Урок "Это замечательное числительное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Нетрадиционный урок изучения имени числительного

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Класс: 6 класс

Тема: Повторение и обобщение по теме « Имя числительное».

Тип урока: Урок повторения и обобщения.

Форма урока: Лабораторная работа.

Цели:

Личностные: осознавать эстетическую ценность русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию, развивать языковые творческие способности.

Метапредметные:

- анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, воспринимать и вычленять нужную информацию на слух.

Предметные:

- анализировать и характеризовать значение и морфологические признаки имён числительных, отличать числительные от слов других частей речи (существительных, прилагательных, глаголов, наречий) со значением количества;

- повторить изученное об имени числительном, его правописание и склонение в письменной и устной речи.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым. 
- Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи смайликов разного цвета, которые лежат у вас на парте. Красный смайлик -  настроение отличное, зелёный - хорошее, синий - так себе. 
-        Я        тоже покажу вам своё настроение. 
- Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное.

  1. Создание проблемной ситуации. Формулировка темы урока и цели.

- Я взяла эпиграфом к уроку следующие слова:

Как обойтись бы без числа

Наука точная могла?

Расчет во всяком деле нужен

И ты с числительным будь дружен.

- Вы согласны с данным утверждением? Может быть, без числительного можно обойтись?

- Если вы так уверенны в важности этой части речи, тогда ответьте на вопрос: «Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?»

 - Да, мы закончили изучение имени числительного. Сегодня нам предстоит проверить, насколько хорошо вы усвоили эту тему. А для этого мы отправимся в институт имени Числительного. В этом институте под пристальным вниманием учёных находится уже хорошо знакомая вам часть речи. Научные сотрудники института подготовили для вас лабораторную работу по пройденной теме. Так что у вас есть замечательная возможность проявить свои знания.

III. Актуализация изученного материала.

1 этап нашей лабораторной работы называется «Лабиринт». На схеме зашифрованы место расположения и номер лаборатории, в которой нам предстоит работать. Расшифруйте код, а для этого надо заменить числа и стрелки словами и вписать их в текст. (текст написан на доске, код на слайде 1 презентации)

Код: 17 → 11  12 ← 25  70

Поднимитесь на ________________ этаж. Поверните _________. Пройдите ________________ поворот___, на ___________________ сверните ______________. Отсчитайте _________________ дверь от конца. Номер вашей лаборатории _________________.

(Один ученик у доски, остальные в тетрадях)

 - Молодцы! Первый этап вы прошли успешно. Можете приступать ко второму.

        2 этап. «Лаборатория». Здесь вам необходимо навести порядок, расставить всё  по своим местам. Выполним несколько заданий.

Задание 1. На слайде 2 даны слова под цифрами. Выпишите номера, под которыми указаны имена числительные.

1. десяток  2. двойной  3. Удесятерить  4. десять  5. удваивать 6. пятерка 7. тройной  8. полтора  9. единственный  10. первый  11. две пятых  12. трехсотый  13. пятеро  14. тройка  15. шестнадцать 16. семидесятый

 - А теперь проверьте себя по образцу. Слайд 3.Ответ: 4,8,10.11,12,13,15,16

- На полях ставьте количество ошибок.

Задание 2: выбрать из данных числительных только количественные.

 - и опять проверьте себя. Слайд 4. Ответ: 4,8,11,13,15

- На полях – количество ошибок.

Задание 3. Заполните таблицу. (таблица распечатана на листках для каждого ученика)

Целые

Дробные

Собирательные

На слайде 5 даны слова: девятнадцать лет, пятеро друзей, три четверти участка, одиннадцатый балл, девятьсот шестьдесят метров, две третьих сада, двое учеников, семьдесят второй год.

 - Проверьте себя по образцу. Слайд 6.

 - Какие из записанных числительных составные? Как вы это определили?

Сделайте вывод о разрядах количественных числительных, о составе числительных.

- Пользуясь критериями, оцените себя:

0 ошибок - «5»

1-2 ошибки – « 4»

3-4 ошибки – « 3»

Более 4 ошибок – «2»

IV. Повторение и обобщение изученного.

 - Итак, порядок в лаборатории наведён, пора приступать непосредственно к лингвистическим опытам. Их будет три и связаны они со склонением числительных.

3 этап. «Лингвистические опыты».

Опыт №1. Работать будем в группах. Каждой группе предстоит просклонять любое числительное в указанных пределах: слайд 7

1 группа – от 11 до 19,

2 группа – от 50 до 80

3 группа – 200, 300, 400

4 группа – от 500 до 900

Вам на эту работу даётся две минуты. Приступайте.

 - Заслушаем представителей каждой группы.

- Молодцы! А теперь опыт №2. Поставьте числительные вместе с существительными в указанных падежах, работать будете в парах.(работают на отдельных листках, сдают на проверку) слайд 8

365 дней – Р.п, Д.п.

297 карандашей – Д.п., П.п.

143 посылки – П.п., Т.п.

777 цветов – Т.п., Р.п. и т.д.

- Я позже проверю ваши листки и скажу результат.

А теперь опыт №3. Запишите примеры словами. Слайд 9. Это ваша самостоятельная работа, на неё вам дано три минуты.

 К 3 ¼ + ¾;   к 7 4/6 +  ⅛;   из 5 4/5 – 3 1/5

- Прочитайте, что у вас получилось, а одноклассники послушают и определят, правильно ли вы выполнили задание.

Сделайте вывод об особенностях склонения числительных.

- Вы, наверное, устали, давайте проведём физминутку.

Физминутка

V. Развитие учебно-языковых и правописных умений.

 - И теперь, отдохнувшие, переходим к завершающему этапу нашей лабораторной работы.

4 этап. «Лингвистический анализ».

- Прочитайте (слайд 10) небольшой рассказ и скажите, о каких свойствах числительных идет речь.

Петя читает вслух какой-то рассказ. В комнату входит старший брат Пети, студент, будущий учитель русского языка. Он слышит только последнюю фразу, которую прочитал Петя: « Двое заколачивали щели новыми досками, шестеро удерживали их веревками».

- Уверен, что среди восьмерых работавших не было ни одной женщины, - сказал брат.

Петя удивленно посмотрел на него:

- Точно! Но как ты догадался? Ведь ты не читал рассказ?

- Нет, не читал. А секрет тут простой: в этой фразе упоминаются необычные числительные, которые имеют одну особенность…

 - Какую? Ответьте.

( об особенностях склонения собирательных числительных)

Задание: Данные предложения (слайд 11) взяты из ученических работ. Все ли здесь правильно? Запишите в исправленном виде.

1)Сестер у Пети только две, и все две окончили школу с золотой медалью.

( Сестер у Пети только две, и обе окончили школу с золотой медалью).

2)Четверо студенток получают повышенную стипендию.

( Четыре студентки получают повышенную стипендию).

3)Договор подписан обоими сторонами.

( Договор подписан обеими сторонами).

4)У меня есть двое попугаев.

( У меня есть два попугая).

5)Мы ехали пятеро дней.

( Мы ехали пять дней).

6)Продано пятьсот сорок трое санок.

( Продано 543 штуки санок. ИЛИ Проданы санки в количестве 543).

 - Наша лабораторная работа окончена, осталось подвести итоги.

VI. Итоги урока и рефлексия.

– Назовите ключевые слова урока. (числительные количественные, порядковые, целые, дробные, собирательные, простые, сложные, составные.)

- Как изменяются числительные? Что вы знаете о правописании числительных?

- Сформулируйте ваше отношение к словам, взятым в качестве эпиграфа.

– Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись цветными смайликами: красный – «отлично», зелёный – «хорошо», синий – «удовлетворительно», чёрный  - «плохо».

Учитель выставляет свои отметки с учётом тех, которые дети поставили сами себе.

VII. Домашнее задание: повторить материал о числительном; выполнить упр. 394 или записать как можно больше произведений, в названиях которых встречается имя числительное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку для учащихся 6 класса Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская)

Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская).Тип урока: изучение нового учебного материала.ТЦУ:Усвоить понятие «количественные числительные», формироват...

: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».

Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное»....

Имя числительное. Употребление числительных в речи.

Урок-презентация для учащихся с ОВЗ....

Конспект урока: «Имя числительное. Простые, сложные и составные числительные».

Цели:   познакомить с признаками числительного как части речи; показать отличие числительных от других частей речи с числовым значением; учить находить числительные в тексте.Тип урока: урок ...

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного....

Числительное как часть речи. Разряды числительных. Орфограммы числительных.

Памятка о числительном как части речи. В ней представлены разряды числительных, особенности употребления и написания числительных....