Мастер-класс
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Кузнецова Людмила Владимировна

Материал для подготовки к написанию сочинения на ОГЭ по русскому языку в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass.docx45.05 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс  по русскому языку в 9 классе

Подготовила учитель русского языка и литературы

Саюкинкого филиала МБОУ Платоновской СОШ

Кузнецова Людмила Владимировна.

Цель занятия: сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3).

УУД:

  • 1)предметные: сформировать умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью; выработать умение подбирать и анализировать аргументы в сочинении из жизненного опыта, их оформление в письменной речи;
  • 2)метапредметные: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

3) личностные: формирование  нравственных качеств учащихся

Методы обучения: метод пошаговых действий, проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, групповая практическая работа.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой, географией, биологией. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3

 

                                                      Ход занятия:

 I. Организационный момент.

Учитель: ребята, у нас необычное сегодня занятие, присутствуют гости, но вы я надеюсь, не будете бояться.  Предлагаю вам быть активными и тогда мы обязательно достигнем цели! Немного истории:

Написав сочинение за свою дочь, Салтыков-Щедрин получил «2».

В. Катаев, написав сочинение за племянницу на тему «Что хотел сказать Катаев в повести «Белеет парус одинокий», получил «3».

За сочинения, которые Д. Донцова писала для своей дочери, она обычно

получала 2/3.

Учитель: Ребята, почему такое с известными  писателями происходило?

 Ученики. Они писали сочинение за другого.

 Учитель: Правильно, надо надеяться всегда на самого себя и  писать сочинения самим.

II. Собеседование с классом.

Эпиграфом нашего занятия будут служить слова  Максима Горького.  Прочитайте их.

 Учащийся читает: Он говорил: «Прежде чем написать что-либо, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего писать». 

Учитель: Следуя совету писателя, постараемся ответить на эти вопросы и мы.

Итак, что же мы хотим написать?

 Учащиеся: Мы пишем сочинение – рассуждение.

 Учитель: Что такое рассуждение? (Учащиеся: Это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-либо, объясняет, убеждает, доказывает что-либо, приходит к определенному выводу).

Учитель: Хорошо. Теперь второй вопрос как будем писать? давайте вспомним, какова схема построения сочинения-рассуждения                           композиция) ?

Учащиеся: Сочинение – рассуждение состоит из тезиса - это положение, утверждение, которое требуется доказать. Аргументов – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис. Вывода – это заключение, итог проведённого рассуждения.

Учитель: Давайте откроем КИМы на странице ……… Каковы критерии оценивания сочинения-рассуждения ? Читаем первый критерий С3К1.  2 Балла вы можете получить за то, что ….

Учащиеся ( читает): Экзаменуемый  дал определение и прокомментировал его

Учитель: Хорошо. Какие предлагаются слова, толкование, которых мы должны дать?

Учащиеся:   Мы должны объяснить смысл слов, которые имеют нравственное значение, например, что такое человечность, неуверенность,  взаимовыручка,  жизненные ценности, материнская любовь, счастье, выбор  и  так далее. И прокомментировать, т. е. раскрыть их смысл.

Учитель: Хорошо.  Теперь прочитаем критерий  С3К2  Наличие примеров-аргументов.  Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта. За это вы получите высший балл 3.

Учитель: Что мы с вами уже умеем

Учащиеся: Мы  научились давать толкование заданного слова, комментировать его, приводить примеры – аргументы из прочитанного текста.

Учитель: А сегодня  чему научимся?

Учащиеся: Приводить  аргументы из личного жизненного опыта.

III.  Постановка проблемной ситуации.

Учитель: Чаще всего эти аргументы просто-напросто выдуманы учениками и не убедительны. Например:

Приведу пример из личной жизни: сидят люди на улице без жилья, без еды, абсолютно без ничего. Сидят и просят деньги на какую- нибудь еду.

Учитель: какие ошибки допустил ученик в данном примере?

Учащиеся: не понятны причины, почему люди сидят на улице, и какое отношение к этому имеет автор сочинения: тоже с ними сидит, или только видит это.

Особенно часто в подобных горе-аргументах фигурируют разнообразные родственники, друзья и знакомые, с которыми происходят  поучительные истории. Например:

Я знаю одного человека, который пропустил мимо глаз (?!) болезнь и смерть своего отца. Теперь его дети ему не помогают.

Учитель: Здесь какие ошибки?

Учащиеся: нельзя так сказать, пропустил мимо глаз болезнь. Можно сказать не заботлися, мало уделял внимания и т.д.

Учитель: Правильно. Делая такие ошибки, ученики не совсем понимают,  что  такое жизненный опыт, из чего он  складывается ?

( на слайде)   Жизненный опыт - совокупность усвоенных знаний, умений, навыков, приобретенные [добытые] практикой,   познание действительности.

Учитель: Большую часть жизни вы проводите в школе, поэтому Ваш жизненный опыт, на данном этапе, ваши знания, умения и навыки приобретаются, в основном, во время  обучения по предметам, например, на литературе, истории, географии, биологии и т.д., на внеклассных мероприятиях, на кружках и т.д.

IV. Выход из проблемной ситуации 

Учитель: Таким образом, для второго аргумента из вашего жизненного опыта мы можем привести  примеры:

-  поступков героев из художественной литературы;

- событий, исторических фактов, которые изучаете на уроках истории;  

- из биографии выдающихся людей

-  из жизненных  наблюдений.

- На прошлом занятии мы с вами работали над сочинениями по темам: «Что такое сила духа» и «Что такое жизненные ценности», заполняли  таблицу. Давайте   вспомним толкование данных словосочетаний.   ( ученики читают)

V. Работа в группах

Теперь поработаем в группах. Каждая группа получает кейс - задание.  

  1. Прочитать  примеры аргументов
  2. выбрать те аргументы, которые соответствуют теме сочинения
  3. заполнить таблицу

(Далее ученики зачитывают  полученные результаты )

Учитель: Сегодня у нас пополнился банк аргументов. Давайте посмотрим, насколько.

VI. Рефлексия

Учитель: Итак, подведем итог. И ответим на третий вопрос Максима Горького: для чего писать? То есть для чего мы с вами  используем информацию из литературы, биологии, искусства, истории.

 Учащиеся:

- для обогащения жизненного опыта;

- для  развития кругозора, чтобы быть эрудированным, образованным;

-для того, чтобы приводить аргументы в сочинении- рассуждении

- Д/з . К следующему занятию самостоятельно подобрать информацию из разных предметов, которые нам пригодятся для второго аргумента в сочинении- рассуждении по темам: «Что такое выбор», «Что такое неуверенность?»

Приложение.

Структура сочинения

Пример сочинения

Вступление (тезис). Толкование значения.

СИЛА ДУХА – одно из главных качеств, делающих человека сильным не физически, а морально. Сила духа складывается из уверенности в себе, целеустремлённости, упорства, стойкости, несгибаемости, веры в лучшее

Комментарий

Сильные душой люди способны на сострадание и бескорыстную помощь даже незнакомым людям

1.Логический переход. Пример из текста

За доказательствами обращусь к тексту М.Горького. Возьму предложения 19-27. Бабушка спокойно отнеслась к тому, что перед ней сидит волк. Она будто распространила на него свою доброту, свое жизнелюбие, и волк не стал нападать на неё. Не каждый из нас может так бесстрашно смотреть в глаза опасности. На это способен только душевно сильный человек, такой, как бабушка рассказчика.

2. Логический переход. Пример из:

-  литературы

- истории

-  искусства

- других источников

Заключение

  1. Мария Волконская поехала в Сибирь за мужем-декабристом не потому, что привыкла покорно следовать своей женской доле. Её отговаривали все, но она приняла решение свое и разделила каторгу вместе с тем, кого любила. Только сильная духом женщина, способна на такой подвиг.

  1. Мать Тереза вошла в историю  как человек, отдавший всю  жизнь  служению бедным и больным. Она ежедневно поднималась в 3.30 утра и ухаживала за больными, повторяя молитву: «…Господи, помоги мне почесть благо ближнего превыше моего собственного. Да буду я трудиться понять его, а не искать у него понимания, да буду я трудиться любить его, а не искать у него любви…». Так она укрепляла в себе свои душевные силы.

  1. Известным примером душевно сильного человека является Авраам Линкольн: прежде чем стать президентом Соединенных Штатов, Линкольн проиграл в 18 выборах. Можно сказать, что неудачи преследовали его всю жизнь, но он раз за разом поднимался и упорно шел вперед, оставшись в памяти страны как самый достойный из всех американских президентов.

  1. Алексей Маресьев – классический пример сильного духом человека! Он не только выжил без пищи, выползая с поля боя с ранеными ногами, но и вернулся в строй, вернулся в небо, на своем истребителе сбил еще много вражеских самолетов

  1. Людвиг ван Бетховен (1770–1827) не родился глухим. Первые признаки глухоты у него появились к 1801 году. И, несмотря на то, что его слух постоянно ухудшался, Бетховен сочинял очень много. Он помнил звучание каждой ноты и мог представить, как должно звучать все музыкальное произведение. Он зажимал в зубах деревянную палочку и дотрагивался ею до струн рояля, чтобы ощутить их вибрации. (По его мнению, «высшим отличием человека является упорство в преодолении самых жестоких препятствий».)

  1. Яркие примеры сильных духом людей нашего времени – Валентин Дикуль и Сергей Бубновский. Получив тяжелейшие травмы позвоночника, они не просто не сломались духовно. Они сами выжили, восстановили свое здоровье и учат этому других

  1. Сила эта проявляется, например, в бою и рождается из необходимости защищать свою землю, семью, дом.  Ещё М.Ю. Лермонтов  в стихотворении “ Бородино “ писал о духе русского войска, готового положить свою жизнь за Отечество: “Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой!” Обращаясь к проблеме силы народного духа, автор  дает понять, почему победа в бою досталась не огромной французской  армии, а небольшому русскому войску.
  2. Однажды в Андах произошла авиакатастрофа: в ущелье рухнул самолет. Часть пассажиров чудом уцелела. Но как выжить среди вечных снегов, вдали от человеческого жилья? Кто-то стал пассивно ждать помощи, кто-то пал духом, готовясь к смерти. Но были те, кто не сдался. Они, проваливаясь в снег, пошли на поиски людей. Израненные, едва живые, они все-таки выбрались к горной деревушке. Вскоре спасатели вызволили из беды остальных людей, оставшихся в живых.
  3. .Во время съемок известного фильма Н. Михалкова «Утомленные солнцем», испортилась погода, температура понизилась до минус шести. А между тем по сценарию должно было быть знойное лето. Актерам, изображавшим отдыхающих, приходилось купаться в ледяной воде, лежать на холодной земле. Этот пример показывает, что искусство требует от человека жертв, полной самоотдачи.

Приложение.

Структура сочинения

Пример сочинения

Вступление (тезис). Толкование значения.

ЖИЗНЕННЫЕ  ЦЕННОСТИ    у каждого свои. У одних  -материальные, у других  - нравственные. Кому –то нужны  деньги,  машины, украшения, власть…. Но большинству людей важны нравственные ценности: дружба, любовь, счастье, зздоровье,  родная земля.

Комментарий

Жизненные ценности не возникают за один день, они формируются  социумом и следуют за человеком всю жизнь.

1.Логический переход. Пример из текста

В тексте российской писательницы И.А. Клеандровой рассказывается о двух  подругах. Главной жизненной ценностью для Софьи и Лены были их внешний вид и дорогие вещи. Они  стремились выглядеть безупречно и гламурно, постоянно демонстрировали свои наряды, имели много поклонников. Но однажды Софье приснился сон, который изменил ее взгляды на жизнь, он помог ей понять, что на свете есть более значимые ценности, чем яркая внешность и модная одежда( предложения  21-24)

2. Логический переход. Пример из:

-  литературы

- истории

-  биологии

- физики

Заключение

  1. В  комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"  Госпожа Простакова не научила своего сына Митрофана многим важным вещам: уважать родного отца и старших, трудиться, учиться. Главные жизненные приоритеты для него - это хорошо поесть, поспать и побездельничать. У него отсутствуют нравственные ориентиры, поэтому ему трудно будет устанавливать взаимоотношения с окружающими людьми.

  1. Известный физиолог, гениальный мыслитель Иван Петрович Павлов о личной славе никогда не мечтал, потому что главной жизненной ценностью  его  была преданность   своему делу , так как больше всего  он любил  свою науку, свою физиологию. О себе он писал так: «Мое предназначение своими трудами ученого способствовать благу человека, благу горячо любимой родины…»  

  1. Но, к сожалению, не все люди идут к намеченной цели путем праведным. Примером жизненного пути, строившемся на лжи, жестокости и злодеяниях является путь к власти Лаврентия Берия. Всех людей этот человек считал ниже себя, пытался принизить их в любом удобном случае. Для Берия в жизни важно было  прийти к власти,  во что бы то ни стало, любыми способами, любой ценой, даже нечестно.

  1. Альберт Эйнштейн – гениальный физик, создатель знаменитой теории относительности, талантливый человек. Его можно назвать одним из самых успешных ученых. Но главное для него быть не успешнее, а лучше.  Его советы могут быть полезны не только физикам и ученым, но и всем людям. Он говорил так: «Главное – правильно определить для себя ценности. Те, кто ставит на первый план богатство, успех, популярность, имеют меньше шансов достигнуть поставленных задач, так как у них ошибочные установки. Нужно стремиться стать развитым, значимым для других людей человеком.  Остальное придет само собой».

  1. Маленькая девочка, занимаясь на трапеции, упала и разбила нос. Мать бросилась к дочери, но художник Илья Репин ее остановил, чтобы посмотреть на струящуюся из носа кровь, запомнить ее цвет, характер движения. Художник в это время работал над полотном «Иван Грозный и сын его Иван». Этот факт, который большинство людей расценит как проявление бездушия со стороны отца, говорит об особой природе художника. Он самоотверженно служит искусству, его правде, и жизнь становится материалом для его творений
  1. Верность своему призванию не может не вызывать уважения. Народоволец Николай Кибальчич был приговорен к смерти за покушение на царя. Ожидая смерти, он работал над проектом реактивного двигателя. Больше, чем собственная жизнь, его заботила судьба изобретения. Когда за ним пришли, чтобы отвести к месту казни, Кибальчич отдал жандарму чертежи космического аппарата и попросил передать их ученым. «Трогательно, что человек перед страшной казнью имеет силы думать о человечестве!» — так писал об этом духовном подвиге К. Циолковский.

  1. Примером правильных жизненных  ценностей может служить семья Ростовых из романа Л.Толстого «Война и мир». В ней царят любовь, взаимопонимание, поэтому дети  Ростовых  вырастают хорошими людьми, впитавшими семейные устои, которые будут нести в свои семьи.

  1. Н.В. Гоголь  в поэме «Мертвые души» показал судьбы людей, которые служили ложным ценностям. Для главного героя  Чичикова богатство было целью его жизни. Он придумал аферу по скупке  мертвых душ. Стал богатым, но подлинное счастье все же прошло мимо этого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"

quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...