Как образуются слова в русском языке
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_obrazuyutsya_slova_v_russkom_yazyke.docx39.38 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г.

Урок №

Дата урока

Тема урока: Как образуются слова в русском языке. §36

Тип урока: урок усвоения и закрепления новых знаний

Цель  урока:  Обобщить сведения о морфемах; дать представление о механизме образования новых слов с помощью приставок, суффиксов, сложение слов; познакомить с основными способами образования слов в русском языке: приставочным, суффиксальным, образование слов сложением слов и основ. Развивать умение графически показывать, как образовано слово, выделять производящую основу и словообразовательную морфему. 

Планируемые результаты

Предметные

Иметь представление об основных способах словообразования (приставочном и суффиксальном способе); уметь графически объяснять, как образовано слово с помощью суффикса и приставки, выделять производящую основу.

метапредметные

Уметь самостоятельно создавать алгоритм деятельности; выбирать эффективные способы решения задач

личностные

Закрепить алгоритм выполнения действий

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формируемые УУД

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

- Проверить домашнее задание (рисунки к фразеологизмам)

-Учитель читает стихотворение « Как растут слова»:

Как-то много лет назад

               Посадили дивный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово – слово – корень,

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло.

Вот из сада вам рассада,

Вот еще посадки рядом;

               А вот садовод,

              С ним садовник идет.

              Очень интересно

             Гулять в саду чудесном!

- Вот какая история произошла однажды в словесном саду. Что же это оказались за плоды? (слова).

- Почему же в стихотворении автор называет их плодами? (потому что все эти слова образовались от слова сад)

- Запишите число, классная работа.

Демонстрируют готовность к уроку.

слушают учителя, принимают участие в беседе.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия.

Коммуникативные: учатся высказывать свою точку зрения, осознают недостаточность знаний.

  1. Целеполагание

- Давайте выпишем из нашего стихотворения все слова с корнем сад и посмотрим, что помогло им образоваться? (учащиеся выписывают слова рассада, посадки, садовод, садовник) 

-В образовании этих слов приняли участие морфемы- какие?

- Давайте вспомним все, что мы знаем о морфемах .

- Какова же тема нашего сегодняшнего урока? Знакомство с названием §36.

- Чему мы должны научиться к концу урока?

Отвечают на вопросы, выполняют задание учителя.

Формулируют совместно с учителем учебную задачу.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний, стремятся их пополнить

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

  1. Планирование учебной деятельности

- Давайте обратимся к тексту упражнения 280 на стр. 100. Во время чтения карандашом на полях будем делать пометы «V» - уже знал, « +» - новое, «?» - не понял.

- Что осталось для вас непонятным?

- Какие способы образования существуют в русском языке? (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение)

- Давайте попробуем определить способы образования слов из стихотворения, с которым мы познакомились в начале урока. (Работа со словами рассада, посадки, садовод, садовник) 

- Кто из вас знает, как же называется наука, которая изучает образование слов? (Словообразование)

Учащиеся работают индивидуально с текстом упр.280  в течение 5 мин.

Определяют способы образования ранее записанных слов.

Знакомство с новым термином.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прочитанного текста, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания с учетом учебно-познавательных задач.

  1. Самоконтроль

- упр. 281 (вместе у доски)

- Давайте поиграем. Игра называется  «Сыщики». Правила игры: Некто похитил у слов их части. Вы должны эти части отыскать и собрать новое слово, назвать способ образования. Работаем в парах.

  1. 1. У слова «сказка» исчез корень, у слова «извозчик» – суффикс, у слова «расходиться» - приставка (рассказчик)
  2. 2. У слова «руководитель» похитили суффикс, у слова «возможность» - приставку, у слова «пропитание» – корень (воспитатель)

А некоторые слова были так напуганы, что спрятались. И только грамотный человек может их разглядеть. Вот что они о себе говорят:

1. Корень мой находится в цене,

В окраске найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке вы встречали.

Вся я – в дневнике или в журнале. (Оценка)

  1. 2. В списке вы мой обнаружите корень,

Суффикс в собрании встретите вскоре,

В слове рассказ вы приставку найдете.

В целом - по мне на уроки пойдете. (Расписание)

-  Итак, что у вас получилось? (Каждая пара озвучивает по одному слову, которые они составили и называют способ образования)

- Вы очень помогли бедным морфемам. Ни одно слово не пострадало

Познавательные:  читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника.

Регулятивные:  контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют ее в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

  1. Информация о домашнем задании

-упр.282

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- О чем мы говорили сегодня на уроке?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Какие способы образования слов существуют?

Познавательные:

Регулятивные:

Коммуникативные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Как образуются слова в русском языке"

Место урока в теме: изучение нового материала Тип урока: комбинированный урок Используемые учебники и учебные пособия:  Русский язык. 5 класс. под редакцией М.М.Ра...

Как образуются слова в русском языке

Конспект урока русскогоязыка в 5 классе по учебнику Разумовской на тему: как образуются слова в русском языке....

как образуются слова в русском языке

Презентация к уроку русского языка на тему "как образуются слова в русском языке"...

Урок русского языка в 5 классе по ФГОС (технологическая карта) по теме: "Как образуются слова в русском языке"

Урок русского языка разработан по ФГОС. Структура урока, проблемное изложение материала, самоконтроль и самооценка позволяют содействовать реализации новых стандартов....

Открытый урок русского языка в 5 классе по теме "Как образуются слова в русском языке"

В папке вы найдете конспект урока,презентацию и дополнительный материал к уроку....

Презентация к уроку "Как образуются слова в русском языке"5 класс

Презентация к уроку "Как изменяются слова"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Слово-образ-смысл» по русскому языку Ступень обучения (класс) 10-11 Количество часов 68 Уровень базовый

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА Элективного курса «Слово-образ-смысл» по русскому языкуСтупень обучения (класс)  10-11     Количество часов   68 ...