ВСЕ ОБ ОГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Седен-оол Белекмаа Седи-Базыровна

Подготовка к сочинению-рассуждению 15.3

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к ОГЭ. Написание сочинения-рассуждения. Часть 3. 15.3

Слайд 2

Пример задания. 15.3 Вариант 1 (Типовые экзаменационные варианты. И.П. Цыбулько : стр. 5 - 10) 15.3 Как вы понимаете значение слова ДРУЖБА ? Сформулируйте и прокомментируйте данное В ами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример -аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения не должен составлять менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 3

Структура сочинения Тезис. Даём определение слову. Аргумент 1: из прочитанного текста, подтверждающий рассуждения. Аргумент 2: из собственного жизненного опыта. Вывод. Помните, в сочинении должно быть как минимум 3 (ТРИ) абзаца!!! Количество слов – не менее 70 слов!!!

Слайд 4

Структура сочинения (поэтапно) Формулируем тезис. Даём определение слову. ………………. – это ……………. отношения, основанные прежде всего на ……………… и ………………….. . Докажу справедливость своих слов на конкретных примерах. (примерно 30-35 слов) !!! Объясняя смысл слова, избегайте такой формулировки: Дружба – это когда….

Слайд 5

Структура сочинения (поэтапно) Формулируем тезис. Даём определение слову. В данном случае слову ДРУЖБА. Дружба – это близкие отношения, основанные прежде всего на взаимопонимании и искренности. Настоящий друг от души порадуется твоим успехам, и в его сердце никогда не будет зависти. Докажу справедливость своих слов на конкретных примерах. (примерно 30-35 слов)

Слайд 6

Структура сочинения (поэтапно) Формулируем тезис. Даём определение слову. Возможно следующее начало: Что такое ……………? Отвечая на этот вопрос, невольно становишься перед выбором. С одной стороны – это ………. . С другой - ……………….. . Так и в этом тексте автор переносит нас в мир …………... и …………… . Обратимся к тексту… Начать следующий абзац (приведение аргументов) можно так: С первых же строчек начинаешь понимать, что писатель хочет поделиться с нами чем-то дорогим: « Цитата из текста» (предложение 1).

Слайд 7

Структура сочинения (поэтапно ) Приводим АРГУМЕНТ из прочитанного текста, подтверждающий наши рассуждения. Обратимся к тексту…………………………… (указываем ФИ автора текста). В нём повествуется о взаимоотношениях ………………………….. (предложения ………) (указываем номера предложений) Количество слов: 40-45

Слайд 8

Структура сочинения (поэтапно) Приводим аргумент (ПЕРВЫЙ АРГУМЕНТ) из прочитанного текста, подтверждающий наши рассуждения. Обратимся к тексту Ю. Олеши . В нём повествуется о взаимоотношениях двух лицеистов – Пушкина и Кухельбекера . Вильгельм – настоящий друг, потому что он не только не обижается на адресованные ему строки, но и осознаёт гениальность юного поэта и не скрывает своего искреннего восхищения им (предложения 49-56). Количество слов: 40-45

Слайд 9

Структура сочинения (поэтапно) Приводим ВТОРОЙ АРГУМЕНТ из собственного жизненного опыта. У меня тоже есть друг. Его зовут Владимир. Он надёжный, понимающий, отзывчивый. Вот уже пять лет Владимир успешно занимается спортивной гимнастикой. Я всегда искренне радуюсь его победам и достижениям. Совсем недавно Владимир занял первое место в областных соревнованиях. Мне известно, каким трудом он добился этой победы. Я горжусь своим другом и дорожу нашими доверительными отношениями. Количество слов: примерно 55 слов

Слайд 10

Структура сочинения (поэтапно ) Формулируем вывод. Таким образом, одно из основных условий дружбы – отсутствие зависти и конкуренции. Таким образом, ……. Подводя итог всему сказанному, хочется добавить, что …… Следовательно, ………. Количество слов – примерно 15 слов!!!

Слайд 11

Имейте в виду Объясняя смысл слова, избегайте такой формулировки: Дружба – это когда…. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример -аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения не должен составлять менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 12

Знайте, что основные критерии оценивания Вашего сочинения таковы (по максимуму): С3К1 Толкование значения слова (дать определение и прокомментировать его) – 2 б. С3К2 Наличие примеров-аргументов (один – из текста, другой – из жизненного опыта) – 3б. С3К3 Смысловая цельность, речевая связность, последовательность (отсутствие логических ошибок, нарушений абзацного членения) - 2б. С3К4 Композиционная стройность (нет ошибок в построении текста) – 2б. Максимальное количество баллов - 9

Слайд 13

Практическая грамотность письменной речи (изложение + сочинение): ГК1 Соблюдение орфографических норм (не более 1 ошибки) – 2б. ГК2 Соблюдение пунктуационных норм (не более 2 ошибок) – 2б. ГК3 Соблюдение грамматических норм (не более 1 ошибки) – 2б. ГК4 Соблюдение речевых норм (не более 2 ошибок) – 2б. ФК1 Фактическая точность письменной речи (нет ошибок в изложении материала, в понимании и употреблении терминов)- 2б. Максимальное количество баллов - 10

Слайд 14

Общее количество баллов: 39 Изложение ( содержание; сжатие исходного текста несколькими способами (три способа: исключение, упрощение, обобщение); смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения ): 7 баллов Задания 2-14 ( вопросы с вариантами ответов и др .): 13 (по 1 баллу за каждое правильно выполненное задание) Часть 3. Сочинение-рассуждение: 9 баллов Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи: 10 баллов

Слайд 15

Отметка выставляется по пятибалльной шкале Отметка «2» - не более 14 баллов Отметка «3» - не менее 15 и не более 24 баллов Отметка «4» - не менее 25 и не более 33 баллов. При этом за грамотность ученик должен набрать не менее 4 баллов!!! Отметка «5» - не менее 34 баллов. При этом за грамотность ученик должен набрать не менее 6 баллов!!!

Слайд 16

Домашнее задание Выучить структуру сочинения Запомнить речевые обороты (клише). Изучить критерии оценивания работы (изложения, заданий второй части, сочинения)

Слайд 17

Домашнее задание Дать определения словам : дружба, добро, человечность, самовоспитание, сострадание, сильный (человек), сила, красота, учитель, природа, смелый (человек), смелость, врач, отзывчивость, взаимопомощь. Привести на каждое определение аргумент из собственного жизненного опыта.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка учащихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку

Слайд 2

Учащиеся должны знать/понимать: 1.Требования к выполнению каждого вида работ, представленных в КИМах ОГЭ по русскому языку (сжатое изложение, тесты, сочинение-рассуждение 15.1, 15.2, 15.3); 2.Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения; 3.Правила работы с экзаменационными бланками.

Слайд 3

Учащиеся должны уметь: 1.Следовать при выполнении всех этапов работ ОГЭ критериям, представленным в демоверсии «ОГЭ- 2017. Русский язык». 2. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; 3. Правильно заполнять экзаменационные бланки.

Слайд 4

Методы и приемы подготовки к ОГЭ 1. Работа с тестами 2. Самостоятельное составление тестов 3. Комплексный анализ текста 4. Различные виды сочинений 5.Изложение 6. Различные виды диктантов 7. Работа с критериями оценивания 8. Самостоятельное оценивание по критериям 9. Проектная деятельность (создание таблиц, алгоритмов, схем и т.д.) 10. Работа с интернет – ресурсами .

Слайд 5

Содержание экзаменационной работы Часть 1. Сжатое изложение. Часть 2. Задания с выбором ответа (2-3) и задания с кратким ответом (4-14). Часть 3. Творческое задание по выбору ученика: 15.1 – лингвистическое сочинение 15.2;15.3 – сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

Слайд 6

Формы и приемы работы при подготовке к сжатому изложению Упражнения на сжатие текста. Составление цитатных планов, конспектов статей учебника литературы. Задание на сжатие текста упражнений учебника. Аудиодиктанты (как текстовые, так и словарные). Тренинги по написанию изложения.

Слайд 7

Шаблон для написания сочинения 15.1 1.Автор (фамилия) утверждает: (цитата). 2. Конечно же, ученый (писатель, лингвист) прав (поясняем смысл высказывания). 3. Эти мысли можно подтвердить примерами из текста. Во-первых, (так), в предложении… 4. Во-вторых, (кроме того), в предложении… 5. Таким образом, (итак, в заключение хочется сказать)… (пересказываем тезис другими словами).

Слайд 8

Шаблон для написания сочинения 15.2 1. Привести фразу или фрагмент текста. Смысл данной фразы (фрагмента текста) я понимаю так:… (объясняем смысл фразы, фрагмента текста). Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли. 2. Во-первых (так), в предложении(-ях)…автор говорит о том, что... 3. Во-вторых, в предложении(-ях)… автор пишет о том, что… 4. Приведённые мною аргументы доказывают, что…(смотри вступление-тезис)

Слайд 9

Шаблон для написания сочинения 15.3 1.Слово … следует понимать как… (далее комментируем определение). 2.Яркий пример… ( дружбы, добра, справедливости, мужества и т. п.) представлен в тексте …(фамилия автора). Так, в предложении … автор говорит: «…». Это свидетельствует о том, что… 3.Кроме того, примером (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т. п.) может служить герой произведения (книги, кинофильма)… Он… 4.В заключение хочется сказать, что…

Слайд 10

Конечная цель работы – повысить уровень языковой и лингвистической, культуроведческой и коммуникативной компетенций, что предполагает прежде всего умение оптимально использовать средства языка. Это, в свою очередь, позволит учащимся успешно сдать экзамен по русскому языку.



Предварительный просмотр:

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале.

Русский язык.

 

2017 год. 

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, - 39.

  •  0—14 баллов — отметка «2»
  • 15—24 баллов — отметка «3»
  • 25—33 баллов (из них не менее 4 баллов по критериям ГК1-ГК4) — отметка «4»
  • 34—39 баллов (из них не менее 6 баллов по критериям ГК1- ГК4) — отметка «5»

Узнать свою оценку по тестовым баллам стало гораздо проще. Благодаря этой таблице вы можете оценить уровень своих знаний и заполнить пробелы в темах, вызывающих у вас вопросы. Решайте демонстрационные варианты ОГЭ  2017. сверяйтесь с правильными ответами и узнайте свою оценку. Также хотим обратить ваше внимание на некоторые изменения, планируемые в КИМах в 2017 году.

Влияние на аттестат

Согласно вышеприведенным критериям выставления оценок, на ОГЭ тестовые баллы могут быть пересчитаны по стандартной пятибалльной системе. Но на итоговый аттестат эти оценки влиять не будут. Школьникам выдадут аттестаты с отметками, заработанными ими в течение учебного года. Эта оценка влияет только в случае, если на ОГЭ получена двойка,  – аттестат не выдадут.

Такая система оценок введена для более точной оценки уровня знаний учеников с хорошими и отличными отметками.

* Русский язык
Отметка «4» выставляется, если ученик набрал от 25 до 33 баллов, из них не менее 4 баллов за грамотность (по критериям ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3».

Отметка «5» выставляется, если ученик набрал от  34 до 39 баллов, из них не менее 6 баллов за грамотность (по критериям ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».

Таблица перевода баллов ОГЭ (ГИА) 2017 в оценки (по пятибалльной системе)

Предмет / Оценка

5

4

3

2

Русский язык *

34–39, из них не менее 6 баллов за грамотность

25–33, из них не менее 4 баллов за грамотность

15–24

0–14

http://poznaemvmeste.ru/images/0003.jpghttp://poznaemvmeste.ru/images/0006.jpghttp://poznaemvmeste.ru/images/00017.jpghttp://poznaemvmeste.ru/images/0001.jpghttp://poznaemvmeste.ru/images/0008.jpghttp://poznaemvmeste.ru/images/0009.jpghttp://poznaemvmeste.ru/images/0007.jpghttp://poznaemvmeste.ru/images/00010.jpghttp://poznaemvmeste.ru/images/00012.jpghttp://poznaemvmeste.ru/images/00013.jpghttp://poznaemvmeste.ru/images/00014.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Советы по написанию сочинения –рассуждения на тему, связанную с анализом текста (задание 15.3 ОГЭ по русскому языку)

Слайд 2

Задание 15.3 Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. .

Слайд 3

Критерии оценивания

Слайд 4

Критерии оценивания

Слайд 5

Критерии оценивания С1К4 Композиционная стройность работы Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет – 2 б. Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, Но допущена одна ошибка в построении текста – 1 б. В работе допущено две и более ошибки в построении текста - 0 б.

Слайд 6

Композиция сочинения-рассуждения 1.Вступление. Толкование значения слова 2.Комментарий 3.Первый пример (из текста) 4. Второй пример (из текста или из опыта) 5. Вывод

Слайд 7

Способы толкования значения слова 1. Понятийный Дружба – это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. 2. Синонимический Человечность – это гуманность, человеколюбие. 3. Описательный Добро – всё положительное, хорошее, полезное. 4. Комбинированный Сострадание – это жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем или бедой другого человека или животного.

Слайд 8

Комментарий Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия. Например: Я считаю, что в наше время это одно из самых важных слов: в современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу.

Слайд 9

Речевые клише к аргументам Чтобы подтвердить сказанное, проанализируем предложенный текст (автор) и жизненные наблюдения. Проиллюстрировать это этическое понятие можно на примере текста (ФИО автор) и жизненного опыта. Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту. Анализируя поступки героя данного текста, можно увидеть, что ……. Нельзя не заметить, что герой данного текста……

Слайд 10

Что такое аргумент, основанный на жизненном опыте? 1. Это обобщение каких-то жизненных фактов: - жизненная история, произошедшая с тобой; - жизненная история, произошедшая с твоим другом; - жизненная история, произошедшая с твоими родителями или их знакомыми. 2. Это обращение к прочитанной книге, посвящённой данной теме. 3. Это обращение к фильму, в котором раскрыта данная тема. 4. Это обращение к историческим фактам, которые ты знаешь. 5. Возможно, это будет обращение к какому-то интересному яркому стихотворению, посвящённому предложенной тебе теме. В таком случае, его необходимо процитировать.

Слайд 11

вывод Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

Слайд 12

Речевые клише к выводу Думаю,…. Хочется верить…, что Таким образом,…. Подводя итог сказанному, можно сделать вывод:… Итак,… Следовательно,…

Слайд 13

Высоких баллов на экзамене!



Предварительный просмотр:

Чередующиеся гласные в корнях слов

Какие гласные чередуются

Правило

Примеры

1. Написание зависит от наличия суффикса –А - (или) от согласной(-ых) в корне

Е//И, О //А

бер-бир

дер-дир

мер-мир

тер-тир

пер-пир

чет-чит

жег-жиг

блест-блист

стел-стил

кос-кас

В корнях пишется И, если за корнем стоит суффикс –А-. В корне –КАС - пишется А, если после корня стоит суффикс - А-

выберу-выбирать

удеру-удирать

умер-умирать

вытер-вытирать

запер-запирать

вычет-вычитать

выжег-выжигать

блестел-блистать

стелю-застилать

коснулся-касаться

Исключения: сочетать, сочетание

Я // ИМ,

А// ИН

Сочетания ИМ, ИН пишутся, если после них идёт суффикс –А-

понять-понимать

поднять-поднимать

начать-начинать

занять-занимать

примять-приминать

О //А

лож-лаг

В корне –лаг - пишется А, в корне –ЛОЖ - О

предлагать-предложить

полагаю-положить

излагать-изложить

Исключение: полог

О //А

рос-раст-ращ

В корнях пишется А перед сочетанием СТ и Щ, в остальных случаях - О

рос-расти-наращение, переросла

растительность, выращенный

Исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль

О//А

скоч-скак

Перед Ч пишется О,

перед К - А

Вскочить-скакать, выскочить.

Исключения: скачок, скачу, скачи

2.Написание зависит от ударения (безударного положения гласных О и А

О//А

гор-гар

клон-клан

Под ударением в корне пишется А, без ударения - О

Загорелый - загар

Поклониться – кланяться, склониться

Исключение: поклон

О//А

зор-зар

Под ударением в корне пишется О, без ударения - А

Зорька – озарять, зарница, озарять

Исключение: зарево, зоревать

О//А

твор-твар

Под ударением пишется то, что слышится, без ударения - О

Творчество – тварь – творить

Исключение: утварь

3. Написание зависит от лексического значения слова

О//А

ровн-равн

Пишется ровн- в словах со значением «гладкий, ровный, прямой».

–Равн - в словах со значением «равный, одинаковый»

Заровнять (яму)

Выровнять(дорожку)

Уровень, сровнять ( с землёй)

Сравнить, уравнять

(в правах), поравняться (силой)

О//А

мок - мак

Пишется –мок - в словах со значением «пропускать жидкость», - мак - в словах со значением «погружать в жидкость»

Промокать, промочить(ноги), промокашка, вымокают

Обмакнуть (перо в чернильницу), макать (хлеб в мёд)

О//А//Ы

плов-плав-плыв

Буква О пишется только в словах пловец, пловчиха, Ы – только в нескольких словах, в остальных словах пишется А.

Пловец, пловчиха, поплавок, плавучий, плавники, сплавлять (лес по реке), жук-плавунец, плывун, плывучий, плывущий

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ

ØТренинг 1. Разберите по составу следующие слова.

Избиратели, предполагать, зажигательный, выращенный, вычитать, касательная, приминать, растительность, прилагательное, изложение, запирательство, блистательно, занимательный, уберу, расположиться.

ØТренинг 2. Определите, какое значение имеют следующие слова.

Подровнять (волосы), промочить (ноги), сравнить (что-либо), выровнять (дорожку), макать (хлеб в постное масло), промокательная (бумага), уравнять (шансы соперников).

ØТренинг 3. Определите, какое слово в каждой строке из выделенных курсивом – «лишнее»?

Умирающий (воин), продираться (через лес), примерять (костюм), зажигать (лампу).

Предлагать (помощь), (член) предложенияложноножки (амёбы), прилагательное.

Вытирать (ноги), словосочетаниезапирать (дверь), блистательные (перспективы).

Понимать (приятеля) принимать (экзамены), поднимать (груз), унижать (кого-либо)

Постелитьстилистическая (ошибка), устилать (дно корзины), расстелю (скатерть).

Почитать (родителей), вычетпрочитать (книгу), предпочитать (что-либо).

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

ØТренинг 4. Вставьте пропущенные буквы.

Е или И? Расст_лался, выт_ртый, отм_рающий, приподн_маться, заж_галка, соб_рать, зам_р, подб_раться, отп_реть, словосоч_тание, пробл_ски, прин_мать, выч_тание, бл_стать, прот_рать, выж_гший, поч_тать (старших), выб_ру, преп_раться, бл_стящий, нач_нать, прод_русь, пост_лю, соч_тать, зан_мательный, отб_ру, выт_ртый, зам_рать, заж_галка.

ØТренинг 5. Вставьте пропущенные буквы.

О или А? Распол_жение, заг_реться, пл_вчиха, изл_жение, Р_стислав, соприк_саться, р_стки, подг_релый, скл_ниться, пром_чить (ноги), пл_вники, выр_сший, пол_г, оз_рить, з_ревать, ур_вень, к_сательная, р_стовщик, выг_реть, тв_рец, зар_внять (землю), Р_стов, ск_чок, ср_внить, ср_внять (с землёй), выск_чка, пром_кашка, к_снулся, покл_нился, приг_реть, оз_рять, з_рница, пог_рельцы, ур_вень, попл_вок, укл_ниться, пл_вучесть, натв_рить, отр_сль, прекл_няться, непром_каемый, ср_внение, р_весники, ск_чу, пог_релец, г_релки, к_сательная, попл_вок, наг_реть, пл_вниковый, зар_сли, тв_рить, прир_щение.

ØТренинг 6. Вставьте пропущенные буквы.

Бл..стательное предпол..жение, расст..латься на р..внине, з..ря разг..рается, прин..лся предл..гать р..весникам отведать выр..щенные им овощи, зам..р на мгновение от оз..рившей меня бл..стящей мысли, прин..мать участие в судьбе нач..нающего драматурга, выч..тать предл..гаемую сумму, разб..ру сложное предл..жение, прин..мать участие в изб..рательной к..мпании.

Получить полный текст

БЛОК 4

Правописание приставок, заканчивающихся

на буквы З и С, и приставок ПРЕ-, ПРИ-

Орфограмма

ПРАВИЛО

Примеры

Буквы З и С на конце приставок

1. На конце приставки, заканчивающейся на буквы З и С, пишется то же, что и слышится, а приставки З не бывает, приставка С - пишется как перед глухими, так и перед звонкими согласными.

2. В словах здесь, здание, здоровье, ни зги (не видно) З является частью корня.

3. В приставках РАЗ-, РАС-, РОЗ-.РОС - пишутся так же, как слышатся, не только согласные (З или С), но и гласные (О или А)

Беспощадный, расщепить, исследователь, сделать, исчез, изделие, разжечь.

Исключение: безвкусный

Развязка, расписание, розвальни, россыпь

Примечание: перед корнем –ЧЁТ- пишется одно С, перед корнем –ЧИТ- -СС. Примеры: расчёт – рассчитать, рассчитывать. Исключение: бессчётный

Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-

Гласные в приставках ПРЕ - и ПРИ - пишутся в зависимости от значения слова.

ПРЕ-

1. В значении высшей степени качества или действия (можно заменить приставку словами «очень» или «весьма»).

2. В значении «через», «по иному» (близко по значению к приставке ПЕРЕ-).

3. В некоторых словах, в том числе иноязычных, где приставка не выделяется.

Прелестный, прекрасен, преуспел, престарелый, преувеличу во много раз.

Преграда, превращение, преступил, превратно.

Презирать, прельщать, пренебрегать, прелюдия

ПРИ-

1.В значении пространственной близости, смежности

2. В значении прибавления, присоединения, приближения.

3. В значении неполноты действия

4. В значении доведения действия до конца.

5. В значении совершения действия в чьих-либо интересах.

Пристанционный, привокзальный

Прикрепить, приехать, приделать.

Присесть, приоткрыть

Придумать, пристукнуть

Приберечь, припрятать

Примечание: необходимо различать написание омонимичных слов: пребывать (находиться) в городе – прибывать (приезжать) в город; предать (отдать в чьи-то руки) – придать (дать что-то дополнительно); предел (граница чего-либо) – придел (пристройка храма); презирать (относиться презрительно) – призреть (дать кому-нибудь приют и пропитание); преклонить (склонить, опустить вниз) – приклонить (нагнув, приблизиться к чему-либо); преступить(отступить от чего-либо, нарушить) – приступить (приняться за что-либо); претворить (осуществить) – притворить (прикрыть); преуменьшить (во много раз) – приуменьшить (слегка); преходящий (временный, недолговечный) – приходящий (пришедший куда-либо); приёмник (радио) – преемник (наследник)- восприемник (крёстный отец)

О и Е (Ё) после шипящих и Ц

О

Ё

1. В корнях слов под ударением

Если в родственных словах Ё не соотносится с Е: шов, крюшон, шок, шорох, мажор, крыжовник, шорник, шомпол

Если в родственных словах Ё соотносится с Е: шёпот – шепчет, жёлтый–желтеть, пошёл–шедший, дешёвый–дешевле, щётка-щетина

Примечания:

1.Следует различать написание существительных ожог, пережог, поджог от глаголов в форме прошедшего времени ожёг, пережёг, поджёг (соотносятся с корнем жечь).

2. В предложном падеже местоимения что пишется буква Ё: о чём, о чём-нибудь.

3. Ё пишется и в словах причём, почём, нипочём.

2. В корнях слов без ударения

В безударном положении в иноязычных словах после шипящихоколад, шоссе, жокей, Шопен, жонглёр.

3. В суффиксах слов

Имена существительные

В суффиксах существительных –ок-, - онок-, - онк(а), - овк(а):бережок, гребешок, волчонок, ежонок, девчонка, деньжонки, хрычовка.

Исключение: речёвка

Беглое О в именах существительных: мешки-мешок, княжна-княжон

В суффиксах существительных, образованных от глаголов –ёвк(а), - ён-(-к)-а, а также в русских и иноязычных словах с суффиксом –ёр-: размежёвка, корчёвка, сгущёнка, тушёнка, ухажёр, стажёр, ретушёр, дирижёр, коммивояжёр.

Имена прилагательные, в том числе и отглагольные, и причастия

В суффиксах прилагательных –ов - под ударениемгрошовый, парчовый, ежовый. В безударном положении пишется Е: вещевой, межевой, грушевый.

Беглое О в именах прилагательных под ударением: смешной-смешон.

Без ударения: слышный – слышен.

В суффиксах отглагольных прилагательныхкопчёный, бережёный, лужёный, печёный.

В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени: поражённый, огорчённый, огорчён, запряжённый. возмущён

Глаголы

В суффиксе глаголов –ёв-: выкорчёвывать, разжёвывать

Наречия

Под ударением: свежо, общо, горячо, хорошо

Без ударения: вызывающе, тягуче, реже

Ещё

4. В окончаниях слов

В именах существительных и прилагательных под ударением: ножом, свечой, межой, ежом, плющом, чужого, большой

В окончаниях глаголовпечёт, жжём, течёт, лжёт, бережёт

О и Е после Ц

О

Е

1. В корне слова

Под ударением после Ц в корне произносится и пишется О.

Примеры: цоколь, цокать

Безударную гласную после Ц нужно проверить ударением: цена-ценный, цеховой – цех, целина-целый

2. В окончании и суффиксе

После Ц под ударением пишется О: пунцовый, свинцовый, свинцом, молодцом, пальтецо, пританцовывать

После Ц в безударном положении пишется Е: ситцевый, глянцевый, платьице, зеркальце, колодцем, танцевать

Примечание: в безударном положении О после Ц пишется только в словах: цокотуха, цокот и иноязычных словах скерцо, палаццо, меццо-сопрано

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ

Получить полный текст

Тренинг 1. Разберите приведённые ниже слова по составу, определите, к каким частям речи они относятся.

Обнажённый, течёт, размежёвка, крюшон, дирижёр, запрещённый, мажор, ухажёр, чопорный, учёный, бечёвка, дешёвый, шомпол, жжёный, жёрнов, разрешённый, раздражён, жёсткий, прожорливый, изжёванный, боржом.

Тренинг 2. Разберите приведённые ниже слова по составу, расставьте ударения.

Окольцованная, муха-цокотуха, перелицевать, пальтецо, свинцом, ситцевый, герцогиня, креслице, цокольный, танцевать, цеховой, пританцовывать, молодцеватый, глянцевитый, огурцом, принцев, Непринцев, ценовая (политика).

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТРЕНИНГИ

Тренинг 3. Вставьте пропущенные буквы.

Ш_пот, печ_нка, ш_колад, ч_порный, ш_мпольный, ш_лковый, подж_г дома, прож_рливый, ш_к, ч_рный, ж_лтый, Ш_тландия, ч_рточка, прич_ска, пч_лка, пощ_чина, ж_нглёр, ш_ковая, деш_вый, ш_ссейный, получил ож_г, кош_лка, расч_тливая, девч_нка, ж_сткий, крыж_вник, одеж_нка, тяж_лый, ч_лн, ш_рох, ш_пот, холщ_вый, меш_к, ч_лка, щ_лкать, сч_ты, бежать рысц_й, туш_нка, ретуш_р, реч_вка, кумач_вая, рубаш_нка, ситц_вый, меш_к, внуч_к, овц_й, торц_м, ш_ссе, сгущ_нка, изразц_вая печь.

Тренинг 4. Вставьте пропущенные буквы.

Ч_рная щ_тка, боч_нок с печ_нкой, ж_кей в парч_вой одеж_нке, пастуш_к подул в свой рож_к, девч_нка в закопч_нной юбч_нке, ж_кей на ч_рной кобыле, поч_тная грамота, ч_порный дириж_р, знаю напереч_т все вальсы Ш_пена, получил ож_г руки, ш_фёр ш_л тяж_лой походкой, деш_вый крюш_н, ш_лковая ш_рстка, ручей теч_т у ш_ссе, модная прич_ска, тяж_лый ж_рнов, щ_голь говорил ш_потом, поч_тная миссия уч_ного, ч_рточка переноса видна неч_тко, раскорч_вка леса, ч_рный грач сидел на ж_рдочке, солнце жж_т до ож_га, ж_нглировать ж_лтыми шарами, поц_ловаться с красавиц_й, пальтец_ на ш_лковой подкладке, влиятельный герц_г, ц_кать языком, письмец_ отправлено бойким мужич_нком, изложил вопрос общ_ и отвлеч_нно, яблоко груш_вка.

ИТОГОВЫЕ ТРЕНИНГИ

Тренинг 4. Вставьте пропущенные буквы (О, Е или Ё)

Сгущ_нка, парч_вый, волч_нок, свинц_вый, груш_вка, пальтец_, ш_к, крюш_н, подожж_т, горяч_, еж_нок, пританц_вывать, печ_нка, деш_венький, вальц_вка, коммивояж_р, девч_нка, окольц_вать, творож_к, подтанц_вывать, ож_г руки, ранц_м, стаж_р, верш_к, пальц_м, свеч_й, ещ_, раздраж_нный, маслиц_, Пугач_в, обобщ_нный, уш_л, кулич_м, борц_вский, больш_го, копч_ность, Фурц_ва, ж_кей, поч_т, береж_т, ц_кольный, стереж_шь, старич_к, дириж_р, Ш_пен, беч_вка, трущ_ба, трещ_тка, ему всё нипоч_м.

Н и НН в суффиксах слов

и на стыке корня и суффикса

Часть

речи

-Н-

-НН-

Имена

сущест-

витель-

ные

Производные существительные пишутся с одной или двумя Н в соответствии с производящей основой

( сколько Н пишется в суффиксе производящей основы, столько же в имени существительном)

1.От основы отымённых прилагательных: конопляный - конопляник, нефтяной - нефтяник

2.От основы прилагательных, образованных от глаголов: путаный - путаник, ветреный - ветреник

1.От основы отымённых прилагательных: собственный - собственник, сонный – сонник

2. От основы прилагательных, образованных от глаголов: избранный – избранник

Имена

прилага -

тельные (отымён-

ные)

1.В суффиксах –ИН, - АН, - ЯН: куриный, кожаный, серебряный.

2.В словах: багряный, ветреный, свиной, пряный, юный, румяный, пьяный,

1.В суффиксах –ЕНН, - ОНН: соломенный, станционный.

2.На стыке основы, заканчивающейся на Н: сонный, старинный, длинный, туманный.

Отгла

гольные прилага-

тельные

и страда-

тельные

при-

частия прошед-

шего времени

В полных прилагательных, образованных от глаголов:

1. Без приставок или с приставкой НЕ:неглаженый, плавленый, масленый, немощёный, жареный, рваный.

2. Без суффикса –ОВА, - ЕВА: клееный, бешеный,

путаный. Кованый, жёваный (-ова и - ёва входят в состав корня)

3.Без зависимых слов: вареный, лужёный, слоёное, топлёное.

4.В устойчивых сочетаниях: посажёный отец, Прощёное воскресенье

5. При переходе причастия в имя прилагательное: писаная красавица, конченый человек

В полной форме отглагольных образований:

1. Если в словах есть приставка, кроме –НЕ:сдавленный, изданный, нескошенный, разбуженный.

2. Если в слове есть суффикс –ОВА, - ЕВА: шлифованный, линованный, корчёванный, балованный.

3. Если к ним относятся зависимые слова: давнокошенный луг, полученное утром письмо.

4.Если слово образовано от бесприставочного глагола сов. вида: решённый, брошенный, купленный, конченное (дело).

5. В словах

нежданный, негаданный, неслыханный, невиданный, нечаянный, священный, данный, желанный, обещанный.

В кратких страдательных причастиях: Дети избалованы судьбой. Сюжеты рассказов запутаны.

В кратких прилагательных, образованных от глаголов: они капризны и избалованны, следы зайца замысловаты и запутанны.

Наречия

В наречиях на –О и –Е столько же Н,сколько в прилагательном, от которых они образованы

Интересный – интересно, бешеный – бешено, ветреный –ветрено

Истинный – истинно, искренний – искренне, нечаянный - нечаянно

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ

Подпишитесь на рассылку сайта Pandia.ru!

ØТренинг 1. Определите, к каким частям речи относятся приведённые ниже слова, выделенные курсивом. В зависимости от морфологической принадлежности распределите их в таком порядке: 1) существительные, 2) отымённые прилагательные.

3) отглагольные прилагательные, 4) страдательные причастия прошедшего времени, 5) наречия.

Племянник, решённая задача, разрешено, смотреть отрешённокартина, картинный, картинномаслянаякраска, масленый блин, перчатки замаслены, халат выглядит замасленным, ветреный день, ветрянаямельница, обветренное лицо, руки обветренны, колбаса заветренамошенник, бесприданница, телеграмма отправлена, говорил умно и сдержанно, данное слово было сдержано, человек сдержанный, подоконник, откровенное признание, говорил откровенно, слова его откровенны, откровенность, море взволновано, они чем-то взволнованы, слова его взволнованны, взволнованность, говорил взволнованно, заряжённое ружьё, пушка заряжена, заряжённость на работу, говорил рассеянно, семена рассеяны по ветру, на уроке они рассеянны, рассеянность.

ØТренинг 2. Объясните причину различного написания слов, выделенных курсивом.

Овощи взвешены, его слова взвешенны, говорил взвешенно, конченный этап работыконченый человек, посаженный тополь, посажёный отец, он говорил обдуманно, решение его обдуманно тщательно, Прощёноевоскресенье, прощённое прегрешение, кованый сундук, кованный на передние ноги конь, ветреный день, ветряная оспа, безветренная погода, помещение проветрено, непрошеный гость, непрощённая обида, ценакниги, книга ценна, названый брат, названный членами жюри лауреат конкурса, длина отрезка, дорога длинна, подлинная правда.

ØТренинг 3. Разберите слова по составу.

Пустынный, берестяной, жёваный, умалишенный, былинный, развешаны, углублённый, балованный, организованы, гостиница, непросеянный, многочисленный, ураганный, негаданный, деревянный, мышиный, лиственница, проведены, сосредоточена, газированный, испуганный, полукопчёная, блинный, бессребреник, решённый, неслыханный, истинно, полуразрушенная, перочинный, свежезамороженный.

ØТренинг 4. Вставьте пропущенные буквы.

Запута_ный, добавле_ный, плавле_ный, согласова_ный, вяле_ная, застреле_ный, копчё_ный, нагруже_ный, пута_ный, серебря_ный, земля_ной, урага_ный, стекля_ный, осмысле_но, нечая_но, изумлё_но, кова_ные, полусклше_ный, нежда_ный, свяще_ный, воспита_ник, мороже_ное, листве_ница, нефтя_ник, кури_ный, жёва_ный, вымуче_ный, прикова_на, купле_ный, броше_ный.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шаблоны написания сочинений ОГЭ

Слайд 2

План написания сочинения 15.1 1. Автор (фамилия) утверждает: (цитата). 2. Конечно же, ученый (писатель, лингвист) прав (поясняем смысл высказывания). 3. Эти мысли можно подтвердить примерами из текста. Во-первых, (так), в предложении… 4. Во-вторых, (кроме того), в предложении… 5. Таким образом, (итак, в заключение хочется сказать)… (пересказываем тезис другими словами).

Слайд 3

Известный лингвист Б.Н. Головин утверждает: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы». Конечно же, ученый прав. Точное использование языковых единиц делает и речь говорящего, и речь пишущего правильной, образной, выразительной. Так , в предложении 10 автор использует метафору: «Аничков дворец был сказочным детским царством». С помощью этого тропа автор противопоставляет жизнь детей в мирное время и в период войны. Кроме того, в предложении 9 вместо нейтрального слова «дети» автор выбирает стилистически окрашенный синоним «питомцы», тем самым показывая читателю, насколько близки Р.А. Варшавской ее воспитанники. Таким образом, благодаря различным языковым единицам и приемам речи, автору удается передать главную мысль текста, что «искусство помогло детям выжить», хотя «они еще не знали о его подлинной силе».

Слайд 4

План написания сочинения 15.2 1. Смысл данной фразы (фрагмента текста) я понимаю так: (объясняем смысл фразы, фрагмента текста)… Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли. 2. Во-первых (так), в предложении…автор говорит: «…» Это значит, что… 3. Во-вторых, в предложении… автор пишет (замечает, утверждает): «…». Это свидетельствует о том, что… 4. В заключение хочется сказать, что…

Слайд 5

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы текста: «Знавшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников ». Смысл данной фразы я понимаю так: морякам каждый день приходилось смотреть смерти в лицо, ведь они защищали нашу родину от фашистов. Они обладали силой духа и мужеством. И такая же сила духа была присуща ленинградским детям, потому что они жили в условиях блокады. Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли. Во-первых , в предложении 28 автор говорит: «Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда». Это значит, что, глядя на выступающих детей, моряки утверждались в вере в победу и жизнь. Во-вторых , в предложении 16 автор замечает, что «дети…были глубоко потрясены войной». Но дух их был не сломлен. Презирая опасность, они пробирались к Дворцу пионеров, чтобы снова быть вместе и выжить в этой страшной блокаде. В заключение хочется сказать, что мужественные люди обретают поддержку в мужестве других. Так и должно быть в жизни.

Слайд 6

План написания сочинения 15.3 1. Слово … следует понимать как… Далее комментируем своё определение. 2. Яркий пример (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) представлен в тексте …(фамилия автора). Так , в предложении … автор говорит: «…». Это свидетельствует о том, что… 3. Кроме того, примером (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) может служить герой произведения (книги, кинофильма)… Он…

Слайд 7

Как Вы понимаете значение слова МУЖЕСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое мужество ?» Слово «мужество» следует понимать как смелость, героизм, отвага. Мужественные люди способны на подвиг. Они обладают большой силой воли. Готовы преодолеть любые преграды. Чаще всего это слово используется в характеристике человека, который защищает свою родину от врага. Яркие примеры мужества представлены в тексте Л. Овчинниковой . Так , в предложении 28 автор говорит: «Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все…», а затем он скажет, что моряки «не раз смотрели смерти в лицо». Да, они мужественные люди. Благодаря таким людям была одержана победа над фашизмом. Но ленинградские дети тоже были мужественны. Они не только выживали в условиях блокады, но и своим искусством помогали другим поверить в победу. Кроме того, примером мужества может служить Алексей Маресьев , герой Великой Отечественной войны. Он военный летчик. В бою был сбит немецким истребителем. 18 суток по морозу пробирался к своим. Лишился обеих ног (ступней). Но благодаря силе духа, стойкости, он снова возвращается в строй. В заключение хочется сказать, что мужество – важное качество человеческой натуры. Оно помогает человеку выжить, если тот оказывается в сложной ситуации.