Проект обобщающе-повторительного урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Ульянова Мария Борисовна

Проблемное поле урока, цели, дидактическая структкра урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_obobshchayushchego_uroka_ulyanova_m.b.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект обобщающе-повторительного урока русского языка

Учитель: Ульянова М.Б., учитель русского языка и литературы

МБОУ «Уралинская ООШ»

Тема урока:

Причастие

Класс

6

Проблемное поле урока

Проблемное поле

Возможные блоки

Содержание блока

Содержательная проблема

Учащиеся должны уметь опознавать причастия в тексте, определять вид, грамматические и морфологические признаки, обособлять причастные обороты  в процессе самостоятельной деятельности.

Диалектико-технологическая проблема

Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать задачи познавательной деятельности, пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемым результатом, работать в паре и группе, обосновывать свою позицию, согласовывать свою деятельность с деятельностью других.

Исследовательская проблема

Необходимость разрешения противоречия между традиционной дидактикой и методикой, без которых невозможно предметное обучение, и вариативными образовательными технологиями, которые призваны реализовать личностно-ориентированный подход с компетентностным результатом.

Таблица 5

Цели проекта на двух уровнях

I. Цели развития образовательного процесса

Диагностические

Выяснить причины затруднений при обособлении определений, выраженных причастным оборотом.

 

Познавательные

Определение результативности и эффективности, применяемых методических и дидактических приемов через мониторинг качества знаний по  данной теме.

Исследовательские

Защита групповых проектов  по теме «Причастие»  с использованием  нетрадиционного подхода  урока-семинара.

П. Цели профессионального и личностного саморазвития учителя

Освоение учителем технологии «открытого», «вероятностного», вариативного образования. Овладение приемами и техниками планирования и проведения уроков, соответствующих требованиям нового общеобразовательного стандарта.

Таблица 6

Дидактическая структура урока

Этап урока

Затраты времени, мин.

Основные приемы, методы, формы работы

1

Организация начала занятия (мотивация)

2

Вот свойство моё обязательное:

Склоняюсь я, как прилагательное.

На все вопросы отвечаю.

Глагол по значению напоминаю.

П. Чесноков

О чем эта загадка? (О причастии)

Отсюда тема урока»Причастие» (определяют дети)

​Обратите внимание на эпиграф, записанный на доске.

Причастие – это часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного.

В.И. Даль

Как понять смысл этого высказывания?                                     Что значит «причастный»? (Имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-нибудь)

Цель урока: систематизация  знания учащихся по теме «Причастие».

Задачи:

1.​ Активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о предложении, сравнить интонации простого предложения, ничем не осложненного и осложненного причастным оборотом;

2.​ Совершенствовать умение находить и выделять знаками причастные обороты;

3.​ Развивать творческие способности ребят; продолжить работу по культуре речи;  прививать любовь к родному языку.

2

Проверка д/з

7

Первичная актуализация.

Рассказ на лингвистическую тему “Причастие” (задание подготовлено дома).

План ответа.

1. Что такое причастие:

а) причастие – это …;

б) вопросы причастия;

в) признаки прилагательного у причастия, примеры;

г) признаки глагола у причастия, примеры;

д) вид причастия, примеры;

ж) суффиксы причастия, примеры;

з) синтаксическая функция причастия, примеры.

3

Подготовка к основному этапу занятия

Актуализация знаний .

Цифровой диктант со следующими словосочетаниями:

умывающийся мальчик, пойманная рыба, разобранный забор, пролиставший книгу, оберегаемая от росы, лечащий врач, согретые костром, увиденные нами.

1- действительное причастие;

2- страдательное причастие.

Код ответов: 1,2,2,1,2,1,2,2.

4

Системная актуализация

28

Работа в группах с защитой проектов

Заполнение таблицы:1 группа заполняет чистую таблицу, 2 группа заполняет таблицу частично заполненную

 

Действительные

Страдательные

 

От каких глаголов образуются

спряжение

суффиксы

примеры

От каких глаголов образуются

спряжение

суффиксы

примеры

Наст. время

Несов вида (перех и неперех)

несовер вида (перех)

Прошед. время

Совер и несовер вида (перех, неперех)

Совер и несовер вида (перех)

-

 

Действительные

Страдательные

 

От каких глаголов образуются

спряжение

суффиксы

примеры

От каких глаголов образуются

спряжение

суффиксы

примеры

Наст. время

Прошед. время

-

Работа с текстом: выявление качества и уровня овладения знаниями .
         Вот пишут: малая родина… Что (же) это такое? Где ее гр_ницы? Откуда и куда она прост_ра_тся?

      По–моему,   малая родина – это окоём нашего детства. Иными словами, то, что способно об_ять мальчишеское око. И что жажд_т   вм_стить в себя чистая, ра_пахнут… душа. Где эта душа вп_рвые уд_вилась, обрад_валась и во_ликовала от нахлынувш_го в_сторга.

    Малая родина – это то, что на всю ж_знь одар_вает нас крыл_ями вд_хновения

Евгений Носов

Задания к тексту

-В предложениях 19-21  найдите словосочетания,  соответствующие данным схемам:  

1 группа  причаст. + сущ., 2 группа причаст. + сущ. с предлогом;

-   Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие настоящего времени.

-   найдите в предложении причастие, которое  пишется  1 группа  с НН, 2 группа  Н?

-   найдите  в предложении слово, где  НЕ с причастием пишется   1 группа  раздельно,  2 группа  слитно?

- измените 1 предложение так, чтобы запятой не было?

- Перестройте 2 предложение так, чтобы оно стало простым

- I группа в 12 и 13 предложениях образуйте от глаголов в скобках причастия с соответствующими грамматическими признаками

- II группа в 14 и 17 предложениях выберите правильный вариант причастия с соответствующими грамматическими признаками.

5

Контроль и самопроверка знаний

 6

 

 2

Тестирование по теме «Причастие». В оставшееся время ученики выполняют тест и получают ещё одну оценку.

1) а) увид…нный;

б) сброш…нный;

в) обвенч…нный:

г) просмотр…нный.

2) а) леч…щий;

б) маяч…щий;

в) готов…щийся;

г) незнач…щих.

3) а) озаря…мый:

б) ненавид…мый;

в) слыш…мый;

г) вид…мый.

4) а) замеш…нное тесто;

б) застро…нный город;

в) высуш…нные грибы;

г) замеш…нный в преступлении.

5) а) –ущ;

б) –ащ;

в) –ом;

г) –ющ.

6) а) тучи рассея(н ,нн)ы;

б) избалова(н, нн) ый ребёнок;

в) решё(н, нн)ый вопрос;

г) некраше(н,нн)ый пол;

7) а) (не) пролазная чаща;

б) никем (не) исследова(н,нн)ая местность;

в) (не) закончившееся собрание;

г) (не) доумевающий взгляд.

8) а) девочка испуга…а;

б) созда…ый людьми;

в) работа выполне…а;

г) выписа…а газета.

9) а) тронутый утренником осенний лист;

б) пожелтевшие листья;

в) опалённый дыханием осени;

г) оставленные на столе вещи.

10) а) обстоятельство;

б) дополнение;

в) определение;

г) сказуемое.

6

Подведение итогов

Взаимооценка  и самооценка. Рефлексия.(Что узнали? Чему научились?)

Дать анализ и оценку успешности достижения цели.
Оценивание работы класса в целом и отдельных учащихся.
- Что вам запомнилось сегодня на уроке?
- Каким настроением проникнут урок?
- Над чем необходимо еще поработать?
- Решена ли основная задача на уроке?

Учащиеся сдают листы обратной связи

7

Окончание урока. Информация о д/з.

Краткое изложение требований к выполнению. Мотивация на будущее.

Домашнее задание (разноуровневые):

 1) составьте предложения с причастиями или причастным оборотом по теме: «Моя малая родина»,  2) напишите сочинение (с использованием причастий) на одну из тем:

«Улица моего детства»

«Один день моего села»

«Лучшие люди нашего села»

Подобрать эпиграф к сочинению из стихотворений поэтов-земляков.

Сценарный (с кратким содержанием конкретного материала) план урока с возможными вариациями:

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) 

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровн

Добрый день, мои друзья,
Встрече с вами рада я.
Сели ровно, всё достали,
Вспоминаем всё, что знали.
Оставляем все заботы
И включаемся в работу.

Приветствуют учителя

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Планирование учебного сотрудничества (К)

Вот свойство моё обязательное:

Склоняюсь я, как прилагательное.

На все вопросы отвечаю.

Глагол по значению напоминаю.

П. Чесноков

О чем эта загадка? (О причастии)

                                  Отсюда тема урока»Причастие» (определяют дети)

​Обратите внимание на эпиграф, записанный на доске.

Причастие – это часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного.

В.И. Даль

Как понять смысл этого высказывания?                                     Что значит «причастный»? (Имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-нибудь)

Цель урока: систематизация  знания учащихся по теме «Причастие».

Задачи:

1.​ Активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о предложении, сравнить интонации простого предложения, ничем не осложненного и осложненного причастным оборотом;

2.​ Совершенствовать умение находить и выделять знаками причастные обороты;

3.​ Развивать творческие способности ребят; продолжить работу по культуре речи;  прививать любовь к родному языку.

 2. Проверка д/з                    Первичная актуализация.

Рассказ на лингвистическую тему “Причастие” (задание подготовлено дома).

План ответа.

1. Что такое причастие:

а) причастие – это …;

б) вопросы причастия;

в) признаки прилагательного у причастия, примеры;

г) признаки глагола у причастия, примеры;

д) вид причастия, примеры;

ж) суффиксы причастия, примеры;

з) синтаксическая функция причастия, примеры.

3. Подготовка к основному этапу занятия.                 Актуализация знаний.

Цифровой диктант со следующими словосочетаниями:

умывающийся мальчик, пойманная рыба, разобранный забор, пролиставший книгу, оберегаемая от росы, лечащий врач, согретые костром, увиденные нами.

1- действительное причастие;

2- страдательное причастие.

Код ответов: 1,2,2,1,2,1,2,2.

4.   Системная актуализация  Самостоятельная  работа в группах

Заполнение таблицы:1 группа заполняет чистую таблицу, 2 группа заполняет таблицу частично заполненную

 

Действительные

Страдательные

 

От каких глаголов образуются

спряжение

суффиксы

примеры

От каких глаголов образуются

спряжение

суффиксы

примеры

Наст. время

Несов вида (перех и неперех)

несовер вида (перех)

Прошед. время

Совер и несовер вида (перех, неперех)

Совер и несовер вида (перех)

-

 

Действительные

Страдательные

 

От каких глаголов образуются

спряжение

суффиксы

примеры

От каких глаголов образуются

спряжение

суффиксы

примеры

Наст. время

Прошед. время

-

Работа с текстом: выявление качества и уровня овладения знаниями .
         Вот пишут: малая родина… Что (же) это такое? Где ее гр_ницы? Откуда и куда она прост_ра_тся?

      По–моему,   малая родина – это окоём нашего детства. Иными словами, то, что способно об_ять мальчишеское око. И что жажд_т   вм_стить в себя чистая, ра_пахнут… душа. Где эта душа вп_рвые уд_вилась, обрад_валась и во_ликовала от нахлынувш_го в_сторга.

    Малая родина – это то, что на всю ж_знь одар_вает нас крыл_ями вд_хновения

Евгений Носов

Задания к тексту

-В предложениях 19-21  найдите словосочетания,  соответствующие данным схемам:  

1 группа  причаст. + сущ., 2 группа причаст. + сущ. с предлогом;

-   Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие настоящего времени.

-   найдите в предложении причастие, которое  пишется  1 группа  с НН, 2 группа  Н?

-   найдите  в предложении слово, где  НЕ с причастием пишется   1 группа  раздельно,  2 группа  слитно?

- измените 1 предложение так, чтобы запятой не было?

- Перестройте 2 предложение так, чтобы оно стало простым

- I группа в 12 и 13 предложениях образуйте от глаголов в скобках причастия с соответствующими грамматическими признаками

- II группа в 14 и 17 предложениях выберите правильный вариант причастия с соответствующими грамматическими признаками

5. Контроль и самопроверка знаний

Тестирование по теме «Причастие». В оставшееся время ученики выполняют тест и получают ещё одну оценку.

1) а) увид…нный;

б) сброш…нный;

в) обвенч…нный:

г) просмотр…нный.

2) а) леч…щий;

б) маяч…щий;

в) готов…щийся;

г) незнач…щих.

3) а) озаря…мый:

б) ненавид…мый;

в) слыш…мый;

г) вид…мый.

4) а) замеш…нное тесто;

б) застро…нный город;

в) высуш…нные грибы;

г) замеш…нный в преступлении.

5) а) –ущ;

б) –ащ;

в) –ом;

г) –ющ.

6) а) тучи рассея(н ,нн)ы;

б) избалова(н, нн) ый ребёнок;

в) решё(н, нн)ый вопрос;

г) некраше(н,нн)ый пол;

7) а) (не) пролазная чаща;

б) никем (не) исследова(н,нн)ая местность;

в) (не) закончившееся собрание;

г) (не) доумевающий взгляд.

8) а) девочка испуга…а;

б) созда…ый людьми;

в) работа выполне…а;

г) выписа…а газета.

9) а) тронутый утренником осенний лист;

б) пожелтевшие листья;

в) опалённый дыханием осени;

г) оставленные на столе вещи.

10) а) обстоятельство;

б) дополнение;

в) определение;

г) сказуемое.

6. Подведение итогов

Дать анализ и оценку успешности достижения цели.
Оценивание работы класса в целом и отдельных учащихся.
- Что вам запомнилось сегодня на уроке?
- Каким настроением проникнут урок?
- Над чем необходимо еще поработать?
- Решена ли основная задача на уроке?

Учащиеся сдают листы обратной связи

7. Окончание урока. Информация о д/з.

Домашнее задание (разноуровневые):

 1) составьте предложения с причастиями или причастным оборотом по теме: «Моя малая родина»,  2) напишите сочинение (с использованием причастий) на одну из тем:

«Улица моего детства»

«Один день моего села»

«Лучшие люди нашего села»

Подобрать эпиграф к сочинению из стихотворений поэтов-земляков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект.«Краеведение на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности как условие развития национального самосознания учащихся»

Обращение к данному проекту продиктовано теми изменениями, которые происходят в нашем обществе в условиях мировой интеграции, глобализации и формирования единого информационного пространства: ...

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Обобщающе-повторительный урок по теме "Частицы"""

В данной презентации представлены слайды для каждого этапа урока....

Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...

Из опыта работы по подготовке учебных проектов в рамках урока русского языка в 5 классе

Новый образовательный стандарт делает подгтовку учебных проектов обязательной частью учебного процесса. В данном материале представлен опыт работы по организации проектной деятельности в рамках урока ...

Инновационный образовательный проект «Кубановедение на уроках русского языка »

ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ«КУБАНОВЕДЕНИЕ  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА» ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТАФИО руководителя проектаСемашова Наталья ЕвгеньевнаМесто работы, должностьМБОУ СОШ №49 ...

Педагогический проект. Тема проекта: "Применение изобразительно - выразительных средств на уроках русского языка и литературы".

В этой работе я показала, как можно использовать с  эффективностью изобразительно - выразительные средства на уроках русского языка и литературы....

Педагогический проект по русскому языку: «Формирование коммуникативно - компетентной личности средствами развивающего обучения, представленного лэпбук-технологией, на уроках русского языка и во внеурочной деятельности»

При разработке данного проекта учитывался социальный заказ современного российского общества в активной, коммуникативной личности.В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска новых нестандартны...