Урок русского языка по теме "Назывные предложения" 8 класс
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Конюшихина Елена Петровна

Данный конспект урока и презентацию по русскому зыку можно использовать при изучении темы "Назывные предложения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nazyvnye_predlozheniya.rar1.91 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Большекуликовская СОШ Моршанского района

Тамбовской области

Урок русского языка в 8 классе

Назывные  предложения

Автор  -  учитель русского языка и

                                                        литературы Конюшихина Е.П.

Тема урока: “Назывные предложения”

Цель: дать понятие о назывных предложениях, о сфере и целях их употребления;    

Повторить типы односоставных предложений.

 Задачи: формировать умение узнавать назывные предложения в тексте,  способствовать их правильному употреблению их в собственной речи, при описании пейзажа; продолжить развитие навыков правильной постановки знаков препинания в сложном предложении, в состав которых входят односоставные предложения; отработать схему характеристики сложного предложения; воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире.

        Оборудование: учебник русского языка для 8 класса, авторы: Бархударов С.Г., Крючков С.Е. и др; презентация к уроку; раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

─ Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. У нас присутствуют гости. Давайте подарим свои улыбки присутствующим и улыбнёмся друг другу, ведь именно улыбка располагает к общению, даёт поддержку. Надеюсь,  урок  будет для вас интересен и полезен. Итак, начнём!

(Открывается слайд 1)

 ─ Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Назывные предложения»

        Сегодня на уроке вам предстоит открыть ещё один из  видов односоставных предложений.

Цель нашего урока:

1) познакомиться с новым для вас типом односоставных предложений;

2) со сферой употребления этих предложений;

3) научиться употреблять данные предложения в своей речи: устной и письменной.(слайд 2)

  1. Лингвистическая разминка.(Слайд 3)

Начнём мы, ребята с лингвистической разминки.

  1. Произнеси слова правильно!

А) красивее  Б) позвонит  В) каталог  Г) облегчить

2) Какие слова пишутся через дефис?

А) (юго)западный  Б) (железно)дорожный  В) бок(о)бок  Г) точь(в)точь

3)Синтаксический разбор словосочетаний (письменно)

А) чудесная картина

Б) вижу вблизи

УСТНО. Назовите третий способ связи слов в словосочетаниях, запишите с ним пример в тетрадь

3.Актуализация опорных знаний. (слайд4-6)

Блиц-опрос.

- Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?

- На какие группы делятся односоставные предложения по форме

главного члена?

- Назовите основные группы односоставных предложений с главным членом сказуемым.

- Какие предложения называются определенно-личными?

- Какие предложения называются неопределенно-личными?

- Какие предложения называются безличными?

- Какие предложения мы относим к обобщённо-личным?

4.Мини – тест. (слайд7)

Дайте  характеристику  предложениям  по  наличию  грамматических основ, укажите тип односоставных предложений.

1. Брожу  по  набережной  снова. (   о/л    )

2. Повеет  полем,  первой  бороздой. (  б/л     )

3. Его  везли  из  крепости,  из  Бреста. (  н/л     )

4. Цыплят  по  осени  считают. (   об/л    )

5. В  лесу  держался  запах  прелой  травы. (  дв.     )

6. Пальто  купил  к  зиме. (   о/л    )

7. Листопадит  в  роще,  листопадит. (  б/л     )

8. В  Сибири  не  любят  горячку  и  спешку. (   н/л    )

9. Уже  смеркалось. (   б/л    )

10. Прочитайте  Гоголя.   ( о/л )

ПРОВЕРКА.

ВЫВОД

Что выражают односоставные предложения? (чувства, настроения) состояние. Констатируют факт.

5.Переход к теме урока:

Односоставные предложения помогают увидеть красоту природы, передают чувства, ощущения, настроения человека.

Вот как с этим справился поэт Афанасий Фет: (слайд 8 )

Шепот, робкое дыханье, трели соловья.

 Серебро и колыханье сонного ручья.

 Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца.

 Ряд волшебных изменений

 Милого лица.

 В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И  лобзания  и слезы,

 И заря, заря!

 В стихотворении поэт передает красоту окружающего мира,

- Что необычного, удивительного в этом творении Фета? Попробуйте найти слова, обозначающие действие? ( нет ни одного глагола)

Появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, удивлялись тому, как можно без глаголов так изобразить красоту мира. Л.Н.Толстой восторженно отмечал: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина». (Слайд 9)

Другие усматривали в этой безглагольности посягательства на законы поэтики. Однако Афанасий Фет часто использовал этот приём.

Запишите первые два предложения в тетрадь и отметьте грамматическую основу предложений.

- Какие это предложения по наличию главных членов?  Чем выражен главный член односоставного предложения?

Учитель дает понятие назывного предложения (односоставное предложение, в котором главный член выражен именем существительным,  является назывным).

- Почему данный вид односоставных предложений  имеет такое название?

( назывные предложения называют предметы, события, явления)

6.Работа с учебником; стр. 120  правило

7.Рассказ по опорной схеме о назывных предложениях; (Слайд 10-11)

Обобщим наши исследования и подтвердим теорию практикой. Обратите внимание на запись на доске.

8. Работа с текстом: (слайд 12)

        Проснувшись и взглянув в окно,  я был поражен светом и ослепительной белизной. Ясный,  морозный денек!  Снегопад. День, как гнездышко, весь пуховый, мягкий, свежий.  Серо- белое небо.  Падал пушистый, непримятый снег. Крупные снежные  хлопья. Снега намело почти до крыш. Тихо. Мягко. Бело. Великолепный пейзаж!

- Докажите, что данную запись можно назвать текстом. (все предложения объединены одной темой, идеей, связаны между собой по смыслу.)

-  К какому стилю и типу речи принадлежит текст?(стиль речи – художественный; тип речи – описание)

- Озаглавьте данный текст назывным предложением.

- Назовите эпитеты и сравнения, которые помогают нарисовать картину природы.

- Выпишите из текста односоставные  назывные предложения. Подчеркните, чем выражен главный член назывного предложения? (слайд 13)

- Сравните следующие назывные предложения: Снегопад. Крупные снежные хлопья.

-Чем они отличаются друг от друга?

(Среди назывных предложений различаются распространенные и нераспространенные назывные предложения)

9.Работа  с учебником упр.241 стр.120(устное выполнение с объяснением)

10. Работа с предложениями (слайд 14-15)

Продолжим наши исследования и докажем, что назывные предложения могут входить в состав сложного предложения. Цель нашей следующей работы – развить умение видеть назывные предложения в составе сложного предложения. На доске записаны простые предложения. Составьте из них сложные предложения, подобрав подходящие по смыслу союзы. Запишите их.

Ясный, морозный денек. Хозяин решил затопить печь в доме4.

Серо- белое небо. Снег не идет.

Великолепный пейзаж. Домой идти совсем не хочется.

- Прочитайте получившиеся сложные предложения. Охарактеризуйте их.

- Назовите односоставные назывные предложения в составе сложного.

- В чем особенность третьего сложносочиненного предложения? (Обе его части односоставные предложения) Какое из них назывное?

-Синтаксический разбор первого предложения.

11. Творческая работаСлайд 16

Следующая наша работа - творческая – написание сочинения-миниатюры. А поможет вам в этом иллюстрация. Вы должны постараться как можно интереснее рассказать о зиме, используя односоставные предложения, в том числе и назывные. Помните, что назывные предложения помогают выразить настроения, ощущения человека, показывают красоту окружающего мира.

Звучит музыка. На работу отводится 5-7 минут. Учащиеся работают по группам.

Зимний день Слайд16

Проверка творческих работ

12. Подведение итогов урока.Слайд17

Сегодня на уроке мы открыли для себя один из видов односоставных предложений – назывные предложения. Что вы о них узнали?

 Я буду читать предложения, а ваша задача: найти только назывные предложения.

1.        Светает.

2.        Рассвет.

3.        Люблю дымок спаленной жнивы.

4.        Не привыкайте к чудесам –

Дивитесь им, дивитесь!

5.        Ласковый прибой.

6.        Жарко.

7.        Дни поздней осени бранят обыкновенно.

8.        Жара.

9.        Зимний лес.

10.        Лесные тропинки.

13. Домашнее задание: на выбор                Слайд 20

Параграф 24, правило, упр. 243 или

  • Выписать из поэтических текстов односоставные предложения. Указать назывные предложения (Пушкин, Фет, Есенин и т.д)

Дополнительные задания (слайды 18-19)

1.Задачка для любознательных!

─ Посмотри-ка, ─ сказал Витя своему другу Пете, ─ я нашел интересное стихотворение, которое состоит из простых предложений, причем одного вида.

 Вот оно:

Прозвучало над ясной рекою,

    Прозвенело в померкшем лугу,

    Прокатилось над рощей немою,

   Засветилось на том берегу.

                          А.А.Фет.

 ─ Я тоже, ─ отозвался Петя, ─ отыскал стихотворение, где все простые предложения, за исключением первого, относятся к одному и тому же типу. Сейчас я тебе его прочту.

Чудная картина,

    Как ты мне родна:

   Белая равнина,

   Полная луна,

   Свет небес высоких,

   И блестящий снег,

   И  саней далеких

   Одинокий бег.

                    А.А.Фет.

 ─ Покажем эти стихи завтра в классе, ─ предложил Витя, ─ пусть подумают все ребята над тем, какого вида эти предложения.

2.Задание: поставить запятые и пропущенные буквы. Подчеркнуть грамматическую основу. Определить вид предложения.

Вечер и только вд..леке не скрыты на г..ризонте  грус..ные ракиты.

Увид..шь  в  б..грец одетую осину и сер..це встрепенётся. Тише дождь и посв..тлело  на  ул..це. Жаркий летний день и густо пахнет мёдом п..левыми травами. Утро и  кончился наш пр..вал.  Т..нуло грибной прелью мхами и умытой хвоей и л..сные зап..хи смешивались с м..довыми и чайными зап..хами лугов. Неиз..яснимо радос..но и молодо на душе и хочется петь.

Мини – тест.

Дайте  характеристику  предложениям  по  наличию  грамматических основ, укажите тип односоставных предложений.

1. Брожу  по  набережной  снова. (       )

2. Повеет  полем,  первой  бороздой. (       )

3. Его  везли  из  крепости,  из  Бреста. (       )

4. Цыплят  по  осени  считают. (       )

5. В  лесу  держался  запах  прелой  травы. (       )

6. Пальто  купил  к  зиме. (       )

7. Листопадит  в  роще,  листопадит. (       )

8. В  Сибири  не  любят  горячку  и  спешку. (       )

9. Уже  смеркалось. (       )

10. Прочитайте  Гоголя.   (       )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»

Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....

Статья. Личностно - ориентированное обучение на уроках русского языка, ОБЖ. (Учитель начальных классов, преподаватель-организатор ОБЖ Веденеева С.А., учитель рус-ского языка и литературы Гришина Л.Н.)

Личностно ориентированное обучение на уроках русского языка, ОБЖ.(Учитель начальных классов, преподаватель-организатор ОБЖ Веденеева С.А., учитель русского языка и литературы Гришина Л.Н.)Использовани...

Урок русского языка (развитие речи) в классе 6 классе: "Нелепый мир из песен и огня…". Концепт "ОГОНЬ" в русской культуре

В предложенном конспекте урока развития речи рассматривается концепт "ОГОНЬ". Представлен материал для лингвистических наблюдений....

Изобразительно-выразительные средства языка художественного текста на уроках русского языка в 5-7 классах

Именно в художественном тексте наиболее ярко отражается эстетическая ценность языка в целом и его разных элементов.В последние годы методика пытается найти ответ на вопрос, как организовать проц...