Слово и текст
рабочая программа по русскому языку на тему

Наниз Зуриет Заурбиевна

Рабочая программа факультатива по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovo_i_tekst.docx30.69 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования муниципального образования «Теучежский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 им.Ю.К.Намитокова» а.Понежукая

«Рассмотрено»

Руководитель МО учителей

_________________

Протокол № ___ от «___» ______ 2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

____________ З.З.Наниз

«______» ___________ 2014 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №1 им.Ю.К.Намитокова» а.Понежукая

____________ З.А.Хабаху

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультатива по русскому языку «Слово и текст»

для 8-9 классов

Срок реализации – 2 года

 

 

Учитель русского языка:  Наниз З.З.

2014г.

Содержание

  1. Пояснительная записка ………………………………………………. 3
  2. Содержание курса ……………………………………………………. 5
  3. Календарно-тематическое планирование …………………………... 6
  4. Учебно-тематические средства обучения …………………………… 9
  5. Литература для учителя ……………………………………………… 10
  6. Литература для учащихся ……………………………………………. 10
  7. Словари ………………………………………………………………… 10

Пояснительная записка

Рабочая программа факультатива по русскому языку «Слово и текст» составлена на основе следующих документов:

  • Закона РФ «Об образовании»;
  • Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года;
  • Примерной программы основного общего образования по русскому языку  (М.: Просвещение, 2011. – Стандарты второго поколения);
  • Авторской программы по русскому языку к УМК для 5-9 классов В.В.Бабайцевой и др., опубликованной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл.» (сост. Е.И.Харитонова – М.: Дрофа, 2010);
  • Авторский программы «Слово и текст» С.А.Курловой (237-995-428) – Электронный ресурс: http://festival.1september.ru/articles/603575/.

Данная программа рассчитана на 2 года (70 учебных часов) и может быть использована учителем – словесником для проведения факультативных занятий по русскому языку в 8 - 9 классах.

Программа опирается на те знания, умения и навыки обучающихся, которые были получены или в процессе изучения курса русского языка в 5-7 кл.

Свободное владение русским языком – надежная основа каждого человека в его жизни. для реализации этой цели необходимо усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого занятия.

Главная цель занятий – речевое и языковое развитие учащихся решается с помощью двух подходов – через языковые разделы курса и на основе специальных речеведческих понятий. Это означает, что материал языкового и речевого разделов изучается параллельно перемежаясь.

Особенности работы по развитию речи является то, что в качестве единицы обучения используется текст. Учащиеся смогут усвоить основы текстоведения, выработать систему работы над анализом художественного произведения, как прозаического, так и поэтического. Немаловажным также является ориентация на создание собственных произведений различного характера, развитие навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста.

Формы работы: лекции и практические занятия; сочетание групповой и индивидуальной форм работы.

Методы и приемы:

  • лекция;
  • беседа;
  • объяснение учителя;
  • сопоставление и анализ.

Виды деятельности учащихся:

  • контрольное списывание;
  • редактирование текста;
  • составление текста по образцу;
  • восстановление частей текста;
  • составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему;
  • анализ текста художественного и публицистического стилей;
  • конспектирование, тезистирование;
  • работа с научной и публицистической литературой;
  • составление схем, таблиц алгоритмов.

Ожидаемые результаты: в результате изучения курса учащиеся

  • овладение умением анализировать текст и высказывать свою собственную точку зрения на проблему, поставленную в данном тексте;
  • получат новые знания из области лингвистики и литературоведения;
  • смогут проводить различные виды анализа текста.

Содержание программы

  1. Язык и речь.

      Язык и речь. Почему человек умеет говорить? Нормативный аспект культуры речи и его основные особенности. Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота богатства. Формы существования речи: диалог и монолог.

  1. Язык и его основные единицы.

      Слово как универсальная единица общения. Предложения как единица языка. Слово предложения и их роль в тексте.

  1. Текст и его основные понятия.

     Текст как основная единица общения. Основные признаки текста. Основные типы текстов. Текст как критерий культуры речи.

  1. Стили речи. Типы речи.

     Разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, художественный стили и их особенности.

     Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля. Проблема и аргументы в текстах публицистического характера. Сочинение – рецензия по тексту публицистического стиля.

     Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте. Сжатие текста художественного стиля. Составление текста по образцу. Сочинение – рассуждение по художественному тексту. Рецензия на написанное произведение.

     Изобразительно – выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.

     Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. Составление высказывания на лингвистическую тему. Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа. Сочинение – повествование. Сочинение – описание. Сочинение – рассуждение.

  1. Система работы над текстом.

Виды анализа прозаического текста. Лингвистический анализ. Анализ поэтического текста. Сравнительно - сопоставительный анализ. Анализ произведения в контексте. Система работы над анализом текста. Конспектирование. Тезистирование. Редактирование.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Кол-во часов (8 класс/ 9 класс

Формы и методы обучения

Форма контроля

Дата

Язык и речь

1

Введение. «Уметь говорить – искусство. Уметь слушать -культура»

1/1

Беседа

Устный опрос. Сочинение-миниатюра

2

Нормативный аспект культуры речи и его основные особенности.

1/1

Беседа. Работ со словарем Ожегова. Практическая работа.

Развернутый ответ на вопрос «Для чего нужно правильно говорить?»

3

Коммуникативные качества речи: понятность, точность, чистота, богатство.

1/1

Практикум. Художественное чтение.

В статьях, в газетах отметить случай нарушения положительного качества словесного выражения.

4

Формы существования речи  (диалог, монолог. Роль диалога и монолога).

1/1

Лекция. Анализ текста. Художественная литература.

Построение диалога и монолога в устной и письменной речи.

Язык и его единицы

5

Слово как универсальная единица языка.

1/1

Лекция

Устный опрос

6

Предложения как единица языка

1/1

Лекция

Устный опрос

Текст и его основные понятия

7

Текст как основная единица общения.

1/1

Лекция-беседа

Проанализировать образцы текстов

8

Основные признаки текста.

1/1

Лекция

Практическая работа

9

Основные типы текстов.

1/1

Беседа

Практическая работа

10

Текст как критерий культуры речи.

1/1

Лекция

Устный опрос по теме

Стили речи. Типы речи.

11

Стили речи. Публицистический  стиль и его структура.

1/1

Семинар

Анализ текста публицистического стиля

12

Художественный стиль и его структура

1/1

Исследование текста

Выводы на основе практической работы

13

Научный стиль и его структура

1/1

Исследование текста

Научно статистическое нахождение

14

Изобразительно-выразительные средства языка

1/1

Исследование текста

Нахождение в художественном тексте выразительное средство языка

15

Типы речи.  

1/1

Беседа по вопросам с привлечением письменных ответов учащихся. Работа с текстом рассказа А.П.Чехова

Практическая работа

Система работы с текстом

16-17

Работа с текстами (определение темы и идеи текста)

2/2

Беседа по определению темы и идеи текста

Практическая работа

19

Тезисирование  и конспектирование текста

1/1

Понятие тезиса и конспекта

Практическая работа

20

Анализ текста художественного стиля

1/1

Беседа об особенностях построения текста художественного стиля, основных признаков стиля

Практическая работа

21

Сжатие текста художественного стиля

1/1

Приемы сжатия

Практическая работа

22

Составление текста по образцу

1/1

Рекомендации к написанию работы

Практическая работа

23

Сочинение-рассуждение по художественному тексту

1/1

Рекомендации к написанию работы

Практическая работа

24

Редактирование творческих работ

1/1

Чтение наиболее удачных работ

Самостоятельная работа над текстом с рекомендациями учителя

25

Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля

1/1

Рекомендации к написанию работы

Практическая работа

26

Редактирование и рецензирование творческих работ

1/1

Чтение наиболее удачных работ

Практическая работа

27

Лингвистический анализ текста

1/1

Схема анализа лингвистического стиля

Практическая работа

28

Анализ поэтического текста

1/1

Схема анализа поэтического текста

Практическая работа

29

Эссе

1/1

Беседа

Самостоятельная работа

30-31

Сочинение-повествование, сочинение-описание

2/2

Беседа

Самостоятельная работа

32-33

Творческая мастерская. Самостоятельная работа над текстом.

2/2

Беседа

Самостоятельная работа

34

Рецензирование творческих работ

1/1

Диспут

Выступление учащихся

35

Подведение итогов курса

1/1

Беседа

Выступление учащихся

Литература для учителя:

  1. Антонова Е.С. Тайна текста. Методические рекомендации к рабочей тетради для развития речи учащихся 7-9 классов. – М., 2001.
  2. Анненков В.И. Анализ художественного произведения. – М., 1987.
  3. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М., 1963.
  4. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1977.
  5. Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. – М., 1980.
  6. Львова С.И.  Уроки словесности в 7-9 классах: программа, планирование, материалы к урокам. – М., 1996.
  7. Мещереков В.Н. Основы школьного речеведения. – М., 2004.
  8. Черемсина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. – М., 1999.

Литература для учащихся:

  1. Антонова Е.С. Тайна текста. Рабочая тетрадь по развитию речи для учащихся 7-9 классов. – М., 2009.
  2. Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка (А.С.Пушкин в истории русского языка). – М., 1992.
  3. Горшков А.И. Русская словесность: от слова к словесности. – М., 1995.
  4. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М., 1986.
  5. Журавлев А.П. Звук и смысл. – М., 1991.
  6. Мокиенко В.М. Образы русской речи. – Л., 1986.

Словари:

  1. Горбачевич К.С. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке. – М., 2004.
  2. Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского языка. – СПб., 2001.
  3. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М., 1998.
  4. Энциклопедический словарь юного филолога./ сост. М.В.Панов. – М., 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация "Л" в словах, предложениях, тексте..Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Активизировать словарный запас на материале прилагательных в     рамках  лексической темы «Весна». Учить обобщать, делать выводы, синхронизировать дыхательные, голосовые...

Программа спецкурса по русскому языку "От слова к тексту"

Для достижения этих целей на II ступени обучения необходимо акцентировать внимание учащихся на коммуникативный аспект в изучении предмета. Актуал...

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии Тема: Различение оптически сходных прописных букв И – Ш в словах, предложениях, тексте.

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфииво втором классе специальной коррекционной школы VIII видаТема: Различение оптически сходных прописных букв И – Ш в словах, предложениях, тексте...

Конспект урока "Роль вводных слов в тексте"

Конспект  урока русского языка в 8М классе «Роль вводных слов в тексте научного стиля ...

Презентация к уроку "Роль вводных слов в тексте"

Презентация к урока "РОль вводных слов"...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 5 - 6. Ключевые слова в тексте

Слова, значимые для понимания текста, можно назвать ключевыми. Эти слова создают смысловую целостность текста, являются ключевыми для понимания его темы и основной мысли. Они создают единый смысловой ...

Знания о слове и тексте как основа речевого развития школьников

В данной статье представлен примерный образец лексического разбора слова....