Самоанализ урока
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Матышева Наталия Алексеевна

 Работа над ошибками.  Комплексный анализ текста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_samoanaliz.docx29.3 КБ

Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ № 25» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

                         

                                        Самоанализ урока  

« Работа над ошибками.  Комплексный анализ текста»       по ФГОС

                                          Учитель:Матышева Наталия Алексеевна

Группа   5-Г  кол-во присутствующих  27, кол-во по списку   28

Тема урока  :«
Работа над ошибками, допущенными при списывании.  Комплексный анализ текста»

Тип урока и его  структура: комбинированный, общеметодологической направленности;

Структура урока:

1.Оргмомент.

2. Актуализация  изученного. Постановка учебной задачи. Работа над ошибками.

3Подготовка  к анализу текста.

4.Анализ текста.

6.Рефлексия.

7.Домашнее задание.


1.  Место данного урока в теме : плановый  контроль сохранности   орфографических  и языковедческих  навыков, сформированных  в начальной школе и актуализированных начале учебного года.

 Данный  урок непосредственно  связан с предыдущим.

2. Краткая психолого-педагогическая характеристика группы:

 На уроке присутствует 27 из 28  заявленных по списку  учащихся,  из них  "слабых" 7 -

   Ахмедов А.,Зубенко Т.,  Кочергин К., Ибрагимова Э.,Никитченко А, Плахина О.Овчаренко И.,  и "сильных"  11 чел.-Абдурахманова Ф., Аблязова Э.,Васик Д. Ващук К.,,Гудий Д.,Каретникова А., Сейдаметова Э.К., Садикова М.. Тимошенко Н., Хайбуллаева А.,Шелегин  М.  Большинство  учащихся  демонстрируют  организованность и подготовленность к уроку.

Задачи урока:  углубление учащимися знаний о тексте;  формирование (отработка) навыка определения темы и идеи (главной мысли) текста, формирование учащимися орфографических умений;  формирование учащимися  умения вести беседу, составляющего основу для формирования коммуникативной компетенции школьника.

1. Основные цели урока:

Образовательная- Соотнесение новой информации с имеющимися знаниями, выработка навыков лингвистического анализа текста.

 Развивающая- развитие навыков связной речи (монологической- высказывания на лингвистическую тему) при анализе текста.

 Воспитательная- воспитание чуткого , внимательного отношения к слову, языку, а через язык – привитие любви к Родине, так как язык- душа народа.

 Прослеживается  реализация поставленных учителем целей урока в течение урока, последовательно от этапа к этапу.

2. Организация урока: тип урока, структура урока, этапы и их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержания и поставленной цели.

3 Соответствие урока требованиям ФГОС:

3.1. Ориентация на новый образовательный результат.

3.2. Нацеленность деятельности на формирование УУД: умение  отбирать и использовать информацию, идентифицировать понятие, умение составлять простой план текста ,

планирование учебного сотрудничества с соседом по парте ,выстраивание своих действий в определённой последовательности, умение выделять основную мысль в тексте, понимать цель высказывания , умение соотносить содержание произведения и языковую сторону его выражения ,умение слушать одноклассника, корректировать свои действия в соответствии с комментариями других учащихся,умение обосновывать свое мнение.

Умение эмоционально реагировать на прочитанное (К).

3.3. Использование современных технологий:  исследовательская – при нахождении в тексте « скрытой сказки» по жанровым признакам

 Методы, используемые на уроке:

  объяснительно-иллюстративные ( беседа, практическая работа, анализ текста,  анализ схемы),

   репродуктивные (выполнение заданий по образцу),

   частично-поисковые (эвристическая беседа с последующим выводом, комментирование практических действий с выводом),

   исследовательские методы (работа с текстом по поиску информации, анализ текста),   самоконтроль и самопроверка  

Формирование у учащихся деятельностных   способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: самостоятельный поиск информации.  

4. Содержание урока:
4.1. Материал соответствовал  возрастным возможностям учащихся  (текст для списывания был взят из сборника « Комплексный анализ текста.Задания для 5 кл.»

 Подбор содержания учебного материала: а) содержание учебного материала полностью соответствует целям урока; б) сложность учебного материала полностью соответствует возможностям учащихся 5 класса.  в) объём учебного материала полностью соответствует возможностям и ресурсам учащихся. На первых этапах работы над данной темой работа преимущественно строится на устной основе (первичное закрепление в устном проговаривании; в 5 классе преобладающее место занимает развитие устной связной речи, потом – письменной).
4.2. Соответствие содержания урока требованиям программы: урок проведён по плану, согласно программе.
4.3. Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности: обучаемые самостоятельно  находили:

- слова с изученными орфограммами- безударными гласными в корне;

-слова, в которых происходит оглушение согласных;

-предложения  с однородными членами и сложные предложения с целью объяснения  постановки знаков препинания в них.

4.4. Связь изучаемого материала с ранее пройденным, межпредметные связи:

Обучаемые самостоятельно обосновали тезис о «скрытой» в тексте сказке.

1. В  3 абзаце  текста есть зачин «Вот….»,

2 Тема:борьба добра со злом: «Много врагов у маленького зайчишки».

3. Количество испытаний герою сказки кратное 3 :гонялась лисица, пугал филин, ловила рысь.

4.Концовка: счастливая -«от всех врагов ушёл маленький зайчишка».      

Как называются такие сказки? Анималистические

5. Методика проведения урока.
5.1. Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций: В начале урока учителем была поставлена учебная задача: найти « ошибкоопасные места» , где при списывании были допущены  ошибки. Одновременно ученики актуализируют теоретические знания по способу проверки безударных гласных в корнях слов, в слабой позиции ;  во 2 части  урока –актуализировались знания о тексте и его структуре, признаках с целью обучения подбора форм и методов для наиболее точного выражения мысли.
5.2. Методы, использованные учителем:

- Репродуктивный :ученики вспоминали , повторяли правила орфографии и пунктуации,   о тексте и его структуре, признаках; жанровые признаки сказки.
 - Поисковый (исследовательской   деятельности): находили  места вероятных  ошибок, доказывали, объясняли свою точку зрения при  анализе текста ,   сравнивали варианты названий пунктов плана ,выбирали наиболее ёмкий и точный, находили структурные элементы сказки в тексте.

5.3. Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся-50%- на 50 %.Учитель задавал направление деятельности, ставил учебные задачи, помогал на всех этапах, одновременно давая понять, что все решение всех  задач –пятиклассникам по силам, так как имеется достаточный для этого объём теоретических знаний.

 Объем и характер самостоятельной работы: ученики  самостоятельно находили слова с ошибками, применяли к ним определённое правило, подбирали проверочные слова; находили с тексте средства связи предложений , средства выразительности:  эпитеты , метафоры.

5.4.  Методы  познания,   используемые  учителем:

- чтение,

 -наблюдение

- опыт

- поиск информации

-сравнение.

5.5. Применение диалоговых форм общения: на протяжении урока.

5.6. Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся: найти  замаскированную  в тексте сказку.

5.7. Осуществление обратной связи: учитель заинтересован , как понимается задача , поставленная на уроке, какие пути её  решения видят ученики.

5.8. Сочетание фронтальной, групповой, парной и индивидуальной работ:

1) фронтальная работа- опрос  ( правила), во время релаксации( определение уровня усвоения знаний)

2) парная- при составлении плана текста;

3)  индивидуальной работа -при написании слов с  собственными ошибками , склонении существительных и прилагательных, схем предложений с однородными членами и сложных предложений.

5.9. Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности: не достаточно воплощено направление обучения в рамках данного урока.  

5.10. Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения.

5.11. Использование наглядного материала: достаточен в наличии - для решения обучающей задачи ( текст для чтения и наблюдения- на парте)

6. Психологические основы урока.

6.1. Учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития.

6.2. Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств:

-восприятие- при чтении текста, при определении  типа,темы,  идеи текста

- внимание-  в течение урока при выполнении устных и письменных заданий.

- воображение – при объяснении понятий «метафора», «эпитет»,

-мышление- при определении способов решения учебной задачи(собственно выполнение работы над ошибками как профилактика их появления и анализ текста как единицы языка с целью понимания законов его  построения ),   при подборе проверочных  слов  на изученную орфограмму.

- память- при воспроизведении правил, при выборе из личного лексикона проверочного слова .

- речь-  устная: при воспроизведении правил,подборе заголовка, при составлении плана,

Письменная- в течение всего урока.



6.3. Формирование навыков самоконтроля и самооценки:

-самоконтроль- при проверке написанного в тетради с написанным на доске;

-самооценка-  при  подведении итогов урока на этапе рефлексии.

6.4. Ритмичность урока: чередовался  материал разной степени трудности- репродуктивная и поисковая деятельность, присутствовало  разнообразие видов учебной деятельности: устная и письменная – упрочение навыков грамотности и развития речи.

6.5. Наличие психологических пауз и разрядки:

 Создание атмосферы радости и восхищения  при чтении текста « Летнее утро в лесу» приходится на 25-30 минуты урока- время перехода  к этапу консолидации .

Эмоциональная атмосфера урока: доброжелательная, ситуация успеха- необходимая составляющая эффективного обучения.

       Урок прошёл в  темпоритме, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности учащихся.

Оценивание учебных достижений учащихся ( устные ответы  , записи в тетради ):

1.Абдурахманова Фериде-5

2.Аблязова Элина-5

3.Амирасланова Алима-4

4.Ахмедов Амаль-3

5.Васик Дмитрий- 5

6.Ващук Кирилл-4

7.Вдовиченко Даниил-4

8.Гудий Дария-5

9.Дембровская Валерия –3

10.Захаров Никита –4

11.Зубенко Тихомир

12Ибрагимова Эльвина-3

13.Ислямова Эльнара –

14.Каретникова Алина-5

15.Кочергин Кирилл-3

16.Некраш Екатерина-4

17.Никитченко Артём-4

18.Овчаренко Иван-3

19.Плахина Олеся-4

20.Садикова Медие-5

21.Сейдаметова Э.К.-4

22.Сейдаметова Э.Э.-4

23.Стрелянов Илья-3

24.Тимошенко Николай-4

25. Хайбуллаева Азизе -5

26.Шаповалов Даниил-4

27.Шелегин Максимилиан- 4

7. Домашнее задание:  упр.3 стр. 39.-оптимальный объем, доступность инструктажа, дифференциация, предоставление права выбора: написание продолжения сказки , соблюдая законы жанра.
8. Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя : Синтез анализа текста   со знаниями по теории литературы- более тесные межпредметные связи.
9.Выводы:  Результаты урока  оцениваю как хорошие. Поставленные задачи и план урока удалось реализовать на 80 %-90 % . Программный материал урока учащимися усвоен.        10.Совершенствовать : поминутное планирование, учёт психологических особенностей учеников:аудиалов, визуалов, кинестетиков, дифференциация заданий на уроке и на дом, обязательное включение в план урока физминутки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

Урок обобщающий. С применением технологий проблемного обучения. развития критического мышления, ИКТ технологий. Прослеживается формирование УУД....

Вариант самоанализа урока учителя предметника, на примере самоанализа урока по географии в 6 классе по теме: Озера. Ледники. Искусственные водоемы.

Данный пример самоанализа поможет учителям предметникам в составлении своего самоанализа по какому-либо предмету. Опираясь на данный легче составить свою модель анализа урока....

Обыкновенные дроби урок по ФГОС (1 урок, А.Г. Мордкович, 5кл, самоанализ урока)

Обыкновенные дроби урок по ФГОС (1 урок, А.Г. Мордкович, 5кл,  самоанализ урока)Конспект урока и презентация...

Современный урок. Типология уроков. Анализ и самоанализ урока.

Изучение сущности и структуры урока приводит, к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. Этим...