Русский язык. Конспект урока. "Второстепенные члены предложения. Дополнение. 5 класс.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Конспект урока. ФГОС. "Второстепенные члены предложения. Дополнение". 5 класс. (Учебник Рыбченковой Л. М.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_urok_dopolnenie.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА (5  КЛАСС).

Учитель: Юнусова А.Э.

Предмет

Русский язык

Класс

5

Тема урока

«Второстепенные члены предложения. Дополнение». 

Цель урока:

вспомнить отличительные признаки предложения; учить находить грамматическую основу предложений.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • повторить понятия «главные члены предложения, «подлежащее», «сказуемое»;
  • усвоить алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого, выраженных разными способами;
  • сделать первые шаги по применению алгоритма при выполнении предложенных заданий;
  • научиться находить грамматическую основу предложения.

Регулятивные: способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию, контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так  и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, применять методы информационного поиска.

Познавательные: умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; использование общих учебных  умений; развивать навыки исследовательской деятельности

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью.

Практическое освоение обучающимися основ исследовательской деятельности, практическое освоение методов познания, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности;

Условия реализации урока

Информационные ресурсы

Учебная литература

Оборудование

Учебник.  Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

Компьютер, экран.

Основные понятия

«грамматическая основа», «подлежащее», «сказуемое», «второстепенные члены предложения», «дополнение».

Форма проведения урока

урок открытия новых знаний

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Организационный момент.

Цель этапа: создание доброжелательной атмосферы, мотивация учащихся на определенный эмоциональный настрой.  

Приветствие, проверка готовности к уроку.

- Высказывание добрых пожеланий.

- Организация самопроверки д/з.

- Запись числа и «Классной работы».

Здравствуйте, ребята! Хочу всем пожелать хорошего настроения, плодотворной работы на уроке. Ребята, а что пригодится нам для успешной работы на уроке? Конечно, внимание, желание узнать новое, активность.

Проводят самопроверку д/з

Делают записи в тетрадях (число, «Классная работа»)

Регулятивные УУД:

  • эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

II. Актуализация знаний. Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для закрепления новых знаний», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося; включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Тренировочные задания.

1. Списать предложения. Дополнив их подлежащими. Подчеркните подлежащие и сказуемые.

На полях зацветал… . Рано утром … шла по узкой тропке.  Вдруг  …  увидала красную гвоздику. На цветок присел … .  … тихо рассмеялась. … показалось ей забавным.

Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка 1. Из стоящих в скобках глаголов выбрать нужную форму, подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

Юный художник аккуратно (кладёт, ложит) эскизы в папку. Вы на следующей остановке (выходите, сходите)? В кухне монотонно (мурлыкает, мурлычет) кот. С утра (брызгает, брызжет) надоедливый дождик.

Карточка 2. Перестроить предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым можно поставить тире.

Хоккей является спортивной игрой на льду. Бокс  такой вид спорта, который напоминает кулачный  бой в специальных перчатках.

     Карточка 3.  Дополните начатые предложения. Выделите грамматические основы, укажите падеж.

Ребята посадили (что?)____.

Ученики писали (что?)___(о чем?)____.

Земля в саду усыпана(чем?)___.

Автобус привез (кого?)___.

Выполняют задания.

Работа с  карточками.

Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД:

  • мобилизация внимания, уважение к окружающим.

Познавательные УУД:

  • Выдвижение гипотез и их обоснование (П).

III. Постановка учебной цели

 Цель этапа: формулирование  темы и учебной цели урока.

Создаёт проблемную ситуацию. Подводит к формулированию темы, целей и задач урока.

- Чтобы узнать, как называется второстепенный член предложения, отгадайте загадки:

  • Первая нота. (До)
  • Настил в под ногами в помещении. (Пол).
  • Отрицательная частица (Не).
  • Окончание в слове море ( е).

- Что получилось?

- К каким членам предложения относится дополнение?

- Какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?

- Какую цель мы должны поставить перед собой?

-Что мы должны «знать» и уметь», чтобы достичь поставленной цели?

Предполагаемые ответы:

- Дополнение.

- К второстепенным членам предложения.

- Тема урока: «Дополнение» (с помощью учителя формулирую тему, записывают её в тетради).

- Вспомнить отличительные признаки дополнения; учиться находить второстепенный член предложения; отличать от других членов предложения.

Коммуникативные УУД:

  • умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса.
  • достижение договоренностей и согласование общего решения.

Регулятивные УУД:

  • постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала;
  • умение планировать и оценивать свои действия;
  • умение выявлять, что уже усвоено, а что подлежит усвоению.

Познавательные УУД:

  • умение анализировать языковой материал;
  • поиск и выделение необходимой информации.

IV. Объяснение нового материала

Цель этапа: обеспечение восприятия и осмысление изучаемого материала.

Cоздание проблемной ситуации.

1. Работа с текстом.

Списать, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть грамматическую основу предложения.

На город падает снег. Муравей стал пить сок. Снегирь любит мороз.

- Назовите в каждом предложении его грамматическую основу.

- Почему возникли затруднения при выполнении задания?

Исправим ошибки, допущенные вами при нахождении подлежащего и сказуемого.

 - От какого слова мы задаем вопросы?

- Поставьте вопросы к второстепенным членам предложения.

- Как могли бы подчеркнуть?

- Как называются вопросы, которые мы задаем к существительным город, сок, мороз.

- Что мы уже установили для этого второстепенного члена?

-Что нам еще нужно установить?

Постановка проблемы.

- Какую учебную проблему будем решать на уроке?

- Какие еще есть второстепенные члены предложения, как они называются?

Давайте порассуждаем.

(Аналогичное упражнение (№ 511, стр. 122) из учебника  рассматривают устно).

2. Работа с предложениями.

2. Дописать пословицы, подставив нужное по смыслу слово. Подчеркнуть грамматическую основу предложения.

- В каких предложениях будет только один главный член?

3. Подведение к формулированию основных определений по теме урока.

- Работа по вариантам

1 вариант: формулируют определение дополнения.

2 вариант: составляют алгоритм нахождения дополнения.

-Итак мы ответили на вопрос что такое дополнение и как его находить в предложении

(каждый учащийся получает алгоритм нахождения дополнения)

- Сверьте свои формулировки с формулировкой в учебнике.

- Подтвердилась ли ваша версия?

- Была ли в тексте новая для вас информация?

-Нужно ли дополнить свою формулировку, что такое дополнение, той информацией, которая предложена в учебнике?

-Дайте полное определение дополнения, опираясь (используя) на текст в учебнике.

Вернитесь к предложению, записанному на доске.

- Как подчеркнем этот второстепенный член предложения?

1. Работа с предложениями.

На город падает снег. Муравей стал пить сок. Снегирь любит мороз.

2. Работа с предложениями.

Предполагаемые ответы учащихся.

Выполняют устно упражнение из учебника для закрепления рассматриваемой проблемы.

Предполагаемые ответы.

1 вариант. Те члены предложения, которые отвечают на вопросы косвенных падежей, зависят от глагола или другого существительного, называются дополнением.

2 вариант: 

а) найду в предложении слово, обозначающее действие предмета, то есть глагол сказуемое;

б) поставлю от него вопросы косвенных падежей, то есть чего? чему? кем? о чём? и др.;

в) определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы и обозначают предмет;

г) если есть, это дополнение.(каждому ученику раздается алгоритм рассуждения)

Познавательные УУД:

  • извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы.
  • анализировать, сравнивать, различать, устанавливать взаимосвязи.

Коммуникативные УУД:

  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Регулятивные:

  • Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению).

V. Физкультминутка.

Цель этапа: снятие напряженности и усталости.

- Ребята, а сейчас отдохнем и выполним физкультминутку.

Поднимает руки класс – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вниз, вперед смотри – это три.

Руки в стороны пошире развернули на четыре.

С силой их к плечам прижать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Выполняют физкультминутку вместе

 с учителем.

VI. Закрепление изученного материала

Цель этапа: проговаривание и закрепление новых знаний, выявление первичного осмысления изученного материала.

- Организует выполнение заданий

Задание 1.  «Собери предложения»:

Дополнить приведенный текст дополнениями, подчеркнуть их. Я познакомился ( с кем?)… . На зеленой поляне он разбил (что?) … . Я прицелился (в кого?) (чем?) … . Дятел не обращал  (на кого?) (что?)… . Он отдыхал или перебирал (на чём?) (что?)… .

Слова для справок: охотник-фотограф, дятел, шишка, лагерь, фоторужье, внимание, крыло, спина, перышки

Задание 2. Работа с текстом.

Восстановить текст, поставив существительные и местоимения в нужном падеже. Подчеркнуть дополнения.

      Свою (саванна) любят носороги,

      В (сердца, слоны) живет одна она.

      Для (самолёты) нет туда (дорога).

      Но есть над (она) созвездие Слона.

Дополнительное задание.

Перестроить предложения, превратив дополнения в подлежащее. Подчеркнуть главные члены предложения и дополнения.

    Космос осваивается человеком. Детали отливаются литейщиком. Волейбольная сетка натягивается спортсменами. Канава прорыта экскаватором. Корабли конструируются инженерами.

Работа с учебником.

1. Чтение теоретического материала стр. 122

  • Анализ языкового материала.
  • Вывод

2. Выполнение упр. № 513 (стр. 123) (устно).

3. Выполнение упр. № 512 (стр. 123) (письменно).

Выполняют задания. Учатся находить второстепенный член предложения; отличать от других членов предложения.

После выполнения задания сверяют с образцом,  выставляют оценку (по одному баллу за каждое предложение).

После выполнения задания меняются тетрадями с соседом по парте. Выставляют оценку, сверяя с эталоном (по одному баллу за каждое предложение).

Работа с учебником.

Читают теоретический материал 

1. Чтение теоретического материала стр. 122

  • Анализ языкового материала.
  • Вывод

2. Выполнение упр. № 513 (стр. 123) (устно).

3. Выполнение упр. № 512 (стр. 123) (письменно

Регулятивные УУД:

  • умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном;
  • коррекция;
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов.

Личностные УУД:        

  • самооценка.

VII.  Домашнее задание

Цель этапа: настроить обучающихся на самостоятельную работу по изученной теме.

Задаёт домашнее задание:

- выучить теоретический материал стр.123;

- выполнение упр. № 513 (стр. 123) (письменно).

 Записывают домашнее задание в дневники.

VIII.  Итог урока. Рефлексия.

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Комментирование оценок.

Вопросы к учащимся:

- Какие предложения называются распространенными?

- Чем выражено дополнение?

- На какие вопросы отвечает дополнение?

- каким условным знаком члена предложения подчёркивается дополнение?

(Можно предложить учащимся самостоятельно составить вопросы по пройденному материалу).

Отвечают на вопросы:

  1. Сегодня мы узнали о …
  2. Теперь я могу…
  3. Я научился…
  4. Мне было трудно…
  5. Своей работой я ….

Регулятивные УУД:

  • саморегуляция осознание качества и уровня усвоения знаний;

Личностные УУД:

  • оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности

Коммуникативные УУД:

  • умение выражать свои мысли.
  • инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации.

Использованные источники:

1. Русский язык. 5 класс. – Харьков: «Веста»: издательство «Ранок», 2002.  – стр. 304

2. Учебник.  Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Главные и второстепенные члены предложения" 5 класс

Тестовая презентация поможет изучить новый материал по теме "Главные и второстепенные члены предложения" в 5 классе, повторитьего, провести контроль знаний учащихся....

Конспект урока русского языка "Главные и второстепенные члены предложения" (5 класс)

Цели урока:Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельнос...

Урок русского языка по теме "Однородные члены предложения"(8 класс)

Урок -практику по теме: «Однородные члены предложения»Цели:1. Закрепить сведения об однородных членах предложения.     Отработать умение расставлять знаки препинания в предложениях с од...

Урок по русскому языку на тему: "Обособленные члены предложения", 8 класс

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Обособленные члены предложения (определения, приложения, обстоятельства)»...

Самостоятельная работа по русскому языку по теме «Обособленные члены предложения». 8 класс.

Самостоятельная работа по русскому языку по теме «Обособленные члены предложения». 8 класс....

Конспект урока по русскому языку "Знакомство с однородными членами предложения" 5 класс коррекционная школа

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга Гребенькова Олега МихайловичаПредмет: русский язык.Тема: Знакомство с однородными членами предложения...