Педагогический проект "Самоконтроль как средство формирования познавательных УУД"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Самоконтроль формирует познавательные УУД, способствует развитию самостоятельной работы, самопроверки.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skvortsova_ped_proekt.docx32.73 КБ

Предварительный просмотр:

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет

психологии и  специального образования

Программа курса:

«Формирование универсальных учебных действий у учащихся с ОВЗ»

Тема итоговой работы:

«Самоконтроль как средство формирования регулятивных УУД на уроках русского языка у учащихся с ЗПР 8 класса»

Работу выполнила: Скворцова Светлана Владимировна

Учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ «ОЦ» п.Южный м.р.

Большеглушицкий

                                           

18.04.2016- 27.04.2016 год

Педагогический проект

«Самоконтроль как средство формирования регулятивных УУД на уроках русского языка у учащихся с ЗПР 8 класса»

        Актуальность. Введение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования поставило перед образовательным учреждением ряд задач, связанных с корректировкой целей, функций, форм организации и методики проведения контролирующей и оценочной деятельности обучения школьников. Изменения, прежде всего, касаются целеполагания: одной из приоритетных целей данной стороны профессиональной деятельности учителя становится формирование новой системы контроля и оценки учебных достижений учащегося.

Проблема. Противоречия между возрастающим объемом информации, который предлагается учащимся, и недостаточным включением личности самих учащихся в познавательную деятельность, позволяющую оценивать не только результат этой деятельности, но и процесс работы, приводящий к этому результату; между современными требованиями к оцениванию выпускников основной школы, отвечающей компетентностной модели образования, и сложившейся традиционной системой оценивания знаний младших школьников; между необходимостью формирования системы самооценивания у школьников и слабой разработанностью методических подходов, позволяющих осуществить такое формирование. Эта проблема становится особенно актуальной в условиях реализации новых стандартов основного общего образования. Совершенствование образования в основной школе принципиально невозможно без внесения изменений в систему контроля и оценки его качества.

Объект: процесс формирования регулятивных УУД у учащихся с ЗПР 8 класса.

Предмет: приёмы самоконтроля как способ формирования регулятивных УУД.

Цель:  формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка в 8 классе в процессе применения приёмов самоконтроля.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике;
  2. Подобрать психологические диагностики для учащихся 8 класса по оценке уровня  сформированности  регулятивных УУД.
  3. Осуществить отбор приёмов самоконтроля по формированию регулятивных универсальных  учебных действий на уроках русского языка в 8 классе;
  4. Составить прогноз возможных трудностей при реализации проекта.

Гипотеза педагогического проекта

 Изучение психолого–педагогической литературы и осознание собственного опыта работы позволило выдвинуть следующую гипотезу:  целенаправленная работа по развитию навыка самоконтроля  школьника с ЗПР помогает формированию регулятивных универсальных учебных действий.
    Ресурсное обеспечение реализации проекта:

Педагоги, реализующие адаптированные образовательные программы для детей с ЗПР должны иметь высшее профессиональное образование по направлениям педагогического образования с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области специальной педагогики или специальной психологии. Также необходимо отметить важность прохождения курсов повышения квалификации в системе ИКТ и введения ФГОС для детей с ОВЗ.

ФГОС указывает на необходимость и важность работы комплекса специалистов в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка или группы детей.

Материально-техническое оснащение проекта выражается в широком применении ИКТ-технологий, как со стороны педагога, так и со стороны обучающегося в зависимости от его индивидуальных особенностей.

     Действие самоконтроля рассматривается в качестве необходимого условия успешности обучения, отмечается его роль для предупреждения психологических перегрузок, повышенной утомляемости. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования включают в себя универсальные учебные действия, обеспечивающие формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Овладевая метапредметными УУД, учащийся не только решает учебно- познавательные и учебно-практические задачи, но и осознает способы действия, которые он применил. Это дает ему возможность подбирать наиболее рациональные и точные способы действия для решения разных учебных задач и достижения разных образовательных целей. Регулятивные УУД формируются в процессе их многократного повторения: вначале под непосредственным руководством учителя, потом в коллективной деятельности с другими учащимися, а затем самостоятельно.

Типовые задания для формирования регулятивных УУД.

Учебные действия

Типовые задания

Целеполагания

Поиск ответа на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)?»

Планирование

«Как это делать?», «Что и как нужно было сделать, чтобы получился правильный результат?»

Осуществления учебных действий

«Напиши по памяти…», «Прочитай вслух…», «Прочитай про себя…», поиск лишнего слова

Прогнозирование

Регулятивные прогнозирования

«Как думаешь, какой результат может получиться?», «Как думаешь, достаточно знать… для выполнения задания?», «Какие трудности могут возникнуть и почему?»

Контроль и самоконтроль:

Регулятивные контроля и самоконтроля. Задания типа «Одноклассник сказал… Проверь: прав ли он?», «Такой ли получен результат, как в образце?», «Правильно ли это делается?», «Сможешь доказать?», «Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга», «Проверь по словарю…».

Коррекция

Регулятивные коррекции

«Установи правильный порядок предложений в тексте»

Оценка

Регулятивные оценки

«Оцени свою работу на уроке», «Мне понравилось…», «Я хочу похвалить себя (или одноклассников) за то…», «Мне было интересно», «Мне показалось важным…», «Для меня было открытием…», «Сегодня мне было трудно…»

Саморегуляция

Регулятивные саморегуляции.

«Ты сможешь прочитать зашифрованное слово (дойти до вершины горы), выполнив ряд заданий»), тренинговые упражнения психологического характера (например, установка «Раз, два, три – слушай и смотри! Три, два, раз – мы начнём сейчас!»), дыхательная гимнастика

Формирование навыков самоконтроля, необходимых для непрерывного обучения, особенно важно для достижения успеха в ХХI веке. Стратегическое применение самоконтроля позволяет учащимся сформировать навыки самостоятельного обучения. Ведущая педагогическая идея заключается в создании оптимальных условий для формирования навыков самоконтроля у  учащихся с ЗПР посредством введения компетентностных заданий при изучении русского языка. Длительность работы над опытом велась в течение четырёх лет. I этап – начальный (констатирующий) – сентябрь – ноябрь 2011 года. II этап – основной (формирующий) – декабрь 2011 – январь 2014 года. III этап – заключительный (контрольный) – март – май 2015 года. Начальный период предполагал изучение психолого-педагогической и методической литературы, анализ опыта подбора и введения заданий на уроках русского языка, подбор диагностического инструментария и выявление уровня сформированности навыков самоконтроля у детей. На формирующем этапе в образовательной деятельности была апробирована технология новой формы оценивания («Новые формы оценивания» М.А. Пинская, И.М. Улановская); - составлена картотека алгоритмов; - представлены работы школьников на Российских конкурсах «Юный исследователь» и «Я – исследователь». На третьем, заключительном этапе (апрель, май 2015г.), выяснялась эффективность используемой методики, проводился мониторинг определения уровня сформированности навыков самоконтроля, обработка и анализ полученных данных. Диапазон опыта представлен авторской дидактической системой работы учителя по развитию навыков самооценки у учащихся на уроках русского языка и во внеурочной деятельности в качестве дополнительного материала к учебнику «Русский язык».

Теоретическая база опыта. В основе педагогического опыта лежат идеи компетентностного подхода (А.В. Хуторской), новых форм оценивания (М.А. Пинская, И.М. Улановская), контроля и оценки учебных достижений младших школьников (М.И. Кузнецова). В процессе подготовки к обобщению актуального педагогического опыта автором были рассмотрены следующие понятия: самоконтроль, учебно-познавательная деятельность, регулятивные универсальные учебные действия, компетентность, компетентностные задания. Термин «самоконтроль» определяются в «Педагогическом энциклопедическом словаре» как оценка самого себя, своих достоинств и недостатков своих поступков». Рассмотрим, как некоторые ученые определяют понятие самоконтроля. «Самоконтроль представляет собой умение школьника оценивать собственную работу с двух точек зрения: правильно ли я ответил? На все ли я дал ответы?». Довольно близко к такому определению самоконтроля является определение В.И.Страхова, который полагает, что «самоконтроль является формой деятельности, которая проявляется в процессе проверки поставленной задачи, в критической оценке процесса работы, в исправлении ее недочетов». Л.В.Занков, несколько по-другому формулирует понятие самоконтроля, однако смысл его в этом случае остается прежним: «Действие контроля заключается в сравнении воспроизводимого ребенком действия и его результата с образцом посредством предварительного образа». Ю.К. Бабанский определил самоконтроль как умение самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруженных пробелов. По Ю.К. Бабанскому самоконтроль относится к одному из методов развивающего контроля. Контроль оказывает влияние на формирование устойчивого внимания, памяти, приемов самоконтроля. К приемам самоконтроля известный педагог относит:  уметь проводить приближенную прикидку результата, сверку решения с ответом, проверку одних действий другими (обратными); уметь оценивать жизненность полученного результата; уметь подходить к решению результата различными способами, уметь с помощью алгоритмов производить проверку правильности написания слов, постановку ударения и т. д.  Новая система оценивания развивает у школьников следующие умения: 1) проверять и контролировать себя, 2) критически оценивать свою деятельность, 3) устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Определение уровня развития самоконтроля у школьников осуществлялось с помощью критериев: ¬ наличие потребности в самоконтроле (стремление к самопроверке и отношение к внешнему контролю);  овладение различными видами самоконтроля (способность действовать по заданному образцу, умение действовать строго по инструкции, способность придерживаться плана проверки, способность к планированию, умение выполнять поставленную задачу и руководить своим действиями в соответствии с заданными правилами);  уровень произвольного самоконтроля (умение принять учебную задачу и её сохранение, самостоятельность, сосредоточенность, включаемую в работу). Для формирования действия самоконтроля на материале программного содержания начального обучения педагог использует такие задания, которые специально нацеливают на анализ своих действий, обнаружение и исправление различных погрешностей в их выполнении;  сопоставлении своих действий с образцами, представленными в полном или схематичном, конкретном или обобщенном виде. Учащийся овладевает навыками самостоятельной организации, рефлексии, оценки и контроля своей деятельности пишет А.Г. Асмолов в пособии для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе».  Переход от одного вида учебных ситуаций к другому сообразуется с возрастными особенностями учащихся. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательной деятельности, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося.  «Универсальные учебные действия» определяются в «Педагогическом энциклопедическом словаре»  как умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В данном опыте автор выделяет следующие регулятивные УУД, которые отражают содержание ведущей деятельности детей с ЗПР 8 класса:  умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка);  осуществить действия по образцу и заданному правилу;  сохранить заданную цель;  видеть ошибку и исправить её по указанию взрослого;  контролировать свою деятельность по результатам, (адекватно - волевая саморегуляция). Овладение регулятивными универсальными учебными действиями является огромным преимуществом для школьника, поскольку он: 1. Может поставить учебную задачу.  2. Может составить план и последовательность действий. 3. Составить прогноз деятельности. 4. Контролирует и оценивает процесс и результаты деятельности 5. Вносит необходимые дополнения и коррективы в план, и способы действия 6. Способен преодолевать учебные трудности, адекватно реагировать на ошибки. Несомненно, что деятельность учителя должна быть целенаправленной на формирование регулятивных УУД. Для этого педагог использует такие компетентностные задания:  поиск информации в предложенных источниках;  взаимоконтроль; конкурс пародистов; «ищу ошибки»; исследовательские работы; проблемные лингвистические задания;  проектные задания;  творческие задания;  тестовые задания;  контрольный опрос на определенную проблему. Конечно, многим детям сложно овладевать теми или иными учебными действиями, поэтому необходимо им помогать. Формирование метапредметных универсальных учебных действий посредством компетентностных заданий позволяет реализовать компетентностный подход на уроках русского языка. Часто одно и то же задание способствует созданию условий для формирования нескольких регулятивных компетенций (оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок). Самыми плодотворными для решения этой задачи учитель считает уроки русского языка с использованием компетентностных заданий в качестве универсального дополнительного материала к учебнику «Русский язык», нестандартный материал для проведения внеурочных занятий, организации различных видов контроля.

Характеристика условий, в которых возможно применение реализации данного опыта. Данный опыт по формированию навыков самоконтроля у учащихся с ЗПР может быть использован как учителем со стажем, так и молодыми специалистами. Материалы опыта могут быть использованы в различных общеобразовательных учреждениях с учащимися разных возрастных групп, при организации классно-урочных занятий и внеурочной работы, независимо от определённого учебно-методического комплекта. Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач: введение в педагогическую практику такой организации образовательного процесса, которая позволяла бы школьнику выбирать различные виды самоконтроля; создание необходимых условий для развития умения сравнивать результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме; использование приемов и методик обучения  учащихся с ЗПР новым формам оценивания с тем, чтобы формировать ученическую самоорганизацию, предоставляя ученику возможность построить план дальнейших действий по собственному продвижению; изучение материалов научно – исследовательской литературы с целью введения компетентностных заданий, позволяющих учащимся развиваться, участвуя в самооценивании.

Библиографический список:

  1. А. Г. Асмолов. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.2.
  2. Хуторской А.В. Как разработать творческий урок. [Электронный ресурс]. Версия 1.0. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2003. - Систем.требования: Pentium - 100 MHz, RAM 16 Mb, Windows  95/98/NT/2000/Me/XP, InternetExplorer 5.0, MS Word 2000. – Режим доступа: http://www.eidos.ru; e-mail: info@eidos.ru.
  3. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 320 с. – (Педагогическая мастерская)
  4. Герасимов А. В. Итоговый практико-значимый проект «Универсальные учебные действия – формирование и развитие на уроке» по курсу инвариантного академического учебного модуля «Образование и общество. Актуальные проблемы психолого-педагогической науки» // Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii /library/universalnye-uchebnye-deystviya-formirovanie-i
  5. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Рос.акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова, четвертое издание, М., Просвещение, 2011 (серия «Стандарты второго поколения»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся.

Описание опыта работы по теме  "Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся."...

Проектная технология, как средство формирования познавательной деятельности обучающихся.

В настоящее время в системе образования происходят интенсивные изменения. Они задают новые ориентиры в обществе и предъявляют требования к развитию творческой личности в современных условиях. Такая ли...

Технология интерактивного обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках географии.

Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не обойдемся без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование времен...

Педагогический проект « Современные образовательные технологии как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы"

ОДНИМ ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И  КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЯВЛЯЮТСЯ СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ....

Описание педагогического опыта на тему :"Формирование познавательных (логических) универсальных учебных действий учащихся средствами технологии развития критического мышления"

Формирование познавательных (логических) универсальных учебных действий учащихся средствами технологии развития критического мышления...

Внеурочная деятельность по литературе как средство формирования познавательной активности обучающихся 1 курса педагогического колледжа

Обобщение опыта внеурочной работы по литературе среди студентов 1 курса педагогического колледжа. Обзор целевых установок, форм работы и результатов проведенных мероприятий...