Урок русского языка в 5 классе по теме "Настоящее время"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Алыкова Олеся Михайловна

Данный материал содержит технологическую карту урока, конспект, презентацию, самоанализ. Урок построен по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc45 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc60.5 КБ
Файл samoanaliz.docx21.81 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx465.66 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме «Настоящее время».

Класс: 5

Предмет: русский язык

Учитель: Алыкова Олеся Михайловна

Тип урока: урок обобщения и систематизации.

Дидактическая цель: создать условия для ознакомления с понятием временных форм глаголов и с особенностью формы настоящего времени через постановку учебной проблемы и организацию проектной деятельности.

Цели по содержанию:

Образовательная цель: познакомить обучающихся с образованием глаголов настоящего времени, формировать навыки правильно произносить глаголы в форме настоящего времени, формировать познавательную активность.

Развивающая цель: развивать умение находить необходимую информацию, анализировать, аргументировать свою точку зрения, делать выводы.

Воспитательная цель: воспитывать ответственное отношение к учению, уважительное отношение к русскому языку.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: знать временные формы глагола и особенности формы настоящего времени, знать, что формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида, соблюдать орфоэпические нормы.

Метапредметные:

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, строить логическое высказывание.

Регулятивные УУД: планирование путей достижения целей, соотнесение своих действий с планируемыми результатами, определение степени успешности работы.

Коммуникативные УУД: осуществление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, участие в коллективном диалоге.

Личностные УУД: ответственное отношение к учению, готовность к саморазвитию и самообразованию.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Средства обучения: учебник русского языка Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой, ноутбук, проектор

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

1.Организационный момент

Приветствует учащихся, создает позитивный настрой на совместную деятельность

Настраиваются на успешную работу.

Планировать свою учебную деятельность на уроке

Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Уважительное, позитивное отношение к себе и другим

2.Актуализация знаний

Активизирует познавательные процессы.

Осмысливают материал, работая фронтально.

Структурирование знаний.

Умение выражать свои мысли.

3. Целеполагание и мотивация

Просит выдвинуть предположения о теме урока и спланировать деятельность на уроке

Выдвигают предположения о теме урока, планируют свои действия, работают фронтально и индивидуально

Самостоятельное выделение и планирование цели урока

Принятие учебной цели

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом

4. Систематизация и обобщение

Организует фронтальную и индивидуальную работу в тетрадях, по учебнику, в книжке-опоре

Работают в тетрадях, по учебнику, в книжке-опоре

Умение ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов

Осознание качества и уровня усвоения

Умение полно и точно выражать свои мысли

Умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

5. Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях

Вовлекает в индивидуальную и парную работу

Выполняют задания

Умение структурировать и применять знания

Умение планировать свои действия

Планирование учебного сотрудничества в паре

Формирование интереса к уроку

6. Проверка уровня обученности

Вовлекает учащихся в индивидуальную работу

Выполняют задания, отвечают на вопросы, представляют результаты работы.

Осознанный выбор правильности ответа

Волевая саморегуляция в случае затруднения.

Продуктивное взаимодействие с учителем и учениками

Способность к самоконтролю по эталону

7. Информация о домашнем задании

Комментирует домашнее задание

Записывают домашнее задание, выбирая уровень сложности.

Прогнозирование уровня усвоения

8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Подводит итоги, выставляет оценки

Формируют собственное мнение, оценивают результаты достижений на уроке

Рефлексирование способов и условий действий

Оценка результатов работы

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

Формирование самооценки



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе по теме

«Настоящее время»

Учитель: Алыкова Олеся Михайловна

Тип урока: урок обобщения и систематизации

Цели урока: закрепить навыки определения временных форм глагола; показать значение глаголов настоящего времени; учить соблюдать орфоэпические нормы; развивать мотивацию к познавательной деятельности.

Ход урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Приветствие.  Положительный психологический настрой на урок.  Прозвенел уже звонок. 
Начинается урок. 
Мы сегодня не одни, 
Гости на урок пришли. 
Повернитесь поскорей, 
Поприветствуйте гостей! 

Приветствуют. Настраиваются на рабочую обстановку, готовятся к учебной деятельности.

2.Актуализация

Сейчас мы с вами изучаем раздел морфология. Что изучает морфология? О какой части речи мы говорили на последних уроках?

Цепочка «вопрос-ответ»

Отвечают

Задают друг другу вопросы, отвечают, садятся

3.Целеполагание и мотивация

Минутка чистописания

Просмотр видео о Гагарине.

Ребята, почему именно сегодня мы вспоминаем о полёте в космос?

Сегодня на уроке русского языка и мы совершим путешествие в космос.

В космос летят космонавты. Но мы с вами сегодня не просто космонавты, а космонавты-лингвисты. А кто такие лингвисты?

Во Вселенной находится бесконечное множество галактик. Галактика – это огромная звездная система. Самая известная Галактика называется Млечный путь. Мы же с вами посетим галактику под названием «Глагол». Начинаем путешествие в космическом пространстве. Это путешествие поможет заполнить еще одну страничку в книжке –опоре по теме «Глагол». Поехали!..

Сегодня мы с вами экипаж космического корабля. Давайте откроем наши бортовые журналы и запишем:

Двенадцатое апреля

Классная работа

Предлагаю прописать в бортовом журнале слово космос

Первая станция: Историческая Прочитайте текст на слайде и выпишите из него все глаголы, указав их время.

Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года  на Смоленщине. Его отец и мать были простыми колхозниками из деревни Клушино.  В июне 1951 года Юра с отличием окончил Люберецкое ремесленное училище. В том же году стал выпускником Люберецкой школы рабочей молодежи. В 1955 году призвался в ряды Советской Армии. Служил летчиком-истребителем в авиационном полку.12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток 1» Гагарин совершил первый в истории человечества полёт в космос, продлившийся всего 108 минут (один оборот вокруг Земли). Сегодня мы отмечаем 56-ую годовщину с первого полёта в космос.  

Глаголы какого времени встретились в тексте?

Что вы знаете о глаголах прошедшего времени?
Что вы знаете о глаголах настоящего времени?

Тема урока: Настоящее время

Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке.

Смотрят

Отвечают

Слушают

Записывают в тетради

Записывают

Отвечают

Читают текст, выписывают глаголы, определяют время

Родился, были, окончил, стал, призвался, служил, совершил – прошедшее время

Отмечаем –настоящее время

4.Систематизация и обобщение

Следующая станция Теоретико-практическая

Синтаксический разбор предложения.

Скафандр – защитный костюм космонавта.

Перед вами различные глаголы. Прочитайте и скажите, что между ними общего.

Летать, подниматься, парить, приземлиться

Это глаголы неопределенной формы.

Что вы знаете о глаголах неопределенной формы?

Образуйте от данных глаголов все временные формы.

Почему нельзя образовать форму настоящего времени от глагола приземлиться?

Чтение правила стр.118, параграф 116

Заполнение странички книжки-опоры о настоящем времени.

Один у доски, остальные в тетради

Читают

Записывают на доске и в тетрадях

Заполняют страничку

5.Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях

Станция Физическая 

Физкультминутка–игра «Скафандр космонавта»

- Космонавтам нужен особый космический костюм – скафандр. Он защищает тело человека, позволяет дышать. Мы тоже сейчас в космосе и на нас надеты скафандры.

- На голове у космонавтов шлем (наклоны и повороты головы).

- Комбинезон должен быть удобным и не сковывать движения (повороты и наклоны корпуса).

- Руки защищены перчатками (вращение кистями рук, сжатие и разжатие кистей).

- Сапоги космонавта на очень плотной подошве (ходьба на месте, прыжки).

- На спине за плечами ранец с важными устройствами и баллонами с воздухом (поднятие и опускание плеч, вдох-выдох)

Станция Орфоэпическая

Упр.661 (слова в рамках)

Записать в «бортовой журнал», образовать временные формы

Станция Творческая

Составить связный текст на тему, используя глаголы настоящего времени

  1. Сегодня на улице
  2. Новости дня

Выполняют движения

Произнести хором

Записать временные формы, взаимопроверка

Работают в парах

6.Проверка уровня обученности

Тест (на слайдах)

1. Глагол - это часть речи, которая обозначает:

1) действие предмета;

2) признак предмета;

3) предмет.

2. Найдите глагол, стоящий в форме прошедшего времени:

1) будете снимать                 

2) плыл

3) прочтёшь

3. Найдите глагол, стоящий в форме настоящего времени:

1) разожгу

2) строить         

3) кушаю                

4. Укажите строку, во всех глаголах которой не с глаголами пишется слитно:

1) (не)здоровится, (не)достанет, (не)придет;

2) (не)побрился, (не)навидит, (не)хочет;

3) (не)взлюбил, (не)доумевает, (не)годует.

5. В предложении глагол обычно бывает:

1) подлежащим;

2) дополнением;

3) сказуемым

6. Укажите ряд, все глаголы которого относятся к совершенному виду:

1) увидеть, убежать, застелить;

2) шить, прыгать,

3) решить, решать, печатать.

7. Глаголы настоящего времени изменятся:

1) по лицам

2)по лицам и числам

3)по лицам, числам и родам

Оценим свои работы. Пора спускаться на землю!

 

Выполняют

Самоконтроль

7. Информация о домашнем задании

Станция «Земная». Письмо Гагарина детям. (на слайде)

«Хорошо учитесь! Путь к знаниям начинается с таблицы умножения и первого диктанта. Часто говорят, что космический полёт – это подвиг. А к подвигу нужно готовиться. И на утренней зарядке, и за партой, и в походе, и в лагере».

Д.з § 116 Упр.660

По выбору: написать мини-сочинение на тему «О чём рассказала падающая звезда»

 

Читают

Записывают

8. Рефлексия (подведение итогов урока)

Закончите предложения:

А вы знаете, сегодня на уроке я….

Больше всего мне понравилось…

Самым сложным для меня сегодня было…

Сегодня я научился…

Сегодня я понял….

Отвечают



Предварительный просмотр:

                                                                             

Самоанализ урока русского языка в 5 классе  по теме «Настоящее время»

Тип урока: урок обобщения и систематизации.

Дидактическая цель: создать условия для ознакомления с понятием временных форм глаголов и с особенностью формы настоящего времени через постановку учебной проблемы и организацию проектной деятельности.

Урок был выстроен в занимательной форме, в форме космического путешествия. Материал для заданий урока актуален: все тексты и предложения объединены одной темой — темой первого полёта в космос, так как урок совпал с датой 12 апреля. Тема урока сформулирована доступно, цели поставлены.
Содержание урока вполне соответствует теме, цели и задачам урока.
На уроке были использованы различные методы и приёмы: фронтальная, парная, индивидуальная работа, самостоятельная, игровые приёмы, демонстрация в форме презентации с просмотром видеофрагмента.

Исходя из целей, структура урока состоит из 8 этапов, которые все были соблюдены

     I.Организационный момент способствовал психологическому настрою учащихся на плодотворную работу и восприятию новых знаний.

     II. Актуализация. Повторили пройденный материал по теме «Глагол»

III.Целеполагание и мотивация. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сами учащиеся выявили тему и цели урока

IV.Систематизация и обобщение. Работа с глаголами, образование временных форм. Заполнение странички в книжке-опоре.

V.Применение учебного материала в знакомой и новой ситуациях. Закрепление темы, взаимопроверка, работа в парах.

VI.Проверка уровня обученности. Тест и самопроверка помогли увидеть плюсы и минусы в знаниях

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению направлено на  закрепление полученных знаний, на развитие творческих способностей.

VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия) Осознание  обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

            Метод обучения, использованный на уроке: частично-поисковый, беседа, проблемные ситуации, диалог, работа с текстом, информационно – коммуникативная технология.

           Частично-поисковый использовался метод потому, что на уроке знания не предлагались обучающимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно. Обучающиеся  под руководством учителя самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания. Преобладал творческий характер познавательной деятельности.

Приёмы подведения итогов урока, рефлексия способствуют развитию мыслительных операций, таких как умение систематизировать, обобщать изученное, анализировать и оценивать свою деятельность на уроке.

Учебная работа на уроке была разнообразна: чередовались виды организации деятельности учащихся, такие как: обсуждение, беседа (ответы на вопросы учителя),  самостоятельная работа, взаимопроверка, самопроверка.

Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с обучающимися доброжелательный      

На протяжении всех этапов урока реализовывались поставленные задачи. Дети были активны работали все, они тоже оценили и урок, и свое моральное состояние, адекватно оценивали свою учебную деятельность.

       Я считаю, что проведенный урок реализовал поставленные задачи.  Структура урока выдержана. Формы урока адекватны целям и задачам, предложенные задачи использованы целесообразно, содержание урока соответствует содержанию стандарта,  учебника и  программы. Приемы обучения соответствуют триединой образовательной цели. Все предложенные задания имели практическую направленность.  

        Уровень самостоятельности уч-ся на этапах урока достаточен. Характер самостоятельной учебной деятельности  имеет репродуктивный и творческий характер. УУД формировались на каждом этапе урока. Максимально использовались ИКТ. Гигиенические требования соблюдались, физкультминутка проводилась.

       Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Станция «Историческая» Выпишите из текста все глаголы, указав их время . Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года на Смоленщине. Его отец и мать были простыми колхозниками из деревни Клушино . В июне 1951 года Юра с отличием окончил Люберецкое ремесленное училище. В том же году стал выпускником Люберецкой школы рабочей молодежи. В 1955 году призвался в ряды Советской Армии. Служил летчиком-истребителем в авиационном полку.12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток 1» Гагарин совершил первый в истории человечества полёт в космос, продлившийся всего 108 минут (один оборот вокруг Земли). Сегодня мы отмечаем 56-ую годовщину с первого полёта в космос.

Слайд 3

Родился, были, окончил, стал, призвался, служил, совершил – прошедшее время Отмечаем – настоящее время

Слайд 4

Станция « Теоретико – практическая» Летать, подниматься, парить, приземлиться

Слайд 5

Настоящее время глагола действие происходит в момент речи или совершается постоянно Что делаешь? Что делает? и т.д Глаголы настоящего времени изменяются По лицам По числам Формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида

Слайд 6

Станция «Физическая»

Слайд 7

Станция «Орфоэпическая» Звонить-звонил, звонит, будет звонить Повторить-повторил, повторит Руководить-руководил, руководит, будет руководить

Слайд 8

Станция «Творческая» «Сегодня на улице» «Новости дня»

Слайд 9

1. Глагол - это часть речи, которая обозначает: 1) действие предмета; 2) признак предмета; 3) предмет. 2. Найдите глагол, стоящий в форме прошедшего времени: 1) будете снимать 2) плыл 3) прочтёшь 3. Найдите глагол, стоящий в форме настоящего времени: 1) разожгу 2) строить 3) кушаю 4. Укажите строку, во всех глаголах которой не с глаголами пишется слитно: 1) (не)здоровится, (не)достанет, (не)придет; 2) (не)побрился, (не) навидит , (не)хочет; 3) (не) взлюбил , (не) доумевает , (не) годует . 5 . Укажите ряд, все глаголы которого относятся к совершенному виду: 1 ) увидеть, убежать, застелить; 2) шить, прыгать, 3) решить, решать, печатать.

Слайд 10

Проверь себя 1-1 2-2 3-3 4-3 5-1

Слайд 11

Станция «Земная» «Хорошо учитесь! Путь к знаниям начинается с таблицы умножения и первого диктанта. Часто говорят, что космический полёт – это подвиг. А к подвигу нужно готовиться. И на утренней зарядке, и за партой, и в походе, и в лагере ». Ю.А.Гагарин

Слайд 12

Домашнее задание: § 116 Упр.660 По желанию: написать сочинение-миниатюру на тему «О чём рассказала падающая звезда»

Слайд 13

Закончите предложения : А вы знаете, сегодня на уроке я…. Больше всего мне понравилось… Самым сложным для меня сегодня было… Сегодня я научился… Сегодня я понял….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по формированию у учащихся ключевых компетенций на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время.

Доклад по теме: "Организация работы по формированию у учащихся ключевых компетенций на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время"....

Выступление на тему: «Организация работы по формированию у учащихся ключевых компетенций на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА. ТВОРЧЕСКИЙ  ОТЧЕТ  ЩЕРБАК Е.В. Выступление на тему: «Организация работы по формированию у учащихся ключевых компетенций на уроках русского языка, литературы...

Инновационные формы и методы, используемые на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время

Модернизация российского образования предусматривает масштабные изменения, которые носят системный характер и предполагают последовательный переход к компетентностной модели образования....

Инновационные технологии в работе по нравственному воспитанию учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время

Компетентностный подход, который  предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе,- основа инновационного процесса....

Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»

Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...

Развитие одарённости обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время

При работе с детьми, необходимо создать только условия (среду). И не зря одним из направлений Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования является обеспечение специальных усло...

Статья" Проектная деятельность как технология в формировании личности современного петербургского школьника на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время»

Проект «И мы сохраним тебя русская речь…» предполагает через последовательное и углубленное изучение национальной культуры слова воспитать не просто носителя русского языка, но обра...