Рабочая программа элективного курса по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Сидорова Ольга Михайловна

"Теория и практика написания изложения и сочинения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_elektivnogo_kursa_9_klass.rar22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

элективного курса по русскому языку в 9-м классе

«Теория и практика написания сочинения и изложения».

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Элективный курс «Успешно пишем сочинение и изложение» предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ОГЭ) и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.

     Традиционное подробное изложение с элементами сочинения проверяло в основном память, владение речевыми навыками и практическую грамотность. ГИА по русскому языку в новой форме, кроме того, включает задания на лингвистический анализ разнообразных языковых явлений. Значит, подготовка к экзамену требует повторения теоретических сведений по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике.

        ГИА предполагает разнообразные виды деятельности ученика: восприятие текстов на слух и в напечатанном виде; выбор ответа из нескольких предложенных; сжатый письменный пересказ; создание собственного текста на одну из двух предложенных тем. Каждый из этих видов нужно специально отрабатывать. Необходимо целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5-9 классах. Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении.

        Переход на новую форму экзамена, даже если он не оказывается болезненным, неизбежно связан с дополнительными сложностями для учителя. В связи с этим, я посчитала необходимым прохождение в педагогическом университете «Первое сентября» (г. Москва) дистанционных курсов по теме «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика».  Таким образом, за основу содержания элективного курса «Успешно пишем сочинение и изложение» взяты материалы лекций учебно – методического пособия «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика», в котором очень подробно и четко описаны задания и упражнения на отработку умений сжатия текстов, рассмотрены комбинированные упражнения на понимание текста, восстановление логических связей, на обобщение частной информации и исключение второстепенной, предусмотрена подготовка к сочинению на морально – этическую и лингвистическую темы, наряду с этим, описана работа по повторению орфографии, синтаксиса, пунктуации и лексики.

        Оставшись один на один с заданием, выпускники должны продемонстрировать не только знания и умения, но и уровень компетентности. Очевидно, что выполнение части С требует от обучаемого не только знания теории языка и норм его употребления, но и способности эти знания уместно использовать.  В структуру коммуникативной компетентности входят способность понимания текста, вербальное оформление этого понимания, способность к словесному оформлению собственной позиции, включающая в себя владение способами построения текстов и нормами использования языка, а также рефлексивные способности.

Цель элективного курса: обеспечение подготовки девятиклассников к успешному написанию изложения и сочинения.

Задачи курса:

Научить учащихся следующим умениям и навыкам:

1. владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

2. определять проблему текстов и формулировать её разными способами;

3. грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;

4. владеть формами обработки информации исходного текста;

5. работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;

6. выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;

7. сжимать авторский текст;

8. писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С;

9. редактировать свое сочинение и изложение.

 

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений).

Содержание ГИА по русскому языку

Первая часть работы ГИА в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

— умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

— умение адекватно воспринимать авторский замысел;

— умение вычленять главное в информации;

— умение сокращать текст разными способами;

— умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

— умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Третья часть работы ГИА содержит три альтернативных творческих задания, из которых ученик должен выбрать только одно. Задания проверяют умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст.

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с кратким открытым ответом.

Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.

 

 

Поурочное планирование.

№ п/п

Тема занятия

Часы

Дата

Примечание, коррекция.

план

факт

1

Нормативная база ОГЭ, структура и содержание КИМов.

1

1 неделя

 

2

Работа над частью 1 (изложение). Типы и стили речи. Текст и его строение.  Речеведческий анализ текста. Тема и композиция текста. Основная мысль исходного текста.

1

2 неделя

 

3

Составление плана с опорой на ключевые слова, несущие информацию. Приёмы компрессии текста.

1

3 неделя

 

4

Исключение и обобщение из текста второстепенной информации.

1

4 неделя

 

5

6

Упражнения на освоение приемов сжатия текста.

2

5 неделя

6 неделя

 

7

Контроль знаний (часть 1). Написание сжатого изложения.

1

7 неделя

 

8

Модуль 2 (ч.2) Работа с тестами. Повторение фонетики и орфографии. Способы словообразования. Работа с текстом.

1

8 неделя

 

9

Повторение морфологии. Самостоятельные и служебные части речи.

1

9 неделя

 

10

Лексика. Фразеология.

1

10 неделя

 

 

11

Работа с текстом. Изобразительно-выразительные средства языка.

1

11 неделя

 

12

Написание сочинения о роли изобразительно- выразительных средств в тексте.

1

12 неделя

 

13

Повторение синтаксиса и пунктуации.  Словосочетание, виды связи.

1

13 неделя

 

14

Простое предложение и его виды.

1

14 неделя

 

15

16

Виды сложного предложения: сложносочиненное, сложноподчинённое, бессоюзное. Знаки препинания в сложных предложениях.

2

15 неделя

16 неделя

 

17

Тест в формате ОГЭ (часть 2).

1

17 неделя

18

Модуль 3 (ч.3) Способы моделирования вступления.

1

18 неделя

 

19

Способы моделирования основной части. Выражение личностной позиции. Аргументация собственных высказываний.

1

19 неделя

 

20

Способы моделирования заключения сочинения-рассуждения.

1

20 неделя

 

21

Подготовка к сочинению на морально – этическую тему по данному началу (тексту).

1

21 неделя

 

22

Сочинение на морально – этическую тему по данному началу (тексту).

1

22 неделя

 

23

Комплексный анализ текста.

1

23 неделя

 

 

24

Задания на понимание художественного текста.

1

24 неделя

 

25

Подготовка к сочинению на лингвистическую тему.

1

25 неделя

 

26

Сочинение на лингвистическую тему.

1

26 неделя

 

27

Редактирование текста. Устранение речевых недочетов.

1

27 неделя

 

28

Речевые «формулы» для обучения сочинению на тему «Роль знаков препинания».

1

28 неделя

 

29

Обобщение и систематизация знаний по курсу «Успешно пишем сочинение и изложение».

1

29 неделя

 

 

3031

Итоговая работа в форме ГИА.

2

30-31 неделя

 

32

Обсуждаем спорные и проблемные вопросы.

1

32 неделя

 33

34

Резервное время.

2

33-34 неделя

 

После прохождения программы элективного курса «Успешно пишем сочинение и изложение» учащиеся должны

Знать:

1. Требования к сочинению части С новой формы по русскому языку (критерии оценивания);

2. Основные понятия: проблема, авторская позиция, комментарий, аргумент;

3. Грамматические и речевые нормы (типы грамматических и речевых ошибок);

4. Специфику работы с публицистическим и художественным текстом при написании сочинения части С;

5. Способы сжатия текста.

Уметь:

1. владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

2. определять проблему текстов и формулировать её разными способами;

3. грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;

4. владеть формами обработки информации исходного текста;

5. работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;

6. выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;

7. определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать её разными способами (с помощью глаголов речи, с помощью способов передачи чужой речи);

8. сжимать авторский текст;

9. писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С;

10. редактировать свое сочинение и изложение.

11. повторить теоретические сведения по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике.

 

 

Список литературы:

1. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 1-4. - М.: Педагогический университет «Первое сентября».

2. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 5-8. - М.: Педагогический университет «Первое сентября».

3. Контрольно – измерительные материалы. Русский язык: 9 класс/ Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО,2010.

4. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс. - М.: ТЦ Сфера, 2009.

5. ГИА – 2011: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт. Сост. И. П. Цыбулько, Л.С. Степанова.

6. Государственная итоговая аттестация. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс/ Т. М. Пахнова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.

7. ГИА. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий/ Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.

8. Русский язык. 9 класс». Авторы: Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, Москва, «Просвещение», 2011.

9. Русский язык. Справочные материалы», под редакцией Н. М. Шанского, Москва, 2008.

10. Уроки русского языка в 9 классе», М. В. Федорова, Москва, «Просвещение», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» в 10-11 кассах

Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся  10-11 клас...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»

     Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена  на принципах обобщения и систематизации учебного материала...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» 9 класс

Рабочая программа  спецкурса «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ» составлена на основе  ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом  программы элективного курса С.И.Львовой «Уроки словесности»...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Деловой русский язык" для 10 (11) классов

  Курс «Деловой русский язык» разработан на основе требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы.Рабочая программа элективного курса «...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ» (10 КЛАСС)

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Практикум по русскому языку» разработана для 10 классов на основе программы по русскому языку 10-11 класс под редакцией Н.Г.Гольцовой (М.: «Русск...