Главные вкладки

    Проект обобщающе-повторительного урока русского языка
    план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

    Ульянова Мария Борисовна

    Проблемное поле урока, цели, дидактическая структкра урока.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_obobshchayushchego_uroka_ulyanova_m.b.doc122.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект обобщающе-повторительного урока русского языка

    Учитель: Ульянова М.Б., учитель русского языка и литературы

    МБОУ «Уралинская ООШ»

    Тема урока:

    Причастие

    Класс

    6

    Проблемное поле урока

    Проблемное поле

    Возможные блоки

    Содержание блока

    Содержательная проблема

    Учащиеся должны уметь опознавать причастия в тексте, определять вид, грамматические и морфологические признаки, обособлять причастные обороты  в процессе самостоятельной деятельности.

    Диалектико-технологическая проблема

    Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать задачи познавательной деятельности, пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемым результатом, работать в паре и группе, обосновывать свою позицию, согласовывать свою деятельность с деятельностью других.

    Исследовательская проблема

    Необходимость разрешения противоречия между традиционной дидактикой и методикой, без которых невозможно предметное обучение, и вариативными образовательными технологиями, которые призваны реализовать личностно-ориентированный подход с компетентностным результатом.

    Таблица 5

    Цели проекта на двух уровнях

    I. Цели развития образовательного процесса

    Диагностические

    Выяснить причины затруднений при обособлении определений, выраженных причастным оборотом.

     

    Познавательные

    Определение результативности и эффективности, применяемых методических и дидактических приемов через мониторинг качества знаний по  данной теме.

    Исследовательские

    Защита групповых проектов  по теме «Причастие»  с использованием  нетрадиционного подхода  урока-семинара.

    П. Цели профессионального и личностного саморазвития учителя

    Освоение учителем технологии «открытого», «вероятностного», вариативного образования. Овладение приемами и техниками планирования и проведения уроков, соответствующих требованиям нового общеобразовательного стандарта.

    Таблица 6

    Дидактическая структура урока

    Этап урока

    Затраты времени, мин.

    Основные приемы, методы, формы работы

    1

    Организация начала занятия (мотивация)

    2

    Вот свойство моё обязательное:

    Склоняюсь я, как прилагательное.

    На все вопросы отвечаю.

    Глагол по значению напоминаю.

    П. Чесноков

    О чем эта загадка? (О причастии)

    Отсюда тема урока»Причастие» (определяют дети)

    ​Обратите внимание на эпиграф, записанный на доске.

    Причастие – это часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного.

    В.И. Даль

    Как понять смысл этого высказывания?                                     Что значит «причастный»? (Имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-нибудь)

    Цель урока: систематизация  знания учащихся по теме «Причастие».

    Задачи:

    1.​ Активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о предложении, сравнить интонации простого предложения, ничем не осложненного и осложненного причастным оборотом;

    2.​ Совершенствовать умение находить и выделять знаками причастные обороты;

    3.​ Развивать творческие способности ребят; продолжить работу по культуре речи;  прививать любовь к родному языку.

    2

    Проверка д/з

    7

    Первичная актуализация.

    Рассказ на лингвистическую тему “Причастие” (задание подготовлено дома).

    План ответа.

    1. Что такое причастие:

    а) причастие – это …;

    б) вопросы причастия;

    в) признаки прилагательного у причастия, примеры;

    г) признаки глагола у причастия, примеры;

    д) вид причастия, примеры;

    ж) суффиксы причастия, примеры;

    з) синтаксическая функция причастия, примеры.

    3

    Подготовка к основному этапу занятия

    Актуализация знаний .

    Цифровой диктант со следующими словосочетаниями:

    умывающийся мальчик, пойманная рыба, разобранный забор, пролиставший книгу, оберегаемая от росы, лечащий врач, согретые костром, увиденные нами.

    1- действительное причастие;

    2- страдательное причастие.

    Код ответов: 1,2,2,1,2,1,2,2.

    4

    Системная актуализация

    28

    Работа в группах с защитой проектов

    Заполнение таблицы:1 группа заполняет чистую таблицу, 2 группа заполняет таблицу частично заполненную

     

    Действительные

    Страдательные

     

    От каких глаголов образуются

    спряжение

    суффиксы

    примеры

    От каких глаголов образуются

    спряжение

    суффиксы

    примеры

    Наст. время

    Несов вида (перех и неперех)

    несовер вида (перех)

    Прошед. время

    Совер и несовер вида (перех, неперех)

    Совер и несовер вида (перех)

    -

     

    Действительные

    Страдательные

     

    От каких глаголов образуются

    спряжение

    суффиксы

    примеры

    От каких глаголов образуются

    спряжение

    суффиксы

    примеры

    Наст. время

    Прошед. время

    -

    Работа с текстом: выявление качества и уровня овладения знаниями .
             Вот пишут: малая родина… Что (же) это такое? Где ее гр_ницы? Откуда и куда она прост_ра_тся?

          По–моему,   малая родина – это окоём нашего детства. Иными словами, то, что способно об_ять мальчишеское око. И что жажд_т   вм_стить в себя чистая, ра_пахнут… душа. Где эта душа вп_рвые уд_вилась, обрад_валась и во_ликовала от нахлынувш_го в_сторга.

        Малая родина – это то, что на всю ж_знь одар_вает нас крыл_ями вд_хновения

    Евгений Носов

    Задания к тексту

    -В предложениях 19-21  найдите словосочетания,  соответствующие данным схемам:  

    1 группа  причаст. + сущ., 2 группа причаст. + сущ. с предлогом;

    -   Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие настоящего времени.

    -   найдите в предложении причастие, которое  пишется  1 группа  с НН, 2 группа  Н?

    -   найдите  в предложении слово, где  НЕ с причастием пишется   1 группа  раздельно,  2 группа  слитно?

    - измените 1 предложение так, чтобы запятой не было?

    - Перестройте 2 предложение так, чтобы оно стало простым

    - I группа в 12 и 13 предложениях образуйте от глаголов в скобках причастия с соответствующими грамматическими признаками

    - II группа в 14 и 17 предложениях выберите правильный вариант причастия с соответствующими грамматическими признаками.

    5

    Контроль и самопроверка знаний

     6

     

     2

    Тестирование по теме «Причастие». В оставшееся время ученики выполняют тест и получают ещё одну оценку.

    1) а) увид…нный;

    б) сброш…нный;

    в) обвенч…нный:

    г) просмотр…нный.

    2) а) леч…щий;

    б) маяч…щий;

    в) готов…щийся;

    г) незнач…щих.

    3) а) озаря…мый:

    б) ненавид…мый;

    в) слыш…мый;

    г) вид…мый.

    4) а) замеш…нное тесто;

    б) застро…нный город;

    в) высуш…нные грибы;

    г) замеш…нный в преступлении.

    5) а) –ущ;

    б) –ащ;

    в) –ом;

    г) –ющ.

    6) а) тучи рассея(н ,нн)ы;

    б) избалова(н, нн) ый ребёнок;

    в) решё(н, нн)ый вопрос;

    г) некраше(н,нн)ый пол;

    7) а) (не) пролазная чаща;

    б) никем (не) исследова(н,нн)ая местность;

    в) (не) закончившееся собрание;

    г) (не) доумевающий взгляд.

    8) а) девочка испуга…а;

    б) созда…ый людьми;

    в) работа выполне…а;

    г) выписа…а газета.

    9) а) тронутый утренником осенний лист;

    б) пожелтевшие листья;

    в) опалённый дыханием осени;

    г) оставленные на столе вещи.

    10) а) обстоятельство;

    б) дополнение;

    в) определение;

    г) сказуемое.

    6

    Подведение итогов

    Взаимооценка  и самооценка. Рефлексия.(Что узнали? Чему научились?)

    Дать анализ и оценку успешности достижения цели.
    Оценивание работы класса в целом и отдельных учащихся.
    - Что вам запомнилось сегодня на уроке?
    - Каким настроением проникнут урок?
    - Над чем необходимо еще поработать?
    - Решена ли основная задача на уроке?

    Учащиеся сдают листы обратной связи

    7

    Окончание урока. Информация о д/з.

    Краткое изложение требований к выполнению. Мотивация на будущее.

    Домашнее задание (разноуровневые):

     1) составьте предложения с причастиями или причастным оборотом по теме: «Моя малая родина»,  2) напишите сочинение (с использованием причастий) на одну из тем:

    «Улица моего детства»

    «Один день моего села»

    «Лучшие люди нашего села»

    Подобрать эпиграф к сочинению из стихотворений поэтов-земляков.

    Сценарный (с кратким содержанием конкретного материала) план урока с возможными вариациями:

    I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) 

    Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровн

    Добрый день, мои друзья,
    Встрече с вами рада я.
    Сели ровно, всё достали,
    Вспоминаем всё, что знали.
    Оставляем все заботы
    И включаемся в работу.

    Приветствуют учителя

    Самоопределение, смыслообразование (Л)

    Планирование учебного сотрудничества (К)

    Вот свойство моё обязательное:

    Склоняюсь я, как прилагательное.

    На все вопросы отвечаю.

    Глагол по значению напоминаю.

    П. Чесноков

    О чем эта загадка? (О причастии)

                                      Отсюда тема урока»Причастие» (определяют дети)

    ​Обратите внимание на эпиграф, записанный на доске.

    Причастие – это часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного.

    В.И. Даль

    Как понять смысл этого высказывания?                                     Что значит «причастный»? (Имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-нибудь)

    Цель урока: систематизация  знания учащихся по теме «Причастие».

    Задачи:

    1.​ Активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о предложении, сравнить интонации простого предложения, ничем не осложненного и осложненного причастным оборотом;

    2.​ Совершенствовать умение находить и выделять знаками причастные обороты;

    3.​ Развивать творческие способности ребят; продолжить работу по культуре речи;  прививать любовь к родному языку.

     2. Проверка д/з                    Первичная актуализация.

    Рассказ на лингвистическую тему “Причастие” (задание подготовлено дома).

    План ответа.

    1. Что такое причастие:

    а) причастие – это …;

    б) вопросы причастия;

    в) признаки прилагательного у причастия, примеры;

    г) признаки глагола у причастия, примеры;

    д) вид причастия, примеры;

    ж) суффиксы причастия, примеры;

    з) синтаксическая функция причастия, примеры.

    3. Подготовка к основному этапу занятия.                 Актуализация знаний.

    Цифровой диктант со следующими словосочетаниями:

    умывающийся мальчик, пойманная рыба, разобранный забор, пролиставший книгу, оберегаемая от росы, лечащий врач, согретые костром, увиденные нами.

    1- действительное причастие;

    2- страдательное причастие.

    Код ответов: 1,2,2,1,2,1,2,2.

    4.   Системная актуализация  Самостоятельная  работа в группах

    Заполнение таблицы:1 группа заполняет чистую таблицу, 2 группа заполняет таблицу частично заполненную

     

    Действительные

    Страдательные

     

    От каких глаголов образуются

    спряжение

    суффиксы

    примеры

    От каких глаголов образуются

    спряжение

    суффиксы

    примеры

    Наст. время

    Несов вида (перех и неперех)

    несовер вида (перех)

    Прошед. время

    Совер и несовер вида (перех, неперех)

    Совер и несовер вида (перех)

    -

     

    Действительные

    Страдательные

     

    От каких глаголов образуются

    спряжение

    суффиксы

    примеры

    От каких глаголов образуются

    спряжение

    суффиксы

    примеры

    Наст. время

    Прошед. время

    -

    Работа с текстом: выявление качества и уровня овладения знаниями .
             Вот пишут: малая родина… Что (же) это такое? Где ее гр_ницы? Откуда и куда она прост_ра_тся?

          По–моему,   малая родина – это окоём нашего детства. Иными словами, то, что способно об_ять мальчишеское око. И что жажд_т   вм_стить в себя чистая, ра_пахнут… душа. Где эта душа вп_рвые уд_вилась, обрад_валась и во_ликовала от нахлынувш_го в_сторга.

        Малая родина – это то, что на всю ж_знь одар_вает нас крыл_ями вд_хновения

    Евгений Носов

    Задания к тексту

    -В предложениях 19-21  найдите словосочетания,  соответствующие данным схемам:  

    1 группа  причаст. + сущ., 2 группа причаст. + сущ. с предлогом;

    -   Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие настоящего времени.

    -   найдите в предложении причастие, которое  пишется  1 группа  с НН, 2 группа  Н?

    -   найдите  в предложении слово, где  НЕ с причастием пишется   1 группа  раздельно,  2 группа  слитно?

    - измените 1 предложение так, чтобы запятой не было?

    - Перестройте 2 предложение так, чтобы оно стало простым

    - I группа в 12 и 13 предложениях образуйте от глаголов в скобках причастия с соответствующими грамматическими признаками

    - II группа в 14 и 17 предложениях выберите правильный вариант причастия с соответствующими грамматическими признаками

    5. Контроль и самопроверка знаний

    Тестирование по теме «Причастие». В оставшееся время ученики выполняют тест и получают ещё одну оценку.

    1) а) увид…нный;

    б) сброш…нный;

    в) обвенч…нный:

    г) просмотр…нный.

    2) а) леч…щий;

    б) маяч…щий;

    в) готов…щийся;

    г) незнач…щих.

    3) а) озаря…мый:

    б) ненавид…мый;

    в) слыш…мый;

    г) вид…мый.

    4) а) замеш…нное тесто;

    б) застро…нный город;

    в) высуш…нные грибы;

    г) замеш…нный в преступлении.

    5) а) –ущ;

    б) –ащ;

    в) –ом;

    г) –ющ.

    6) а) тучи рассея(н ,нн)ы;

    б) избалова(н, нн) ый ребёнок;

    в) решё(н, нн)ый вопрос;

    г) некраше(н,нн)ый пол;

    7) а) (не) пролазная чаща;

    б) никем (не) исследова(н,нн)ая местность;

    в) (не) закончившееся собрание;

    г) (не) доумевающий взгляд.

    8) а) девочка испуга…а;

    б) созда…ый людьми;

    в) работа выполне…а;

    г) выписа…а газета.

    9) а) тронутый утренником осенний лист;

    б) пожелтевшие листья;

    в) опалённый дыханием осени;

    г) оставленные на столе вещи.

    10) а) обстоятельство;

    б) дополнение;

    в) определение;

    г) сказуемое.

    6. Подведение итогов

    Дать анализ и оценку успешности достижения цели.
    Оценивание работы класса в целом и отдельных учащихся.
    - Что вам запомнилось сегодня на уроке?
    - Каким настроением проникнут урок?
    - Над чем необходимо еще поработать?
    - Решена ли основная задача на уроке?

    Учащиеся сдают листы обратной связи

    7. Окончание урока. Информация о д/з.

    Домашнее задание (разноуровневые):

     1) составьте предложения с причастиями или причастным оборотом по теме: «Моя малая родина»,  2) напишите сочинение (с использованием причастий) на одну из тем:

    «Улица моего детства»

    «Один день моего села»

    «Лучшие люди нашего села»

    Подобрать эпиграф к сочинению из стихотворений поэтов-земляков.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Инновационный проект.«Краеведение на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности как условие развития национального самосознания учащихся»

    Обращение к данному проекту продиктовано теми изменениями, которые происходят в нашем обществе в условиях мировой интеграции, глобализации и формирования единого информационного пространства: ...

    Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Обобщающе-повторительный урок по теме "Частицы"""

    В данной презентации представлены слайды для каждого этапа урока....

    Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

    В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...

    Из опыта работы по подготовке учебных проектов в рамках урока русского языка в 5 классе

    Новый образовательный стандарт делает подгтовку учебных проектов обязательной частью учебного процесса. В данном материале представлен опыт работы по организации проектной деятельности в рамках урока ...

    Инновационный образовательный проект «Кубановедение на уроках русского языка »

    ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ«КУБАНОВЕДЕНИЕ  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА» ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТАФИО руководителя проектаСемашова Наталья ЕвгеньевнаМесто работы, должностьМБОУ СОШ №49 ...

    Педагогический проект. Тема проекта: "Применение изобразительно - выразительных средств на уроках русского языка и литературы".

    В этой работе я показала, как можно использовать с  эффективностью изобразительно - выразительные средства на уроках русского языка и литературы....

    Педагогический проект по русскому языку: «Формирование коммуникативно - компетентной личности средствами развивающего обучения, представленного лэпбук-технологией, на уроках русского языка и во внеурочной деятельности»

    При разработке данного проекта учитывался социальный заказ современного российского общества в активной, коммуникативной личности.В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска новых нестандартны...