Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку "Умницы и умники"
методическая разработка (6 класс) на тему

Черных Алена Юрьевна

Внеклассные мероприятия по предмету играют важную роль в развитии личностного смысла учения. Различные виды  игровой деятельности  помогают развивать необходимые УУД, повышать интерес к предмету, готовить  к восприятию новых тем. Данная игра «Умницы и умники» проводится в рамках внеклассной деятельности при  изучении темы «Причастие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Умницы и умники25.82 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллект-шоу «Умницы и умники»

Участники: учащиеся 6  класса, судейская коллегия.

Оборудование: мультимедийная система, выставка словарей, выставка книг с занимательными материалами по русскому языку, выставка сообщений, посвященных русским лингвистам, высказывания о русском языке, выставка лингвистических листовок.

Цель мероприятия

Создание условий для актуализации знаний учащихся перед изучением темы «Причастие».

Задачи:

Образовательные: повторить и обобщить знания учащихся, необходимые для изучения темы «Причастие».

Развивающие: развивать логическое мышление, стимулировать активную мыслительную деятельность учащихся.

Воспитательные: способствовать дальнейшей социализации личности ребенка (формировать ответственное отношение к самому себе, положительную самооценку при создании ситуации успеха).

Планируемые метапредметные результаты

•        Развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение.

•        Развитие коммуникативной компетенции.

•        Умение четко определять области знаемого и незнаемого.

•        Умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем.

•        Умение анализировать итоги своей деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы.

Ход игры

Учитель: Добрый день, уважаемые гости и дорогие шестиклассники! Позвольте начать наше мероприятие. Русский язык. Великий, могучий, богатый…Он  настолько нам привычен, что мы зачастую и не задумываемся о его значении в нашей жизни, о его культурной ценности. А между тем язык – это мир слов, который открывает нам окружающую жизнь во всем ее многообразии. Через язык современный человек воспринимает мудрость предков и обретает возможность обращаться к будущим поколениям. «Русский язык в его классической чистоте, - говорит писатель Вячеслав Пьецух, - это наша фамильная драгоценность… если у нас нынче и есть чем повеличаться перед человечеством, так только прекрасным языком, едва ли не самым богатым в мире, - он и музыка, и тонкий инструмент познания, и сам по себе искусство, и совершенное средство общения по душам. Да в том-то и беда, что, говоря по-русски, мы и не подозреваем о том, что пользуемся сокровищем...». О культурном уровне человека говорит его умение грамотно, точно и красиво выражать свои мысли. Не случайно Сократ сказал: «Заговори, чтобы я тебя увидел». В русском языке достаточно красок, чтобы живо изобразить любую картину, лексикон языка настолько огромен, что позволяет передать самую сложную мысль. Правильно сказанное слово способно отозваться в душе каждого человека и пробудить самое сокровенное, лучшее. И мир станет добрее, человечнее!

Однако умеем ли мы пользоваться в речи безграничными возможностями нашего языка? Всегда ли говорим и пишем грамотно?

По оформлению кабинета вы уже догадались,  в какой форме будет проходить сегодняшнее мероприятие и что нам предстоит выяснить.

(В процессе игры мы выясним, кто из нас настоящий умник или умница).

 Учитель: А какие знания вам предстоит показать?

(Нам предстоит показать свои знания по русскому языку и повторить изученные темы).

Учитель: Какую тему мы начали изучать на уроках?

(Мы приступили к изучению темы «Причастие»).

Учитель: Какие признаки объединяет в себе причастие?

(Причастие объединяет в себе признаки прилагательного и глагола).

Учитель: Следовательно, какие знания вам предстоит показать на основном этапе игры?

(Нам нужно показать знания морфологических особенностей прилагательного и глагола).

Учитель: И не только знания морфологии мы проверим сегодня, но и вашу осведомленность в разделах «Лексика» и  «Фразеология».

Итак, кто же он, истинный знаток русского языка среди учащихся 6 класса? Мы начинаем интеллектуальную  игру «Умницы и умники»!

Учитель: Позвольте представить судейскую коллегию: (судьи ареопага)

Правила отборочного тура: я буду задавать вопросы, на которые вы можете отвечать только после того, как вам предоставили возможность высказаться. Судьи внимательно наблюдают за тем, кто первым поднимет руку. Если ответы будут звучать с места без разрешения ведущего, вопрос будет снят, а нарушивший правила игры лишен возможности участвовать в игре! За каждый правильный ответ вы получаете вот такие символы, это буква У (своеобразный орден умника). Получивший орден, становится теоретиком и может претендовать на звание практика, то есть может стать участником игры на дорожках за звание Умницы или Умника. Участники, набравшие больше всех символов, разыгрывают дорожки. Условия понятны?

Перед началом игры хотелось бы услышать напутственное слово главного судьи ареопага!

Отборочный тур

Учитель: Есть множество пословиц и поговорок о русском языке. Многие из них вам знакомы. Вам предстоит закончить начатую мной фразу.

1)

  • Веселое слово  речи (основа).
  • Острое словечко колет (сердечко).
  • Слово – серебро, молчание (золото).
  • Слово не воробей (вылетит - не поймаешь).
  • Доброе слово и (кошке приятно).
  • Льстивые речи душу (калечат).
  • Лучше оступиться, чем (оговориться).
  • Уговор дороже (денег).
  • Скоро сказка сказывается, (да не скоро дело делается).
  • Соловья баснями (не кормят).
  • На словах густо, а (в голове пусто).
  • На чужой роток (не накинешь платок).
  • Язык до …. доведет.
  • Не спеши языком, (торопись делом).
  • Что написано пером, (то не вырубишь топором).
  • Ученье – свет, а (неученье – тьма).

2)

Учитель: Словарный состав русского языка находится в постоянном изменении. Забываются одни слова, появляются новые. Перед вами языковой материал (слайд №2)

Очи

 Чело

 Ланиты

 Уста

 Перст

 Брань

 Глаголет

 Льзя

 Брадобрей

Можно

 Щеки

 Глаза

Говорит

 Битва

 Палец

 Парикмахер

 Губы

 Лоб

  • Как называются слова в 1 столбике? (архаизмы).
  •  Составьте синонимические пары из данных слов.
  • Приведите примеры использования устаревших слов в художественном тексте известных вам произведений.

3)

Учитель: В предыдущем задании прозвучал термин Синонимы. Что это такое?

  • Подберите синонимы таким образом, чтобы из начальных букв второго столбика сложилось слово «Синоним» (слайд №3)

Тихий

Занимательный

Упорный

Чуткий

Легкий

Ненастоящий

Миниатюрный

Спокойный

Интересный

Настойчивый

Отзывчивый

Несложный

Искусственный

Маленький

4)

Учитель: В повседневной речи мы часто пользуемся фразеологизмами. Следующее задание для знатоков устойчивых сочетаний слов. Итак, фразеологизмы «рассыпались». Соберите их.

Слайд №4

От всего не заманишь.

За словом в карман провалиться.

Ни с того гуся вода.

Калачом не погладят.

Валять баклуши.

Как снег в калошу.

( от всего сердца, калачом не заманишь, как с гуся вода, по головке не погладят, валять дурака, сквозь землю провалиться, как снег на голову, за словом в карман не полезет, ни с того, ни с сего, бить баклуши, сесть в калошу).

5)

В сказках часто говорится о лазоревом цветке. Какого он цвета?

(лазоревый образовано от ЛАЗОРЬ или ЛАЗУРЬ, слова, заимствованного из греческого языка и обозначало синий камень. Но лазоревый цветок из сказок, не голубой или синий, а блестящий и яркий!)

6)

Следующее задание для тех, кто знает, что такое палиндром. Выберите из списка слова-палиндромы: слайд №5

Роза, роса, троп, бар, наст, трос, слово.

Есть фонетические палиндромы. Найдите их: слайд

Рай, код, кожа, пол, краб.

(рай – яр, код – ток, кожа – ожог, пол – лоб, краб – парк).

7)

Как правильно сказать?

У рыбов нет зубов,

У рыбей нет зубей,

Или у рыб нет зуб?

Подведение итогов:

Перед розыгрышем дорожек позвольте взять интервью у наших гостей. - Как вы считаете, любят ли современные школьники изучать родной язык?

Розыгрыш дорожек

1) Вам предстоит показать свою грамотность.

Вставьте пропущенные буквы. (у игроков листы с напечатанными словами с пропуском букв)

Ил…страция, сви…ой, артил…ерия, ветре..ый, к..мфорт, п..с..имист.

Слова на экране  для контроля после выполнения задания слайд №6

Иллюстрация

Свиной

Артиллерия

Ветреный

Комфорт

Пессимист

  1. Конкурс красноречия

Истинный знаток русского языка должен не только писать правильно, но и грамотно выражать свои мысли. Убедите участников сегодняшней игры в том, что каждому человеку необходимо изучать русский язык.

Правила игры на дорожках: красная дорожка – это самый короткий путь к победе, но и самый сложный. Здесь нельзя ошибаться ни разу. Желтая дорожка допускает переход к следующему этапу с одной ошибкой. На зеленой дорожке можно ошибиться 2 раза. Участнику, играющему на красной дорожке, в случае неправильного ответа могут быть предложены блиц-вопросы. Если он отвечает на 2 без ошибки, он может пройти в следующий этап, если нет, занимает место теоретика в зале. На дорожках вы можете выбирать, из какой темы будут задаваться вопросы. Название тем на экране Слайд №7

Красная дорожка

Глагол

1. Назовите глагол, который в русском языке употребляется с приставками при-, до-, от -, раз-, с-, но без приставок не употребляется (бавить)

  1. Как, не изменяя слово, можно перенести глаголы изъявительного наклонения в повелительное? Назовите их. (хвалите – хвалите, носите – носите, возите – возите, просите – просите).

Существительное

  1. Определить одушевленное или неодушевленное существительное: личинка, кукла, туз. Докажите.

Прилагательное

1. Какие прилагательные можно образовать из числительного ДВА и существительных?

Глава, знак, лицо, нога, слог, смена, смысл, ствол, год (двуглавый, двузначный, двуличный, двуногий, двусложный, двусменный, двусмысленный, двуствольный, двухгодичный, двухлетний).

2. Назовите прилагательное среднего рода в именительном падеже единственного числа, имеющее на конце 3 е подряд. (длинношеее, толстошеее, тонкошеее).

Блиц-вопросы

Синтаксис

  1. В какой форме употреблено обращение в предложении: Чего тебе надобно, старче? (форма звательного падежа, в современном русском не существует)

2. Морфология

определить род несклоняемых существительных и употребить в контексте вместе с причастием: кенгуру, жюри, ФСБ

  1. Какое явление наблюдается в сочетании слов: идти пешком, молодая девушка (плеоназм)
  2. Одушевленным или неодушевленным является существительное Народ?

Зеленая дорожка

(можно ошибиться 2 раза)

Глагол

  1. Образовать форму глагола 1 лица единственного числа

дерзить, бузить + лексическое значение слов!(устраивать скандал) (данные формы образовать нельзя!)

  1. Найти глагол, не употребляющийся в повелительном наклонении

ответить, пускать, пойти, зависеть, бить.

  1. Назвать разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать + есть и дать)
  2. Можно ли без контекста определить часть речи следующих слов: белила, дали, жгут?

Прилагательное

  1. Подобрать синоним- причастие к прилагательному красный.
  2. Каким членом предложения является прилагательное в данном предложении? Лес казался волшебным.
  3. У каких прилагательных нет краткой формы: красивый, деревянный, загадочный, спортивный. Почему? (деревянный, спортивный, т.к. это прилагательные относительные).
  4.  У какого прилагательного нет форм степеней сравнения: красивый, слепой. Почему?

Вопросы для эпилога

  • перечислить все разносклоняемые существительные.
  • выберите правильное ударение: мусоропрОвод или мусоропровОд?
  • выберите правильное ударение: мастерскИ или мАстерски?
  • употребите аббревиатуру УЭХК в контексте с причастием.
  • выберите правильную форму глагола мучить: мучает или мучит.
  • наклонение – постоянный или непостоянный морфологических признак глагола?
  • как правильно: нет помидор или нет помидоров?
  • Чулков или чулок?
  • нет полотенцев или полотенец?
  • историзмом или архаизмом являются эти устаревшие слова: витязь (ист), ратник (ист), оброк (ист), чертог (арх), пиит (арх).
  • закончите фразеологизм:
  • доводить до…
  • биться как …
  • как ни в чем…
  • держать ушки…
  • ждать у моря…
  • развесить…
  • два сапога..
  • сесть в…
  • Определить лексическое значение слова альтруист.
  • определить лексическое значение слова архивариус.

  • можно ли без контекста определить часть речи следующих слов: белила, дали, жгут?

Желтая дорожка

(можно ошибиться 1 раз)

Глагол

  1. Определить спряжение глагола кричать.
  2. Определить, переходным или непереходным является глагол опаздывать
  3. Как правильно: клала или клала? (клала)
  4. Определить, переходным или непереходным является глагол прыгать.

Прилагательное

1.Определить разряд прилагательных: мамин, льняной, дорогой, серый.

2. Найти 3 лишнее: лучистый, блестящий, яркий.

3. Образовать простую форму превосходной степени сравнения: красивый, глубокий.

4. В каком слове пишется 1 Н: машинный, мышиный, картинный.

Подведение итогов

Награждение победителей

Награждение активных игроков интеллект-шоу «Умницы и умники»

Рефлексия

  • Понравилась ли вам сегодняшняя игра?
  • Какие моменты показались особенно интересными?
  • Добились ли мы цели? Выяснили ли мы, кто лучше всех знает русский язык?
  • Над чем нам предстоит еще поработать, чтобы улучшить свои знания?

Спасибо за игру!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку "Весёлое путешествие по стране Орфографии"

Данное внеклассное мероприятие предназначено для учащихся 5-6 классов. На подготовительном этапе рябята выбирают название команды, девиз и готовят краткое представление команды....

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах «Умники и умницы»

Это внеклассное мероприятие можно провести по повторению курса русского языка в 5 – 8 классах, а также как праздник, посвящённый русскому языку.Цели:- Стимулировать интерес к изучению русского языка;-...

Сценарий внеклассного мероприятия "Фестиваль русской народной песни"

Сценарий внеклассного мероприятия в рамках недели истории и обществознания "Фестиваль русской народной песни"...

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-6 классов

Обобщение изученного материала по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация)....

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-8 кл. "Речь и этикет"

В сценарий внеклассного мероприятия включены материалы по актуальной проблеме - использование школьниками срезств речевого этикета. Данное занятие организуется  и  готовится  как  ...

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 6 классе «Турнир знатоков русского языка»

Сценарий  внеклассного мероприятия по русскому языку в 6 классе«Турнир знатоков русского языка»...

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку «Своя игра» «Мир русского языка».

Цель:Развитие интереса к изучению предмета.Систематизация и закрепление знаний по русскому языку.Задачи:Создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся в изучении   рус...


 

Комментарии

Сёмкина Татьяна Владимировна

Увлекательный материал! Обязательно проведу на следующий год! Спасибо!