Освещение обычаев и традиций на уроках учителей ШМО филологического цикла
статья по русскому языку на тему

     Воспитание у детей таких твёрдых нравственных установок, как патриотизм, духовность - невозможны без приобщения учащихся к народным традициям. Ведь возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей национальной культуры.

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Освещение народных традиций и обычаев на уроках учителей  ШМО филологического цикла

 ( Выступление на педсовете Комаровой Л.А.- руководителя ШМО учителей филологического цикла          30.03.2017г)

     Воспитание у детей таких твёрдых нравственных установок, как патриотизм, духовность - невозможны без приобщения учащихся к народным традициям. Ведь возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей национальной культуры.

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье.

Особое место в эстетическом и нравственном воспитании школьников, в формировании у них патриотического чувства отводится урокам, посвященным устному народному творчеству.

    На уроках литературы  в 5-ом классе мы, учителя - словесники, обращаемся к изучению пословиц и поговорок как духовному своду правил, поучений, которые помогали жить по совести. Работу на уроках учителя стараются строить так, чтобы учащиеся оценили глубину их наставлений и таким образом ощутили добрую силу практической народной философии, выраженной в них.

С помощью пословиц ребятам прививаются такие качества, как доброта, добросердечность («Ласковое слово – что весенний день»), уважение к старшим («Старый конь борозды не портит»), гостеприимство и признательность («Хорош тот, кто поит и кормит, а и тот не худ, кто хлеб-соль помнит»), скромность («Смирный в артели – клад»), трудолюбие («Сегодняшней работы на завтра не покидай!»), хозяйственность («Не красна изба углами, красна пирогами»), смелость («Волка бояться, так и в лес не ходить»), любовь к родине, патриотизм («Родимая сторона – мать, чужая – мачеха», «Где сосна взросла, там она и красна»).

Пословицы и поговорки, тексты, повествующие о народных традициях и обрядах активно применяют на своих уроках русского языка учителя Промкина Л.Н., Казанкина Е.В., Макарова Е.В.

    Фольклор является как бы моральным кодексом, выработанным многовековым опытом людей, используемым как средство убеждения в воспитательной практике.

При изучении загадок ребята знакомятся с бытом русского народа, с его характером,  стараются понять, что он любил, ценил, а над чем подшучивал или насмехался.

            На уроках литературы в  6-ом классе знакомимся с календарными, приуроченными к определенным праздникам песнями, сказками. Шестиклассники открывают для себя порядок традиционной жизни русского народа, полной труда и праздников, серьезных дел и часов веселья, игр и потех, песен и преданий, обычаев и примет.

            Классическая литература во всей полноте, яркости, неповторимости отразила народные обряды, обычаи, поверья.

             Погрузиться в атмосферу таких народных праздников, как Рождество и Ивана Купала, узнать о связанных с ними поверьях, народных играх, танцах, песнях-колядках позволяет изучение повестей Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» и «Ночь накануне Ивана Купала».

             Уроки настоящего патриотизма дает шестиклассникам Левша - герой одноименного сказа Н.С.Лескова. Школьники знакомятся с понятием русского национального характера, и в ходе обсуждения сказа воспитывается  в учениках уважение, любовь к русскому человеку, восхищение его талантливостью.             

В 5-ом классе на примере волшебной сказки о любви «Царевна-лягушка» постигаем основы народной этики, веками выработанные правила морали, общечеловеческие идеалы, воплощенные в сказке, представления народа о добре, правде, справедливости, красоте.

             Разговор о добрых началах православной русской семьи, ее традициях и устоях, начатый при изучении сказки, продолжаем, обсуждая «Повесть о Петре и Февронии Муромских» и поэму М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова». В 8-ом классе наряду с народными лирическими песнями изучаем и обрядовые. Не только знакомимся с бытом русского народа, но и с древними символами обрядовой лирики, учимся понимать чувства, мысли, настроения народа, выраженные в песнях.

На уроках литературного краеведения   в ходе беседы ребята пытаются найти ответ на главный вопрос: почему важно знать прошлое своей семьи? Вспоминая о своих предках, показывают генеалогическое древо, составленное дома, рассказывают о своей семье, показывают старинные семейные фотографии.  22 марта 2017 года в 5 "А" классе учитель Комарова Л.А. провела урок литературного краеведения. Работая в группах, ребята защищали свои творческие  проекты, в которых   рассказывали о традициях и обычаях русских, казахов, узбеков, армян.

                          Продолжая разговор о связи поколений, преемственности, о национальных святынях обращаемся  в 11-ом классе при изучении романа "Тихий Дон", в котором М.А.Шолохов учит любить родных, знать историю семьи, хранить традиции.

Развитию духовно - нравственной личности на уроках литературы во многом помогает знакомство с православными традициями. Тематический блок «Обрядовая поэзия и литература», где мы учителя – словесники на конкретных примерах можем показать особенности поэтической интерпретации одних и тех же народных обычаев и традиций в произведениях разных авторов.
Например, баллада В. Жуковского «Светлана», построенная на новогодних святочных обрядах и поверьях начинается сценой девичьих гаданий о замужестве в «крещенский вечерок» здесь важно, обращаю внимание учащихся, что по народным поверьям, Крещенская ночь(6 января), самая длинная, темная и холодная в году, это время, когда оживает, обретает могущество нечистая сила. Именно тогда люди гадали о будущем, и обращались не к светлым, а к темным силам, поэтому при гадании снимали нательный крест, прибегали к помощи различных « магических» предметов – зеркала как посредника двух миров, чтобы легче было вступить в общение с нечистью. Эти сведения помогли ученикам глубже вникнуть в авторский замысел « Светланы»

 Богатый материал о народных праздниках, широко отмечавшихся в те времена на Руси дают произведения Н.В.Гоголя «Заколдованное место», "Сорочинская ярмарка", «Ночь накануне Ивана Купалы», «Ночь перед Рождеством»?

           Русские писатели рассказывали в своих произведениях о традициях, обычаях, которые происходили в давние времена на Руси, тем самым сохраняя и передавая поколениям  лучшие  традиции нашего народа.

Не только писатели отражали традиции и обычаи древней старины в своих произведениях, но и русские композиторы также отразили это время в музыке. Так, П.И.Чайковский отразил это время в музыкальном произведении, которое так и называется «Святки» и входит в известный его фортепианный цикл «Времена года».     Через русскую народную песню, обрядовую музыку детьми открывается и эмоционально постигается мудрость и глубина русской души.  (Об этом рассказывает на своих уроках учитель музыки Мозалев А.И.)

        Программа 5 класса по изобразительному искусству предусматривает уроки по изучению культуры России. На своих уроках Кузнецова Л.В. знакомит учащихся с древними образами в народном искусстве, с убранством и внутренним миром русской избы, с народными праздничными костюмами и обрядами.

               В программе по английскому  и немецкому языкам достаточное количество уроков отводится изучению отечественной культуры и культуры стран изучаемого языка. Так как современный урок иностранного языка ориентирован на формирование диалогического мышления, в рамках изучения каждой темы детьми проводится сравнение, сопоставление традиций и обычаев разных народов. Так, например, в 4 классе после изучения темы «Мой дом» учащимся предлагается ознакомиться с материалом по теме «Английский дом», дается материал на тему «Английские сказки» в сопоставлении с русскими, а так же русскими народными; в 7 классе дети изучают географические и природные условия англоговорящих  стран и России, знакомятся с выдающимися людьми, праздниками и народными приметами этих стран, а также отдельной темой изучаются страны мира, их столицы, народы и языки. На уроках   немецкого языка в любом классе проводятся беседы об этнокультуре русского, немецкого народов, формируется приобщение к лучшим традициям народной культуры, в том числе взаимопомощи, гостеприимства…

Использование на уроках русского,  английского и немецкого  языка пословиц, поговорок и скороговорок, которые очень ярко характеризуют национальные особенности  каждого народа, помогает учащимся лучше узнать культуру страны изучаемого языка. Целью таких уроков становится не только расширение лингвистического кругозора, но и воспитание толерантного отношения к культуре народов изучаемого языка.

В заключении хочу сказать, что все формы занятий по изучению русских обычаев и традиций в школе  способствуют творческому развитию учащихся, то есть вырабатывать в них, стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремление сделать что-то новое, своё, лучшее.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Освещение народных традиций и обычаев на уроках филологического цикла Выступление на педсовете Комаровой Л.А.- руководителя ШМО учителей филологического цикла 30.03.2017г

Слайд 2

Воспитание у детей таких твёрдых нравственных установок, как патриотизм, духовность - невозможны без приобщения учащихся к народным традициям. Ведь возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей национальной культуры.

Слайд 3

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье.

Слайд 4

Освещение народных традиций и обычаев на уроках Литературы Русского языка Иностранных языков Музыки Изобразительного искусства

Слайд 5

С помощью пословиц ребятам прививаются такие качества, как доброта, добросердечность («Ласковое слово – что весенний день»), уважение к старшим («Старый конь борозды не портит»), гостеприимство и признательность («Хорош тот, кто поит и кормит, а и тот не худ, кто хлеб-соль помнит»), скромность («Смирный в артели – клад»), трудолюбие («Сегодняшней работы на завтра не покидай!»), хозяйственность («Не красна изба углами, красна пирогами»), смелость («Волка бояться, так и в лес не ходить»), любовь к родине, патриотизм («Родимая сторона – мать, чужая – мачеха», «Где сосна взросла, там она и красна»). Уроки по устному народному творчеству

Слайд 6

Классическая литература во всей полноте, яркости, неповторимости отразила народные обряды, обычаи, поверья Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» и «Ночь накануне Ивана Купала». Левша - герой одноименного сказа Н.С.Лескова. «Царевна-лягушка» волшебная сказка «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Поэма М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова» «Тихий Дон» М.А.Шолохова

Слайд 7

Народные песни Через русскую народную песню, обрядовую музыку детьми открывается и эмоционально постигается мудрость и глубина русской души.

Слайд 9

Культура России на уроках ИЗО Программа 5 класса по изобразительному искусству предусматривает уроки по изучению культуры России: Древние образы в народном искусстве Убранство русской избы (Внутренней мир русской избы) Народный праздничный костюм Народные праздничные обряды

Слайд 10

Знакомство с обычаями и традициями на уроках иностранного языка В программе по английскому и немецкому языкам достаточное количество уроков отводится изучению отечественной культуры и культуры стран изучаемого языка.

Слайд 11

Заключение Все формы занятий по изучению русских обычаев и традиций в школе способствуют творческому развитию учащихся, то есть вырабатывать в них, стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремление сделать что-то новое, своё, лучшее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

предметная неделя учителей филологического цикла

план проведения недели и ее итоги...

Материалы школьного методического объединения учителей филологического цикла

План работы ШМО, протоколы заседаний ШМО, план недели (декады), итоги проведения декады....

План работы МО учителей филологического цикла на 2013-2014 учебный год.

Цели и задачи: Исходя из методической темы, целей и задач школы, МО учителей филологического цикла в новом учебном году выбирает следующую методическую тему:«Личностно-ориентированный подход в об...

Выступление на МО учителей филологического цикла по теме «Развитие коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы»

В данной статье определены те средства, методы и приёмы, которые позволяют развивать коммуникативные УУД....

Анализ работы ШМО учителей филологического цикла МОУ "СОШ поселка Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области" за 2016 – 2017 учебный год

Школьное методическое объединение учителей филологического цикла в 2015-2016 учебном году работало в составе 9 человек.1.      Промкина Л.Н. - учитель русского языка и литерат...

Отчёт по неделе творчества учителей филологического цикла

Согласно годовому плану работы школы на 2017/2018 учебный год и в соответствии с Программой «Предметная неделя в школе», а также с целью повышения мотивации к обучению, развитию самос...

План-график работы школьного методического объединения учителей историко-филологического цикла на 2022-2023 учебный год

Данный методический материал содержит  тематику заседаний учителей русского языка и литературы, иностранного языка, истории и обществознания, цели и задачи работы школьного методического объедине...