Формирование УУД на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку на тему

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование личностных УУД на уроках русского языка и литературы

Урок по ФГОС должен отличаться от  традиционного урока. Если раньше в основе обучения  лежала репродукция материала, и урок строился по схеме:  услышал-увидел-заучил, то современный урок требует от учащихся активности, самостоятельности, настойчивости, любознательности. Ученик  должен  выдвигать гипотезы, видеть проблему, находить пути ее решения. Самым главным здесь является - учиться,  добывать знания самому.

Но при переходе на ФГОС возникают трудности: низкий уровень когнитивных способностей, речевой барьер, недоразвитость навыков самостоятельной работы.

Для преодоления этих трудностей ФГОС подразумевает развитие ууд. УУД подразделяются на регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные. Для формирования ууд  используются различные технологии, в т.ч. технология проблемного диалога, которая стимулирует мотивацию учения, повышает познавательный интерес, формирует самостоятельность и убеждения.

Особо часто на уроках русского языка и литературы используется побуждающий   диалог, подводящий диалог, сообщение темы с мотивирующим приемом.

Побуждающий диалог представляет собой сочетание приема создания  проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия  и формулированию учебной проблемы.  Такой вид диалога подходит для сильных детей, способных разрешить учебную проблему.

Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов  и заданий, которые активизируют и, соответственно, развивают логическое мышление учеников. Больше используется для подведения к теме урока, вопросы, которые также направлены на актуализацию знаний, помогают учащимся прийти к теме урока. Больше используется на уроках русского языка.

Сообщение темы с мотивирующим приемом.  Суть метода заключается в том, что учитель предваряет  сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой  значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). Больше используется на уроках  литературы.

Также развитие УУД происходит на основе творческих заданий:  написание синквейнов, составление кластеров, написание мини-эссе, сочинение басен, сказок, высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией, анализ характеров и поступков героев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы в классах III и IV вида.

Цель педагога - способствовать формированию у учащихся УУД. Как это сделать? Давайте думать вместе....

Формирование ОУН на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы.

Представлен отчёт учителя о своей работе по формированию общеучебных умений и навыков у учащихся....

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы

Статья посвящена формированию УУД на уроках русского языка и литературы...

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы с использованием ИКТ

Формирование УУД средствами информационных технологий  является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информ...

Работа по формированию УУД на уроках русского языка и литературы в 5 классе

Урок, его планирование и проведение – это то, с чем учитель имеет дело ежедневно, это то, что ему понятно. Поэтому есть смысл сначала рассмотреть урок с позиции требований стандарта второго поколения ...

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы с применением элементов технологии РКМ

Педагогический опыт формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы при помощи приемов технологии развития критического мышления....