План-конспект урока по теме "Самостоятельные и служебные части речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Данная тема изучается в пятом классе в разделе "Морфология. Орфография. Культура речи."  Тип урока: урок изучения нового материала. В основу урока положена технология сотрудничества. В ходе урока при изучении материала использованы такие виды работ,  как составление схемы «Части речи», исследовательская работа в группах, решение проблемного вопроса «Зачем нужно знать части речи?», выполнение различных практических заданий на закрепление, выполнение творческой работы и решение тестового задания на проверку усвоения суворовцами учебного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_mur.o.a.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Уссурийское суворовское военное училище»

Министерства обороны Российской Федерации»

             

                 

                                    УТВЕРЖДАЮ                      

  Заместитель начальника училища

   по учебной работе

                                                                                 

Билецкий В.И.  

             « 13»  февраля  2014г.

План - конспект открытого урока по предмету

  русский язык для суворовцев 5 класса

по теме «Самостоятельные и служебные части речи»  

Составил: преподаватель отдельной дисциплины (русский язык и  литература)

Муравьев О.А.

г. Уссурийск

2014 г.

Методическое  обоснование

Данная тема – «Самостоятельные и служебные части речи»- изучается в разделе «Морфология. Орфография. Культура речи». Это первый урок при изучении данного раздела.

Методическая цель урока:   методика использования технологии сотрудничества при изучении нового материала.

         Цели  урока:

  1. Обучающие:
  • сформировать знания о самостоятельных и служебных частях речи;
  • отработать навыки отличия самостоятельных и служебных частей речи;
  • проанализировать степень усвоения материала;
  1. Развивающие:
  • развивать умения анализировать, делать выводы;
  • развивать умения решать тестовые задания.
  • учить устанавливать межпредметные связи
  1. Воспитательные:
  • воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
  • воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению своих товарищей.

Внутрипредметные связи:

Урок тесно связан с морфологией, культурой речи, стилистикой, грамматикой, орфографией и пунктуацией.

Межпредметные связи:

Материал, подобранный для изучения темы, связан с литературой,                           МХК.

       Форма организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.

         Методы обучения: словесный, наглядный, частично- поисковый.

         Технология реализации: технология формирования учебных задач, технология сотрудничества, деятельностный подход в обучении.  Использование современных информационно-коммуникативных технологий.

                                                                                                               УТВЕРЖДАЮ                      

  Заместитель начальника училища

   по учебной работе

                                                                                 

Билецкий В.И.  

             « 13»  февраля  2014г.

                                            План-конспект  урока

Тема: «Самостоятельные и служебные части речи».  

Дидактические  цели урока: 

  1. Образовательные:
  • сформировать знания о самостоятельных и служебных частях речи;
  • отработать навыки отличия самостоятельных и служебных частей речи;
  • проанализировать степень усвоения материала;
  1. Развивающие:
  • развивать умения анализировать, делать выводы;
  • развивать умения решать тестовые задания.
  • учить устанавливать межпредметные связи
  1. Воспитательные:
  • воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
  • воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению своих товарищей.

Материальное обеспечение: учебник 5 класса,  карточки, презентация, интерактивная доска, компьютер.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично- поисковый.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Формы контроля: взаимоконтроль, контроль преподавателя.

Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала.

Технология реализации: технология сотрудничества, технология формирования учебных задач, деятельностный подход в обучении,  использование современных информационно-коммуникативных технологий.

                                                     

Ход урока:

                      Этапы урока

время

Работа суворовцев

1.

Организационный момент.

- Приветствие.

- Проверка подготовленности суворовцев к занятию.

-Работа над техникой речи. Сл.1.

2 мин.

Сдают рапорт, отвечают на вопросы преподавателя, произносят скороговорки.

2.

Запись даты. Слайд 2. (работа с орфограммами в словах)

1 мин.

Записывают число, классная работа в тетрадь.

3.

Основная часть.

1.Словарная работа. Слайд 4.

(суворовец у доски по определениям разгадывает словарные слова и записывает их на доске, затем коллективная проверка).

2.Повторение синтаксического и морфемного разборов (выполнение у доски с дальнейшей проверкой). Приложение №1-2.

а) Дети шли расцветали весенние цветы и зеленела травка.

 (Расставить знаки препинания, произвести синтаксический разбор предложения.)

б) Нагляделись.  (произвести морфемный разбор).

3.Повторение орфограмм, изученных в разделе «Морфемика».  Сл. 3.

I. ИНТРИГА. Лингвистическая сказка.

Однажды знакомая вам девочка пришла туда, где было сумрачно и прохладно...

—По крайней мере, — подумала Алиса, ступив под деревья, — приятно немножко освежиться в этом...какего? Как же он называется? — Она с удивлением заметила,
что никак не может вспомнить нужного слова. —Когда спрячешься под... ну, как же их?., под этими... — Она погладила дерево по стволу. — Интересно, как они называются? А может, никак? Да, конечно, никак не называются!

С минуту она стояла в глубокой задумчивости, а потом вдруг сказала:

—        Я должна вспомнить! Во что бы то ни стало должна!

Слово преподавателя.

С Алисой случилась беда: она перезабыла все существующие слова и даже свое имя. Так случается со сказочными героями. А с нами? Эта неприятность с Алисой обнаруживает важность каждого слова в нашей речи...

-А помните ли вы, как называются группы слов в нашей речи, изучаемые морфологией?

(Части речи)

-Сколько групп можно выделить в частях речи, которыми мы пользуемся? Какие?

Формулировка темы урока. Сл. 5.

-Сформулируем тему нашего урока.

Определение целей урока. Сл. 6.

II.Движение темы.

-Монолог преподавателя. Сейчас я сочиню монолог, а вы будете моими соавторами... Когда я сделаю паузу, кто-то из вас, на кого я укажу рукой, моментально продолжит. А потом я буду развивать мысль, и опять кто-то будет моим соавтором.

Посмотрите вокруг себя. Всюду вас окружают различные предметы (рука учителя указывает на суворовца), например... (карта, доска, цветок, стенд, книга и т. д.). И слова, называющие эти предметы, являются... (существительными). Предметы обладают признаками по цвету, форме, величине, назначению, принадлежности, и признаки эти передаются с помощью... (прилагательных). Дерево может быть... (высоким, низким, красивым, стройным и т. д.). Но деревья в лесу можно сосчитать, и для этого употребляются особые слова со значением числа... (числительные). Предметы, люди, животные производят действия, которые обозначаются... (глаголами). Но каждое действие может иметь при себе признак: идти куда? (...), петь, смеяться как? (...) — и называются эти неизменяемые слова... (наречиями). Но есть слова, которые не называют предметов, признаки, количество, а указывают на них: вместо человек — он, вместо высокий такой; и называют эту часть речи... (местоимением).

-Составление схемы частей речи.  Сл. 7.

-Скажите ещё раз, сколько групп частей речи вам известно. Какие?

-На какие группы можно разделить самостоятельные части речи? (Изменяемые и неизменяемые.) 

Откройте тетради для конспектов и начертите схему частей речи.

-Заполнение схемы частями речи с последующей взаимопроверкой. Сл. 7.

-Суворовец читает стихотворение «Части речи», остальные на слух распределяют услышанные части речи по группам и заполняют ими схему.

-Почему наречие отнесли к неизменяемым частям речи?

III.Исследовательская работа.

-Объединитесь в группы и, проанализировав свои задания, решите проблемные вопросы.

1 группа: Объясните смысл названия «Самостоятельные части речи». Прил.3. Сл. 8.

2 группа: Объясните смысл названия «Служебные части речи». Прил.4. Сл. 9.

IV.Физминутка. Сл. 10.

Выберите слово, распределитесь по группам (Самост. – служ. части речи), затем составьте предложение.

V.Решение проблемного вопроса:

«Зачем нам нужно знать части речи?»

ВЫВОД: Знание частей речи необходимо для:    Сл. 11.

1)выбора ряда орфограмм;

 2)постановки тире в простом предложении;

3)правильного разбора слова по составу.

V.Выполнение практических заданий на закрепление. Сл. 12-14.

1.Запишите, выделите орфограммы!

 Не был,  не увлекался,

 глядишь,  товарищ,  дочь. 

2.Запишите, расставьте знаки препинания, объясните их постановку!

 Цикорий   растение   которое добавляют  в  кофе.

Он   плод   дуба.

Бечёвка   тонкая   верёвка.

3.Запишите, произведите морфемный разбор:

 Стих   (сущ.),         стих     (глаг.),

смела    (кр.прил.),    смела    (глаг.),

дали      (сущ.),           дали     (глаг.),

знать   (сущ.),          знать    (глаг.),

стекло   (сущ.),        стекло  (глаг.).

VI.Творческая работа. Работа в группах.

-Рассмотрите картинки на слайде, проведите ассоциацию и дайте название каждой картинке названием части речи. Свой ответ аргументируйте. Сл. 15.

32 мин.

Разгадывает слова по определениям, затем записывает на доску.

2 суворовца в это время выполняют синтаксический и фонетический разборы у доски.

Остальные суворовцы выполняют задания на повторение изученных орфограмм.

Один суворовец у доски рассказывает лингвистическую сказку.

Отвечают на вопросы преподавателя.

Формулируют и записывают тему урока в тетради.

Суворовцы ставят перед собой цели на предстоящий урок.

Продолжают фразы, начатые преподавателем.

В тетрадях для конспектов рисуют схему групп частей речи.

На слух заполняют схему названиями частей речи. Проверяют друг друга.

Работают в группах, решают проблемный вопрос.

Выводы записывают в тетради для конспектов.

Выбирают слово, занимают место, соответствующее группе частей речи.

Думают над вопросом, делают вывод.

Выполняют задания на закрепление изученного материала.

Работают в группах.

4.

Самостоятельная работа суворовцев.

Выполнение тестовых заданий с целью проверки усвоения материала урока. Прил. 5.

7 мин.

Решают тестовые задания.

5.

Подведение итогов урока.  Сл. 16.

-Назовите ключевые слова урока

Рефлексия

-Сегодня на уроке я узнал…

-Мне было интересно получить знания о …

-Сначала я затруднялся…

В результате я понял, что …

2 мин.

Устно отвечают на вопросы преподавателя.

6.

Задание на с/п: п. 88, упр.463.  Сл. 17.

1 мин.

Записывают задание на с/п.

                                                                  Преподаватель (руководитель)

                                            отдельной дисциплины (русский язык и литература)

                                                                                                        О.Муравьёв

Терминологический диктант.

Рядовой срочной службы –

Выступающая из стены здания площадка –

Первое офицерское звание ВС РФ –

Плетёное изделие для хранения вещей –

График, содержащий сведения о времени,

месте совершения чего-нибудь –

Род войск, предназначенный для боевых

 действий в тылу противника –

Застывшая масса какао с сахаром –

Мужское или женское верхнее платье -

Терминологический диктант.

Рядовой срочной службы –

Выступающая из стены здания площадка –

Первое офицерское звание ВС РФ –

Плетёное изделие для хранения вещей –

График, содержащий сведения о времени,

месте совершения чего-нибудь –

Род войск, предназначенный для боевых

 действий в тылу противника –

Застывшая масса какао с сахаром –

Мужское или женское верхнее платье -

Приложение №1.

Произвести синтаксический разбор предложения.

Дети шли расцветали весенние цветы и зеленела травка.

Приложение №1.

Произвести синтаксический разбор предложения.

Дети шли расцветали весенние цветы и зеленела травка.

Приложение №1.

Произвести синтаксический разбор предложения.

Дети шли расцветали весенние цветы и зеленела травка.

Приложение №1.

Произвести синтаксический разбор предложения.

Дети шли расцветали весенние цветы и зеленела травка.

Приложение №2.

Произвести морфемный разбор слова.

Нагляделись.

Приложение №2.

Произвести морфемный разбор слова.

Нагляделись.

Приложение №2.

Произвести морфемный разбор слова.

Нагляделись.

Приложение №2.

Произвести морфемный разбор слова.

Нагляделись.

Приложение №3.

Составьте из слов предложение, запишите, задайте к словам вопросы, подчеркните как члены предложения. Объясните, почему самостоятельные части речи называются «самостоятельными».

Гриша, написать, бабушка, письмо.

Приложение №3.

Составьте из слов предложение, запишите, задайте к словам вопросы, подчеркните как члены предложения. Объясните, почему самостоятельные части речи называются «самостоятельными».

Гриша, написать, бабушка, письмо.

Приложение №3.

Составьте из слов предложение, запишите, задайте к словам вопросы, подчеркните как члены предложения. Объясните, почему самостоятельные части речи называются «самостоятельными».

Гриша, написать, бабушка, письмо.

Приложение №3.

Составьте из слов предложение, запишите, задайте к словам вопросы, подчеркните как члены предложения. Объясните, почему самостоятельные части речи называются «самостоятельными».

Гриша, написать, бабушка, письмо.

Приложение №4.

Составьте из слов предложение, запишите, задайте к словам вопросы, подчеркните как члены предложения. Объясните, почему служебные части речи называются «служебными».

В, на, по, а, и, из, на, что, о, у, но.

Приложение №4.

Составьте из слов предложение, запишите, задайте к словам вопросы, подчеркните как члены предложения. Объясните, почему служебные части речи называются «служебными».

В, на, по, а, и, из, на, что, о, у, но.

Приложение №4.

Составьте из слов предложение, запишите, задайте к словам вопросы, подчеркните как члены предложения. Объясните, почему служебные части речи называются «служебными».

В, на, по, а, и, из, на, что, о, у, но.

Приложение №4.

Составьте из слов предложение, запишите, задайте к словам вопросы, подчеркните как члены предложения. Объясните, почему служебные части речи называются «служебными».

В, на, по, а, и, из, на, что, о, у, но.

Самоанализ открытого урока по русскому языку

Дата:13.02. 2014г.

Тема урока –  «Самостоятельные и служебные части речи»

Урок проводился в 1-ом взводе 7-ой роты

           Методическая цель: методика использования технологии сотрудничества при изучении нового материала.      

      Цель урока: сформировать знания о самостоятельных и служебных частях речи; отработать навыки отличия самостоятельных и служебных частей речи.

          Задачи урока:

  1. Обучающие задачи:
  • закрепить полученные знания об односоставных предложениях;
  • отработать навыки нахождения односоставных предложений в составе сложного и умения постановки знаков препинания в сложном предложении
  1. Развивающие задачи:
  • развивать умения анализировать, делать выводы;
  • развивать умения решать тестовые задания.
  1. Воспитательные задачи:
  • воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
  • воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению своих товарищей.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично- поисковый.

Технология реализации: технология уровневой дифференциации, технология формирования учебных задач, деятельностный подход в обучении.  Использование современных информационно- коммуникативных технологий.

         Данный урок является первым в изучении раздела «Морфология». В основу урока была положена технология сотрудничества. На всех этапах урока суворовцам были предложены индивидуальные и групповые, а также дифференцированные задания. Дифференциация осуществлялась не за счет, что одним ученикам давался меньший объем материала, а другим больший, а счет того, что, предлагая учащимся одинаковый его объём, учитель ориентировал их на различные уровни требований к его усвоению.

        Соблюдены были структурные компоненты урока:

1.Организационный  момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.

2.Устный опрос (повторение теоретического материала).

3.Формулировка темы и целей урока.

4. Практическая работа на первичное закрепление и отработку знаний, умений и навыков учащихся, полученных на уроке.

5.Дано задание на самоподготовку.

6. Итоги урока были подведены.

        Краткое приветствие и психологический настрой обеспечивают переключение обучающихся на деятельность. Повторение теории было организовано через фронтальный опрос и словарную работу. В ходе урока при изучении материала использованы такие виды работ,  как составление схемы «Части речи», исследовательская работа в группах, решение проблемного вопроса «Зачем нужно знать части речи?», выполнение различных практических заданий на закрепление, выполнение творческой работы и решение тестового задания на проверку усвоения суворовцами учебного материала. Материал урока доступен, использована презентация. Виды деятельности на уроке разумно сочетаются и ведут к поставленной цели.

              Урок соответствует темпераменту  обучающихся, уровню их учебной подготовки и развитию обучающихся класса. Организация деятельности суворовцев обучающим, развивающим и воспитывающим задачам урока адекватна. Обучающиеся работали активно. Проводилась фронтальная, парная, групповая и дифференцированная работа. Соблюдался интенсивный темп урока. Смена видов деятельности не позволяла обучающимся уставать.

В ходе урока организована опора на предыдущие знания материала, на жизненный опыт обучающихся. Учебный материал актуален, использованы элементы здоровьесберегающих технологий. Работа обучающихся на уроке  была оценена объективно и прокомментирована. Задание на самоподготовку  дано в соответствии с нормами общеобразовательного стандарта.

Суворовцы были настроены доброжелательно, все участники урока взаимно заинтересованы. Урок имел практическую направленность и выполнил свою воспитательную задачу.

Все поставленные задачи были выполнены обучающимися успешно, поставленная цель урока достигнута.

                                  Преподаватель (руководитель) отдельной дисциплины

                                 (русский язык и литература)________Муравьев О.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме "Частица - служебная часть речи"

Урок проводится с ипользованием  элементов сингапурской методики...

План-конспект урока "Частица, как служебная часть речи" (7 класс)

План-конспект урока "Частица, как служебная часть речи" (7 класс)...

Текст для выполнения упражнений к уроку повторения по теме: "Служебные части речи"

Текст "Солдатская дружьба" можно использовать для упражнений на уроке повторения....

Урок в 7 классе "Служебные части речи"

Урок в 7 классе "Служебные части речи". В архиве представлена презентация к уроку и раздаточный материал....

Самостоятельные и служебные части речи (обобщение). Предлог как служебная часть речи. Понятие о производных и непроизводных предлогах.

Цели:обобщить знания учащихся о само­стоятельных частях речи; дать понятие о предлоге как служебной части речи и отличии самостоятельных частей речи от служебных;ознакомить с производ­ными и н...