Технологическая карта урока по теме "Вид глагола" для 5 класса
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Тамоян Гаяне Сергеевна

Технологическая карта урока по теме "Вид глагола" для 5 класса по требования ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Вид глагола" 5 класс30.96 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 5 класс

Технологическая карта урока

«Вид глагола»

Урок № 105

Учитель: Тамоян Гаяне Сергеевна (ГБОУ СОШ № 548)

Предмет:  русский язык

Тема урока: «Вид глагола»

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: - ознакомление со способами образования видовых пар глаголов.

Задачи: - продолжить формирование определения вида глагола;

               - образовать глаголы совершенного вида, используя различные способы словообразования;

- воспитывать ценностное отношение к слову.

Планируемые результаты:

предметные: научиться определять вид глагола, образовать видовые пары глаголов разными способами;

метапредметные:  

коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и к самокоррекции.

познавательные:  объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе грамматического наблюдения.

Личностные: формирование навыков самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности при консультативной помощи учителя; формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу), конструированию.

Ресурсы урока: УМК  Русский язык  5 класс: учеб. для общеобраз. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта.-М.:Дрофа, 2012.- 317; стр. 84-86;

-рабочая программа;

-раздаточный материал (карточки).

Форма организации деятельности:  индивидуальная, групповая, фронтальная.

Форма взаимодействия: учащийся-учащийся; учитель-учащийся.

Методические приемы: беседа по вопросам, комментарии учителя, выполнение заданий.

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент (1 минута)

Здоровается с ребятами и гостями.

Приготовьтесь к уроку (тетради, дневники, ручки). Домашнего задания не было на выходных, приступим сразу к работе, к уроку.

- Здороваются, садятся и готовят свои школьные принадлежности.

 2. Мотивация к учебной деятельности (5минут)

Беседа.

Ребята, на доске висят карточки.

1.Рисует                   2.Нарисует

 Крутился                   Наступил

Взлетало                    Донесся

 Шлепала                   Хлопнула

                                    Повлекло

Посмотрите и скажите, слова какой части речи записаны на листочках?

Как вы их определили?

Какие грамматические признаки помогают нам понять, что эти слова являются глаголами?

Распределите эти глаголы на две колонки, а вот по какому признаку, подумайте сами.

Как вы определили?

Ученики получают смайлики.

Молодцы, исходя из вышесказанного, определите тему урока.

Запишите в тетради дату, кл. раб., тему урока (записывает на доске).

-Глаголы

-по вопросу и по значению (что обозначают)

-время,

-вид,

-род (в прошедшем времени),

-лицо ( в наст. и буд. времени)

-число,

-спряжение,

-возвратность.

-По виду.

-По вопросу: глаголы несов. вида отвечают на вопрос что делать? Глаголы Совершенного вида – что Сделать?

А также можно по значению: глаголы несовершенного вида обозначают длительное действие, процесс, а глаголы свершенного вида - законченное действие, есть результат.

Два ученика оформляют на доске в столбик глаголы  несовершенного и совершенного видов (листочки на магнитах).

Называют тему урока:  «Вид (ы) глагола».

Записывают дату, кл. раб., тему урока.

3. Актуализация знаний (4 мин.)

Еще раз повторим, как определяем виды глагола.

Молодцы. Определите виды глаголов из стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета « Учись у них: у дуба, у березы…», которое учили недавно.

Игра «Эстафета».

Молодцы. Все умницы. Победила дружба.

Каждой команде дает смайлик.

-Глаголы различаются двух видов: несов.вид и сов. вид. Несов. вид отвечает на вопрос что делать? А глаголы Сов. вида - что Сделать?

 Читают строки из стихотворения наизусть, выбирают ученика из другой команды, этот учащийся находит глагол, определяет его вид, читает следующую строчку, выбирает следующего отвечающего. Так до конца стихотворения.

4. Постановка и формулировка проблемного вопроса (5 минут)

Комментарий учителя

Обычно глаголу одного вида  соответствует глагол другого вида. Такие глаголы образуют пары. Их называют – видовыми парами.

Например: Кирилл читает (что делает?- глагол нес. вида)

 Кирилл прочитает ( что Сделает? -глагол сов. вида);

Саша кричит (Что делает?- глагол нес. вида)

Саша (что сделает?)  крикнет– гл. сов. вида

 

Я радуюсь (что делаю? –гл. нес. вида).

Я -  (класс подключается к образованию сов. вида)

Полина отвечает (что делает?- несов. вид).

Полина-

На доске у нас уже есть видовая пара. Найдите .

Правильно.

Попробуйте образовать от глаголов несов. вида (карточки на доске висят) глаголы совершенного вида.

Записывает глаголы.

Как вы образовали видовые пары, а именно, глагол совершенного вида?

Молодцы. Значит цель нашего урока какова?

Записывает цель урока на доске.

- что сделаю? – обрадуюсь.

-что cделает? –ответит –гл. сов. вида

- рисовать - нарисовать

Крутился - (за) крутился,

Взлетало – взлетело

Шлепала - шлепнула

С помощью приставки (-вок) и суффикса (-ов) / С помощью морфем / Приставочным и суффиксальным способом.

-Как образовать видовые пары / Способы образования совершенного вида / Образование видовых пар / Научиться образовать сов. вид с помощью приставок и суффиксов.

5. Процесс решения проблемного вопроса (5 мин.)

Упр. 606

В упражнении глаголы распределены на группы. Рассмотрите их, определите вид,  объясните, почему их  расклассифицировали на 4 группы.

Пока дети разбираются в задании, на доске готовит таблицу из 4 граф, которые потом заполнят учащиеся примерами. Учитель заполняет  только заголовки!

1. Стелить-постелить

Бежать - пробежать

Путать-перепутать.

2.Решать-решить

Освещать-осветить,

Опоздать - опаздывать

3. ВЫрезать-вырезАть

НасыпАть – насЫпать

4.Класть – положить,

Ловить – поймать

Перед тем, как выполнить следующее задание, перечертите в тетрадь таблицу.

Прист.

Суфф.

Удар.

Синон.

-Все первые глаголы в парах являются глаголами несовершенного вида, а вторые пары – совершенного.

1.Глаголы совершенного вида первой группы образованы с помощью приставки (приставочным способом).

2. Глаголы третьей группы образованы заменой суффикса (-а-  на –и-).

3. Глаголы образованы изменением ударения.

4. Пятая группа глаголов соверш. вида образована заменой одного слова другим, синонимом.

6. Усвоение новых знаний (12 минут)

Из конверта № 1 возьмите листочки с глаголами. Рассмотрите их и,

во-первых, разложите по видовым парам,

во-вторых, определите их вид,

в-третьих, выясните, каким способом образованы глаголы совершенного вида.

На листочках можете делать заметки, выделить морфемы.

У каждой группы конверты с разными способами образования видовых пар.

Плыть – переплыть

Черчу – начерчу

Смеялся – засмеялся

Ныряла - нырнула

Бросать – бросить

Освещать – осветить

разрезАть – разрЕзать

 засыпАть (долго) - засЫпать (яму)

(пришлось) подвигАться - (захотелось) подвИгаться

Говорить – сказать

Брать – взять

Заходить – зайти

Время выполнения работы 1-2 минуты.

Проверяют и выслушивают каждую группу.

Затем приглашает одного представителя каждой группы, чтобы заполнить соответствующую графу в таблице (закрепить слова на магните).

В конверте № 2 лежит листок с глаголами несовершенного вида. Образуйте видовую пару любым способом, каким хотите. Не забудьте выделить морфемы, поставить ударения. Если захотите дополнить  своими видовыми парами, то можете их записать и прочитать нам. За  дополнительную работу получите смайлик. При готовности поднимите «!».

 Будить, вить, высовывать, трещать, селить, совать, верить, лепить.

Время работы 4 минуты.

Молодцы. Дает каждой команде смайлик.

Работают в группе.

Ученики объясняют способы образования видовых пар и заполняют таблицу (записывают в тетрадях).

Записывают образованные пары и зачитывают. Остальные слушают, при необходимости задают вопросы (не понял, образовал другим способом и т.д.).

7. Вывод (3 минуты)

Вместе с детьми чертит схему видов глагола и способов образования видовых пар.

Возвращается к цели урока.

Спрашивает у учащихся, достигли ли цели?

Ребята отвечают на вопросы.

8. Рефлексия. Оценивание (2 минуты)

 Возьмите свои листы самооценки и поставьте да или нет напротив суждений. Внимательно читайте, потом оцените свою работу в группе и на уроке, запишите, сколько у каждого из вас смайликов. Завтра объясню тем, у кого возникли сложности.

Пока дети заполняют листы, выставляю оценки в журнал, а потом оглашаю их оценки.

Заполняют листы самооценок и сдают их.

9. Объяснение домашнего задания (3 мин.)

Запишите домашнее задание: выполнить упражнения 607 и 608. В 607 упр. нужно образовать видовые пары глаголов с помощью суффикса –ну- . А в 608 - провести полностью синтаксический разбор, модели слов выписать в тетради и выделить морфемы.

Спасибо, ребята, за урок.

Записывают д.з. в дневниках.

?  !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока алгебры в 7 классе по теме "Раскрытие скобок", презентация к уроку алгебры в 7 классе по теме "Раскрытие скобок"

«Раскрытие скобок». Этот материал является подготовительным для решения уравнений новым способом, по программе на его усвоение отводится три часа. Данный урок первый. Нужно изучить и научиться примен...

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...

Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.) Тема урока «Признаки делимости. Делимость на 10, 2, 5.»

Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.)Тема урока «Признаки делимости. Делимость на 10, 2, 5.»...

Технологическая карта урока музыки во втором классе по теме:"Картинки с выставки"

Технологическая карта урока музыки во втором классе по теме: "Картинки с выставки". Цель: на примере творчества М.П. Мусоргского ввести понятие "Сюита"....

Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме « Учимся с «Полярной звездой» 2. Работаем с картой»

Разработка урока географии в 5 классе по теме "Учимся с "Полярной звездой" 2. Работаем с картой. Урок обобщения и систематизации знаний по теме "План и карта"...