и фразеология

  1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
  2. Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря и т. п.) и использование её в различных видах деятельности.

Раздел 10. Морфология

  1. Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола, наречия. Словари грамматических трудностей.
  2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 11. Синтаксис

  1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры. Однородные члены предложения, обращение. Классификация сложных предложений. Прямая речь
  2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация

  1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники.

Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания при прямой речи, в диалоге.

  1. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

Раздел 13. Язык и культура

  1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
  2. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

                                              Календарно-тематическое планирование по курсу «Русский язык»,

авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, 5 класс, 170 часов

урока

Дата

проведения

Тема

Характеристика учебной

деятельности обучающихся

Вид самостоятельной работы

План

Факт

Язык и общение (2+1ч)

1

1.1

Язык и человек. Общение устное и письменное.

Читать и анализировать текст о языке. Озаглавливать текст. Обобщать результаты  наблюдения. Написать мини-сочинение.

Написать мини-сочинение.

2

1.2

Читаем и слушаем на уроке.

Читать и анализировать текст. Отрабатывать приём изучающего чтения и навык аудирования.

3

1.3

РР. Стили речи.

Осмыслить понятия стиль речи, роль основных стилистических особенностей разговорного, художественного и научного стилей речи.  Анализировать текст разговорного,  художественного и научного стилей с точки зрения их языковых особенностей.

На каждый стиль подобрать текст.

Повторение изученного в начальных классах (18+5 ч.)

4

2.1

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

Читать и анализировать текст. Осознавать соотношения между произношением и написанием.

5

2.2

Орфограмма.

Анализировать несоответствия в произношении и написании слов. Овладевать способами решения орфографических задач.

6

2.3

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

Составлять алгоритм выбора написания безударной гласной в корне слова. Использовать алгоритм при выполнении упражнений. Морфемный и орфографический разбор слова.

7

2.4

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

Составлять алгоритм выбора написания проверяемой согласной в корне слова. Использовать алгоритм при выполнении упражнений. Морфемный и орфографический разбор слова.

8

2.5

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Анализироть орфографическое правило, его отработка  при выполнении упражнений..

9

2.6

Буквы И, У, А после шипящих.

Анализировать орфографическое правило, его отработка  при выполнении упражнений..

10

2.7

Разделительные Ъ и Ь.

Анализировать орфографическое правило, его отработка  при выполнении упражнений. Морфемный и орфографический разбор слова..

11

2.8

Раздельное написание предлогов с другими словами.

Читать и анализировать учебный текст, составлять на его основе алгоритм применения правила. Решать поставленные орфографические задачи.

12

2.9

Контрольный диктант по теме «Орфография».

Записать текст под диктовку учителя. Морфемный и орфографический разбор.

13

2.10

Анализ результатов контрольного диктанта и работа над ошибками.

Группировка типичных ошибок по видам орфограмм. Выявлять причины ошибочных написаний. Комментировать условия выбора правильного написания слов.

14-15

2.11

2.12

РР. Текст. Обучающее изложение по тексту Г.А.Скребицкого..

Осмыслить основные признаки текста. Читать  и анализировать текст. Написать подробное изложение по тексту Г.А. Скребицкого.

16

2.13

Части речи.

Систематизировать изученное в начальной школе по морфологии. Распознавать  имёна существительные, прилагательные, местоимения, глаголы и наречия. Совершенствовать приёмы чтения и  аудирования. Комплексная работа с текстом. Составлять связного текста.

17

2.14

Глагол.

Повторять и систематизировать изученное о глаголе в начальной школе. Определять морфологические признаки глагола, его роль в речи.

18

2.15

ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах.

Составлять алгоритм правила написания ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. Выполнять упражнения с использованием алгоритма.

19

2.16

РР. Тема текста.

Сопоставлять узкие  и широкие темы. Анализировать и перерабатывать текст. Написать сочинение на заданную тему.

20

2.17

Личные окончания глаголов.

Активизировать знания о личных окончаниях глаголов. Определять спряжения глаголов по результатам анализа условий их  написания.

21

2.18

Имя существительное.

Систематизировать знания об имени существительном как части речи. Определять морфологические признаки имён существительных. Совершенствовать умения осуществлять правильный выбор окончания имен существительных.

22

2.19

Имя прилагательное.

Систематизировать знания об имени прилагательном как части речи. Определять морфологические признаки имён прилагательных. Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи. Совершенствовать умения, осуществлять правильный выбор окончания имен прилагательных.

23

2.20

РР. Сочинение по картине. Устное описание картины А.А. Пластова  "Летом".

Составлять текст-описание по картине. Выявлять отдельные признаки и детали предмета, составлять рабочие материалы. Работать с синонимическими рядами прилагательных.

24

2.21

Местоимение.

Определять морфологические признаки местоимений. Анализировать языковой материал. Читать и пересказывать текст.

25

2.22

РР. Основная мысль текста.

Определять способ выражения основной мысли текста. Устанавливать связи между темой и основной мыслью текста. Осмысливать способ выражения темы и основной мысли текста. Редактировать текст. Создавать связной текст на тему «Летние радости».

26

2.23

Контрольное тестирование по теме «Повторение изученного в начальных классах».

Самостоятельно выполнять тестовые задания.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.(26+3ч.)

27

3.1

Синтаксис. Пунктуация

Осмыслить роль синтаксиса  и  знаков препинания для понимания смысла предложения. Читать и анализировать текст. Сжатый пересказ текста.

28

3.2

Словосочетание

Распознавать словосочетания в составе предложения. Определять смысловые и грамматические связи между главным и зависимым словами в словосочетании.

29

3.3

Разбор словосочетания.

Анализировать словосочетания по морфологическим признакам и средствам грамматической связи.

30

3.4

Предложение.

Определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Анализировать интонации предложений.

31

3.5

РР.  Сжатое изложение по тексту В.П. Катаева.

Читать и анализировать текст. Составлять план. Дифференциация главной и второстепенной информации. Сжатый пересказ текста.

32

3.6

Виды предложений по цели высказывания.

Распознавать виды предложений по цели высказывания. Анализировать смысловые и интонационные особенности повествовательных, вопросительных и побудительных предложений.

33

3.7

Восклицательные предложения.

Распознавать виды предложений по эмоциональной окраске. Соотнесение эмоциональной окраски и цели высказывания предложения.

34

3.8

Члены предложения. Главные  члены предложения. Подлежащее.

Различать главные и второстепенные члены предложения. Выделять грамматическую основу предложения. Определять признаки и способы выражения подлежащего.

35

3.9

Сказуемое.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Подготовка к диктанту.

Определять виды и способы выражения сказуемого. Написать мини-сочинение. Описать действие человека при помощи глаголов-сказуемых. Формировать навыки постановки тире.

36

3.10

Контрольный диктант на тему: «Главные члены предложения»

Записать текст под диктовку.

37

3.11

Нераспространенные и распространенные предложения.

Различать нераспространённые и распространённые предложения. Распространять предложения с помощью второстепенных и однородных членов.

38

3.12

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

Распознавать виды второстепенных членов предложения. Распознавать дополнения. Анализ графических схем. Чтение текста.

39

3.13

Определение.

Распознавать определения как второстепенные члены предложения. Анализировать текст, содержащий определения.

40

3.14

Обстоятельство.

Распознавать обстоятельства как второстепенные члены предложения. Чтение и анализ текстов, содержащих обстоятельства.

41

3.15

Предложения с однородными членами.

Осмыслить признаки однородных членов предложения. Дифференциация однородных членов предложения по синтаксическим признакам. Комплексная работа с текстом.

42

3.16

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Наблюдать за интонационными и пунктуационными особенностями предложений с однородными членами и обобщающими словами при них. Расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами. Комплексная работа с текстом.

43

3.17

Предложения с обращениями.

Наблюдать за интонационными и пунктуационными особенностями предложений с обращениями. Расставлять знаки препинания в предложениях с обращениями. Анализировать выразительные и стилистические особенности предложений с обращениями.

44

3.18

РР. Письмо.

Анализировать текст эпистолярного жанра с точки зрения цели,  назначения и стилистических особенностей. Написать письма товарищу.

45

3.19

Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения.

Синтаксический и пунктуационный анализ простых предложений.

46

3.20

РР. Основная мысль в сочинении по картине Ф. П. Решетникова "Мальчишки".

Установить связь между темой и основной мыслью картины. Осмыслить способы выражения основной мысли средствами изобразительного искусства. Написать сочинения по картине на одну из предложенных тем..

47-48

3.21

3.22

Простые и сложные предложения.

Анализировать простые и сложные предложения с точки зрения их структуры. Определять средства связи в сложных предложениях. Написать мини-сочинение.

49

3.23

Синтаксический разбор сложного предложения.

Дать характеристику сложного предложения. Выполнить устный и письменный разбор предложений. Составлять схему.  Комплексная работа с текстом.

50-51

3.24

3.25

Прямая речь.

Анализировать предложения с прямой речью. Составлять алгоритм постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. Расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью.

52

3.26

Диалог.

Различать предложения с прямой речью и диалога. Оформлять диалог в письменной речи. Комплексная работа с текстом . Составлять диалоги.

53

3.27

Повторение и систематизация изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».

Повторить и систематизировать изученный материал по теме: «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи». Синтаксический и пунктуационный анализ языкового материала. Комплексная работа с текстом Написать сжатое изложение.

54

3.28

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Самостоятельно выполнить контрольные задания.

55

3.29

Анализ контрольной работы.

Анализировать орфографические, пунктуационные ошибки, а также ошибки, связанные с грамматическим анализом языкового материала. Самостоятельная работа по устранению ошибок.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.(11+2 ч.)

56

4.1

Фонетика. Гласные звуки.

Овладеть основными понятиями фонетики. Наблюдать за произносительными особенностями гласных звуков Использовать  элементы транскрипции для обозначения гласных звуков.

57

4.2

Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи.

 Наблюдать за произносительными особенностями согласных звуков Использовать  элементы транскрипции для обозначения согласных звуков. Распознавать сильные и слабые позиции для гласных  и согласных звуков.

58

4.3

Согласные твердые и мягкие.

Распознавать твердые и мягкие согласные .Фонетический анализ.  

59

4.4

РР Повествование. Обучающее изложение по тексту К. Г. Паустовского.

Читать и анализировать текст. Осмыслить особенности повествования как  функционально-смыслового типа речи. Написать изложение.

60

4.5

Согласные звонкие и глухие.

Распознавать звонкие и глухие согласные .Фонетический анализ.  

61

4.6

Графика. Алфавит.

Активизация алфавита. Анализировать звуки и буквы в составе слова. Расположить слова в алфавитном порядке. Поиск слов в словаре. Наблюдать над изобразительно-выразительными возможностями звукописи.

62

4.7

РР Описание предмета.

Читать и анализировать текст. Осмыслить особенности описания как  функционально- смыслового типа речи. Написать сочинение.

63

4.8

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

Читать учебный текст. Опознавать роль мягкого знака в слове. Орфографический анализ.

64

4.9

Двойная роль букв е, е, ю, я.

Читать учебный текст. Произвести фонетический  и орфографический анализ слов.

65

4.10

Орфоэпия.

Осмыслить основные орфоэпические нормы русского языка. Анализировать и уметь оценивать речь с точки зрения орфоэпической нормы. Работать с орфоэпическим словарем.

66

4.11

Фонетический разбор слова.

Производить звуко-буквенный анализ слова. Выполнить фонетический разбор слова.

67

4.12

Повторение изученного по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия».

Повторить и систематизировать изученный материал по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия Звуко-буквенный анализ слова. Выполнить фонетический разбор слова Устно описать картину..

68

4.13

Контрольный диктант  по теме: «Фонетика.Графика.Орфоэпия»

Самостоятельно выполнить  тестовые задания на основе  фонетического, орфоэпического, орфографического анализа.

Лексика. Культура речи.(10+2ч)

69

5.1

Слово и его лексическое значение.

Овладеть базовыми понятиями лексикологии. Читать и  анализировать текст. Определять лексическое значение слова. Работать с толковыми словарями.  

70

5.2

Однозначные и многозначные слова.

 Читать и  анализировать текст. Определять лексическое значение слов. Различать однозначные и многозначные слова. Работать с толковыми словарями.  

71

5.3

Прямое и переносное значение слов.

Чтение учебного текста. Определятьлексическое значение слов. Различать прямое и переносное значение слов. Работать с толковыми словарями

72

5.4

Омонимы

Опознавать омонимы слов. Работать со словарями  омонимов.

73

5.5

Синонимы.

Опознавать  синонимы.Устававливать  различия синонимов.

74

5.6

Антонимы

Опознавать антонимы.Работать со словарями антонимов.

75

5.7

Контрольный диктант по теме «Лексика»

Повторить и систематизировать изученный материал  по теме «Лексика»

76

5.8

Синонимы

Опознавать синонимы. Работать со словарями  синонимов.

77

5.9

РР Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

Работать с синонимическими рядами слов, написать сочинение.

78

5.10

Контрольное тестирование по теме «Лексика»

Самостоятельно выполнить  тестовые задания на основе  лексического анализа языкового материала.

79

5.11

РР Подробное изложение по тексту К.Г. Паустовского

« Первый снег ».

Написать подробное изложение.

80

5.12

Анализ контрольного тестирования и изложения.

Анализировать контрольное тестирование и изложение. Работать  над ошибками.

Морфемика. Орфография. Культура речи.(19+3ч.)

81

6.1

Морфема как наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов.

Овладеть основными понятиями морфемики. Осознать роль морфем в процессах формо- и словообразования. Комплексная работа с текстом.

82

6.2

Окончание. Основа слова.

Читать и анализировать учебный текст. Выделять в словах окончания и определять его грамматическое значение.  Выделять основы слова.

83

6.3

Корень слова.

Выделить корень в слове. Определить его значение. Подбирать однокоренные слова. Написать сочинение.

84

6.4

РР Рассуждение как функционально- смысловой тип речи.

Читать и анализировать текст. Осмыслить особенности рассуждения как  функционально- смыслового типа речи. Написать сочинение.

85

6.5

Суффикс

Выделить суффикс в словах, определить его значение Комплексная работа с текстом.

86

6.6

Приставка.

Выделить приставку слова, определить ее значение Комплексная работа с текстом.

87

6.7

РР Выборочное изложение текста с изменением лица.

Написать  выборочное изложение с изменением лица.

88

6.8

Чередование звуков.

Чтение учебного текста. Анализировать таблицы Опознавать чередованиезвуков в словах.

89

6.9

Беглые гласные. Варианты морфем.

Чтение учебного текста. Анализировать таблицы. Опознавать чередование в словах. Читать и реконструировать  текст.

90

6.10

Морфемный разбор слов.

Выполнить письменный и устный морфемный разбор слов.

91

6.11

Правописание гласных и согласных в приставках.

Анализировать орфографические правила иуметь их применять. Работать с орфографическим словарем.

92

6.12

Буквы з и с на конце приставок.

Составить алгоритм правила и его применения . Комплексная работа с текстом.

93

6.13

Буквы а-о в корне лаг-лож.

Составить алгоритмправила и его применение. Работать с орфографическим словарем.

94-95

6.14

6.15

Буквы а-о в корне раст-рос.

Составить алгоритм правила и его применение. Работать с орфографическим словарем. Написать сочинение-миниатюру.

96

6.16

Буквы  е-о  после шипящих в корне слова.

Составить алгоритм правила и его применение. Работать с орфографическим словарем. Составить словарный диктант.

97

6.17

Буквы ы-и после ц.

Составить алгоритм правила и его применение . Читать и анализировать текст.

98-99

6.18

6.19

Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография.»

Повторить и систематизировать  изученный материал по теме «Морфемика. Орфография.». Морфемный и орфографический анализ языкового материала. Комплексная работа с текстом.

100

6.20

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Самостоятельно выполнить контрольные задания.

101        

6.21

Анализ контрольной работы.

Анализировать орфографические, пунктуационные ошибки, а также ошибки, связанные с грамматическим анализом языкового материала. Самостоятельная работа по устранению ошибок.

102

6.22

РР Сочинение-описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень»

Работа с синонимическими рядами. Составление рабочих материалов. Написание сочинения.

Морфология. Орфография. Культура речи.(49+10ч.)

103

7.1

Имя существительное как часть речи.

Систематизировать знания об имени существительном как части речи. Определить морфологические признаки имён существительных и роли существительных в речи. Комплексная работа с текстом. Мини-сочинение по картине.

104

7.2

РР Доказательства в рассуждении. Сочинение-рассуждение.

Анализировать текст-рассуждение с точки зрения его структуры и содержания. Подобрать доказательства, подтверждающие тезис. Написать сочинение-рассуждение

105

7.3

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Распознавать одушевленные и неодушевленные существительные.Комплексная работа с текстом.

106

7.4

Имена существительные собственные и нарицательные.

Распознавать существительные собственные и нарицательные. Чтение и анализ текста.

107

7.5

Род имен существительных.

Уметь определять род имен существительного. Составлять словосочетания. Работа с текстом.

108

7.6

Имена существительные, имеющие форму множественного числа.

Распознавать существительные, имеющие только форму множественного числа. Чтение и пересказ текста.

109

7.7

РР Сжатое изложение по тексту Е.Пермяка «Перо и чернильница».

Чтение и анализ текста. Составление плана. Дифференциация главной и второстепенной информации. Сжатый пересказ текста.

110

7.8

Имена существительные ,имеющие форму только единственного числа.

Распознавать существительные, имеющие форму только единственного числа. Чтение и анализ текста.

111

7.9

Три склонения имен существительных..

Определять тип склонения имен существительных. Склонение имен существительных. Составление таблицы на основе учебного текста.

112

7.10

Падеж имен существительных.

Определять падеж имен существительных. Комплексная работа с текстом.

113-114

7.11

7.12

Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе.

Составить алгоритм применения правила и его использование. Комплексная работа с текстом.

115

7.13

РР Изложение текста с изменением лица.

Написать изложение текста с изменением лица.

116

7.14

Множественное число имен существительных.

Склонять имена существительные по падежам во множественном числе. Нормативное образование и использование в речи форм именительного и родительного падежа множественного числа имен существительных. Комплексная работа с текстом.

117

7.15

Правописание о-е после шипящих и  ц  в в окончаниях имен существительных.

Составить алгоритм применения правила и его использование. Составить текст словарного диктанта.

118

7.16

Морфологический разбор имени существительного.

Выполнить устный и письменный морфологический разбор  имен существительных.

119-120

7.17

7.18

Повторение изученного по теме  «Имя существительное».

Повторить и систематизировать изученный материал по теме «Имя существительное» Выполнить устный и письменный морфологический разбор  имен существительных. Применить на практике изученные орфографические правила. Комплексная работа с текстом.

121

7.19

Контрольный диктант с грамматическим заданием..

Самостоятельное выполнение контрольных заданий.

122

7.20

Анализ контрольной работы.

Анализировать орфографические, пунктуационные ошибки, а также ошибки, связанные с грамматическим анализом языкового материала. Самостоятельная работа по устранению ошибок.

123

7.21

Имя прилагательное как часть речи.

Систематизировать знания об имени прилагательном как части речи. Определить морфологические признаки имён прилагательных. Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи. Комплексная работа с текстом.

124-125

7.22

7.23

Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных.

Практическая отработка орфограммы. Комплексная работа с текстом. Написать сочинение-миниатюру.

126

7.24

РР Описание животного. Изложение.

Читать и  анализировать текст . Написатаь подробнее изложения.

127

7.25

.Прилагательные полные и краткие.

Распознавать полные и краткие прилагательные. Образовать краткие формы и использовать их в речи.

128

7.26

Морфологический разбор имени прилагательного.

. Выполнить устно и письменно морфологический разбор  имен прилагательных.

129

7.27

. РР Описание животного на основе изображенного на картине А.Н.Комарова «Наводнение».

Написать сочинение-описание с элементами повествования.

 Написать сочинение по заданному плану.

130

7.28

Повторение изученного по теме  «Имя прилагательное».

Повторить и систематизировать изученный материал по теме «Имя прилагательное» Выполнить устно и письменно морфологический разбор  имен прилагательных. Применить на практике изученные орфографические правила.

131

7.29

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»

Самостоятельно выполнить контрольные задания.

132

7.30

Анализ контрольной работы.

Проанализировать  орфографические ошибки, а также ошибки, связанные с грамматическим анализом языкового материала. Самостоятельно выполнить работу над ошибками.

133

7.31

РР Сочинение-описание «Мой четвероногий друг».

Написать  сочинение-описание животного.

134

7.32

Глагол как часть речи.

Систематизировать знания о глаголе как части речи. Определить морфологические признаки глаголов. Наблюдать за ролью глаголов в речи Комплексная работа с текстом..

135

7.33

Не с глаголами.

Практически отработать орфограммы. Комплексная работа с текстом.

136

7.34

РР Рассказ

Выяснить основные особенности рассказа как повествовательного жанра. Составить рассказ по рисункам.

137

7.35

Неопределенная форма глагола.

Различать личные формы глагола и неопределенную форму глагола. Образовать неопределенную форму. Устно изложить текст.

138

7.36

Правописание  тся и ться.

Составить алгоритм применения правила и его использование. Составить связный текст на заданную тему.

139

7.37

Виды глаголы.

Различать глаголы совершенного и несовершенного вида. Образовать видовые формы. Комплексная работа с текстом.

140-141

7.38

7.39

Буквы е-и в корнях с чередованием.

Составить алгоритм применения правила и его практическое  использование.

142

7.40

РР Невыдуманный рассказ о себе.

Прочитать и проанализировать текст. Составить устный рассказ на тему «Как я однажды…»

143

7.41

Контрольная работа

Самостоятельно выполнить контрольные задания.

144

7.42

Анализ контрольной работы.

Провести анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

145

7.43

Время глагола.

Различать временные формы глагола.

146

7.44

Прошедшее время глагола.

Распознаватьформы глагола прошедшего времени, их  образование, правописание, употребление в речи.

147

7.45

Настоящее время глагола.

Распознавать формы глагола настоящего времени. Составить связный рассказ на тему «Сегодня на улице» или «Новости дня».

148

7.46

Будущее время глагола.

Распознаватьформы глагола будущего времени. Комплексная работа с текстом. Написать сочинение с использованием форм будущего времени глагола.

149

7.47

Спряжение глагола.

Определить спряжения глаголов. Спряжение глаголов с ударными личными окончаниями.

150-152

7.48

7.49

Правописание личных безударных окончаний глаголов.

Определить спряжения глаголов по неопределенной форме. Составить алгоритм на основе орфографического правила и его практическое применение .Комплексная работа с текстом. Составить мини-текст на заданную тему.

153

7.50

Морфологический разбор глагола.

Выполнить устно и письменно морфологический разбор  глаголов. Комплексная работа с поэтическим текстом.              

154

7.51

РР Сжатое изложение с изменением формы лица по тексту А.Ф.Савчук «Шоколадный торт».

Написать сжатое изложение с изменением формы лица по тексту А.Ф.Савчук «Шоколадный торт».

155

7.52

Мягкий знак после шипящих  в глаголах во 2 лице единственного числа.

Практическая работа по применению правила написания мягкого знака после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа. Комплексная работа с текстом.. Самодиктант.

156

7.53

Употребление времен.

Наблюдать над особенностями употребления  различных временных форм в переносном значении. Выполнить творческие задания, связанные с продолжением текста.

157-158

7.54

7.55

Повторение изученного по теме «Глагол».

Повторить и систематизировать изученный материал  по теме «Глагол». Выполнить устно и письменно морфологический разбор глагола. Применить  на практике изученные орфографические правила. Комплексная работа с текстом.

159

7.56

Контрольная  работа по теме «Глагол».

Самостоятельно выполнить контрольные задания.

160

7.57

Анализ контрольной работы.

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

161

7.58

РР Сочинение-рассказ по рисунку  О.Попович «Не взяли на рыбалку».

Написать сочинение-рассказ по рисунку  О.Попович «Не взяли на рыбалку».

                                 Повторение и систематизация изученного.( 9 ч.)

162

8.1

Разделы науки о языке.

Систематизировать знания, полученные при изучении разделов науки о языке. Фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический анализ языкового материала. Комплексная работа с текстом.

163

8.2

РР Сочинение на одну из тем по выбору.

Написать сочинение на одну из тем..

164

8.3

Анализ сочинеия.

Орфограммы в приставках и корнях слов.

Орфограммы в окончаниях

Повторить и обобщить материал по орфографии. Составить словарный диктант на изученные орфограммы. Комплексная работа с поэтическим и прозаическим  текстами.

165

8.4

Употребление букв ъ и ь.

Повторить и систематизировать знания об употреблении букв ъ и ь. Составить текст словарного диктанта.

166

8.5

Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.

Систематизировать материал о пунктуации простого и сложного предложения. Практическая работа по постановке знаков препинания. Комплексная работа с поэтическим и прозаическим текстами.

167

8.6

Итоговое тестирование.

Самостоятельно выполнить тестовые задания.

168

8.7

Анализ результатов итогового тестирования.

Проанализировать  затруднения, возникшие при выполнении итогового тестирования.

169

8.8

Итоговое занятие.

Осознать роль языка в жизни человека. Оценить собственную успешность в изучении родного языка.

170

8.9

Резервный урок. (Используется по усмотрению учителя.)

                                             Итого: 170 часов                                        

                       Материально-техническое обеспечение учебного курса «Русский язык»

                                                                                              Литература

Для учителя

  1. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5- 9 классы. - М.: «Просвещение», 2007 г.
  2. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Обучение русскому языку в 5 классе: Методические рекомендации к учебнику для 5 класса ОУ. -  М.: Просвещение, 2006.- 110 с.
  3. Василенко М.В., Лагутина Е.В., Денисова М.А. Грамматика русского языка 5-9 класс (в таблицах). – М.: Издат-школа, 1997
  4. Водолазькая С.В. Предметная неделя русского языка в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008
  5. Гдалевич Л.А., Фудим Э.Д. Уроки русского языка в 5 классе. Книга для учителя. – М.: «Просвещение», 1991
  6. Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи. Русский язык и литература. Репродукции картин. 5-7 классы. – М.: «Дрофа», 1998
  7. Никитина Е.И. Уроки русского языка в 5 классе. Книга для учителя. – М.: «Просвещение», 2003
  8. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. Книга для учителя. - М.: «Просвещение», 2002
  9. Розенталь Д.А. Справочник по орфографии и пунктуации. – Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во, 1994

Для учащихся

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся. – М.: «Просвещение», 1995
  2. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык. 5 класс. – М.: «Просвещение», 2004 г.
  3. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И. «Русский язык. 5 класс»: М.: «Просвещение», 2008
  4. Книгина М.П. Тесты по русскому языку 5 класс. – Саратов: Лицей, 2002
  5. Коробкина В.А. Русский язык 5 класс. Тетрадь с печатной основой. – Тобольск: Лава, 2000
  6. Шанский Н.М. В мире слов. -  М.: «Просвещение», 1985
  7. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 5 класса.
  8. Мультимедийные пособия:
  • «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
  • 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
  • Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
  • Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

                                                                    Дополнительная литература

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка/под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н.Ю.Шведовой.-18 издание, стереотип.- М.: Русский язык, 1986.- 797с.

2. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник.:- 2-е издание, стереотип.- М.: Русский язык, 2001.- 944с.

3. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка.- 3-е издание, стереотип.- М.: Русский язык, 1997.- 347 с.

4. Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение: Резниченко.- М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО»Издательство АСТ», 2004.- 1182с.

5. Н.П.Колесников Словарь слов с двойными согласными. Ростов н/Д.: Издательство Рост. ун-та, 1995.- 416с.

6. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: под редакцией Л.А.Чешко.- 5-е издание, стереотип.- М.: Русский язык, 1986.- 600 с.

7. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. Издание 2-е, исправлено и дополнено, М., «Просвещение», 1976, 543с.

8. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снегова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка – М., 1981

9. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: Справочные материалы (Под ред. Н.М. Шанского) М., 1993

Средства обучения

1. Печатные пособия (таблицы, схемы, репродукции картин, плакаты, демонстрационные карточки, альбомы демонстрационного и раздаточного материала)

2. Информационно-коммуникативные средства (электронные библиотеки, игровые программы)

Список литературы, использованной при составлении рабочей программы

  1. Государственный стандарт общего образования 2010;
  2. Примерная программа основного общего образования по русскому языку;
  3. Баранов М.Т. Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений к учебникам 5 – 9 классов (авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский – М.: «Просвещение», 2010);
  4. Вялкова Г.М. Рабочие программы по русскому языку. 5-11 классы (по программам Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М.; Власенкова А.И.) – М.: Глобус, 2010 (Новый образовательный стандарт)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому 10 класс

Тематическое планирование русский язык 10 класс...

рабочая программа по русскому 11 класс

Тематическое планирование 11 класс русский...

рабочая программа по русскому 9 класс

тематическое планирование...

рабочая программа по русскому языку6 класс

развернутое тематическое планирование по русскому языку 6 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....