Комплекс заданий по теме «Правописание суффиксов с Н/НН» для подготовки к ОГЭ-2017
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

В этой работе даны наиболее встречающиеся задания из ФИПИ по теме «Правописание суффиксов с Н/НН».  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_zadanie.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс заданий по теме «Правописание суффиксов с Н/НН» для подготовки к ОГЭ-2017

1. (32)А вот какой… (33)Набираем латиницей «моя мечта»… (34)Предлагаете добавить какую-нибудь цифирь? (35)Пожалуйста… (36)Получилось «моя мечта в 15 лет»… (37)Ага, пропустили! (38)Отлично! (39)Биографию виртуальному Мите она придумала без труда, а фотографию взяла из маминого альбома: молодой человек сидит верхом на какой-то ограде и красиво улыбается. (40)Глаза

у него светлые, а волосы тёмные, как по заказу…

(41)Сделав всё, что нужно, для заполнения Митиной страницы, Нина удовлетворённо выдохнула и откинулась на спинку компьютерного кресла, чтобы полюбоваться делом рук своих. (42)В сети «Все к нам!» появился новый пользователь Дмитрий Алексеев, который будет так красиво ухаживать за Ниной Кирьяновой, что от зависти перекосит не только Динку Свисяеву с её Славиком, но и всех остальных одноклассниц!

Из предложений 39–42 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько же Н, сколько в слове, от которого оно образовано».

2. (14)Совсем круглых, только со складкой посередине и с треугольным клювиком. (15)Они здорово летали, плавными широкими кругами. (16)Иногда ветер подымал их на приличную высоту и уносил со двора.

(17)Ребята толпой гонялись за каждым голубком – кто первый схватит! (18)Чтобы не было свалки, решено было заранее говорить, какого

голубка я кому посылаю.

 Из предложений 14–18 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях

прошедшего времени пишется одна буква Н».

3. (19)Ребята катались на санках у реки. (20)Сергеева тоже захотела покататься. (21)Ребята дали ей санки. (22)Она села и поехала, сани случайно выехали на лёд, который был тонким и хрупким, и через минуту Сергеева оказалась в ледяной воде. (23)Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.

 Из предложений 19–23 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от

существительных с помощью суффикса -ЯН, пишется одна буква Н».

4. (1)У Юры Хлопотова была самая большая и интересная коллекция марок в классе. (2)Из-за этой коллекции и отправился Валерка Снегирёв к своему однокласснику в гости.

(3)Когда Юра начал вытаскивать из массивного письменного стола огромные и почему-то пыльные альбомы, прямо над головами мальчишек раздался протяжный и жалобный вой...

– (4)Не обращай внимания!

– махнул рукой Юрка, сосредоточенно ворочая альбомы.

– (5)Собака у соседа!

Из предложений 1–5 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в

слове, от которого оно образовано».

5. (10)Дома я целый вечер говорил только о книге. (11)И вот через две недели отец дал мне деньги.

(12)Когда мы шли к магазину, мне было страшно: а вдруг книга уже продана? (13)Нет, книга лежала на месте.

(14)Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу. (15)Многие пассажиры садились рядом, чтобы посмотреть картинки. (16)Весь вагон радовался моей покупке, и на полчаса я стал центром внимания.

 Из предложений 10–16 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии

прошедшего времени пишется Н».

6. 13)Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. (14)Он поставил изжёванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. (15)Она лежала на его половине парты. (16)Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. (17)Он посмотрел на нас и вдруг сказал…

Из предложений 13–15 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях

прошедшего времени пишется НН».

7.     3)Такое чувство, словно и родился я здесь, и прожил здесь жизнь, и теперь возвращаюсь домой.

(4)Громко стучу в раму окна. (5)Нечего спать, раз мы вернулись.

 (6)И сейчас же распахивается дощатая дверь. (7)Панченко, ординарец мой, сонный, зевающий, босиком стоит на пороге.

– (8)Заходите, товарищ лейтенант.

Из предложений 3–8 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных,

образованных от существительных с основой на -Н с помощью суффикса -Н-, пишется НН».

8. (37)Мать наклонилась к сыну, скорбная и строгая, в глазах её стояли слёзы.

– (38)Пойдём, сынок, пойдём. (39)Это был твой отец,

– тихо сказала она и повела его из зала.

(40)Сердце мальчика было наполнено горем. (41)Только сейчас он понял, что значит – потерять отца. (42)Ему хотелось плакать. (43)Он

посмотрел на мать, но она молчала. (44)Молчал и он. (45)Он был рад, что мать не видит его слёз.

Из предложений 37–45 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях

прошедшего времени пишется одна буква Н».

9. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН»?

           1)         странный

           2)         перепуганный

           3)         восторженный

           4)         здоровенный

10. (30)У каждого скотства есть какой-то естественный предел. (31)А я перешёл его.

(32)Он наклонился над водой и опрокинул шляпу. (33)Под светом фонарика по белому подводному песочку бегали светлые извилистые тени волн. (34)Краб упал на спину да так и остался.

– (35)Мёртв,

– сказала Лина, подняв на Зыбина обескураженный взгляд.

 Из предложений 30–35 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от

существительных с помощью суффиксов -ОНН-, -ЕНН-, пишется НН».

11. (1)Есть люди, которые болезненно переживают чужие успехи. (2)Таким был Сеня Голубкин. (3)Ему всюду чудились выгоды и привилегии, которыми обладают другие. (4)Если кто-то заболевал, Сенька говорил: (5)«Ясно... (6)Решил отдохнуть!» (7)Если кто-то получал пятёрку за домашнее сочинение, он спрашивал: (8)«Что, мамочка с папочкой потрудились?»

Из предложений 1–6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в

слове, от которого оно образовано».

12. (13)На дворе ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал.

(14)Я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями.

(15)Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро постукивая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к железным воротам, я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.

(16)Боль эта, которая столь горячо обожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.

Из предложений 13–16 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от

существительных с помощью суффиксов -ОНН-, -ЕНН-, пишется НН».

13. (11)Однажды светлячок заметил, что его слушает белокурый мальчик, который сидит рядом в траве, повернув голову к заходящему солнцу.

(12)Светлячок до утра пел мальчику, описывая то, что видит, и придумывая всё новые и новые сравнения, а на рассвете убежал к своим друзьям. (13)Но, пропадая среди лести и восхищения, он всё же иногда прибегал на полянку, где в любое время ждал его мальчик.

(14)Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, годы; светлячок постарел, потускнел, друзей больше у него не было, в гости его не приглашали, им не восхищались. (15)Всё было кончено, и светлячок в отчаянии побрёл на ту же полянку, где ждал его мальчик, подошёл к нему и тяжело вздохнул.

Из предложений 11–15 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии

прошедшего времени пишется одна буква Н».

14. (7)Он очень хотел сделать что-нибудь такое невиданное, огромное, чтобы она была не просто удивлена, а потрясена.

(8)На длинной рогатой палке она переводила медвежат на площадку молодняка, а Тимофей шёл рядом и нёс мешок с хлебом и морковкой и страшно гордился собой.

Из предложений 7–8 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «Два Н пишется в прилагательных, образованных с

помощью суффикса -Н- от существительных с основой на -Н».

15. (7)Поиграй со мной, – попросил Маленький принц.

– (8)Мне так грустно...

– (9)Не могу я с тобой играть,

– сказал Лис.

– (10)Я не приручён.

– (11)А как это

– приручить?

– спросил Маленький принц.

– (12)Это давно забытое понятие,

– объяснил Лис.

– (13)Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч

других мальчиков. (14)Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. (15)Но, если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. (16)Ты будешь для меня единственным в целом свете, и я буду для тебя один в целом свете...

Из предложений 7–16 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одно Н».

16. (4)Почему ты зеваешь?! – раздражённо спрашивала Женечка

– так за глаза ребята звали свою учительницу Евгению Ивановну  маленькую, худенькую, с длинными волосами, собранными на макушке конским хвостом

(5)Она была уверена, что он зевает от скуки. (6)Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.

(7)Однажды он принёс в класс несколько тонких прутиков и поставил их в банку с водой.

Из предложений 4–5 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько

было в слове, от которого оно образовано».

17. (11)Кто ты такой? (12)Он подошёл, настороженно рассматривая меня сосредоточенным взглядом больших, широко расставленных глаз. (13)В его взгляде, в выражении измученного, с плотно сжатыми, посиневшими губами лица чувствовалось какое-то внутреннее напряжение и, казалось, недоверие и неприязнь.

Из предложения 11-13 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН».

18. (19)Вадим Кастрицкий — умный, разносторонне одарённый, тонкий парень. (20)Мне всегда с ним было интересно. (21)А вытащил бы он

меня, раненного, с поля боя? (22)Меня раньше это и не интересовало. (23)А Валега вытащит. (24)Это я знаю… (25)Или Сергей Веледницкий. (26)Пошёл бы я с ним в разведку? (27)Не знаю.

Из предложений 19—27 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего

времени пишется НН».

19. 24)Для поэта важнее всего сохранить детское сердце и способность видеть мир преображённым.

(25)Я хотел бы вернуться в то далёкое, невозвратимое, особенное время. (26)Можно ли когда-нибудь забыть его, вылечиться от детства? (27)Мне, слава богу, не удалось.

Из  предложений  24–27  выпишите  слово,  в  котором   правописание  суффикса  определяется правилом:  

«В  суффиксах  отымённых  прилагательных  -ЕНН-,  -ОНН-/ -ЁНН- пишется НН».

20. (9)Объявили, что в конце путешествия будет детский концерт и что пока надо выявить таланты.

(10)Кинтель, конечно, не собирался выступать, талантов у него не было. (11)И этот «детский праздник на лужайке» его мало интересовал. (12)Но хорошо было сидеть в кресле у широкого, будто киноэкран, иллюминатора, смотреть, как серый простор беспрестанно катит навстречу пенные валы, как в настоящем море...

Из предложений 9-12 выпишите слово, в котором  правописание НН определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого оканчивается на -Н, пишется НН».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока русского языка в 6 классе «Повторение и обобщение по теме «Правописание суффиксов прилагательных»

Закрепление и отработка навыков написания в интересной форме. Использована быстрая форма проверки отработанного материала...

Проверочная работа по теме: "Правописание суффиксов -ЧИК, -ЩИК".

Проверочная работа по русскому языку по теме: "Правописание суффиксов -ЧИК, -ЩИК" состоит из 14-ти заданий. 1-13 задание - это тест, 14 задание - распределение слов с суффиксами -чик, -щик по группам....

Урок русского языка в 7 классе. Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени».

Цели:Деятельностные - создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развити...