Фразеологизмы - жемчужины русского языка
план-конспект по русскому языку на тему

Внеклассное мероприятие по русскому языку в рамках «Недели русского языка и литературы»

 При изучении фразеологических оборотов эффективными формами  внеклассных занятий на мой взгляд, являются: занятия кружка, вечера,   викторины. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку в рамках

«Недели русского языка и литературы»

 При изучении фразеологических оборотов эффективными формами  внеклассных занятий на наш взгляд, являются: занятия кружка, вечера,   викторины.

Примерное содержание занятия кружка.

Тема: «Почему мы так говорим?»

  I.Раскрытие  основной  темы:
   а) Вступительное слово учителя.

  Учитель может начать вступительное слово с чтения забавных случаев из   книги К.Чуковского «От двух до пяти». Например:

«Четырехлетняя  Светлана спросила у матери, скоро ли   наступит лето.

- Скоро, ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно вертеться.

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все  нету…»

  Учитель подчеркивает, что в основе этих случаев, о которых рассказывает   К.Чуковский, лежит сложное и интересное явление русского языка, называемое фразеологическим оборотом, и приводит примеры: не успеешь оглянуться - скоро, бить баклуши - бездельничать, как без рук - беспомощный.

     Русский язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом голова имеется 120 фразеологических оборотов, со  словом рука- 158, со словом нога- 72.  Приведем некоторые из них: голова варит – сообразительный; голова забита - кто-либо  полон забот; голова на плечах – умен, сообразителен; светлая голова - умный, ясно мыслящий человек;  с головой - очень умный, о двух головах - неосмотрительно  смелый,   рискующий жизнью, не боящийся смерти,  жестокой расправы.        
     В  фразеологическом словаре русского языка собрано 4000 фразеологических оборотов. Но и в нем представлены не все фразеологические обороты русского языка.

     Далее учитель рассказывает о характерных чертах фразеологических оборотов:  воспроизводимость  – они не создаются каждый раз говорящим,

а припоминаются им целиком в том виде, в каком они всегда употребляются; невозможность замены компонентов. Если  в фразеологическом обороте бить баклуши заменим одно из слов - бить…стекло - то фразеологизм разрушается и превращается в свободное сочетание слов. Отмечается, что фразеологические обороты имеют постоянное, закрепленное за ними лексическое значение  (за тридевять земель - очень далеко, точить лясы -болтать, бить баклуши - бездельничать), что некоторые из них являются одним членом предложения, поэтому их легко заменить одним словом (как пить дать - наверняка). Большинство фразеологизмов не переводятся дословно на другие языки.

     Далее подчеркивается, что одной из характерных черт  многих фразеологических оборотов является их образно-переносный смысл, который и отграничивает их от свободных сочетаний слов (мальчик за пазухой - имел зло на которые когда-то были свободными сочетаниями слов, употреблялись в прямом значении, а затем приобрели переносный смысл и вошли в общенародный язык уже как устойчивые сочетания (или фразеологизмы). В качестве примера можно рассказать об истории фразеологизма казанская сирота.

КАЗАНСКАЯ СИРОТА.

    В 1552 году войска Ивана Грозного взяло столицу татарского Казанского ханства - город Казань. Чтобы держать в покорности ее население, приходилось изыскивать разные способы. Поэтому русские власти старались привлечь на свою сторону в первую очередь татарскую знать, князей - мурз. Многие князья, стремясь сохранить свое положение и богатство, охотно шли навстречу новой  власти. Они принимали христианскую веру, получали от царя подарки и отправлялись в Москву, чтобы быть в числе царской свиты.

    Таких людей народ стал насмешливо называть казанскими сиротами: при дворе они прибеднялись, стараясь получить как можно больше наград и «жалованья»

    Казанский (казанский) сирота - человек, прикидывающийся несчастным, чтобы вызвать сочувствие жалостливых людей. Например: Она у нас сердобольная, чувствительная, так я на жалость ее маню, казанским сиротой  прикидываюсь. (А.Островский.) Этот фразеологический оборот чаще всего употребляется в единственном числе.

    II. Сообщения учащихся о происхождении фразеологических оборотов семь пятниц на неделе, на лбу написано.

                       

Материал для сообщений учащихся

СЕМЬ ПЯТНИЦ НА НЕДЕЛЕ

       Фразеологический оборот семь пятниц на неделе означает непостоянство человека. Так говорят о человеке, который часто меняет свои решения, не выполняет своих обещаний.

       Возникновение этого фразеологического оборота  вязано со следующими обстоятельствами. Пятница была и базарным днем. Потому - то она долгое время была также и днем исполнения различных торговых обязательств. В пятницу, получая деньги, давали честное слово привезти на следующей неделе заказанный товар. В пятницу, получая товар, обещали в следующей базарный день отдать за него деньги.  О человеке, который нарушал эти обещания, стали говорить: у него семь пятниц на неделе.

НА ЛБУ НАПИСАНО

       Этот  фразеологический оборот происходит от жесткого обычая клеймить  преступников раскаленным железом, которое оставляло неизгладимые уродливые знаки.

       Так, при царе Алексее Михайловиче преступникам выжигали букву «б», чтобы они отличались от других людей. У этих несчастных людей на лбу как бы было написано их тяжелое прошлое.

       Теперь фразеологический оборот на лбу написано означает, что у страдающего человека все сразу видно по выражению лица.

Вопросы – шутки

      1. В каком фразеологизме даже враги именуются друзьями?  ( Они ненавидели друг друга)      

  1. Есть ли ноги у газеты, книги? (Есть, когда их держат « вверх ногами»)
  2. В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? (Знать как дважды два.)
  3. Есть ли у земли лицо? (В  фразеологизме стереть с лица земли.)
  4. Может ли вопрос заболеть? Есть ли у него ребро? (В фразеологизмах больной вопрос, поставить вопрос ребром.)
  5. Какой глухой звук надо заменить звонким в сочетаниях слов, чтобы превратить их в фразеологизмы? («сорвать голос», «забить гол»).

     7. В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? («Делать из мухи слона».)

     8.  Из какой поговорки можно заключить, что дрова заготовляют не в лесу? («Кто в лес, кто по дрова».)

    Работа  со  словарями

      1. Пользуясь толковыми и фразеологическими словарями, учащиеся выписывают из них фразеологизмы со словами нос, рука и выясняют их значения.

     2. Объяснить значение фразеологических оборотов, встречающихся в баснях И. А. Крылова, подобрать к ним синонимы.

1)  Мартышка к старости слаба  глазами  стала:

     А у людей она слыхала,

    Что это зло ещё не так большой руки:

    Лишь стоит завести Очки.

    Очков с полдюжины себе она достала:

    Вертит очками так и сяк.

                                                                                («Мартышка и Очки».)

2)   Запели молодцы: кто в лес, кто по дрова,

      И у кого что силы стало.

                                                                                                («Музыканты».)

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ  МАТЕРИАЛ

   1.  О ком можно сказать, употребляя меткие выражения крыловских басен?

   1) «Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник»  (о человеке, который берётся не за своё дело).  2)«Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» (о человеке, который других осуждает, а своих недостатков не замечает).  3)«Слона-то я и не приметил» (о человеке, который обращает внимание на пустяки, но не замечает главного).

    2. Назвать фразеологизмы, образованные в наши дни (новое политическое мышление, тактика ускорения, нестандартно мыслить, искать развязки).

    3. Кто  быстрее  определит  значение  пословиц  и  поговорок  из  словаря В. И. Даля.

    Бритва скребет, а слово режет.  Говорят, слово слову костыль подаёт.

ИГРА «РИСУНКИ-ПОДСКАЗКИ»

       С помощью учащихся готовятся карточки с изображением различных предметов, например: нож, коса, вилы, корыто, нога, рука, палец, глаза, уши, нос, белка, гусь и др. Рисунки должны напомнить учащимся фразеологизмы, в которых эти предметы упоминаются: нож – быть на ножах с кем-либо, пристать с ножом к горлу и др.

      Ведущий показывает рисунок, предлагая назвать соответствующие фразеологизмы. Если ученики затрудняются, ведущий даёт его краткое определение (например, не обратить внимания на то, что говорят, - пропустить мимо ушей).

     Тот, кто вспомнил нужный фразеологизм, поднимает руку, называет его и по требованию ведущего составляет предложение или краткий рассказ с описанием соответствующей ситуации. За правильно названный фразеологизм засчитывается очко, за удачное предложение или рассказ – дополнительное очко.

    Таким образом, учащихся можно ознакомить с разговорными фразеологизмами: нашла коса на камень; вилами на воде написано; остаться у разбитого корыта; ноги моей здесь не будет; одна нога здесь другая там; рукой подать; сложа руки (сидеть); как без рук; правая рука 

и т. д.

РЕБУС

    Прочти   пословицу:

    По кругу вписана пословица. Чтобы её прочитать, надо отыскать букву, с которой она начинается, и читать по ходу часовой стрелки, пропуская всё время две буквы. Учащимся можно подсказать одно или два первых слова пословицы.

    Пословица:   Летний день год кормит.

    Далее следует сообщение о стилистической функции фразеологических оборотов.

    Рассказывая о стилистической функции фразеологических оборотов, надо, в частности, отметить, что большинство из них обладают яркой выразительностью.

   «Меткое крылатое слово, полная народной мудрости пословица, - как указывает Н. М. Шанский, - выразительная идиома оживляет язык, при помощи их он становится более сочным и эмоциональным».

    Фразеологические обороты служат действенным средством для создания того или иного художественного образа, для обрисовки портрета и т. д., например:

    1.  Он (Петя) закричал во всё горло, взмахнул руками и очертя голову, ринулся вниз.

    2.  Не в правилах Гаврика было совать нос в чужие дела. (В. Катаев.)

    Кроме прямого использования устойчивых оборотов в речи, они могут по-разному обыгрываться. Например, бывают случаи употребления устойчивых оборотов в первоначальном значении. Так, Л. Лиходеев в одном из очерков возвращает известной пословице «Конь о четырёх ногах, да спотыкается» её буквальный смысл: «Деревья то расступались, то сдвигались так, что стремя цеплялось за стволы. Я уже успел убедиться, что конь и о четырёх ногах спотыкается – в зависимости от седока».

    Содержанием второй странички будут сообщения учащихся о происхождении фразеологических оборотов: стоять насмерть, зелёная улица.

Материал   для   сообщений   учащихся

СТОЯТЬ НАСМЕРТЬ!

     Смысл выражения: держаться до последней возможности, не отступать ни при каких обстоятельствах.

      Выражение приписывается русскому полководцу М. И. Кутузову. После отступления из Москвы, вступив 20 сентября 1812 года в село Трутино и обозрев положение, Кутузов остановился на крутом берегу реки Нарвы и сказал окружающим его солдатам и офицерам: «Теперь ни шагу назад! Стоять насмерть!» (М. Булатова.).

ЗЕЛЁНАЯ УЛИЦА

     Валя Сухова из Орска обратилась в детскую телепередачу  «Мир слов» (телеканал «Карусель»)  с вопросом:

    - Что означает выражение «зелёная улица»  и каково его происхождение?

Как вы думаете, что ответила передача «Мир слов»?

     Выражение зелёная улица – в том значении, в каком оно широко распространено в наши дни – вошло в общее употребление из профессионального языка железнодорожников. Когда машинисту обещают: «Мы дадим тебе зелёную улицу», - он доволен. Ещё бы! Ведь эти слова означают непрерывную цепь зелёных огней светофоров перед идущим поездом, возможность мчаться вперёд без всякой задержки.

     В переносном значении зелёная улица значит – прямой, свободный путь.

     Третья   страница  журнала – просмотр презентации  «Фразеологические обороты».

     Четвёртая   страница – ситуативные упражнения и занимательный материал.

    1.  Представьте себе: вы встретили друга. Он спросил вас о жизни. У вас дела идут хорошо. Ответьте ему, употребляя выражения всё в порядке, пожаловаться не на что.

    2.  Как вы ответите, если дела идут и не хорошо, и не плохо?

    3. Ответьте на вопрос товарища: «Что нового?», употребляя выражения ничего нового, ничего особенного.

    4.  Составьте диалог с товарищем в том случае, если дела идут не очень хорошо. Употребляйте и фразеологические обороты из рук вон плохо, лучше не спрашивай, хуже не придумаешь, хуже некуда (по выбору).

    5. Вы встретили  неожиданно подругу. Сильно удивились. Составьте диалог (или монолог), употребляя следующие выражения: кого-кого,  но тебя встретить не ожидала; приятная встреча,  какими судьбами, вот так встреча.

    6. Охарактеризуйте ситуации, в которых могут употребляться выражения:

добрый вечер, добрый день, спокойной ночи, доброй ночи; будьте добры,  будьте  любезны; как вы смотрите на то…, вы не против того, чтобы…, не будешь ли ты против того, чтобы…; какие могут быть сомнения, можешь не сомневаться.

Занимательный материал

     1. К  выделенным фразеологическим оборотам подобрать наречия, сходные с ними по значению.

    1)  Мальчик  неловко вложил в рот пальцы и дунул, но свиста не вышло. В отчаянии он дунул еще раз, изо всех сил.

    2) –Э-э! Э-э! Э-э! Э-э! Э-э! – закричал мальчик изо всей мочи.

    3) Он закричал во все горло, взмахнул руками и, очертя голову, ринулся вниз. (В.Катаев)

    2. Назвать фразеологические обороты с числительными один, два, третий, четыре, определить их значение.

(Один на один,  одного поля ягоды,  все за одного, в один голос, под одну гребенку; как две капли воды, в два счета, на два слова, на два фронта, как дважды два четыре, два сапога пара, на своих на двоих, из вторых рук; обещанного три года ждут, заблудиться в трех соснах, лить слезы в три ручья; жить в четырех стенах, на все четыре стороны).

   3.Указать  фразеологические обороты и заменить их синонимическими словами.

  1) И  упал он (Остап) силою и воскликнул в душевной немощи:  «Батько!  Где ты? Слышишь ли ты?»

  - Слышу! -  раздалось среди всеобщей тишины. Часть военных всадников бросились заботливо рассматривать толпы народа … но Тараса… уже не было: его и след простыл.

   2) О! да этот будет со временем добрый  полковник!.. да еще такой, что и батька за пояс заткнет! ( Тарас о сыне Остапе).

  3) Они (обреченные на казнь казаки) приблизились уже к лобному месту.  Остап остановился. Ему первому приходилось выпить эту чашу. (Н.В.Гоголь.)

   Справка:  1) Его и след простыл - скрылся; 2) И батька за пояс заткнет - превзойдет и отца; 3) выпить эту чашу - испытать тяжкие страдания.

Игра « Кто больше »

      Ведущий медленно читает вслух данные ниже предложения, учащиеся записывают встречающиеся в них фразеологизмы. Выигрывает тот, у кого сумеет объяснить их значение. Можно пользоваться словарями.

      1. Мишка стал вырываться  (из объятий отца), да не тут-то было.

      2. Как на грех, в калитке свинья застряла.

      3. По спине мурашки, скорее бы до деда добежать, расспросить.

      4. Мишку одолевает нетерпение, а мать, как нарочно, долго провозилась у коровы, долго цедила молоко, в погреб полезла и там прокопалось битый час.

      5. - Фомушка...,  сынок! Может, не ходил бы? Может, без тебя как-нибудь?.. Не ровен час, убьют, пропадем мы тогда! (М.Шолохов. «Нахаленок».)

Закончить фразеологизм

    Готовятся карточки и таблицы. На карточках пишутся начальные слова фразеологизмов, а в клетках таблиц - их окончания. Ведущий тасует карточки и громко произносит начальные слова фразеологизмов. Участник игры, у которого оказалось вторая часть фразеологизма, поднимает руку, зачитывает фразеологизм полностью, приводит пример употребления его в речи (составляет небольшое предложение), берет карточку и накрывает соответствующую  клетку таблицы.

     Выигрывает тот, кто раньше всех закрыл все клетки своей таблицы и дал  правильные примеры.

    Слова для карточек:

   1. Золотые... 2. Изо дня... 3.Ломать... 4.Лакомый... 5.От нечего... 6.Лицом... 7.Спустя... 8. Не сводить... 9.Медвежья... 10. Зарубить... 11.От всего... 12. Битком... 13. Калачом... 14. Как рукой... 15. Прикусить... 16. Мастер... 17. Не солоно... 18. Не жив... 19. До поры... 20. С горем... 21. Как снег... 22. Выбиться... 23. Повестка... 24. На каждом... 25. Кто в лес... 26. Ни к селу... 27. Утереть... 28. Волчий... 29. Черным... 30. По головке... 31. Взбрести... 32. Вывести... 33. Плестись... 34. Насиженное... 35. С минуты... 36. Тише воды... 37. Само собой... 38. Обивать... 39. Поминай... 40. Кривить...  41. Легок... 42. В час... 43. На одну... 44. Чужими руками... 45. Гонка... 46. Мирное... 47. Голубь...

    Слова для таблиц:

   1...руки. 2.  ...в день. 3. ...голову. 4. ...кусок. 5. ...делать.6. ...к лицу. 7. ...рукава. 8. ...глаз. 9. ...услуга. 10. ...на носу. 11. ...сердце. 12. ...набито. 13. ...не заманишь. 14. ...сняло. 15. ...язык. 16. ...на все руки. 17. ...хлебавши. 18. ...ни мертв. 19. ...до времени. 20. ...пополам. 21. ...на голову. 22. ...из сил. 23. ...дня. 24. шагу. 25. ...кто по дрова. 26. ...ни к городу. 27. ...нос. 28. ...аппетит. 29. ...по белому. 30. ...не погладят. 31. ...на ум. 32. ...на чистую воду. 33. ...в хвосте. 34. ...место. 35. ...на минуту. 36. ...ниже травы. 37. …разумеется. 38. ...пороги. 39. ...как звали. 40. ...душой. 41. ... на помине. 42. ...по чайной ложке. 43. ...колодку. 44. ...жар загребать. 45. ...вооружения. 46. ...сосуществование. 47. ...мира.

     Вечер «Почему мы так говорим?» целесообразно организовать по следующей программе.

      1. Сообщение учителя о фразеологических выражениях. В сообщении особое внимание учащихся надо обратить на то, что к фразеологизмам большинство ученых относят не  только устойчивые сочетания слов, но также равные предложению пословицы и литературные цитаты, ставшие крылатыми, например, «Без труда не вынешь рыбку из пруда », «А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь », «За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь », «Не все золото, что блестит » и т.д.

       Свободные сочетания слов особенно активно и интенсивно метафоризируются в период значительных для страны событий (в период коллективизации, Великой Отечественной войны, в последний период).

      Великая Отечественная война затронула все стороны производственной и общественной жизни людей, она оставила глубокий след в русском языке, который играл важную роль в деле мобилизации всех сил народа на священную борьбу с черными силами фашизма.

      Русское слово выдвигается в это время на позиции боевого оружия: она зовет советских людей к стойкости, к героизму на фронте, к беспримерным подвигам в тылу.

    Русское слово обнажает звериную сущность немецко-фашистских захватчиков и укрепляет веру советских людей в победоносный исход борьбы с фашизмом .

     В разговорной и книжной речи той поры активизируются слова, оттесняющие различные стороны боевой жизни отважных защитников нашей Родины (герой, смельчак; бесстрашие, героизм, геройство, мужество, отвага, стойкость, храбрость, самоотверженность ; советские богатыри, смельчак ночного поиска, храбрецы ночного штурма, отряд богатырей и т.д.)

     Героические годы войны и первые послевоенные годы обогатили современный язык и целым рядом выразительных крылатых слов, которые прочно вошли в золотой фонд русской фразеологии. Естественно, во многом способствовали этому художественная и публицистическая литература, которая была в первых рядах сражающегося народа.

       Подвиг народа о Великой Отечественной войне - одна из ведущих тем литературы.

     О войне - этом тяжелейшем и изнурительном труде и о подвигах людей -писали, пишут и будут писать многие русские и национальные писатели.

    2.Сообщения учащихся о крылатых словах военных лет

Материал для сообщений учащихся

«РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ»

  1. Подвигам советского народа в суровые годы Великой Отечественной войны посвящена замечательная поэма А.Твардовского «Василий Теркин ».

 В поэме широко отражена война, ее характер и особенности, поэтически раскрыты наиболее существенные черты русского народа, проявившиеся в дни Великой Отечественной войны.

    Богат и своеобразен язык поэмы. Он преимущественно разговорный,  народный, отличается образностью, меткостью .

    Большой популярностью пользуется из поэмы фраза «Ради жизни на земле». Ее очень часто употребляют в современном языке.

Эта фраза широко используется как выразительное средство для определения характера войны. Например: «Война перечеркнувшая нашу юность, была всенародной , священной войной , не ради славы, ради жизни на земле. ( «Лит.газета » 1866 год, 28 июня.)

Крылатое выражение «Ради жизни на земле» используется для глубокого раскрытия образа солдата, героически защищавшего свою священную землю, свой народ от жестокого врага.

«БОЙ ИДЕТ СВЯТОЙ И ПРАВЫЙ»

    Из поэмы «Василий Теркин» пришли и крылатые слова «Бой идет святой и правый». Эти емкие слова помогают ярче подчеркнуть справедливый характер освободительной войны.

«ВАСИЛИЙ ТЕРКИН»

    Кто из нас не слышал о крылатых словах «Василий Теркин»? Это имя вошло в русский язык как символ величайшего оптимизма, высокого морального духа армии, высоких боевых качеств советского солдата. О широкой распространенности этого имени, ставшего крылатым, говорит его свободное употребление без кавычек, без ссылок на автора в самых разных сочетаниях: ротный Теркин, свои Теркин, Теркин мирного времени, теркинский тип , теркинский характер и т.д.

     В своей суровой простоте правдивые слова советских писателей, в частности Твардовского, ставшие крылатыми, воспринимаются как торжественный реквием, в котором звучит и светлая память, и верность павшим,  горечь утрат, напоминающая и сейчас, когда прошло свыше сорока лет после жестокой войны, какой дорогой ценой была оплачена она, эта великая Победа над фашизмом.

    Следующая часть вечера посвящается занимательному материалу.

   

Кто быстрее и точнее?

   1) Назвать фразеологические обороты с числительными пять, семь ( как свои пять пальцев; пятое колесо в телеге; седьмая вода на киселе; семь пятниц на неделе; семь бед-один ответ; у семи нянек дитя без глаза; на седьмом небе; до седьмого пота ) и определить их значение.

   2) Заменить фразеологическими оборотами выражения с наречием очень.

Очень близко (рукой подать), очень громко (во всю Ивановскую), очень темно (ад кромешный), очень мало (кот наплакал), подниматься очень рано (чуть свет).

   3) Подобрать к фразеологическим оборотам синонимы – фразеологизмы. Бежать во весь дух (сломя голову, высунув язык) . Жить за тридевять земель (куда Макар телят не гонял, у черта на куличках) .

    4) Подобрать к данным фразеологическим оборотам фразеологизмы – антонимы.

Гладить по шерсти (гладить против шерсти). Тяжел на подъем (легок на подъем). Засучив рукава (спустя рукава). Жить на широкую ногу (по одежде протягивать ноги) .

Попробуйте ответить

    1. Можно ли образовать один фразеологический оборот и следующих шести слов : ни . бы , то , во , стать , что ?

    2. Какой фразеологизм можно прочитать над входом в школу, пионерский лагерь , парк и в другие общественные места в дни их открытия ?

    3. Какие фразеологические выражения вошли в нашу речь из сказок ?

    4. Какое из двух сочетаний является фразеологизмом и почему ?

Золотые часы, золотые руки; горькая микстура, горькая правда; падать в яму, падать в обморок; выйти из строя, выйти из комнаты.

   Далее на вечере проводится конкурс на лучшие ситуативные рассказы. 1. Представьте, что вы готовите домашнее задание. Ваш друг приглашает вас на футбол. Вам очень хочется идти, но не идёте. Составьте диалог, употребляя пословицы «Кончил дело – гуляй смело», «Повторенье – мать ученья», «Всему своё время» и т. д.

 2. Представьте себе, что вы находитесь в осеннем лесу. Он вам нравится. Вы восхищаетесь им. Кратко расскажите об этом, употребляя и фразеологические обороты.

 3. Составьте небольшой рассказ, раскрывающий смысл одной из пословиц:

1) Доброе братство лучше богатства. 2) Беда не страшна, когда есть друзья. 3) Один - за всех, все – за одного. 4) Дружба что стекло: сломаешь – не починишь. 5) Нет друга,  так ищи, а нашёл – береги.

     Сложите пословицу:

     Даны слова: нож, вол, гол, дар, луг, да, аж, мел, ах, ей, ад ,сто, ас, рой, год, нет, зал, быт, вал, ай.

     В каждом из них нужно вычеркнуть по одной букве так, чтобы из оставшихся составился текст пословицы. (Нового друга желай, а старого не забывай.)

     В старших классах на внеурочных занятиях в связи с изучением фразеологических оборотов учащиеся татарских школ выполняют задания посложней. Например:

    1. В данных предложениях найти фразеологические обороты, выяснить их значения по словарю и доказать, что эти выражения являются фразеологизмами.

    1) Я вышел из кибитки. Буран ещё продолжался, хотя с меньшею силою. Было так темно, что хоть глаз выколи. (А.С. Пушкин.) 2) Мы стояли в воде по горло… Владимир дрожал, как лист зуб на зуб не попадал. (И.С. Тургенев.)

    2. Выяснить значение фразеологизмов по словарю. Указать, какие из них относятся к разговорному стилю, какие  –  к книжному.

    Казанская сирота; семь пятниц на неделе; красная строка; сам себе господин; злоба дня; удельный вес; дать волю; находить общий язык; зелёная улица; держать камень за пазухой.

    Составить предложения с фразеологизмами разговорного стиля.

    3. Дописать предложения, используя приведённые ниже фразеологические обороты.

    1) Это ясно как … . 2) Сестры похожи на друга, как … . 3) Пора за дело браться, хватит … . 4) На него положиться нельзя, у него … . 5) Не ждали мы его: свалился … . 6) Как уехал, так о нём … .

     Справка: две капли воды, дважды два четыре, бить баклуши, семь пятниц на неделе, как снег на голову, ни слуху ни духу.

     4. Объяснить значение и сообщить данные о происхождении названных фразеологических оборотов. Составить предложения или тексты с этими фразеологизмами.

    Турусы на колёсах. Играть первую скрипку. Закулисные разговоры. Умыть руки.

    5. Подобрать к данным фразеологизмам антонимы. Определить, к каким стилям речи относятся фразеологизмы.

  Засучив рукава (спустя рукава), рукой падать (куда ворон костей не заносит), гладить по шерсти (гладить против шерсти), легкая нога (тяжёлая нога).

    6. Развитие языка отражается в изменении как лексики, так и фразеологии. Одни фразеологизмы уходят из языка, устаревают, другие приходят на смену. Новые фразеологизмы отражают новые события нашей жизни. Каждое значительное событие жизни народа находит отражение в русской фразеологии. Освоение целины, например, родило фразеологизм с первого колышка – «Очень давно, с первых дней существования чего-то», развитие космических полётов родило фразеологизм выйти на орбиту – «добиться успехов». Новые фразеологизмы отражены в словаре-справочнике  «Новые слова и значения». Учащимся надо дать задание – выписать из словаря-справочника  «Новые слова и значения» (М., 1971, под ред. Н.З. Котеловой и Ю.С. Сорокина) 8 – 10 фразеологических оборотов, объяснить их значение.

     Учащиеся могут выписать, например, фразеологизмы круглый стол – публичный обмен мнениями по какому-либо вопросу;

    народная дружина – добровольная организация граждан, помогающая в охране общественного порядка;

    народный контроль – осуществляемый под руководством партии и правительства общественный контроль трудящихся за исполнение директив партии и правительства, за ходом выполнения государственных планов и заданий, за соблюдением финансовой и трудовой дисциплины на предприятиях;

    держать хвост пистолетом – не унывать, держаться уверенно (в просторечии).

Видов работы с устойчивыми словосочетаниями очень много. Даже ежедневные полминутки на шутки сделают работу на уроке и занятии интересной, а речь учащихся будет обогащаться новыми оборотами, становиться правильнее, ярче, а значит, и культура языка учащихся будет становиться выше с каждым занятием.

В заданиях ОГЭ и ЕГЭ  встречаются тестовые задания с фразеологизмами. Используя данные виды работы, постепенно из класса в класс можно подготовить учащихся к выполнению тестового задания по работе с фразеологизмами.

     

    Использованная литература:

   1. Большой фразеологический словарь для детей. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009

  2. Журнал «Русский язык в школе»  №5, 2006 год.

  3. Словарь фразеологизмов. – М.:  РИПОЛ классик, 2014.

 4. Русча-татарча фразеологик сүзлек/ Казан, Татарстан китап нәшрияты, 1959.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник "Фразеологизмы в русском языке"

Учебное пособие для учителей русского языка...

Фразеологизмы в русском языке

Презентация к уроку изучения темы "Фразеологизмы" в разделе "Лексика" 6 класс....

Методическая разработка урока русского языка "Жемчужины" русского языка"

Предлагаемый урок по теме «Жемчужины» русского языка» разработан для учащихся 6 класса (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык» 6 класс). Урок  рассчитан на 1 академический час. Данный...

Фразеологизмы в русском языке

В данной презентации рассматриваются фразеологизмы русского языка. Презентация состоит из следующих разделов:ТеорияПрактика (закрепление изученного материала)....

Фразеология. Истоки возникновения фразеологизмов в русском языке.

В работе представлены источкини возникновения науки фразеология....

Урок внеклассного чтения. Тема: «Жемчужины русского языка»

Конспект урока внеклассного чтения  можно использовать для изучения темы "УНТ" в 4-6 классах.Занятие позволит  познакомить обучающихся с разнообразием пословиц и поговорок, их стру...

Презентация "Фразеологизмы-жемчужины русской речи"

Презентация к уроку русского языка. 6 класс...