Повторение в 6 классе.
тренажёр по русскому языку (6 класс) на тему

Ермолаева И.Л.

Повторение по теме «Морфемика и словообразование».

«Чередование корней кос/кас и т.д»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

6 класс

ТемаПовторение по теме «Морфемика и словообразование».

«Чередование корней кос/кас и т.д»

Вид урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Тип: урок с использованием активных форм работ.

Цели:

1.Обучающая: формирование навыков правописания гласных в разных морфемах слова, обработка навыков морфемного анализа слова.

Необходимо:

  • обобщить и углубить полученные знания о словообразовании;
  • обобщая полученные знания по теме, развивать и совершенствовать орфографическую зоркость;
  • выяснить, с какими разделами русского языка связано «Словообразование».

2.Развивающая: развитие орфографической зоркости.

3.Воспитывающая: воспитание любви и уважения к русскому языку.

Методы и формы работы:

Словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный, частично – поисковый.

Словарная, парная, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, тестирование, игра, комментированные формы работы.

Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение правил, ответы на вопросы.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Мы с вами начали изучать большой раздел русского языка «Морфемика и словообразование». Давайте вспомним, что такое морфемика?словообразование?

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Слово учителя.Словообразование – один из важнейших разделов русского языка. Словообразование – один из важнейших источников пополнения словарного запаса. Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, находить морфемы и точно определять границы между ними.
— 
Ребята, а что же такое морфема? Чтобы вспомнить морфемы, я предлагаю вам разгадать кроссворд.

4. Загадки

1. Изменяемая часть слова.(окончание)
2. Часть слова без окончания.(основа)
3. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.(приставка)
4. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.(суффикс)
5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов(корень).

Молодцы, а сейчас мы проведём игру «Угадай словечко».

-На доске «спрятано» слово, догадайтесь какое. Я написала первую букву. Сможете ли вы догадаться, какое это слово? (нет).
( на доске скрыто слово тигрята).

-Открываю последнюю букву. Стало ли слово вам понятнее? (нет).
-Кто может предположить, какая это морфема и какой части речи (или частям речи) она может принадлежать? (окончание существительного или глагола).
- Как вы догадались? Подберите слова с этой же морфемой (машина, улица, взяла, приняла).
- Что можно определить по окончанию, но только если слово дано полностью (род, число, падеж, спряжение).

- Для чего нужно окончание? (для связи слов в предложении и словосочетании).
- А бывают ли части речи без окончаний? (наречие)
-А теперь я открою сразу три буквы. Кто догадался, какое слово здесь «прячется»?(тигрята).
- Благодаря какой морфеме вы догадались? (корню).
-Какой вывод можно сделать. Что такое корень? (корень – главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение всего слова. Без корня слов не бывает).
- Оказывается, в русском языке 4,5 тысяч корней, а служебных морфем намного меньше: 500 суффиксов, меньше 100 приставок и около 100 окончаний, поэтому-то мы и допускаем больше ошибок именно в корнях слов.
- А что обычно находится после корня? (суффикс) Для чего он служит? (для образования новых слов)
-Откроем всё слово. Сравните: тигр – тигрята. Что меняется в значении слова и благодаря какой морфеме это происходит?
- ят - обозначает детёнышей животных, птиц. Как мы называем такой суффикс? (уменьшительно-ласкательный). Подберите примеры с этим суффиксом. (котята, щенята, цыплята, львята, воробьята)
- Какую ещё морфему можно выделить в этом слове? (основу)
-Что такое основа? (всё слово, кроме окончания)
-А бывают ли слова, где часть основы находится после окончания? Приведите примеры (ся, сь). Как мы тогда выделяем основу? (она будет разорванной)
-А какой же морфемы нет в слове? (приставки)Для чего она служит и где обычно находится? (перед корнем и служит для образования новых слов)

А сейчас ответьте на опросы в карточках.(Ученики заполняют карточки “Запиши правильный ответ”).

1

Часть слова, которая служит для образования формы слова, называется __________

2

Какое окончание в слове “договорилась”?

3

Какой корень в слове “досрочный”?

4

Какое окончание в слове “видел”?

5

С помощью какого суффикса образовано слово “охотник”?

6

Какой корень в слове “маленький”?

7

Слово белизна образовано _______________ способом

8

Каким способом образовано слово “героизм”?

- Передайте друг другу свои листочки, проверьте друг друга. Поставьте оценку.

(за 1-2 ошибки – 4; за 3 – 3, больше – 2).

– А теперь я даю верные ответы. Проверьте, соответствуют ли ваши оценки. (Учитель читает правильные ответы).

– Поднимите руку, кто написал на 5; на 4; на 3.

5. Способы образования слов.

А теперь, ребята, давайте вспомним способы образования слов.

— Какие вы знаете способы образования слов?

1) 1. приставочный

2. суффиксальный

3. приставочно-суффиксальный

4. сложение (основ или целых слов)

5. сложение сокращенных основ

6. переход одной части речи в другую

Задание. Определите, как образованы следующие слова.

Развесёлый

Овражек

Подсвечник

Бег

Лесовоз

Продтовары

Мороженая рыба

Съел мороженое

Парашютистка

МГУ

кресло-кровать

птицефабрика

турпоход

приморский

Сбербанк

Вы должны сделать по группам словообразовательный разбор слов и определить, какими способами они образуются. Задание выполняется микрогруппой (каждая парта – отдельная группа). Можно совещаться, но так, чтобы не мешать своим товарищам. Кто готов, поднимает руку.

- Нужно ли разбирать всё слово полностью по составу? (нет, надо указать только ту часть слова, которая появляется; для этого необходимо правильно определить исходное (базовое) слово.


1. Развесёлый
 весёлый. (приставочный способ)

2. Овражек  овраг. (суффиксальный)

3. Подсвечник  свеча. (приставочно-суффиксальный)

4. Бег бегать. (бессуффиксный)

5. Лесовоз  лес возит. (сложение основ)

6. Продтовары  продуктовые товары. (сложносокращённое слово)

7. Мороженая рыба } переход

Съел мороженое } в другие части речи

Подведение итогов словообразовательного разбора.

6. Словообразование и орфография.

Словообразование тесно связано с орфографией. И сейчас мы с вами повторим основные орфографические правила, изученные в этом разделе.

Сегодня мы поговорим с вами о Корнях с чередованием гласной.

— В прошлом году мы изучили только часть таких корней. Кто помнит, какие это корни? Хорошо. Давайте откроем учебник и посмотрим, что же там говорится о корнях с чередованием!

- Я вам подготовила таблицы давайте их внимательно изучим.(Раздаю таблицы)

Задание: Вставьте пропущенные буквы в корни с чередованием. Объясните выбор гласной графически. (Выписать только слова с чередованием в корне).

1. Софья наклоняласьсрывала цветок и легким прик…сновением пальцевгладила дрожащие лепестки.

2. Он знал эту отр…сль производства.

3. Ночь уже л…жилась на горы.

4. Все двери зап…рались на замок.

5. Река протекала в густых зар…слях.

6. Заг…рались и бл…стали стекла, озаренные пожаром.

— Синтаксический разбор 1-го предложения.

Давайте выполним упр.

7. Итоги урока.

Ребята, что же мы с вами сегодня повторили на уроке?

— основные способы словообразования.

— морфемный и словообразовательный разбор.

— орфографические правила (чередование корней).

— проследили, как словообразование связано с другими разделами.

— Какой можно сделать вывод?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме:"Имя числительное"(повторение) 6 класс

Урок систематизации и обощения знаний уч-ся 6 класса по теме: "Имя числительное" с использованием местного материала, ИКТ...

Урок по теме:"Имя числительное"(повторение) 6 класс

Урок систематизации и обощения знаний уч-ся 6 класса по теме: "Имя числительное" с использованием местного материала, ИКТ...

Контрольная работа по теме "Повторение" (11 класс, учебник Буховцева Б.Б., Мякишева Г.Я.)

Данная работа представляет собой материал, который может быть использован при проведении "нулевого" среза в 11 классе. Работа - кратковременная, рассчитана на 25- 30 мин, состоит из 15 заданий с выбор...

тестовые задания по теме "Повторение" 6 класс

Данные тестовые задания предназначены для учащихся 5-6 классов и могут быть использованы для проверки знаний после уроков комплексного повторения....

Урок повторение 11 класс Тема: Урок повторение редакторы операционной системы по теме «Что такое мир?»

Цель: углубить и расширить знания учащихся по теме редакторы ОС через защиту проектов.Задачиактуализация навыков по составлению графиков, рисунков, презентаций, фильмов;формировать навыки создания про...

задания для 9 класса на повторение 8 класса

Задачи предусматривают рассмотрение тем, пройденных в 8 классе по геометрии...