Аннотация
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Кривилева Светлана Николаевна

Конспект урока по теме "Аннотация"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл annotatsiya.pptx698.79 КБ
Файл annotatsiya.docx37.43 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Аннотация

Слайд 2

Тема: Развитие речи. Основные виды информационной переработки текста (аннотация).

Слайд 3

Цель: познакомиться с понятием «аннотация» и различными её видами, показать практическое значение данного жанра, его особенности, структурно-смысловые части.

Слайд 5

Аннотация - небольшое связное описание и оценка содержания и структуры книги или статьи. Работа над аннотацией помогает ориентироваться в ряде источников на одну тему, а также при подготовке обзора литературы. Что такое " аннотация«?

Слайд 6

1. Аннотация – краткая характеристика содержания книги. 2. Обычно аннотация находится в начале или в конце книги. 3. Аннотация помогает выбрать нужную интересную книгу.

Слайд 7

1.Леокум Аркадий Детская энциклопедия “Скажи мне, почему?..” (Авторизированный перевод Я. и А. Огуреевых . Художник А. Вернигора. – М.: Молодая гвардия, 1992. – 334 с., ил. В книге сконцентрированы наиболее интересные и современные знания из разных областей жизни человека, природы, науки, истории, культуры.

Слайд 8

2. Родная старина: Отечественная история в рассказах и картинах. (с XVI до XVII вв.) / Сост. В. Д. Сиповский . – М.: Современник, 1993. – 446 с., ил . Второй том “Родной старины” В.Д. Сиповского посвящен событиям допетровской Руси. Юный читатель серии “История России в рассказах для детей” сможет пополнить свои знания об эпохе Смутного времени, познакомится с историей религии и церкви. Замечательные иллюстрации дают наглядное и точное представление об архитектуре того времени, об одежде, оружии, быте наших предков. “Родная старина” – незаменимое учебное пособие по истории Отечества.

Слайд 9

Аннотация Библиографическое описание : – Автор. – Название. – издательство, – год издания. – – количество страниц., – наличие иллюстраций. Текст аннотации : – жанр произведения; – действующие лица; – время и место действия; – краткое содержание; – тема; – проблематика; – адресат.

Слайд 10

Учебное пособие В. Я. Коровина В. П. Журавлев В. И. Коровин Литература 8 класс Обратимся к учебнику литературы

Слайд 11

Виды аннотации Справочные Рекомендательные Общие Обзорные Специализированные

Слайд 12

Инструкция

Слайд 13

2. Затем указывается жанр произведения. В этом пункте приветствуется точность и подробность. К стандартному обозначению жанра можно присовокупить оценочную характеристику. Именно она станет для читателя отличительной чертой, которая поможет сделать выбор в пользу именно этой книги. Инструкция

Слайд 14

Инструкция

Слайд 15

4. Если книга, к которой пишется аннотация, не художественная, а научная, в начале аннотации указываются ученые звания автора. При анализе содержания делается акцент на отличии книги или статьи от изданий, посвященных той же теме или области исследования. Дополнительно может быть сказано о части аудитории, которой будет интересна данная книга. Инструкция

Слайд 16

Образец аннотации:

Слайд 17

Астафьев В. Конь с розовой гривой: Рассказы / Художник С. Сюхин . – Детская литература, – 144с.: Рассказы о сибирской деревне, о детстве мальчика, о его бабушке и дедушке, настоящих тружениках и прекрасных людях. М.: ил. 1990.

Слайд 18

Образцы клишированных аннотаций

Слайд 19

Образцы клишированных аннотаций

Слайд 20

1. Аннотация – это … а) краткий пересказ содержания; б) подробное изложение текста. 2. Какие сведения может содержать аннотация? а) сведения об авторе; б) иллюстрации к произведению; в) краткое содержание; г) перечень всех героев произведения; д ) тема книги.

Слайд 21

Вы приобрели достаточно знаний для того, чтобы самостоятельно создать аннотацию. Напишите такую аннотацию на свою любимую книгу , чтобы, познакомившись с ней, у читателей возникло желание прочитать книгу. Домашнее задание

Слайд 22

Желаю творческих успехов!



Предварительный просмотр:

Урок русского языка                                                                                            8 класс

Тема: Развитие речи.  Основные виды информационной переработки текста (аннотация).

Цель: познакомиться  с понятием «аннотация» и различными её видами, показать практическое   значение данного жанра, его особенности, структурно-смысловые части.

 Задачи:

-  формировать  умения:   анализировать  аннотации, определять тему, основную мысль текста,  

 давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос;

-  развивать логическое мышление, речь обучающихся;

-  воспитывать интерес к чтению, коммуникативные качества.

Оборудование:

-  индивидуальные карточки с текстовыми иллюстрациями по теме урока (аннотации);

-  карточки с индивидуальными и групповыми заданиями;

-  презентация.

Ход урока

  1. Организационный этап.  Приветствие.

- Дорогие ребята, улыбнёмся друг другу и нашим гостям. Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем вам успехов!

II.        Подготовительный этап.

- Запишем в тетрадь сегодняшнее число и классная работа.

Целеполагание.

- Ребята, я предлагаю вам записать под диктовку словарные слова.

     

 Календарь, январь, иней, шоссе, столица, натюрморт, оценка, биография, рябина.

- Выпишите вторую букву каждого слова.

- Какое слово у Вас получилось?    (Аннотация)  (СЛАЙД 1)

- Определите  тему  урока.

- Запишите название  темы  в тетрадь. (СЛАЙД, см.тему урока)

- Наша задача - познакомиться с понятием «аннотация» и выяснить,  для  чего она нужна; научиться анализировать аннотацию и составлять   её самостоятельно.  (СЛАЙД, см. цель)

III.        Работа по теме урока.

  1. Мотивация необходимости знаний по данной теме.

 

- Представьте себе, что вы пришли в библиотеку, перед вами много интересных книг  (СЛАЙД с изображением библиотеки).    Каждая книга ищет своего читателя, а вы ищете книгу. Как выбрать нужную книгу?  Что вам в этом поможет? (Автор книги, заглавие книги, иллюстрации, оглавление…)

- Правильно, вы читаете фамилию автора, заголовок, смотрите оглавление, рисунки, если они есть. Но есть ещё один помощник – аннотация. Я думаю, что Вы хотели бы узнать, что это такое.

-  Предположите,  что означает слово   «аннотация».

 (Аннотация – краткая характеристика содержания  книги.)    (СЛАЙД 2)

  Прочитайте текст.  Какую информацию об аннотации вы узнали из этого текста.  (Текст читает ученик)

   Аннотация – это краткая характеристика содержания книги. Несколько скромных строчек, чаще всего – мелким шрифтом, на первой или на последней странице книги, в библиографическом указателе, в журнале, в газете – в любом месте, где специалисты стараются коротко и точно порекомендовать книгу. Задачи аннотации – передать суть книги, заинтересовать и привлечь читателя. Например: “Настоящая книга представляет собой первый на русском языке перевод словаря-справочника по истории географических открытий и исследований. Он содержит биографии более чем трехсот выдающихся путешественников и мореплавателей всех времен и народов”.

Слишком коротко и слишком “сухо”? Нет, вполне достаточно, чтобы заинтересовать книгой под названием “300 путешественников”.

Привычка пользоваться аннотацией – одна из главных привычек серьезного читателя. (Юному книголюбу. Словарь-справочник.)

 

- Задайте вопросы, на которые вы можете найти ответы в этом тексте.

( Что такое аннотация?  Где в книге расположена аннотация?  Какова цель аннотации?                            Кто пользуется аннотацией?)

- Запишем вывод в тетрадь.    (СЛАЙД)

1. Аннотация – краткая характеристика содержания книги.

2. Обычно аннотация находится в начале или в конце книги.

3. Аннотация помогает выбрать нужную интересную книгу.

- Проверьте, есть ли аннотации в вашем учебнике по русскому языку.

2). Работа с текстом. Аналитическое чтение аннотации.   (У учащихся раздаточные карточки.)

-  Перед вами две аннотации. Сравним их. Что значит сравнить? (Найти общее и различное.)

1. Леокум Аркадий

Детская энциклопедия “Скажи мне, почему?..” (Авторизированный перевод Я. и А. Огуреевых. Художник А. Вернигора. – М.: Молодая гвардия, 1992. – 334 с., ил.    (СЛАЙД )

В книге сконцентрированы наиболее интересные и современные знания из разных областей жизни человека, природы, науки, истории, культуры.

2. Родная старина: Отечественная история в рассказах и картинах. (с XVI до XVII вв.) / Сост. В. Д. Сиповский. – М.: Современник, 1993. – 446 с., ил.    (СЛАЙД)

Второй том “Родной старины” В.Д. Сиповского посвящен событиям допетровской Руси.

Юный читатель серии “История России в рассказах для детей” сможет пополнить свои знания об эпохе Смутного времени, познакомится с историей религии и церкви.

Замечательные иллюстрации дают наглядное и точное представление об архитектуре того времени, об одежде, оружии, быте наших предков.

“Родная старина” – незаменимое учебное пособие по истории Отечества.

– Что вы узнали о книгах из этих аннотаций?

– Что общего в них?   (Есть библиографическое описание: автор, название, год издания, название издательства, количество страниц в книге.)

– Какие две части можно выделить?  (библиографическое описание и сам текст аннотации)

– Каково назначение каждого из этих текстов? (1 – дает представление о содержании; 2 – рекомендует познакомиться с книгой)

– Как автор аннотации смог привлечь ваше внимание к книге? (Обращение “юный читатель”, реклама “незаменимое учебное пособие”.)

– Какие элементы можно выделить в тексте аннотации?

Аннотация      (СЛАЙД)
http://festival.1september.ru/articles/525422/img1.gif

Библиографическое описание:
– Автор.
– Название.
– издательство, 
– год издания. –
– количество страниц.,
– наличие иллюстраций.

Текст аннотации:
– жанр произведения;
– действующие лица;
– время и место действия;
– краткое содержание;
– тема;
– проблематика;
– адресат.

- Обратите внимание  на порядок элементов в библиографическом описании и знаки препинания. Обратимся  к учебнику русского языка. (Прокомментировать знаки препинания.)      (СЛАЙД)

3) Расширение понятия «аннотация». Знакомство с теоретическим материалом.

- Прочитаем текст «Виды аннотации».    (СЛАЙД)

По содержанию и целевому назначению аннотации подразделяются на справочные и рекомендательные.

Справочные аннотации, их также называют описательными или информационными, характеризуют тематику текста, сообщают какие-либо сведения о нем, но не дают его критической оценки.

Рекомендательные аннотации характеризуют первоисточник и дают оценку его пригодности для определенной категории потребителей, с учетом уровня подготовки, возраста и других особенностей потребителей.

По полноте охвата содержания аннотируемого макротекста и читательскому назначению аннотации подразделяются на общие и специализированные.

Общие аннотации характеризуют макротекст документа в целом и рассчитаны на широкий круг пользователей.

Специализированные аннотации, характеризуя документ лишь в определенных аспектах, рассчитаны на узкий круг специалистов, и носят в основном справочный характер.

Аннотации могут быть и обзорными, то есть содержать обобщенную характеристику двух и более макротекстов, близких по тематике.

Для справочной обзорной аннотации характерно объединение сведений о том, что является общим для нескольких книг на одну и ту же тему, с уточнением трактовки темы в каждом из аннотируемых произведений.

Знание правил составления аннотаций способствует адекватному извлечению основных положений источника по теме исследования и их оформлению в соответствии с требованиями нормативных документов.  

- Сделаем вывод.    (СЛАЙДЫ 8-11)

- Познакомимся с образцом написания аннотации.   (СЛАЙД 14)

4) Самостоятельная работа.

– Проверим ваши знания по теме “Аннотация”. Ваша задача – восстановить поврежденный текст аннотации, расставив ее элементы в нужной последовательности, и дописать аннотацию, дав книге оценку, рекомендацию.    

Текст  (СЛАЙД)

а)  Астафьев В. Конь с розовой гривой: Рассказы / Художник С. Сюхин. – Детская литература, – 144с.:

Рассказы о сибирской деревне, о детстве мальчика, о его бабушке и дедушке, настоящих тружениках и прекрасных людях.

  • М.:
  • ил.
  • 1990.

б) Составление аннотации к  книге.  

- В помощь вам несколько предложений, которые могут написать аннотацию:  (СЛАЙДЫ 17,18)

1.        Писатель….. рассказывает о ……..

2.        Удивительные события происходят в книге………

3.        Если вы прочтёте………, вы обязательно полюбите главного героя.

4.        Ты хочешь узнать о…….? Тогда прочитай………

- Но вы можете самостоятельно составить план своей аннотации.

IV.   Итоги  урока.

- С каким понятием мы сегодня познакомились?

1.        Аннотация – это …      (СЛАЙД)

              а) краткий пересказ содержания;

              б) подробное изложение текста.

2.        Какие сведения может содержать аннотация?

              а) сведения об авторе;

              б) иллюстрации к произведению;

              в) краткое содержание;

              г) перечень всех героев произведения;

              д) тема книги.

V.   Рефлексия.

- Что Вам понравилось на уроке?

- Что оказалось трудным?

VI.   Оценивание учащихся. Домашнее задание  (СЛАЙД)

Вы приобрели достаточно знаний для того, чтобы самостоятельно создать аннотацию. Напишите такую аннотацию на свою любимую книгу, чтобы, познакомившись с ней, у читателей возникло желание прочитать книгу.

Спасибо за урок! Всем хорошего дня!

1. Леокум Аркадий

Детская энциклопедия “Скажи мне, почему?..” (Авторизированный перевод Я. и А. Огуреевых. Художник А. Вернигора. – М.: Молодая гвардия, 1992. – 334 с., ил.    

В книге сконцентрированы наиболее интересные и современные знания из разных областей жизни человека, природы, науки, истории, культуры.

2. Родная старина: Отечественная история в рассказах и картинах. (с XVI до XVII вв.) / Сост. В. Д. Сиповский. – М.: Современник, 1993. – 446 с., ил.  

Второй том “Родной старины” В.Д. Сиповского посвящен событиям допетровской Руси.

Юный читатель серии “История России в рассказах для детей” сможет пополнить свои знания об эпохе Смутного времени, познакомится с историей религии и церкви.

Замечательные иллюстрации дают наглядное и точное представление об архитектуре того времени, об одежде, оружии, быте наших предков.

“Родная старина” – незаменимое учебное пособие по истории Отечества.

По содержанию и целевому назначению аннотации подразделяются на справочные и рекомендательные.

Справочные аннотации, их также называют описательными или информационными, характеризуют тематику текста, сообщают какие-либо сведения о нем, но не дают его критической оценки.

Рекомендательные аннотации характеризуют первоисточник и дают оценку его пригодности для определенной категории потребителей, с учетом уровня подготовки, возраста и других особенностей потребителей.

По полноте охвата содержания аннотируемого макротекста и читательскому назначению аннотации подразделяются на общие и специализированные.

Общие аннотации характеризуют макротекст документа в целом и рассчитаны на широкий круг пользователей.

Специализированные аннотации, характеризуя документ лишь в определенных аспектах, рассчитаны на узкий круг специалистов, и носят в основном справочный характер.

Аннотации могут быть и обзорными, то есть содержать обобщенную характеристику двух и более макротекстов, близких по тематике.

Для справочной обзорной аннотации характерно объединение сведений о том, что является общим для нескольких книг на одну и ту же тему, с уточнением трактовки темы в каждом из аннотируемых произведений.

Знание правил составления аннотаций способствует адекватному извлечению основных положений источника по теме исследования и их оформлению в соответствии с требованиями нормативных документов.  

а)Астафьев В. Конь с розовой гривой: Рассказы / Художник С. Сюхин. – Детская литература, – 144с.:

Рассказы о сибирской деревне, о детстве мальчика, о его бабушке и дедушке, настоящих тружениках и прекрасных людях.

  • М.:
  • ил.
  • 1990.

б) Составление аннотации к  книге.  

1.        Писатель….. рассказывает о ……..

2.        Удивительные события происходят в книге………

3.        Если вы прочтёте………, вы обязательно полюбите главного героя.

4.        Ты хочешь узнать о…….? Тогда прочитай……

   Аннотация – это краткая характеристика содержания книги. Несколько скромных строчек, чаще всего – мелким шрифтом, на первой или на последней странице книги, в библиографическом указателе, в журнале, в газете – в любом месте, где специалисты стараются коротко и точно порекомендовать книгу. Задачи аннотации – передать суть книги, заинтересовать и привлечь читателя. Например: “Настоящая книга представляет собой первый на русском языке перевод словаря-справочника по истории географических открытий и исследований. Он содержит биографии более чем трехсот выдающихся путешественников и мореплавателей всех времен и народов”.

Слишком коротко и слишком “сухо”? Нет, вполне достаточно, чтобы заинтересовать книгой под названием “300 путешественников”.

Привычка пользоваться аннотацией – одна из главных привычек серьезного читателя. (Юному книголюбу. Словарь-справочник.)

   Аннотация – это краткая характеристика содержания книги. Несколько скромных строчек, чаще всего – мелким шрифтом, на первой или на последней странице книги, в библиографическом указателе, в журнале, в газете – в любом месте, где специалисты стараются коротко и точно порекомендовать книгу. Задачи аннотации – передать суть книги, заинтересовать и привлечь читателя. Например: “Настоящая книга представляет собой первый на русском языке перевод словаря-справочника по истории географических открытий и исследований. Он содержит биографии более чем трехсот выдающихся путешественников и мореплавателей всех времен и народов”.

Слишком коротко и слишком “сухо”? Нет, вполне достаточно, чтобы заинтересовать книгой под названием “300 путешественников”.

Привычка пользоваться аннотацией – одна из главных привычек серьезного читателя. (Юному книголюбу. Словарь-справочник.)

   Аннотация – это краткая характеристика содержания книги. Несколько скромных строчек, чаще всего – мелким шрифтом, на первой или на последней странице книги, в библиографическом указателе, в журнале, в газете – в любом месте, где специалисты стараются коротко и точно порекомендовать книгу. Задачи аннотации – передать суть книги, заинтересовать и привлечь читателя. Например: “Настоящая книга представляет собой первый на русском языке перевод словаря-справочника по истории географических открытий и исследований. Он содержит биографии более чем трехсот выдающихся путешественников и мореплавателей всех времен и народов”.

Слишком коротко и слишком “сухо”? Нет, вполне достаточно, чтобы заинтересовать книгой под названием “300 путешественников”.

Привычка пользоваться аннотацией – одна из главных привычек серьезного читателя. (Юному книголюбу. Словарь-справочник.)

   Аннотация – это краткая характеристика содержания книги. Несколько скромных строчек, чаще всего – мелким шрифтом, на первой или на последней странице книги, в библиографическом указателе, в журнале, в газете – в любом месте, где специалисты стараются коротко и точно порекомендовать книгу. Задачи аннотации – передать суть книги, заинтересовать и привлечь читателя. Например: “Настоящая книга представляет собой первый на русском языке перевод словаря-справочника по истории географических открытий и исследований. Он содержит биографии более чем трехсот выдающихся путешественников и мореплавателей всех времен и народов”.

Слишком коротко и слишком “сухо”? Нет, вполне достаточно, чтобы заинтересовать книгой под названием “300 путешественников”.

Привычка пользоваться аннотацией – одна из главных привычек серьезного читателя. (Юному книголюбу. Словарь-справочник.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Полная аннотация проекта и образец презентации на тему "Протестантская "трудовая этика"

Данный учебный материал представляет собой полную аннотацию работы с учащимися по теме "Реформация в Европе" и презентацию возможного проекта, как итог учебно-исследовательской деятельности по данному...

Аннотация к работе Педагогический проект «Организация внеурочной деятельности школьников»

В современном обществе на сегодняшний день неизбежно возникают вопросы: чему учить? зачем учить? как учить?, но, вместе с тем, появляется еще один: как учить результативно? ...

Аннотация к проекту «ПРОИГРАННАЯ ПОБЕДА»: АНАЛИЗ ПРИЧИН ПОРАЖЕНИЯ В РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЕ 1904-1905 гг.

Мтаериал подготовлен к IХ областному фестивалю презентаций учебных и педагогических проектов. Проект защищался в секции по истории  "Сокровища веков". В работе проанализированы причины поражения ...

Аннотация

В работе представлен опыт применения ИКТ на уроках изобразительного искусства и технологии, раскрываются возможности повышения качества обучения путём проведения интегрированных уроков гуманит...

аннотация

Аннотации учебных программ дисциплин блока ЕН по специальности 230115 Программирование в компьютерных системах...

Аннотация работы "От сферы к плоскости"

В данной статье представлена аннотация работы "От сферы к плоскости" учащейся 7 класса. На  НПК эта работа заняла 2 место....

Аннотация на научную работу Ефремова Е.

Аннотация на работу Ефремова Е....