Дополнение
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Технологическая карта учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnenie.docx42.79 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г.

Урок №

Дата урока

Тема урока: Дополнение. §57

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цель  урока: Узнать определение понятия «дополнение», способы выражения дополнения, графическое обозначение дополнения как члена предложения; уметь находить дополнение в предложении, разграничивать дополнение и подлежащее, верно обозначать дополнения; распространять предложения дополнениями.

Планируемые результаты

Предметные

Знать определение понятия «дополнение», способы выражения дополнения, графическое обозначение дополнения как члена предложения; уметь находить дополнение в предложении, разграничивать дополнение и подлежащее, верно обозначать дополнения; распространять предложения дополнениями.

метапредметные

Применять приобретенные знания, умения, навыки в повседневной жизни; использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

личностные

Осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формируемые УУД

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Вот книжки на столе,  а вот – тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки.

И не досуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный.

- Ребята, о чем  мы говорили на предыдущих уроках?  (мы говорили о предложениях)

- Все ли вы о них знаете? (нет)

- Хотели бы узнать? Сегодня нам предстоит большая и серьезная работа: продолжить знакомство с членами предложения.

Демонстрируют готовность к уроку.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

- Назовите главные члены предложения.

- Чем может быть выражено подлежащее? (существительным, местоимением в им.п., и другими частями речи)

- Чем может быть сказуемое? (глаголом, прилагательным существительным в им.п.)

- Ребята, перед вами предложения. Охарактеризуйте их.

1) Наступила ночь.

2) Стемнело.

3) Замолкли птицы.

4) Люди спят.

5) Все тихо.

(Все эти предложения повествовательные, невосклицательные, нераспространенные)  

- Вам задание: распространите их и составьте из получившихся предложений небольшой текст.

- Что вам помогло распространить предложения? (другие слова)

- На стр.161 найдем ответ на вопрос: Как называются другие слова, кроме подлежащего и сказуемого? (второстепенные)

- Какую роль выполняют второстепенные члены в предложении? (распространяют главные, делают  мысль более понятной, развернутой; уточняют, дополняют главные члены).

- Рассмотрите схему предложения на стр.161 упр. 444. О чем она нам говорит? (что в предложении есть второстепенные члены, которые зависят от подлежащего и от сказуемого). Учимся задавать вопросы.

- Вместе выполним упр. 445.

Физминутка

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей,

Хлопай, хлопай веселей.

Отвечают на вопросы учителя.

Дают характеристику предложениям, составляют текст по заданию.

Зачитывают получившийся текст.

В учебнике находят ответ на вопрос учителя.

Выполняют элементарные физические упражнения

  1. Целеполагание и постановка учебной задачи

- Откройте учебник на стр.162, рассмотрите схему предложения.

- На вопросы каких падежей отвечают второстепенные члены?

- Какой частью речи они выражены?

- К какому члену предложения они относятся?

- Прочитайте название §57.

- О каком второстепенном члене предложения пойдет сегодня речь?

- Что нам нужно узнать об этом второстепенном члене предложения? (на какие вопросы отвечает, чем выражено, от какого главного члена зависит, как подчеркивать в предложении)

Определяют тему урока и формулируют вместе с учителем учебную цель.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать знания, умения, навыки, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные:  планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями

  1. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

- Чтобы продолжить работу, прочитайте правило на стр.162 и ответьте на все мои вопросы.(полный ответ, чтобы закрепить название второстепенного члена)

- На какие вопросы отвечает дополнение?

- Перечислите все эти вопросы.

- К какому главному члену предложения относятся дополнения?

- Чем выражено дополнение?

(провести знакомство с опорным конспектом)

- Как подчеркивается дополнение?

Под руководством учителя составляют план работы над заданием, отвечают на вопросы учителя

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Познавательные:  извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные:  строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебных задач.

  1. Первичное закрепление во внешней речи

- Упр. 448 (вместе у доски)

Изучают примеры, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Включение в систему знаний и повторение

- Запишите предложения, самостоятельно подчеркните все члены предложения.

1) Девочка мыла полы тряпкой.

2) Мальчик протянул ладонь к роднику.

3) Небо было усеяно звездами.

4) Отец привязал лошадь у крыльца.

5) Ученица читала детям книгу.

- Какое место в предложении обычно занимает дополнение? (после сказуемого)

- выполнить упр. 451, ответить на вопросы к нему.

- Как не спутать подлежащее и дополнение?

Формулируют собственные мысли, выполняют самостоятельно задание. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные:  оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

  1. Информация о домашнем задании

§57, выучить определение, записать его в тетрадочку; упр. 449, 452 (составить предложения)

Записывают домашнее задание

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появились в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке?

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать  свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнение как второстепенный член предложения. Виды дополнений.

Урок русского языка. "Дополнение как второстепенный член предложения. Оснговные виды дополнений. Тема высказывания: "Памятник "Воину-освободителю" в Трептов-парке". Подготовка к сочинению - описанию п...

Урок русского языка для 8 класса "Дополнение. Способы выражения дополнения"

Урок русского языка для 8 класса "Дополнение. Способы выражения дополнения"...

конспект урока " Способы выражения дополнения. Прямое и косвенное дополнение"

Урок проведен в классе с детьми, имеющими достаточный уровень знаний, умений и навыков, с сформированным познавательным интересом. При разработке урока старалась учесть следующие особенности учащихся:...

Конспект урока Дополнение.Виды дополнений.

Конспект урока в 8 классе по теме : "Дополнение. Виды дополнений. Тип урока - "открытие новых знаний"....

Конспект урока по русскому языку "Дополнение. Способы выражения дополнения"

Цель: повторить основные сведения о второстепенных членах предложения, обобщить имеющиеся знания о дополнении, сформировать умение правильно определять способы выражения дополнений....