Конспект урока по теме: "Имя существительное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Зинкевич Ольга Владимировна

План-конспект урока русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sushchestvitelnoe.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 5                                                                                  Дата: 

Предмет: Русский язык. 

Тема: Имя существительное как часть речи.

Цель: 1) дать учащимся понятие об имени существительном как части речи;  2) научить учащихся находить существительные в тексте, пополнить их словарный запас;   3) прививать интерес к изучению истории языка.

Оборудование: таблица, дополнительная литература.

Вид урока: усвоение нового материала.

Методы урока:  беседа, объяснительный диктант.

ХОД УРОКА

  1.  Организационный момент (приветствие, проверка посещаемости, объявление темы и целей урока).
  2. Повторение изученного материала.
  1. Вопросно-ответная беседа.
  1. Какие разделы русского языка мы уже с вами изучили?
  2. Что такое фонетика?
  3. Что изучает графика?
  4. Лексикология?
  5. Морфемика.
  6. При изучении морфемики какие орфограммы были нами изучены? Вспомним их, решив кроссворд
  1. Кроссворд. Слайд 1.

Разгадывая, нужно будет не только назвать слово, но и вставить и объяснить в нём пропущенную орфограмму.

--  А что такое орфограмма?

Итак, начнём:

  1. Как называется стебель растения в самом начале его развития из семени или корневища. Осток)
  2. Огородное растение, растущее обычно кочаном. Апуста)
  3. Составьте словосочетание из слов лес и хозяйство. Какое слово изменилось? Объясните орфограмму в этом слове. Есной)
  4. Низшее водяное растение, у которого отсутствует расчленение на корень, стебель и листья. (ВодорОсль)
  5. Это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? (прилАгательное)
  6. Масло бывает животного происхождения и … Астительного)
  7. Скажите одним словом: «прибавить одно к другому» (СлОжить)
  8. Система связи для передачи речевой информации на расстояние при помощи электрических сигналов по проводам или по радио. ЕлЕфон)
  9. Что значит «описывать, передавать устно или письменно, кратко пересказывать содержание чего-нибудь?» (ИзлАгать)
  10.  Какова задача того, кто обвиняет кого-нибудь. Скажите это одним словом. (ОбвИнить)
  11.  Как называется письменное упражнение, перелагающее содержание прочитанного или услышанного? (ИзлОжение)
  12.  Человек, знающий дело, толковый, дельный, серьёзный. Еловой)

Что ж, в результате разгадывания кроссворда и правильного объяснения орфограмм, у нас определилось «ключевое» слово нашего сегодняшнего урока. (Имя существительное).

  1. Объяснение нового материала.
  • Блиц – опрос на повторение.
  1. Что такое морфология?
  2. Как подразделяются все части речи?
  3. Самостоятельные части речи.
  4. Служебные части речи.
  5. В чем отличие служебных частей речи от самостоятельных?

«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот, и шорох морского гравия,» - писал К.Г.Паустовский

На всех языках есть такие слова:

Мать. Родина. Счастье. Река. Синева.

Кто б ни был, любому понятны они.

Слова – путеводные наши огни.

Живые. Земные… и суть их проста:

Хлеб. Утро. Работа. Мечта. Красота.

Но есть и такие слова в словарях,

Они вызывают тревогу и страх.

Слова, что исчезнуть должны навсегда:

Война. Разоренье. Жестокость. Вражда.

Останутся с нами другие слова.

В них гордая сила людского родства:

Мир. Дружба. И радость высокой волной –

Мы – люди. Мы – дети планеты одной.

 

- Ребята, а какие слова для вас являются путеводными в жизни?

- Какой же частью речи являются все записанные нами слова? Что же такое имя существительное? (слайд-схема)

  • Физминутка

- А сейчас мы отдохнем с пользой для нашего здоровья.

Руки "в замок"; потянулись вперёд, назад; повернулись вправо, влево.(1 раз)

Руки на пояс. Повернуть голову направо, посмотреть на локоть правой руки. Повернуть голову налево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. (3-4 раза)

  • Работа по учебнику. Чтение правила (§ 88, стр. 46).

Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?.

  • Мини-исследование.

На дом вам было дано опережающее задание, вы должны были провести небольшое исследование, выяснить, что же обозначает имя существительное, только ли предмет.

  • Учащиеся предоставляют свои работы, затем отвечают на вопросы (слайды), приводят свои примеры, записывают в тетрадь  предложение с одним из слов.
  1. Закрепление изученного материала.
  1. Выборочно-распределительный диктант.

Выбрать из предложений существительные и распределить их в 3 столбика по родам.

  1. Письменность на Руси появилась в конце десятого века. 2) В то время книги писали от руки. 3) Старые рукописные книги ценились на вес золото. 4) В 16 веке на Руси появилось книгопечатание. 5) В книгах продолжали делать отступы для выделения новой мысли, но начальную букву уже не разрисовывали.

Р.М.:    2.  Выполнение упражнения 473.

  1. Подведение итогов. Оценивание.
  2. Задание на дом. 1) § 88;   2) упр. 480 или 476 (на выбор)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Имя прилагательное как часть речи" в 6 классе

Конспект урока по теме "Имя прилагательное как часть речи: повторение изученного в 5 классе" для 6 класса УМК М.Т.Баранова. Т.А.Ладыженской......

Урок по теме «Имя существительное как часть речи»

Конспект урока по русскому языку "Имя существительное как часть речи"...

План-конспект урока по теме "Самостоятельные и служебные части речи"

Данная тема изучается в пятом классе в разделе "Морфология. Орфография. Культура речи."  Тип урока: урок изучения нового материала. В основу урока положена технология сотрудничества. В ходе ...

Конспект урока по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Урок рассчитан на  2  учебных часа. Урок - игра в страну мультипликации, на котором будет предложено много творческих заданий. Урок с применением мультимедийной презентацией...

Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"

Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...

конспект урока по теме "Имя существительное как часть речи".

Конспект предназначен для студентов 1 курса колледжа, составлен по учебнику Н.Г. Голцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной....