Имя числительное, или Как математика с русским языком подружились
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Шаповалова Ольга Васильевна

Методическая разработка урока по русскому языку в 6-м классе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по русскому языку в 6-м классе "Имя числительное, или Как математика с русским языком подружились"


Тип урока – знакомство с новым материалом.

Тема – «Имя числительное как часть речи».

Цель:

  •  ознакомить с признаками числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении);
  • учить различать количественные и порядковые числительные;
  • отличать числительные от других частей речи с числовым значением;
  • развивать умение работать с книгой;
  • прививать уважение и внимательное отношение к родному языку.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, дидактический материал, презентация, учебник 6 класс в 2-х частях Л.М. Рыбченкова и др.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная, проектная.

Содержание урока: 

  • морфологические признаки имени числительного;
  • количественные и порядковые числительные;
  • различение числительных и других частей речи с числовым значением;

Ход урока

Вступительное слово

- Здравствуйте, ребята! Сегодня нас с вами ожидает необычный, увлекательный и очень познавательный урок - урок-путешествие. Обычно люди отправляются в путешествие, чтобы интересно и с пользой провести время, чтобы узнать что-то новое. Вот и мы с вами, отправляясь в путешествие, постараемся провести отведенные 45 минут как можно более плодотворно, чтобы узнать что-то новое, чему-то научиться и стать умнее и образованнее.

. Сегодня, ребята, мы приступаем к изучению новой темы, а какой, вы скажете мне позже сами.

А сейчас вспомним большую и дружную семью частей речи. Назовите известные вам части речи. (Ответы).

Сегодня мы познакомимся с еще одним членом этой семьи .

Ребята, у меня для вас небольшой сюрприз, но прежде я хочу задать вам вопрос: «Как вы думаете, между русским языком и математикой много общего?» (Ответы детей).

А теперь обещанный сюрприз! К нам на урок пришли гости. Встречаем.

Математика:  - Здравствуйте! Я математика-царица наук, дисциплина точная. У меня дважды два - всегда четыре! И никаких исключений! Не то, что в русском языке: то жи-ши пиши, то не пиши! Железная логика и неоспоримые доказательства - вот что такое математика! Нет! С русским языком у меня ничего общего быть не может. (Царица наук – ученица)

Русский язык: - Здравствуйте, ребята! Здравствуй, царица! Я, думаю, что ты ошибаешься. У нас много общего. Я это докажу. Во-первых, логика ни в одной науке не помешает, во-вторых, все цифры и понятия в математике называются словами, а это основные единицы языка. И самое главное! В русском языке есть замечательная часть речи - числительное. Ты как королева чисел должна это оценить! ( Король Русский язык – ученик)

Математика: - Как же я забыла о числительном! Замечательная часть речи! Оно каждую цифру, каждое число знает и называет по имени! Я его просто обожаю! Дорогой король, отныне между нами больше нет разногласий! Дружба?

- Дружба!

Слово учителя

- Ребята, что вы об этом думаете? (Ответы).

Согласна, даже такие разные науки, как русский язык и математика, иногда находят точки соприкосновения. В жизни это случается довольно часто. Итак, русский язык и математика примирились, благодаря имени числительному. А мы с вами об этой части речи знаем пока очень мало, но у нас всё ещё впереди .
Слово нашему королю, Русскому языку.

Р. Я.- Наши далекие предки придумали слова, которые называли различные предметы, их свойства и действия, а также чувства людей, явления природы и т.д. Всему, что существует на белом свете, человек дал названия. Давным-давно люди научились не только писать и читать, но и считать. Числа стали прочно входить в их речь, в их быт. Значит, передо мною встала новая задача создать такую часть речи, которая могла бы назвать число или порядок исчисления определенным словом. Так в языке появились числительные.

Спасибо, Русский язык, за твой рассказ о числительном, теперь мы сами попробуем сформулировать, что же это такое – Имя числительное?

Итак, тема нашего урока «Имя числительное, или как математика с русским языком подружились». Сегодня на уроке мы познакомимся с новой для вас частью речи - именем числительным, узнаем историю числительного, значение, разряды и многое другое.

СЛАЙД  №1

Откройте тетради, запишите число, тему урока.

Посмотрите на экран. СЛАЙД  № 2

На экране появляются примеры:

Три книги
Два стола
Двенадцать месяцев
Десять лет

 

 

Первый класс
Седьмой этаж
Третья полка
Вторая попытка

Вопросы классу

- Прочитайте словосочетания, найдите числительные.

- В какой колонке числительные обозначают количество предметов, а в какой- порядок предметов при счете?

-На какие вопросы отвечают числительные в первой колонке и во второй колонке? (Ответы учащихся). Можем ли мы из анализа вывести определение имени числительного?

СЛАЙД № 2,2

 Итак, числительное - это такая часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы сколько? и какой? (какой по счету?).

А теперь проверим, правильно ли мы вывели определение имени числительного, откройте учебники на странице  34, прочитайте теорию .

Мы узнали, что числительные  делятся на разряды, укажите разряд числительных в колонках.

- Числительные в 1 колонке - КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ.

- Числительные во 2 колонке - ПОРЯДКОВЫЕ.           

Закрепление. Физкультминутка

. Отодвиньте стулья от парт, чтобы вы могли свободно вставать и садиться. 

- Я называю несколько числительных. Если вы слышите количественные - встаёте, если порядковые - садитесь.

25, четвёртое, 7, восьмое, 60, 345, две тысячи восьмой, 564, девяносто третья.

Следующее задание мы выполним с вами вместе. Сейчас на экране появятся предложения.

СЛАЙД № 3

Я сама вам их прочитаю. Ваша задача – найти в каждом предложении имя числительное  и определить: количественное оно или порядковое? Записать в тетради в две колонки: в первую – количественные, во вторую – порядковые.

1.Восьмое Марта-праздник мам.
2.В году двенадцать месяцев.
3.Первое сентября - День знаний.
4.Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
5.Спи, глазок, спи, другой,
а про третий и позабыла.
6. …в чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.

Молодцы! Ребята, подумайте и скажите: смогли бы мы обходиться в речи без числительных?

СЛАЙД № 4

. А теперь внимание на экран. Запишите предложения. Попробуйте  определить, какую синтаксическую функцию выполняют  числительные в предложении.

СЛАЙД № 4,2 Проверка задания (Проверяем, объясняем)

 Посмотрите в учебник, каким ещё членом предложения может быть числительное? (обстоятельством)

- Ребята, наше путешествие продолжается. Сейчас мы отправимся в прошлое - далекие времена, когда Московская Русь только зарождалась, когда русский язык выделился из семьи братских славянских языков. По лабиринтам истории нас проведут  мои помощники, которые расскажут нам об истории возникновения имени числительного и этимологии некоторых числительных.

Исторический экскурс:

  • возникновение числительных как самостоятельной части речи;
  • этимология числительных первого десятка

СЛАЙД № 5

(Сообщения учащихся - реализация домашнего задания, презентация краткосрочного проекта «Из истории числительных»).

 История русских числительных очень интересна. Наши далёкие предки-славяне осмысливали число как определённое количество каких-либо конкретных предметов: "два дома", "семь быков". И лишь постепенно ими стало осознаваться число само по себе, независимо от предметов и лиц, просто как число два или число семь. СЛАЙД № 6. В давние времена существовало сочетание "подай пясть", то есть подай руку (на которой пять пальцев). Современное слово "пять" связано с существовавшим ранее словом "пясть"("рука") и когда-то имело конкретное значение пять пальцев пясти. Даже в наше время кое-кто считает «по пальцам», а в древности только такой счёт и был возможен. СЛАЙД № 7.  Древние славяне считали пятками. Сколько дали за златогривых коней Иванушки-дурачка? «Семь пять шапок серебра». Семь раз по пять.

СЛАЙД № 8, 9

Из истории числительного 40

А о каком ещё числительном нам расскажет (подготовленная ученица), вы узнаете, выполнив задание «Спрятанное слово».

Правильно вписав в каждую клетку количественные числительные 40,50,300,90,16,15,70,20,17,60 и 700, вы прочтёте в одной из вертикальных строк числительное-загадку, в написании которого часто допускают ошибку.

СЛАЙД № 10, проверка СЛАЙД № 11, проверка СЛАЙД № 12

СЛАЙД № 13. Числительные от 11 до 19, а также некоторые другие, раньше представлялись сочетаниями отдельных слов и выглядели так: Современные сложные числительные 11, 12 и т. д. произошли из названий единиц, предлога НА и числительного ДЕСЯТЬ. Они читались так : . Постепенно составные элементы этих числительных сблизились, вторая часть потеряла признаки старой формы и превратилась в ДЦАТЬ. Слово стало единым целым. Этим и объясняется соседство двух букв Н: одна - конечный согласный основы числительного ОДИН, вторая - первая буква предлога НА.

Слово учителя

- Ребята, что нового вы узнали из сообщений своих товарищей? (Выделение главного.)

Надеюсь, что путешествие в стародавние времена было для вас полезным.

СЛАЙД № 14.

Вы уже знакомы с игрой «Третий лишний».

Найдите третье лишнее, объясните, как вы определяли лишнее слово.

Учитель провоцирует вопросами: « Почему семёрка лишнее? Там же есть число семь?» и т.п. Обращается к Русскому Языку и к Царице наук – математике за помощью. После споров проверяем ( проверка СЛАЙД 14,2). Делаем выводы, записываем в тетради «лишние» слова, определяем их части речи. 

СЛАЙД № 15 Упражнения для закрепления

Цель: учимся различать числительные и слова других частей речи с числовым значением. Игра «Аплодисменты». Задание: узнать числительное и хлопнуть в ладоши.

1. два

6. пятый

11. шестнадцать

2. тринадцать

7. пятнадцатый

12. шестиярусный

3. второй

8. пятьдесят

13. восьмерка

4. четвертый

9. пятиэтажный

14. восемьдесят 

5. двойка

10. шесть

15. тридцать три

Вы знаете, ребята, числительное не только сформировалось как часть речи, но стало активно участвовать в образовании новых слов, т.е. дало жизнь большому количеству слов в языке. Сейчас вы в этом убедитесь. Выполняем упр. 367. Из первых 3-х строк выписываем  1 вариант – имена существительные; 2 вариант – имена прилагательные; 3 вариант – глаголы.  (Для сильных учеников – из всего упр.)

Слово учителя

- Ребята, а сейчас заключительный этап нашего путешествия. И в этот раз мы отправимся в средневековую Европу. Это было особое время, особый мир. Великолепные замки, пышные балы, знаменитые рыцари и их дамы сердца. Сила, отвага и благородство рыцарей вызывали и вызывают восхищение. А рыцарские турниры – это верх воинского мастерства.

Предлагаю вам на несколько минут стать участниками рыцарского турнира, принять вызов соперника и сразиться с ним  на равных. Конечно, наш бой не настоящий, он учебный, лингвистический, но это не умаляет его значимости.

СЛАЙД № 16

Рыцарский турнир (2 участника  «наносят удары» поочередно, используя в своих репликах пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы, содержащие числительные).

Подводим итоги турнира.

Слово учителя

- Ребята, подошло к концу наше сегодняшнее путешествие, но впереди у нас много уроков, на которых мы будем продолжать изучение имени числительного. Мы узнаем о том, как грамотно писать и употреблять числительное в речи, узнаем этимологию новых слов и многое другое. А сейчас вспомним то, с чем познакомились на уроке, изучая числительное. (Обобщение изученного). СЛАЙД 17

Объяснение домашнего задания СЛАЙД 21

§ 51, выучить правила. Выполнить упражнение 366 или творческое задание:

придумать собственный текст или несколько предложений, состоящих из слов, в состав которых входили бы числительные.

СЛАЙДЫ 18-19

Минутка для шутки  (разгадываем ребусы)

СЛАЙД 20

С помощью смайлика, выразите своё отношение к уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».

Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное»....

Бинарный урок математики и русского языка по теме "Обобщение изученного по теме «Имя числительное». Вместе будем обобщать"

Цели:дидактические:формирование умений и навыков, учащихся по теме: “ формирование умений правильно употреблять численные в речи.воспитательные:через межпредметные связи воспитывать ученика как всесто...

Интегрированный урок математики и русского языка по теме «Эти трудные, трудные числительные. Сложение и вычитание чисел с разными знаками».

          Тема: «Эти трудные, трудные числительные» Цели:Развивать вычислительные навыки учащихся.  Научить учащихся различать имена числительные и числа...

Имя числительное как часть речи. Урок русского языка в 6 классе

Данный урок позволяет позакомить учащихся с морфологическими признаками и синтаксической ролью числительных....

Интегрированный урок-игра "Число. Имя числительное". (математика и русский язык) 6 класс

Интегрированный урок: Число. Имя числительное. (по математике и русскому языку)...

Урок в форме дидактической игры Тема: «Числительное в русском языке и математике». Учителя: русский язык - Кибирева Н.А, математика - Меренкова Н.Г

Урок повторительно-обобщающий.Вид урока: экскурсия.Технология:  элементы технологии развивающего обучения,  ИКТ.Оборудование: презентация заочной экскурсии по родному селу, текст...