Влияние социальных сетей на речь школьников
статья по русскому языку на тему

Чижикова Наталья Леонидовна

Научно-исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya.doc251 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Атамановская средняя общеобразовательная школа»

 XIII региональная научно-исследовательская конференция

Тема: «Влияние социальных сетей на речь школьников»

Секция: культура речи

Выполнила: Алина Турсукпаева, ученица 9 класса

Руководитель: Н.Л. Чижикова,

учитель русского языка и литературы

Атаманово, 2017

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………

2. Глава 1. Теоретические сведения………………………………………

        1.1. История возникновения социальных сетей…………………..

        1.2. Социальные сети как неотъемлемая часть жизни людей……

3. Глава 2. Методика исследования............................................................

4. Глава 3. Анализ влияния социальных сетей на речь школьников……

5. Выводы……………………………………………………………………

6. Заключение……………………………………………………………….

7. Список использованной литературы……………………………………

8. Приложение 1…………………………………………………………….

9. Приложение 2…………………………………………………………….

Введение

Актуальность работы. Своё исследование мы посвящаем анализу влияния социальных сетей на устную и письменную речь школьников, которое поможет выявить наиболее часто допускаемые ошибки, их истоки и позволит помочь не допускать их. С момента появления первых социальных сетей в России (начало 20 века) количество зарегистрированных в них людей с каждым днём продолжает расти. Чаще ими становятся дети и подростки.          Современная действительность показывает, что социальные сети стали местом общения детей, способом самовыражения. Многие пользователи не задумываются о грамотности, отправляя собеседнику очередное сообщение или выкладывая информацию в так называемую «ленту». Именно эти обстоятельства, на наш взгляд, и влияют на устную и письменную речь школьников.

Большое влияние на выбор темы оказал интерес к речевому поведению школьников в реальной действительности, прямая связь данной проблемы с профессиональной деятельностью учителя. До нас при анализе влияния социальных сетей на речь школьников ставили акцент на анализ речевого поведения отдельно взятого класса (например, седьмого), поэтому мы посчитали необходимым охватить более широкий круг пользователей и проанализировали речь обучающихся среднего звена (5 – 9 классы).  Необходимость данного исследования для школьников мы видим в том, что оно может стать своеобразным методическим пособием, где можно найти ошибки, которые допускаются при общении в социальных сетях и как избегать этих ошибок.

Объектом исследования в нашей работе являются ошибки, допускаемые школьниками при общении в социальных сетях.

Предмет исследования – влияние социальных сетей на устную и письменную речь школьников.

Гипотеза. Мы предполагаем, что, проанализировав анкеты, мы выявим характер допускаемых ошибок школьниками при общении в социальных сетях.

Цель – доказать влияние языка социальных сетей на устную и письменную речь школьников.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • изучить научную литературу по теме исследования;
  • дать определение понятию «социальная сеть»;
  • изучить социальные сети как общественное явление;
  • выявить характер допускаемых ошибок при общении в социальных сетях и причины их появления;
  • найти возможные способы сокращения количества этих ошибок.

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по теме; анкетирование обучающихся 5 – 9 классов МБОУ «Атамановская СОШ».

Научная новизна и практическая значимость исследования заключается в том, что данная тема мало изучена в науке. Мы проанализировали анкеты на предмет выявления характера ошибок в социальных сетях, наметили пути их сокращения. Проделанная нами работа поможет школьникам задуматься над тем, как и что они пишут в социальных сетях, видеть ошибки, допускаемые их собеседниками, и  исправлять их.

Глава 1. Теоретические сведения

1.1. История возникновения социальных сетей

Не все знают, что понятие «социальная сеть» появилось еще 1954 году и ничего общего с Интернетом, конечно, не имело, а изучать это явление начали еще в 30-е годы прошлого столетия. Понятие ввел социолог Джеймс Барнс: «социальная сеть» – это социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (люди или организации), и связей между ними (социальных взаимоотношений). Если говорить более простым языком – это некая группа знакомых людей, где сам человек является центром, а его знакомые ветками. Между всеми членами сети есть двусторонние или односторонние связи. Например, это может быть группа однокурсников, в которой некий Джек является центром, а Билл и Катрин его знакомыми (ветками).

Первая социальная сеть с использованием компьютерной техники стала технология электронной почты в далеком 1971 году, которая использовалась военными в сети ARPA Net.

В 1995 году Рэнди Конрадом была создана Classmates.com («Одноклассники») – первая социальная сеть в современном понимании. Концепция оказалась очень востребованной, и с этого года начинается бурное развитие социальных сетей в Интернете. Сегодня эта сеть до сих пор остается одной из самых популярных в мире и насчитывает более 50 млн. пользователей.

В 2004 появляется Facebook, который за несколько лет становится самой популярной в мире социальной сетью. В нем используется все тот же механизм общения, немного в другой плоскости, что приводит к революции в этой области. Количество активных пользователей на середину 2011 года - более 700 млн. [5].

С начала лета 2006 года функционировала альфа-версия проекта. С сентября началась стадия бета-тестирования. 1 октября 2006 года на ООО «В Контакте» было зарегистрировано доменное имя vkontakte.ru. Официальным днём основания считается 10 октября 2006 года, когда появились первые функции сайта [6].

 1.2. Социальные сети как неотъемлемая часть жизни людей

XXI век стал для человечества веком информационным. Стремительно растущие и развивающиеся информационные технологии охватывают человека и общество в целом, повсеместно. Традиционные черты социальной и биологической жизни человека заменяются новыми, в то время как на смену различным формам общественной организации постепенно приходит информационное сообщество.

Темпы роста и развитие Интернет ресурсов впечатляют. Для достижения аудитории в 50 млн. человек понадобилось: радио – 38 лет, телевидению – 13 лет, Интернету – 4 года,  и, к примеру, социальная сеть Face-book добавила 100-миллионного пользователя меньше, чем за 9 месяцев.

Современное общество отличается стремительным развитием компьютерных информационных технологий и систем телекоммуникаций. За последние годы в этой области произошел качественный скачок, который в максимальной степени проявился в процессе формирования и функционирования Интернета, переставшего быть просто системой хранения и передачи сверхбольших объемов информации. Он стал новым слоем нашей повседневной реальности и сферой жизнедеятельности огромного числа людей. В результате у пользователей компьютерных сетей, проводящих значительную часть жизненного времени в виртуальном пространстве, возникают новые интересы, мотивы, цели, установки, а также формы психологической и социальной активности, напрямую связанные с этим новым пространством [2].

Социальная сеть – интерактивный многопользовательский сайт, контент (содержание) которого наполняется его посетителями, с возможностью указания какой-либо информации об отдельном человеке, по которой аккаунт (страницу) пользователя смогут найти другие участники сети [1, 10].

Социальная сеть - это социальная структура, состоящая из групп узлов, которыми являются социальные группы, личности, индивидуумы. Одна из обычных черт социальных сетей – это система «друзей» и «групп».

Социальная сеть облегчает создание персонального профиля и виртуальных взаимоотношений. Для большинства пользователей Интернета, в том числе на территории СНГ, посещение социальных сетей стало нормой, привычкой и обычным делом. Они ищут друг друга, находят, расширяют деловые контакты, знакомятся, общаются, обмениваются информацией на личные и деловые темы, обмениваются опытом в социальных сетях, которые с каждым днём всё более плотно и неотъемлемо входят во все сферы жизни общества.

Участники социальных сетей регулярно заходят в сети не только для того, чтобы пообщаться со знакомыми, но и для того, чтобы посетить группы по интересам. Одни участники групп генерируют контент, то есть создают их информационное наполнение, другие приходят в социальную сеть, чтобы этот контент прочитать [1, 8].

Социальная сеть – это онлайновый сервис, который позволяет объединять людей по определенному принципу, предоставляя им удобные инструменты общения и самовыражения. В обычном значении этого слова социальная сеть есть сообщество людей, знакомых между собой и связанных общими интересами, общим делом или чем-то другим. В Интернете социальная сеть – это сервис, площадка для взаимодействия людей в группе. Теоретически в качестве подобия социальной сети можно рассматривать любое онлайновое сообщество, члены которого общаются, например, на форуме.

Однако социальные сети в их современном виде имеют целый ряд возможностей по сравнению с существовавшими ранее инструментами общения пользователей. Главной особенностью сервисов нового поколения являются именно инструменты поиска нужных контактов и общения людей между собой. При помощи инструментов социальной сети каждый ее пользователь может создать свой виртуальный портрет – сформировать профайл, в котором указать подробно данные о себе, свой опыт работы, увлечения, интересы и цели. Наличие профайла уже позволяет использовать механизмы поиска единомышленников, единоверцев, коллег, людей, общение с которыми необходимо по работе и т. д. Общаясь в рамках социальной сети, ее пользователь фактически формирует свою виртуальную личность, различные проявления которой можно узнать, изучив содержимое его страниц на сервере сети. Современная социальная сеть обычно предлагает как минимум набор стандартных сервисов: хранение личной карточки с контактными данными, онлайновая адресная книга, онлайновый органайзер, который доступен с любого компьютера, хранилище мультимедийных данных пользователя, возможность ограничивать общение с нежелательными персонами и т. д. То есть человек получает как бы собственное «место жительства» в Интернете [4].

Основной целью является общение с родственниками, коллегами, единомышленниками, поиск утраченных контактов: одноклассников, старых знакомых, родственников, живущих далеко. Но не менее востребованы знакомства в сети, так как общение в Интернете снижает психологический барьер. Гораздо проще «добавить в друзья» или прокомментировать фотографию, нежели подойти на улице и познакомиться. К тому же информация на страничке сразу заменяет и даже отменяет этапы знакомства, так как сразу известны интересы, увлечения, место работы/учебы и т. д. И теперь первое впечатление складывается при просмотре страницы, информация на которой нередко бывает выдуманной.

Спорным вопросом является то, как же социальные сети влияют на общение и коммуникации людей. С одной стороны действительно облегчает поддержание отношений, расширяет возможности новых знакомств, поиска друзей, работы. Но с другой стороны общение в социальных сетях порождают и ряд других проблем, таких как, отрыв пользователя от реальности, от общения с семьей, вместо этого человек проводит свободное время дома за компьютером, также возникает нехватка живого общения. Часто пользователь тратит много времени на виртуальное общение с незнакомыми людьми, что может негативно отразиться на его учебе, работе, личной жизни и т. д. [3, 8].

Многие авторы выделяют негативные особенности социальной сети. Часто пользователи на своих аккаунтах выкладывают слишком много личной информации, фотографий и не всегда знают меру в откровенности высказываний. Это может вызывать опасения, так как информация зачастую может использоваться против самого человека. Чем больше человек открывается, тем более становится уязвимыми.

Еще одной актуальной проблемой, является зависимость от социальных сетей. Зависимость от интерактивных ресурсов намного сильнее, чем от обычных компьютерных игр, да и время, которое молодой человек может провести, навещая странички друзей, выкладывая и комментируя фотографии, просто общаясь, намного больше, чем-то, которое можно потратить на игру. Итак, зависимость от социальных медиа проявляется, если, во-первых, человек проводит в пространстве онлайн больше времени, чем вне его, и, во-вторых, если основные его переживания происходят в виртуальной реальности, также могут возникнуть желания постоянно заходить в сеть, узнать последние новости. Так что, получается, что общение в социальной сети не дополняет общение с живыми людьми, а зачастую просто заменяет его [2].

Тем не менее, в социальных сетях зарегистрировано более миллиарда пользователей по всему миру и большинство не представляет жизни без них. В то же время они разрушают здоровье, психику, разбивают семьи, портят детей, вредят карьере, подрывают бюджет, просто крадут драгоценное время. И все это происходит в мировом масштабе.

Глава 2. Методика исследования

Для изучения степени влияния социальных сетей на речь школьников мы использовали такие методы как:

  • наблюдение;
  • статистический опрос (анкетирование);
  • обработка полученных данных, построение диаграмм;
  • анализ и сравнение полученных результатов.

Основной метод нашего исследования – статистический опрос (анкетирование). После того как все анкеты были заполнены, мы провели их анализ. Анкетирование проводилось заочно и выборочно. В анкете (Приложение 1) мы использовали 7 вопросов-фильтров и 1контрольный вопрос.

Для того чтобы составить вопросы для нашей анкеты, нам нужно было понаблюдать, какие ошибки допускают школьники при переписке в социальных сетях. Таким образом, мы смогли сгруппировать их и включить в анкету.

Построение диаграмм позволяет не только сравнивать полученные результаты, но наглядно их представить. Кроме того диаграммы позволили нам представить количественное и процентное соотношение ответов на вопросы.

Глава 3. Анализ влияния социальных сетей на речь школьников

Для анализа степени влияния социальных сетей на речь школьников мы использовали вопросы анкеты (Приложение 1).

Анкетирование проводилось анонимно. Мы только попросили указать класс,  для того чтобы анкеты получили все представители интересующей нас возрастной группы.

Результаты анкетирования представлены в виде диаграмм (Приложение 2).

        Первые 7 вопросов анкеты – вопросы-фильтры, последний вопрос – контрольный.

На первый вопрос «Пользуетесь ли вы социальными сетями?» и второй вопрос «Ведёте ли вы переписки в социальных сетях?» опрашиваемые ответили одинаково: ответ «Да» дали 17 человек, ответ «Нет» - 2 человека и ответ «Иногда» - 1 человек.

        На третий вопрос «Делаете ли вы ошибки, переписываясь в социальных сетях?» «Да» ответили 2 человека, «Нет» - 8 человек, Иногда – 10 человек.

        Четвёртым вопросом мы хотели выяснить, по каким причинам допускаются ошибки? Торопятся – 12 человек, ленятся – 3 человека, предложили свой вариант ответа 2 человека (пишу правильно, вообще не переписываюсь), один человек от ответа воздержался. Вариант ответа «Не знаю, как правильно писать» не дал никто.

В пятом вопросе «Какие именно ошибки вы делаете?» мы предложили уже готовые варианты ответа, полученные методом наблюдения. Орфографические – 7 человек, пунктуационные – 2 человека, пишут текст без заглавных букв – 3 человека, сокращают слова – 5 человек, воздержались – 3 человека.

На шестой вопрос «Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время?» были получены следующие варианты ответов: читать книги – 1 человек, смотреть телевизор – 3 человека, играть в компьютерные игры, проводить время в социальных сетях – 6 человек,  хобби – 8 человек, свой вариант ответа предложили 2 человека (ничего не делаю, занимаюсь домашними делами).

На седьмой вопрос «Нужно ли соблюдать нормы литературного языка при общении в социальных сетях?» «Да» ответили 19 человек, «Нет» - 0 человек, «Иногда» - 1 человек.

На последний контрольный вопрос, где мы попросили поделиться своими предложениями по изменению ситуации с многочисленными ошибками в социальных сетях, 6 человек воздержались от ответа. Остальные 14 человек предложили такие варианты как: писать без сокращений; не торопиться; учить русский язык; уважать себя, чтобы не ошибаться; стараться; исправлять ошибки; больше читать книг; проверять переписку школьников.

Выводы

  • социальные сети занимают важное место в жизни школьников;
  • при общении в социальных сетях допускается много различных ошибок;
  • нужно хорошо проверить сообщение, перед тем как его отправить;
  • чтобы не допускать ошибок, нужно больше читать книг и учить правила русского языка.

Заключение

        Настоящее исследование посвящено влиянию социальных сетей на речь школьников. Целевая аудитория социальных сетей – молодёжь, начиная от школьников и заканчивая студентами. Людей старшего возраста в социальных сетях гораздо меньше.

        Итоги анализа анкет позволяют сделать вывод, что социальные сети влияют не только на устную речь школьников, но и на письменную. Чем больше человек проводит времени в социальных сетях, тем меньше времени у него остаётся на чтение книг, занятие хобби или другие дела. Если человек читает мало книг, его словарный запас будет маленьким, ему трудно будет выражать красиво и грамотно свои мысли, и как итог всего этого – безграмотность.

        Малое количество литературы по данному вопросу свидетельствует о том, что эта тема мало изучена, но вызывает большой интерес.

Вместе с тем мы осознаём, что наше исследование не является завершённым и захватывающим все аспекты изучения влияния социальных сетей на речь школьников. В качестве перспективы дальнейшего изучения данной темы мы предлагаем продолжать наблюдение за ошибками в социальных сетях, так как появляются всё новые и новые ошибки и недочёты.

Список использованной литературы

  1. Влияние через социальные сети / под ред. Н.В. Крыгиной. М., 2010. 52 с.
  2. Газета «Известия» Пензенского Государственного университета имени В.Г. Белинского. Психологические аспекты общения в социальных сетях виртуальной реальности. – Общественные науки. - № 24, 2011
  3. Губанов Д.А., Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2010. 228 с.
  4. Печенкин В. Анализ социальных сетей: в ожидании чуда // Журнал «Компьютера». 2005. № 42. С. 15-20.
  5. http://romka1984.ru/post216674561/
  6. http://vk.com/topic-39792142_27274870 

Приложение 1

Анкета

Класс ______

        Подчеркните нужный вариант ответа

  1. Пользуетесь ли вы социальными сетями?

                        Да                      Нет                     Иногда

2. Какие социальные сети вам нравятся больше всего?

______________________________________

3. Ведёте ли вы переписки в социальных сетях?

                        Да                      Нет                     Иногда

4. Делаете ли вы ошибки, переписываясь в социальных сетях?

                        Да                      Нет                     Иногда

5. Почему, по каким причинам вы совершаете эти ошибки?

                        Тороплюсь      

                        Не знаю, как правильно написать

                        Ленюсь правильно писать

                        Свой вариант ответа __________________________

 

6. Какие именно ошибки вы делаете?

                        Орфографические

                        Пунктуационные

                        Текст без заглавных букв

                        Сокращение слов

                        Свой вариант ответа

     7. Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время?

                             Читать книги

                             Смотреть телевизор

                             Играть в компьютерные игры

                             Хобби

                             Свой вариант ответа __________________________    

     

     8. Нужно ли, на ваш взгляд, соблюдать нормы литературного языка при общении в социальных сетях?

                             Да                      Нет                     Иногда

               

     9. Ваши предложения по изменению ситуации с многочисленными ошибками в социальных сетях.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

1. Пользуетесь ли вы социальными сетями?

Всего

Да

Нет

Иногда

20 (100%)

17 (85%)

2 (10%)

1 (5%)

2. Ведёте ли вы переписки в социальных сетях?

Всего

Да

Нет

Иногда

20 (100%)

17 (85%)

2 (10%)

1 (5%)

3. Делаете ли вы ошибки, переписываясь в социальных сетях?

Всего

Да

Нет

Иногда

20 (100%)

2 (10%)

8 (40%)

10 (50%)

4. Почему, по каким причинам вы совершаете эти ошибки?

Всего

Тороплюсь

Не знаю, как правильно писать

Ленюсь правильно писать

Свой вариант ответа

Ничего не ответили

20 (100%)

12 (60%)

0

3 (15%)

4 (20%)

1 (5%)

5. Какие именно ошибки вы делаете?

Всего

Орфографические

Пунктуационные

Текст без заглавных букв

Сокращение слов

Ничего не ответили

20 (100%)

7 (35%)

2 (10%)

3 (15%)

5 (25%)

3 (15%)

6.Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время?

Всего

Читать книги

Смотреть телевизор

Играть в компьютерные игры

Хобби

Свой вариант ответа

20 (100%)

1 (5%)

3 (15%)

6 (30%)

8 (40%)

2 (10%)

7. Нужно ли, на ваш взгляд, соблюдать нормы литературного языка при общении в социальных сетях?

Всего

Да

Нет

Иногда

20 (100%)

19 (95%)

0

1 (5%)

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние социальных сетей на успеваемость студента.

Анализ влияния социальных сетей на успеваемость студентов....

Влияние социальной сети Интернет на детей

Подростки и социальные сети, положительные и отрицательные стороны социальных сетей, что такое сетеголизм, как формируется зависимость...

«Влияние социальных сетей на современных подростков»

Данная работа рассматривает роль социальных сетей в жизни современной молодежи на примере учеников МБОУ СОШ№15...

Презентация "Влияние социальных сетей на речь молодежи"

Вллияние интернета и социальных сетей на речь молодежи...

«Влияние социальных сетей на речь учащихся!»

laquo;Влияние социальных сетей на речь учащихся!»...

Доклад: «Влияние социальных сетей на социализацию детей. Влияние социальных сетей на виртуальное общение детей».

Выявить и изучить особенности влияния социальных сетей на формирование личности и интернет-зависимости у подростков...