Имя прилагательное как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Смирнова Елена Юрьевна

Тема: Урок обобщающего повторения: «Имя прилагательное как часть речи».

 

 

Цель: Формирование общеучебных умений и навыков.

 

Задачи:

Образовательные: обобщить и систематизировать материал об имени прилагательном.

Развивающие: закрепить умение употреблять прилагательные в речи, отработать навыки выразительного чтения.

Воспитательные: воспитать интерес к родному языку.

 

Планируемые результаты:

Личностные компетенции: формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Метапредметные компетенции: умение самостоятельно ставить новые учебные и познавательные цели и задачи: умение планировать нуги достижения целей; умение самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; смысловое чтение.

Предметные компетенции: понимание роли прилагательного в речи, знание его морфологических признаков, умение определить синтаксическую роль и закрепление навыков грамотного написания прилагательных.

 

Оборудование:  плакат, карта путешествия, раздаточный материал.

 

Форма: дидактическая игра «Путешествие в страну признаков».

 

Структура урока:

 

1) Самоопределение к деятельности.

2) Постановка учебной задачи.

3) Актуализация знаний.

4) Проверка усвоения знаний.

5) Рефлексия.

6) Домашнее задание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_prilagatelnoe_kak_chast_rechi.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Урок обобщающего повторения: «Имя прилагательное как часть речи».

Цель: Формирование общеучебных умений и навыков.

Задачи:

Образовательные: обобщить и систематизировать материал об имени прилагательном.

Развивающие: закрепить умение употреблять прилагательные в речи, отработать навыки выразительного чтения.

Воспитательные: воспитать интерес к родному языку.

Планируемые результаты:

Личностные компетенции: формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Метапредметные компетенции: умение самостоятельно ставить новые учебные и познавательные цели и задачи: умение планировать нуги достижения целей; умение самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; смысловое чтение.

Предметные компетенции: понимание роли прилагательного в речи, знание его морфологических признаков, умение определить синтаксическую роль и закрепление навыков грамотного написания прилагательных.

 

Оборудование:  плакат, карта путешествия, раздаточный материал.

Форма: дидактическая игра «Путешествие в страну признаков».

Структура урока:

1) Самоопределение к деятельности.

2) Постановка учебной задачи.

3) Актуализация знаний.

4) Проверка усвоения знаний.

5) Рефлексия.

6) Домашнее задание.

Ход урока:

1. Самоопределение к деятельности.

(Учитель разворачивает плакат, читает)

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

 

- О какой части речи говорится?

(Ученик отвечает)

Имя прилагательное,

Мы с тобой дружны.

Признаки предметов

Называешь ты.

Солнечное лето,

Праздничная ель,

Вкусные конфеты,

Машенькин портфель.

2. Постановка учебной задачи.

(Учитель)

Да, ребята, вижу вы знакомы с этой частью речи. Тогда приглашаю вас совершить путешествие в таинственную Страну Признаков, на пути к которой нас ждёт много испытаний, но, я надеюсь, что мы с вами их все преодолеем.

Для этого нам необходимо повторить морфологические признаки прилагательных, их синтаксическую роль, закрепить навыки правописания прилагательных и грамотно употреблять их в своей речи.

3. Актуализация знаний

В начале пути я предлагаю прослушать грамматическую сказку и решить задачу:

С какой частью речи особенно дружны прилагательные?

(Подготовленный ученик читает грамматическую сказку)

Скромные   просители

Родились Прилагательные с очень покладистым характером, но вот незадача: не было у Прилагательных собственного рода, числа, падежа.

— А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, — мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода, числа и падежа. Вместе — служба, вместе — дружба.

(Ученик)

Прилагательные особенно дружны с именем существительным.

Микровывод. Т.о. Прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? чей? и согласуется с существительными в роде, числе и падеже.

(учитель) Продолжим наш путь. Посмотрите по сторонам и представьте себе:

1-я картина. Кругом стоит лес.

2-я картина.Лес,точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный.

                     Весёлой, пёстрою стеной стоит над светлою поляной.

Как утомительно смотреть на однообразие первой картины и как радует глаз вторая. Почему это происходит?

(Ученик) Во второй картине лес описан при помощи прилагательных. Они придают речи разнообразие, делая её интересной и живописной.

Микровывод. Прилагательные оценивают предмет, определяя его качественную сторону. По частоте употребления они занимают 3-е место после существительного и глагола.

(Учитель)

Наш путь в Страну Признаков лежит через цветные моря. Запишите текст под диктовку.

Белое море названо так  потому, что оно долгое время покрыто льдом и снегом. Жёлтое море названо так из-за мутно-жёлтого цвета воды: река Хуанхэ, впадающая в море, приносит большое количество лёсса палево-жёлтого цвета. Красное море, расположенное между Африкой и Азией, названо так за красный оттенок воды, который придают ей водоросли, растущие у берегов. Чёрное море было очень бурным, опасным для мореплавателей и во время штормов казалось свинцово-серым, почти чёрным.

Задание: Выпишите из текста название морей и образуйте все возможные степени сравнения. (4 человека работают у доски).

Белое- белее, более белый, белейший, самый белый и т.д.

Микровывод. Проходя через цветные моря, мы вспомнили степени сравнения прилагательных.

(Учитель)

Двигаемся дальше. На нашем пути экзотическая Австралия. Прослушайте текст.

В австралийских просторах живёт зверь с птичьим клювом. Это утконос. Вместо морды у него клюв, похожий на утиный. Утконос, как птица, несёт яйца. Чтобы отложить их, утконосиха роет в песчаном обрыве у воды глубокую нору. Потом приносит сырые листья, собирает их в кучу.

   Когда гнездо построено, утконосиха делает в норе прочную стенку от пола до потолка. Гнездо получается тёплое и безопасное.

Определите тему текста. При повторном чтении обучающиеся выписывают прилагательные, распределяя их на три разряда:

Качественные                    Относительные                    Прияжательные

         

Проверяем написанное и делаем вывод.

Микровывод. По значению и форме прилагательные делятся на три разряда:

качественные, относительные и притяжательные. Качественные прилагательные обозначают такой признак (качество) предмета, который может проявляться в большей степени. Относительные прилагательные обозначают такой признак предмета, который не может проявляться в большей степени. Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы чей? Чья? Чьё?

(Учитель)

Я думаю, что три четверти пути мы уже прошли, осталось совсем немного.

Впереди «Долина орфограмм».

Вспомним, какие орфограммы мы изучили в разделе «Имя прилагательное».

(На доску прикрепляются таблички с названием орфограмм).

№ 36 Не с прилагательными.

№ 37 Буквы о,е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.

№ 38 Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

№ 39 Различие на письме суффиксов прилагательных  -к- -ск-

№ 40 Дефис в сложных прилагательных.

(Класс делится на три группы и выполняет задание).

1 группа. Играет в орфографическое лото. (Слова,написанные на табличках, прикрепляют к соответствующим орфограммам).

2 группа. Выполняет задание на карточках.

•   Раскройте скобки.

(Не)ясный полумрак; (не)ясный, а тусклый свет; далеко (не)старый; вовсе (не)близкий посёлок; (не)глу-бокий, но рыбный пруд; (не)уклюжий медвеж..нок; ничуть (не)интересный; (не)ряшливый вид; (невежливый мальчик; (не)вежливый, а грубый мальчик; (не)добрый, а злой; (не)болыной городок; (не)болыной, но уютный дом; (не)обрывистый, а пологий берег.

•   Вставьте пропущенные буквы.

Парч..вая скатерть, кумач..вые стяги, камыш..вые заросли, вещ..вой рынок, свинц..вый отсвет, глянцевый снимок, ситц..вая з..навеска, ключ..вое слово, груш..вый к..мпот, плюш..вые игрушки, холщ..вая руба..ка, пунц..вые щ..ки, еж..вое семейство, пес-ц..вая шуба, борц..вский клуб, ландыш..вые капли.

•   Вставьте Н или НН.

Стари..ая картина, стекля..ые двери, ками..ые часы, лу..ый свет, соломе..ая подстилка, торжестве., ый обед, клюкве..ый сироп, ю..ый мастер, ру-мя..ая девочка, ветре..ый день, безветре..ая погода, ветря..ой двигатель, серебря..ый перстень, кожа..ая сумка, исти..ый п..триот, искусстве..ые цветы, голуби..ая нежность, осе..ий вечер, орли..ый взор, стекля., ый звон, процедура болезне..а, деревя..ый дом.

   Подчеркните слова-исключения.

•   Вставьте на место пропуска суффикс -К- или -СК-.

Рез..ий ответ, июль..ая жара, немецкий язык, сель..ий старожил, вяз..ая глина, киргиз..ий эпос, матрос.ий танец, январ..ий мороз, богатыр..ое здоровье, февраль..ие снегопады, турец..ий берег, ткац..ий станок, депутат..ий запрос, рыбац..ие сети, монас-тыр..ая стена, голланд..ие изразцы, узбек..ий плов, приволж..ий берег, канад..ий флаг, гигант..ий смерч.

   Выделите суффиксы.

•   Раскройте скобки, напишите прилагательные слитно или через дефис.

(Бледно)голубой подснежник, (хлопчато)бумажная ткань, (кисло)сладкий соус, (железно)дорожный вокзал, (жёлто)зелёный оттенок, (шахматно)шашечный турнир, (северо)восточный ветер, (русско)немецкий словарь, (чугуно)литейный завод, (западно)европейское искусство, (паро)возный гудок, (древне)русские летописи, (верто)лётная площадка, (двух)метровый кран, (плодо-во)ягодные культуры, (историко)архивный факультет, (официально)деловой стиль, (бело)курые волосы.

3 группа заполняет таблицу примерами из текста

Хорош сосновый бор осенним днем! Идешь по старому бору — точно преогромные свечи возвышаются над головой. Толстым слоем хвои прикрылась земля. Через песчаную дорогу протянулись длинные корни. Серебряным мхом поросли невысокие кочки. В траве виднеются ярко-зеленые листики брусники, а среди них — темно-красные ягоды.

Через зеленые вершины пробиваются багряные лучи невысокого солнца. Золотистые солнечные зайчики касаются стволов сосен и перебегают с дерева на дерево. Это придает бору причудливый, таинственный вид.

Тишина в старом сосновом бору. Пахнет смолой. Но вот с северо-запада потянул резкий ветер, и зашумели сказочные великаны.

№ 36

№ 37

№ 38

№ 39

№ 40

(Учитель) И вот, наконец, мы у цели. Перед нами Долина Признаков. Чтобы порадовать её жителей, мы должны доказать, что хорошо их знаем.

4. Проверка усвоения знаний. (решение теста)

I. Тест.

I.   Найдите верный ответ.

Имя прилагательное—это часть речи, которая обозначает:

A.  предмет

Б. признак предмета

B.  действие предмета

Г. признак как предмет

II.   Найдите прилагательное в простой сравнительной степени.

A.  самый быстрый

 Б. красивейший

B.  ярче

Г. более легкий

III.  Укажите относительное прилагательное.

A.  лисий след

Б. знакомый человек

B.  железная дверь

 Г. сестрина книга

IV.   Найдите прилагательное, строение которого соответствует схеме:        

A.  глубочайший

Б. безбрежный

B.  приветливый

Г. крупнейший

V.   В каком из указанных случаев не-----приставка?

A.   (не) взрачный кустарник

Б. (не) знакомый маршрут

B.   (не) здоровый, а больной человек

Г. дом (не) большой, а маленький

VI.   Найдите прилагательное, в котором пишется одна буква я.

A.  листве..ый лес

Б. глин.мй сосуд

B.  деревя..ый дом

Г. подли..ая правда

VII.   Укажите прилагательное с суффиксом -ое-.

A.  плюш..вый

Б. ситц..вый

B.  ключ..вой

 Г. свинц..вый

VIII.   Найдите прилагательное, которое пишется слитно.

A.   (юго) западный

 Б. (ярко) красный

B.   (средне) вековый

Г. (научно) фантастический

5. Рефлексия.

- Какие вопросы есть по теме?

- Что показалось наиболее интересным?

- Что вызвало затруднение?

6. Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение «Можно ли обойтись без прилагательных»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Тема: Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.Цель: Знать:•      Морфологические признаки прилагательного•...

Методические материалы к уроку "Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательного в речевом высказывании".

Первый урок по теме "Имя прилагательное". Содержит конспект урока, дополнитеольные материалы к уроку, презентацию, эор и аудиофайл к физминутке....

Имя прилагательное как часть речи (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)...

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе....

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного.

Второй урок по имени прилагательному в 5 классе. Обобщает знания о роли прилагательного в тексте, морфологические признаки прилагательного, синтаксическую функцию в предложении....

Презентация по теме: "Прилагательное как часть речи. Разряды прилагательных. Морфологический разбор. Повторение"

Прилагательное как часть речи. Разряды прилагательных. Морфологический разбор. Повторение...