Разноспрягаемые глаголы
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Морозова Юлия Александровна

урок с использованием технологии проблемного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_uroka.docx23.15 КБ
Файл raznospryagaemye_glagoly.pptx213 КБ
Файл prilozhenie_.docx16.24 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный

(2 минуты)

 - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Александровна. Рада приветствовать вас на уроке. Я надеюсь, что вы, я и наши гости получим удовольствие от нашего знакомства. Садитесь. Хотелось бы начать наш урок с небольшого стихотворения:

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы,

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

- А вы готовы помогать друг другу?

Именно поэтому вы работаете сегодня в группе. Каждая группа выберет своего оратора,  который будет озвучивать перед классом выводы, к которым вы придете вместе.

Приветствуют учителя.

- Да!

II.  Стадия вызова:

(8 мин)

Постановка целей, задач.

- кластер

- проверка правильности заполнения кластера

- Наводящие вопросы 

Проблемная ситуация:

Формирование целей урока и учебных задач:

- Ребята, с  какой темой вы познакомились на прошлом уроке?

- Верно.  Сейчас мы с вами вспомним то, что  знаем  об этой части речи.  На ваших столах лежит кластер.  Ваша задача – правильно заполнить его. На выполнение этого легкого задания я вам даю 1 минуту.

Обратите внимание на экран и проверьте правильность заполнения кластера.  

- Какая особенность есть у глагола?

 

- Для чего мы изучаем спряжение в школе?

 - А вы умеете  определять спряжение глаголов?

Обратите внимание на слайд:  перед вами 6 глаголов. Попробуйте в группе  определить спряжение этих глаголов.

Наводящие вопросы:

- Все ли у вас получилось?

 - В чем заключается ваше затруднение?

-Верно, эти глаголы особенные. Как бы вы их назвали?

В русском языке такие глаголы называются разноспрягаемыми.

Поэтому тема нашего урока «Разноспрягаемые глаголы».

Попробуйте сформулировать  задачи нашего урока.

Глагол как часть речи.

Заполняют кластер.

Задают вопросы.

Проверяют кластер.

Спряжение

Чтобы не ошибиться в написании личных окончаний глагола.

- Умеем!

Определяют спряжение глаголов:

1 – уметь, вставать, стелить

2- ценить, говорить, смотреть

Хотеть  - ?

Нет.

Некоторые глаголы имеют окончания и 1, и 2 спряжения.

Предполагают или называют разноспрягаемые.

- Узнать, какие глаголы называются разноспрягаемыми.

 - Узнать,  какие глаголы относятся к разноспрягаемым.

 - Научиться находить разноспрягаемые глаголы в тексте.

III. Первичное усвоение знаний. 

(6 минут)

Работа с таблицей:

Ребята, где же нам взять информацию о разноспрягаемых глаголах?

Давайте обратимся к нашему источнику информации - учебнику. Откройте страницу 197.

Обратите внимание на таблицы, находящиеся на этой странице. Докажите, что глаголы, данные в этих таблицах – разноспрягаемые. 4 группы – 4 слова, которые нужно проанализировать.

Можем ли мы сказать, что эти глаголы относятся к 1 спряжению? А ко 2? Почему?

- В чем же состоит необычность спряжения глаголов  Есть и Дать?

  - Назовите эти окончания.

 - Из – за того, что эти глаголы имеют особое окончание, они называются особо спрягаемые.

Запишите эти все изученные нами особые глаголы в тетрадь и возьмите в рамочку.

 - Используя приставочный способ образования новых слов, образуйте однокоренные слова от этих разноспрягаемых глаголов.

- а знаете ли вы, что в коми языке разноспрягаемых глаголов нет, но есть два спряжения - утвердительное и отрицательное?

 - К какому выводу мы пришли?

В Интернете, в справочниках, в учебнике.

Открывают учебник на стр. 197.

Изучают таблицу в группе.

Эти глаголы имеют окончания и 1, и 2 спряжения. Поэтому они разноспрягаемые.

Делают выводы.

У этих глаголов необычные окончания.

Есть-ем, ешь, ест, едим, едите, едят.

Дать – дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут.

Записывают, берут в рамочку.

Захотеть, прибежать, поесть, раздать и т.д.

К разноспрягаемым глаголам относятся хотеть, бежать и все производные от них глаголы. К особо спрягаемым глаголам относятся  есть, дать и все производные от них глаголы.

IV. Первичное закрепление материала

(10 мин)

«Лови ошибку»

Работа с рисунком ученика.

 У вас на столах лежат карточки с заданиями. Обратите внимание на задание 1

«Лови ошибку!». Даны 3 пословицы с различными глаголами, у которых уже определено спряжение.  Ваша задача – найти ошибку в этом упражнении и указать ее.

Проверим результат нашей работы.

- Сложным ли Вам показалось это задание? Почему?

- Как вы думаете, чему учит нас это задание?

 

- Смысл какой пословицы оказался вам не понятен?

Во   2 задании я предлагаю вам  рассмотреть  рисунок ученицы Первомайской школы Габановой Юлии, которая стала участницей конкурса «В школьной столовой».

Составьте небольшой рассказ по рисунку  (4 – 5 предложений), используя разноспрягаемые глаголы.

-В рассказе какой группы будет больше разноспрягаемых глаголов?

 -Не забывайте о том. Что рассказ должен быть связным.

- Кто желает озвучить свой рассказ?

-Чей рассказ вам понравился больше всего?

На мой взгляд, все рассказы очень хорошие.

Выполняют задание «Лови ошибку»

Сверяют со слайдом свои ответы.

Не сложное.

Это упражнение учит нас правильно определять спряжение глаголов и находить в тексте разноспрягаемые глаголы.

Называют пословицу, смысл которой оказался им не понятен.

Работают в группах по 4 человека. Составляют небольшой текст, состоящий из 4 – 5 предложений.

Составляют рассказ.

Выступают представители групп.

Отвечают.

V. Рефлексия

(4 мин)

 А сейчас мы с вами проверим, хорошо ли вы усвоили наш урок. Обратите внимание на слайд. В таблице даны верные и неверные утверждения. Ваша задача согласиться с моим утверждением или опровергнуть его.

А теперь попробуйте оценить себя.

-Кто не допустил ни одной ошибки?

Молодцы, я очень довольна вашими результатами. Вы заслужили свою оценку.

Выполняют задание «Верные и неверные утверждения»

Сверяются со слайдом.

Выставляют оценку.

VI. Итоги урока.

(2 мин).

 - Давайте мы с вами вспомним, какие задачи нам нужно было решить в начале урока?

 

-Какое новое знание вы получили на уроке?

- каким действиям научились?

Спасибо за вашу работу. Желаю вам огромных успехов в учебе. И хотелось бы закончить нашу встречу такими  словами:

Я улыбки собираю,

Как побольше накоплю,

Их не прячу, не скрываю,

Всех обратно раздаю.

Перечисляют учебные задачи урока:

- Узнали, что такое разноспрягаемые глаголы и какие глаголы к ним относятся.

 - Научились находить разноспрягаемые глаголы в тексте.

 Все задачи решены.

Знание о том, что такое разноспрягаемые глаголы.

Заполнять кластер, формулировать тему, задачи, оценивать себя, работали в группе

Прощаются и уходят.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать.

Слайд 2

Часть речи обозначает отвечает особенность I II

Слайд 3

ГЛАГОЛ Обозначает ДЕЙСТВИЕ Отвечает ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? Особенность СПРЯЖЕНИЕ I II Для чего мы изучаем спряжение?

Слайд 4

Определите спряжение глаголов уметь ценить вставать говорить смотреть хотеть

Слайд 5

I спряжение – уметь, вставать . II спряжение – ценить, говорить, смотреть. Хотеть - ?

Слайд 6

тема урока: Разноспрягаемые глаголы

Слайд 7

хотеть бежать есть дать К разноспрягаемым глаголам относятся и все образованные от них приставочным способом глаголы. Например, захотеть, побежать, съесть, раздать.

Слайд 8

Задание 1 «Лови ошибку» 1. Язык мягок, что хочет ( II ), то и лопочет ( I) . 2. Век живи (II) – век учись ( II) . 3. Добрая слава лежит (II) , а худая бежит (I) .

Слайд 9

1. Хочет - разноспрягаемый 2. Живи – I спряжения 3. Бежит - разноспрягаемый

Слайд 10

Задание 2 Рассмотрите рисунок ученицы Первомайской школы Габановой Юлии, которая стала участницей конкурса «В школьной столовой». Составьте небольшой рассказ (4 – 5 предложений) по рисунку, используя как можно больше разноспрягаемых глаголов. Критерии: 1. Связность, логичность , последовательность изложения. 2. Количество разноспрягаемых глаголов.

Слайд 11

Верные и неверные утверждения 1. Цвести I 2. Видеть I 3. Лететь II 4. Грустить Разноспрягаемый 5. Бежать II 6. Есть Разноспрягаемый 7. Стелить II 8. Дать I 9. Гореть II 10. Смотреть I

Слайд 12

Верные и неверные утверждения 1. Цвести I да 2. Видеть I нет 3. Лететь II да 4. Грустить Разноспрягаемый нет 5. Бежать II нет 6. Есть Разноспрягаемый да 7. Стелить II нет 8. Дать I нет 9. Гореть II да 10. Смотреть I нет

Слайд 13

Верные ответы Оценка 10 - 9 «5» 8 - 7 «4» 6 - 5 «3» Проверь себя

Слайд 14

Я улыбки собираю, Как побольше накоплю, То не прячу, не скрываю, Все обратно раздаю. Я улыбки собираю, Как побольше накоплю, То не прячу, не скрываю, Все обратно раздаю.



Предварительный просмотр:

        

Задание 1. Найдите ошибку и укажите правильный ответ.

1.Язык мягок, что хочет, то и лопочет.

___________________________________________________

2. Век живи – век учись.

___________________________________________________

3. Добрая слава лежит, а худая бежит.

___________________________________________________

Задание 2. Рассмотрите рисунок ученицы Первомайской школы Габановой Юлии, которая стала участницей конкурса «В школьной столовой».  Составьте небольшой рассказ (4 – 5 предложений) по рисунку, используя разноспрягаемые глаголы.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 1. Найдите ошибку и укажите правильный ответ.

1.Язык мягок, что хочет, то и лопочет.

2. Век живи – век учись.

3. Добрая слава лежит, а худая бежит.

Задание 2.

Рассмотрите рисунок ученицы Первомайской школы Габановой Юлии, которая стала участницей конкурса «В школьной столовой».  Составьте небольшой рассказ (4 – 5 предложений) по рисунку, используя разноспрягаемые глаголы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе на тему "Разноспрягаемые глаголы"

В презентации представлен урок русского языка в 6 классе по теме "Разноспрягаемые глаголы"...

Презентация "Разноспрягаемые глаголы"

Презентация к уроку русского языка для 6 класса....

Разработка урока русского языка на тему "Разноспрягаемые глаголы" с элементами критического мышления

Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ "Елпачихинской СОШ" Мансурова Ляйсан Халитовна Цели урока:                        ...

Урок русского языка в 6 классе "Разноспрягаемые глаголы"

Урок русского языка в 6 классе по теме "Разноспрягаемые глаголы"...

Разноспрягаемые глаголы. 6 класс.

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Разноспрягаемые глаголы" с презентацией...

Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме "Разноспрягаемые глаголы"

Здесь Вы найдете интересный материал по теме, современный деятельностный подход к уроку русского языка, в уроке представлены элементы исследовательской работы учащихся. Обратите внимание на разноуровн...

Конспект урока русского языка в 6 классе "Разноспрягаемые глаголы"

Реализуемый УМК - УМК под ред. О.А. Ладыженской...