Рабочая программа и КТП по русскому языку, 10 кл.
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Сергеевых Светлана Анатольевна

Возможно, программа и КТП помогут в работе начинающим учителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_a_russkiy_yazyk_2ch_goltsova_sergeevyh.docx37.61 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебного курса по русскому языку    

 10 класс

Учебник для 10 -11классов общеобразовательных учреждений

Авторы: Гольцова НГ., Шамшин И.В., Мищерина М.А..

Пояснительная записка

Статус документа

  Настоящая программа по русскому языку для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку для 10 класса базового уровня и учебной программы по русскому языку для 10 класса, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации в 2006 году (автор-составитель Гольцова Н.Г.) Программа составлена на основе авторской государственной программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Фелерации, под редакцией Н.Г.Гольцовой (М. «Русское слово» 2010 г.). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Структура документа

 Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-методический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения. Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Общая характеристика учебного предмета

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в Х классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для X класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.

Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков.

В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором - дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем - дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; подготовка к ЕГЭ.

Задачи обучения

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности,

которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Предполагаемые формы обучения

Фронтальная форма работы, устные и письменные синтаксические и лексико-грамматические пятиминутки, комплексный анализ связных текстов, различные виды речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо), различные виды грамматического разбора, тесты как форма оценки достижений учащихся, обобщающие беседы при повторении теоретического материала, использование различных словарей и справочников в индивидуальной работе с учащимися, составление различных схем.

Предполагаемые результаты обучения.

 Предполагаемые результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки учащихся 10 класса, которые содержат в себе компоненты, связанные с умениями и навыками различных видов грамматического разбора, комплексного анализа связного текста, построения связного  текста.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане.

 Согласно федеральному базисному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение русского языка отводится 68 часов, из расчёта 2 часа в неделю.

Учебно -  тематический план.

Разделы программы

Кол-во

часов

Кол-во

контрольных

Развитие       речи

Общие сведения  о языке

1

Лексика, фразеология, лексикография

13

2

1

Фонетика. Орфоэпия. Графика

4

1

Морфемика и словообразование

5

1

Морфология и орфография

12

2

Самостоятельные части речи

23

2

2

Служебные части речи

5

Междометие

1

Повторение

4

1

2

ИТОГО

68

7

7

                                 

Содержание тем учебного курса

Введение (1 час)

Слово о русском языке.

Лексика. Фразеология. Лексикография (13 часов)

Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова.

Изобразительно-выразительные средства русского языка.

Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы  и их употребление. Работа со словарями.

Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

Лексический анализ текста с решением тестовых задач.

Фонетика.  Орфоэпия. Графика.  (4 часа)

Орфоэпические нормы современного русского языка. Работа со словарями 

Морфемика и словообразование. Состав слова  (5 часов)

Состав слова. Система морфем русского языка.

Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования

Словообразовательный разбор слова. Формообразование

 Морфология .Орфография (12 часов)

Принципы русской орфографии.

Правописание безударных гласных в корне слова.  Правописание чередующихся гласных в корне слова.

Употребление гласных после шипящих и Ц. Правописание звонких, глухих и двойных согласных.

Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание приставок пре-при-.

Правописание приставок. Буквы ы-и после приставок. Употребление Ъ и Ь.

Употребление прописных букв. Правила переноса.

Самостоятельные части речи (23 часа)

Имя существительное как часть речи.  (3 часа). Правописание падежных окончаний имен существительных.  Морфологические нормы имен существительных. Гласные в суффиксах имен существительных.

Имя прилагательное как часть речи. (4 часа)

Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных и существительных.

Имя числительное как часть речи (3 часа). Правописание и употребление числительных.

Местоимение как часть речи (3 часа). Правописание местоимений.

Глагол как часть речи. (2 часа). Правописание личных окончаний глагола.

Причастие как  часть речи (2 часа). Правописание суффиксов причастий .

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Деепричастие как часть  речи (2 часа).

Наречие как часть речи. (2 часа).

Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

Слова категории состояния (1 час).

Служебные части речи (5 часов)

Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи.

Предлог (1час). Правописание производных предлогов.

Союз (1час).  Правописание союзов.

Частицы  (3 часа). Правописание частиц.

Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. Правописание частицы НЕ с разными частями речи.

Междометие (1час)

  Повторение (4 часа)

Требования к уровню подготовки учащихся по русскому языку

В результате изучения русского языка учащиеся 10  класса

должны знать:

  1. связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  2. смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  3. основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  4. орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

должны уметь:

  1. осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  2. анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  3. проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  4. использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  5. извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
  6. создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  7. применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  8. соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  9. соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  10. использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

должны владеть:

  1. коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями; использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  2. для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  3. развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  4. увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  5. совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  6. самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Перечень учебно-методического обеспечения

Информационно-коммуникативные средства

1.Компьютерная презентация.

2.Разработки уроков Г.Т. Егораевой « Готовимся к ЕГЭ».

Технические средства обучения

Мультимедийный проектор.

Список литературы

для учащихся                                                                                 1. Власенков А.И. Русский язык : Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. - М.: Просвещение, 2007.                                

 2. Гольцова Н.Г. Русский язык. 10 - 11 классы : Учебное пособие / Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин. - М.: Русское слово,2007                                        

 3. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по  русскому языку.: Учебное пособие. - М : Астра, 1995.        

4. Цыбулько И.П. ЕГЭ  - 2014. Русский язык. Тренировочные задания  / И.П.Цыбулько, С.И.Львова, В.А.Коханова.  -  М. : Просвещение, Эксмо, 2011.        

 5. Тростенцова Л.А., Шхапацева М.Х. Пунктуация без секретов: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. - М. : Дрофа, 2002

для учителя

Основная литература

 1. Гольцова Н. Г. Программа к учебнику «Русский язык 10-11 классы». Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мещерина.(5-е издание). Москва «Русское слово», 2008 год.

2. Русский язык 10-11 классы. Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мещерина. Москва «Русское слово», 2008-2012 год.

Дополнительная литература

1. Русский язык: Грамматика. Текст, Стили речи: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. - М.: Просвещение, 2008

2. Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина. Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. -  М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008

3. Н.Н. Будникова, Н.И. Дмитриева, Т.Г. Холявина. Поурочные разработки по русскому языку. 10-11 классы: к учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина.- М.: Вако, 2010

4. Сборник диктантов 10-11 класс. Москва. «ВАКО», 2009

5. Тесты по всем разделам лингвистики. Москва. «ВАКО», 2009

6. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Контрольные тесты: орфография и пунктуация, 10-11 класс.- М.: «Русское слово», 2005.

7. Сенина Н.А. Русский язык: Подготовка к ЕГЭ-2010. Вступительные испытания: Учебно - методическое пособие.- Ростов н/Д: Легион, 2008.

Образовательные электронные ресурсы:

Сайт учителя русского языка и литературы Акимовой С.А. http://asa.my1.ru/

Сайт учителя русского языка Боровлевой С.В. http://sv.ucoz.ru/

Фразеологический калейдоскоп http://svb.ucoz.ru/index/0-2 Сайт предназначен для учителей, учеников и всех, кто интересуется русским языком и его историей.

http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка

№ п/п

Тема урока

Плановые

сроки

прохождения

Скорректированные

сроки прохождения-

1.

Введение. Слово о русском языке

2.

Лексика. Слово и его значение

3.

Однозначность и многозначность слов. Работа с толковыми словарями.

4.

Изобразительно-выразительные средства языка

5.

Омонимы и их употребление

6.

Паронимы и их употребление

7.

Синонимы и их употребление

8.

Антонимы и их употребление

9.  

Диагностическое тестирование

10.

Происхождение лексики

11.

Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления. Устаревшая лексика и неологизмы

12.

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление

13.

Тестирование по теме «Лексика, фразеология, лексикография»

14.

Р.Р. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С)

15.

Звуки и буквы. Фонетический разбор слов.

16.

Р.Р. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту

17.

Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков

18.

Ударение. Типы ударения

19.

Состав слова. Морфемный разбор слова

20.

Словообразование. Словообразовательный разбор слов

21.

Основные способы формообразования в современном русском языке

22.

Р.Р. Изложение с творческим заданием

23.

Анализ изложения

24.

Принципы русской орфографии.

25.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова

26.

Чередующиеся гласные в корне слова

27.

Употребление гласных после шипящих: в корне, в суффиксе, в окончании

28.

Употребление гласных после Ц

29.

Диктант

30.

Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных

31.

Правописание сочетаний СЧ, ЗЧ,ШЧ,ЖЧ,СТЧ,ЗДЧ и двойных согласных

32.

Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ- и ПРИ-

33.

Гласные И и Ы после приставок

34.

Употребление Ъ и Ь разделительных знаков. Употребление прописных букв. Правила переноса

35.

Контрольная работа по теме «Морфология и орфография»

36.

Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных, гласные в суффиксах имен существительных

37.

Правописание сложных имен существительных

38.

Диктант по теме «Существительное»

39.

Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор имени прилагательного

40.

Правописание окончаний имен прилагательных. Правописание суффиксов имен прилагательных

41.

Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных

42.

Правописание сложных имен прилагательных

43.

Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор имени числительного

44.

Особенности склонения имен числительных. Правописание числительных

45.

Употребление имен числительных в речи

46.

Местоимение как часть речи. Морфологический разбор местоимения

47.

Правописание местоимений

48.

Р.Р. Сочинение-миниатюра

49.

Анализ сочинения

50.

Глагол как часть речи. Морфологический разбор глагола. Правописание глаголов

51.

Контрольная тестовая работа по материалам ЕГЭ

52.

Причастие как часть речи. Образование причастия

53.

Правописание суффиксов причастий.

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

54.

Деепричастие как часть речи. Образование деепричастий.

55.

Диктант по теме «Самостоятельные части речи»

56.

Наречие как часть речи. Морфологический разбор наречия.

57.

Правописание наречий

58.

Слова категории состояния. Морфологический разбор слов категории состояния

59.

Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов

60.

Союз как служебная часть речи. Правописание союзов

61.

Частица как служебная часть речи. Правописание частиц

62.

Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление

63.

Слитное и раздельное написание

НЕ и НИ с разными частями речи

64.

Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова

65.

Итоговый диктант

66-67.

Итоговая тестовая работа по материалам ЕГЭ

68.

Подведение итогов года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» в 10-11 кассах

Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся  10-11 клас...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка"  предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса.  Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи пок...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»

     Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена  на принципах обобщения и систематизации учебного материала...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» 9 класс

Рабочая программа  спецкурса «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ» составлена на основе  ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом  программы элективного курса С.И.Львовой «Уроки словесности»...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Деловой русский язык" для 10 (11) классов

  Курс «Деловой русский язык» разработан на основе требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы.Рабочая программа элективного курса «...