«Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными, знаки препинания в нем»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Султамуратова Зоя Хоолур-ооловна

Цель урока: ознакомить учащихся с классификацией сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными по виду подчинения: последовательному, однородному, параллельному и комбинированному; формировать навыки грамотного пунктуационного оформления указанных конструкций, умения самостоятельно анализировать СПП с несколькими придаточными; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; способствовать воспитанию самостоятельной личности.

Тип урока – комбинированный урок.

Оборудование урока: учебник, учебные тексты, раздаточный материл, схемы.

Прогнозируемые результаты: учащиеся распознают сложноподчиненные предложения с несколькими частям; определять вид подчинения придаточных частей; указывают средства связи;  строят сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; соблюдают интонацию сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными при чтении и говорении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sultamuratova_z.h.docx112.82 КБ

Предварительный просмотр:

Screenshot_237

Конкурс

«Всероссийский мастер-класс учителей родных, включая  русский, языков - 2017»

Конспект урока русского языка

«Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными, знаки препинания в нем»

Султамуратова Зоя Хоолур-ооловна  –

учитель русского языка и литературы

высшей категории

Алдан-Маадыр

2017 г.

Тема урока:  «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, знаки препинания в нем»

Цель урока: ознакомить учащихся с классификацией сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными по виду подчинения: последовательному, однородному, параллельному и комбинированному; формировать навыки грамотного пунктуационного оформления указанных конструкций, умения самостоятельно анализировать СПП с несколькими придаточными; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; способствовать воспитанию самостоятельной личности.

Тип урока – комбинированный урок.

Оборудование урока: учебник, учебные тексты, раздаточный материл, схемы.

Прогнозируемые результаты: учащиеся распознают сложноподчиненные предложения с несколькими частям; определять вид подчинения придаточных частей; указывают средства связи;  строят сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; соблюдают интонацию сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными при чтении и говорении.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап.

II. Актуализация опорных знаний.

  1. Проверка домашнего задания.

  1. Схематический диктант.

Комментарий. Учитель читает предложения. Учащиеся, не записывая предложений, рисует их схемы (на доске и в тетрадях), определяют вид придаточных в СПП.

  1. Лишь только стемнело, все вдруг стихло. 3
  2. Да, есть слова, что жгут, как пламя. (А.А. Твардовский) 1
  3. Речка так сверкает, что глазам больно. 6
  4. Никто не знает, где и чего  начинается Урал. 2
  5. Чтобы не заблудиться, я вернулся на тропинку. 4
  6. Ночь была светла, хотя луны не было. 5

Ключ:

  1. [  ], (  ) опр.
  2. [  ], (  )  изъясн.
  3. (  ), [  ] обст. времени.
  4. (  ), [  ] обст. цели.
  5. [  ], (  ) обст. уступки.
  6. [  ], (  ) обст. степени.

Сложное предложение

Слово учителя:

  • Сложноподчиненное предложение может содержать два или более придаточных. Структура таких предложений бывает различной. Это тема имеет очень важное значение для развития пунктуационных навыков. Ведь в процессе записи текста главным оказывается понимание структуры в целом. Два и более придаточных в СПП по-разному соотносятся друг с другом. Существует четыре основных типа соотношения с которыми вы ознакомитесь сегодня на уроке.

IV. Работа над темой урока

  1. Объяснение учителя

-Эта тема Вам знакома, вы ее проходили в 8 классе на уроках родного языка.

Давайте, вспомним, какие подчинения имеются при СПП с несколькими придаточными.

1. Дараалашкак харылзаалыг чагырышкан нарын домак.

2. Чангыс аймак тайылбыр домактарлыг чагырышкан нарын домак.

3. Чангыс аймак эвес тайылбыр домактарлыг чагырышкан нарын домак.

4. Холушкак хевирлиг тайылбыр домактарлыг чагырышкан нарын домак.

- На основании того, к чему относятся придаточные части и как они соотносимы друг с другом, выделяют четыре типа СПП с несколькими придаточными.

  1. СПП с последовательным подчинением придаточных.

При таком подчинении придаточное относится к главному предложению, второе к первому придаточному, третье – ко второму придаточному и д.т.

Празднование Шагаа можно было сравнить с чистым звоном колокольчика, который давал настрой всем последующим событиям наступающего года, поэтому в этот день все веселились.

Линейная схема

Вертикальная схема

[____===], который (____ ===), поэтому  (____===).

                          , который

                         , поэтому

  1. Одинаковые по значению придаточные части относятся к одной общей для них главной части. Это однородное подчинение.

Скоро отмечаем Новый год по лунному календарю и снова понимаем о том, кто мы есть, какие у нас корни.

Линейная схема

Вертикальная схема

[===], кто (____===), какие (===____).

                         

    , о чем                                  , о чем

                         

  1. Разные по значению придаточные части относятся к разным словам главного предложения или одна часть – ко всему главному, а другая – к одному из его слов. Это неоднородное (параллельное) подчинение.

Праздник Шагаа в многонациональной Туве стал интернациональным, так как объединяет разные народы и культуры, оттого поддерживает в нас истинное гостеприимство тувинцев.

Линейная схема

Вертикальная схема

[___===], так как (===), оттого (=== ).

                         

        , так как                           , оттого  

                         

  1. Существуют также СПП с комбинированным типом подчинения придаточных предложений. Это СПП с параллельным и последовательным подчинением придаточных предложений.

Линейная схема

Вертикальная схема

Когда (===____), [___===], что (___===), куда(___===).

                         

   

                         

  1. Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока. & 39 стр. 178-180

V. Релаксация.

Активизируем органы (массажируем подушечки пальцев – каждый палец связан с определенным органом)

Мизинец – активизируем сердце.

Большой палец – легкие и печень.

Средний палец – систему кровообращения.

Указательный палец – зону пищеварительного тракта.

Безымянный палец – нервную систему.

VI. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся.

  1. Практическая работа с языковым материалом.

Задание: Расставьте знаки препинания. Подчеркните средства связи в СПП. Установите вид придаточной части и тип подчинения.

Римский император Юлий Клавдий II считал что жены мешают мужчинам спокойно воевать и защищать родину поэтому запрещал создавать семьи воинам. Священник Валентин вопреки строгим запретам продолжал венчать влюбленных солдат оттого и он был приговорен к смертной казни которая состоялась в ночь 14 февраля

 

  1. Составьте из трех простых предложения, одно СПП с несколькими придаточными.
  1. Читатель, вероятно, уже догадался. 2) Дочь Кирилы Петровича есть героиня нашей повести. 3) О дочери Кирилы Петровича сказали мы еще только несколько слов.
  • 1) Сагыш-сеткил доюлдурар Шагаа – Чаа чыл моорлап кел чор. 2) Сандан кыпсып, йорээл салып, чажыг чажып, чалбарынар! 3) Чаа чылда шупту чуве эки болзун!

  1. Формат ОГЭ (8-12) (грамматическая основа и количество грамматической основы)

  1. Формат ЕГЭ (20-22). При последовательном подчинении, если союзы ЧТО и ЕСЛИ, ЧТО и КОГДА, ТАК ЧТО и ХОТЯ окажутся рядом, запятая между ними ставится.

Запятая не ставится, если далее идет вторая часть союза – ТО, ТАК или ТЕМ.

Например: Я написал ему в письме, что, если он не хочет со мной общаться, он может написать мне правду.

Я написал ему в письме, что если он не хочет со мной общаться, то может написать мне правду.

VII. Рефлексия. Подведение итогов урока.

- Сейчас давайте подведем итог урока, с помощью карточек оценим, кто насколько баллов усвоил новый материал. (1-6)

VIII. Домашнее задание.

  1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока & 39.
  2. Выполнить письменно упражнения 305, 310, 312.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.Виды подчинения придаточных предложений."

Данный урок отвечает требованиям системно-деятельносного подхода.Урок "открытия" новых знаний.Разработка содержит презентацию к уроку и большой дидактический материал....

«Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, знаки препинания в нем»

Цель урока: ознакомить учащихся с классификацией сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными по виду подчинения: последовательному, однородному, параллельному и комбинированному; формиров...

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными.

Презентация для урока с использованием информационно-коммуникационной технологии....

Короткова Н.Р. Урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными

Урок с применением СДО направлен на выведение и усвоение обучающимися  новых понятий: типы подчинения придаточных частей  в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными;Отличител...