Технологическая карта урока "О пользе знаков препинания в предложении"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Технологическая карта урока по теме синтаксис и пунктуация для 5 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                             ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель: Доможирова Е.В.

Предмет:   Русский язык

Класс:   5

Тема урока:  О пользе знаков препинания в предложении. (Синтаксис и пунктуация)

Тип урока:  Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Цель урока:   Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме «Синтаксис и пунктуация».  

Задачи урока:

образовательные: обобщить и систематизировать знания и умения обучающихся по теме «Синтаксис и пунктуация» (основные понятия синтаксиса: простое и сложное предложения, члены предложения (главные и второстепенные), однородные члены предложения,  постановка знаков препинания на  письме);

развивающие: развивать интерес к предмету; учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия; развивать память и мышление; развивать умение выделять главное (составление схем предложений); развивать речь (учить строить монологическое высказывание на лингвистическую тему); учить анализировать ответы одноклассников, понимать свои ошибки;

воспитательные: убедить учащихся в жизненной и практической необходимости знаний правил постановки знаков препинания; формировать правильное отношение к слову, к природе.

8. Планируемые результаты:

Предметные:  основные понятия синтаксиса; правила постановки знаков препинания при однородных членах в простом предложении, а также в сложных предложениях,

  Уметь: опознавать основные единицы синтаксиса, анализировать предложение с точки зрения структуры (простое или сложное); ставить знаки препинания при письме; выполнять синтаксический и пунктуационный разборы.

Личностные:   Уважительное отношение к родному языку;  самооценка учебной деятельности, умение связывать  цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).

Метапредметные:  Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность  действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать  речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию,  строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.

9. Основные поняти темы:   Синтаксис, пунктуация,  простое и сложное предложения, члены предложения (главные и второстепенные), однородные члены предложения,  интонация; знаки препинания; синтаксический и пунктуационный разборы.  

10. Межпредметные связи:      Литература

11. Ресурсы:  

основные   Учебник «Русский язык», 5 класс  , словари;

дополнительные: мультимедийный проектор, ноутбук, индивидуальные карточки с дидактическими заданиями; электронная физкультминутка.

12. Организация пространства:      Работа фронтальная Ф, индивидуальная И, групповая Г.

Этап урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предметные результаты

Метапредметные результаты

  1. Организационный этап

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Создает эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

  1. Мотивирование к учебной деятельности.

 Организует работу учеников с предложениями на слайде.(№1)

«Знаки препинания держат текст и не дают ему рассыпаться».

 А.П.Чехов: «Знаки препинания служат нотами при чтении».

Подводит их к формулированию темы, цели и постановке задач урока.

(Слайд №2)

Учащиеся читают  предложения, высказывают свои предположения о теме и цели урока

Быстрое включение учащихся в работу.

Развитие внимания

3Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Учитель предлагает учащимся  вспомнить известные им  знаки препинания. Организует фронтальный опрос. «Закончи предложение...» Учебник, стр. 36

Фронтальная работа. Отвечают на вопросы.

Умение оформлять свои мысли в устной форме; Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках

Развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; формирование логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений

4.Обобщение и систематизация знаний.

Проводит лексическую и словарную  работу (Слайд №3) Знаете ли вы, что...

 Знаки препинания, пинать, пнуть, запятая, препятствие  имеют общее значение остановки.

Чтобы поставить точку, нужно ткнуть пером в бумагу.

Точка и ткнуть  –  однокоренные слова. (Слайд №4)

Определяют лексическую связь между словами, делают вывод об одинаковых корнях слов. Определяют значение слова в контексте.

Организует «Пунктуационную «зарядку» и работу в группах (по партам 4 человека).

Работают в группах

1 группа – выписать из текста простое предложение с однородными членами, расставить знаки препинания;

2группа - выписать из текста сложносочинённое предложение  расставить знаки препинания;

3группа- выписать из текста сложноподчинённое предложение,   расставить знаки препинания;

Отработка навыков правильной постановки знаков препинания,, умение различать разные виды предложений

Развитие внимания учащихся, создание благоприятной атмосферы заинтересованности; формирование логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений

Применение знаний и умений в новой ситуации

Организует работу по сравнению и обобщению предложений. (Слайд №5) Упражнение 44, стр 35

Учащиеся выполняют упражнение, исправляя ошибки в их построении, составляя схемы предложений

Умение  определять структуру предложения составлять его схему, находить  грамматическую основу, расставлять ЗП и объясняют их постановку.

Формирование логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений

Физкультминутка

Учитель организует проведение физкультминутки

Учащиеся выполняют упражнения

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и из коррекция.

Учитель  предлагает учащимся поработать  в парах  с упражнением № 43

Учитель организует самопроверку (образец выполнения на слайде № 6).

Учитель помогает осуществить коррекцию выполненных работ.

- Какие ошибки были допущены? Как вы думаете, мы достаточно отработали навыки постановки знаков препинания в сложном и простом  предложении?

Учащиеся работают в парах.

Учащиеся проверяют свои работы по образцу на слайде, оценивают согласно критериям.

Учащиеся называют предложения, в написании которых неправильно поставили знаки препинания, комментируют их правильное написание.

Умение  определять структуру предложения составлять его схему, находить  грамматическую основу, расставлять ЗП и объясняют их постановку.

Умение соотносить свои знания и незнание, анализировать ошибки.

Формирование умений самооценки

Домашнее задание (записано на доске).

Комментирует ДЗ по группам.

Записывают ДЗ в дневниках.

Рефлексия учебной деятельности.

Учитель предлагает учащимся продолжить  предложение.

Учащиеся продолжают предложение.

Сегодня на уроке….

(мне было трудно, потому что тема сложная;

мне было легко: я быстро разобрался в материале;

мне понравилось, потому что…;

мне было неинтересно, потому что… и др.)

Развитие  навыков самооценивания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме: "Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

Предложенная методическая разработка - технологическая карта урока в 5 класс в соответветствии с новым образовательным стандартом ОО....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе Предложения с обращениями.

Тип урока: Урок рефлексии.Цель урока: систематизация  и повторение  сведений об  обращении.Задачи урока:Образовательные (содержательные): повторить с учащимися понятие «Обращ...

Технологическая карта урока "Правописание мягкого знака после шипящих"

Мягкий знак после шипящих. Технолгическая карта урока....

Презентация и технологическая карта урока в 5 классе по теме "Предложение. Грамматическая основа предложения".

Данный урок открытия нового знания предназначен для обучающися 5 класса по учебнику Русский язык. 5 класс.Ладыженская Т.А, Баранов Т.А., Тростенцова Л.А. и др.; М.: Просвещение, 2014. Данный урок из р...

Разработка урока. 8 кл. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Обобщить знания о предложениях с прямой речью, о правилах постановки в них знаков препинания....

Технологическая карта урока на тему "Знаки препинания в предложении с однородными членами и обобщающим словом перед однородными членами"

Материал представляет собой технологическую карту, разработанную к уроку русского языка в 5 классе по данной теме...