Главные вкладки

    Конспект урока в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения" Устный урок 1
    план-конспект урока по русскому языку (6, 9 класс) на тему

    Хайрутдинова Нина Петровна

    Конспект урока в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения" Устный урок 1

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка по технологии БиС                                             3.03

    Предмет: русский язык, 9 класс

    Обобщение по теме: «Бессоюзные сложные предложения»

    Знать: семантику отношений между частями БСП, правила пунктуации в БСП.

    Уметь:   применять на практике правила постановки знаков препинания в БСП; строить схемы; выполнять синтаксический разбор СПП, конструировать БСП. 

     конструировать предложения, выявлять смысловые отношения, средства связи частей, выразительно читать, интонационно и пунктуационно оформлять, находить заданные конструкции в тексте, объяснять в них пунктуацию

       

    Ход урока

      Организационные моменты

    1.Приветствие

    2. Слово Лидеру класса

    3. Запись нормы на доске

    4. Объявление темы

    5. Объяснение темы по карте ОСУД (Обобщенные способы учебной деятельности); (Схемы на каждой парте)

    6. Перед объяснением записываю время: В1=х-х

    х - начало и конец объяснений

    Добрый день дорогие ребята, уважаемые гости!

     Ребята! Сегодня  мы с вами  будем обращать внимание на смысловые отношения между частями БСП, будем усваивать принципы языкового анализа и рассматривать структуру БСП. У нас на уроке материал, который  нужен нам в повседневной жизни, поэтому мы сосредоточимся и приступим к работе

       Нам  на уроке потребуются ваше желание, хорошее настроение, умение мыслить и, конечно же, запас знаний.

     Я желаю вам всем удачи и надеюсь, что оценки «4» и «5»  по итогам работы получат 6 человек (в правом углу доски  в кружочке 6 ). 63%

     Предоставляем слово лидеру класса.

    1.Итак, ребята, мы приступаем к первому этапу урока «Перекрестный опрос» по домашнему заданию.  Дома вы должны были повторить все, что вы знаете о сложном предложении 

    Все внимание на меня!  (задаются вопросы, отмечается в матрице)

    Актуализация субъектного опыта учащихся. Теория и практика

    Учащиеся делают один хлопок, записывают слово «Проба» и приступают к выполнению задания:

    1-НПС,1- ППС,1- ВПС

    Объявление учителя: 5+30

    Какие предложения называются сложными? (имеющие 2 или более грамматических основ)

    Назовите виды сложных предложений

    ● Назовите средства связи между простыми предложениями в сложносочиненном, сложноподчиненном и бессоюзном сложном предложении.

    *Что такое бессоюзное сложное предложение? (БСП называется такое предложение, которое состоит из двух и более ПП, связанных по смыслу и интонационно, без участия союзов.)

      *В чем его отличие от других сложных предложений?

      *Какие знаки препинания ставятся между частями бессоюзного сложного предложения?

      * Какие смысловые отношения могут передаваться в БСП (Значения перечисления, причины, пояснения, дополнения, противопоставления, времени, условия, следствия.)

      *Что является основным средством связи между простыми предложениями в бессоюзном сложном?

    - От чего зависит постановка знаков препинания в БСП? (От содержания ПП, то есть от смысловых отношений).

    А         Б             В         Г        

     +

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     X

     X

    Вопросы классу:

    • Кому не хватило времени?
    • Кто затрудняется в выполнении заданий?
    • Кто  был невнимателен?

    Подведем итоги 1 этап > или  <

    2. Первая критическая точка Следующий этап «Ключевые слова»  Их 7, дается 30секунд время пошло.

          По смыслу и интонационно, причина, пояснение, дополнение, время, условие, следствие. Учитель ходит, проверяет, но не подсказывает.  По окончании работы команда учителя: «Ручка в руках - ошибка». Если у кого-то замечу ручку, то минус получают оба ученика.. Обмен тетрадями (меняются тетрадями, проверяют, поднимите руку, если у соседа есть 7 слов).

    Подведем итоги 2 этап > или  < отмечается на матрице.

    3.Перекрестный опрос (первичная проверка понимания)

    1. Из всей жизни можно извлечь одну мудрость : человек должен делать только добро.(пояснение)
    2. Добро не лежит на дороге ,его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится. (Ч. Айтматов.)
    3. Ты сделал добро -  скрой, тебе сделали добро -  расскажи. (Арабская пословица.) условие
    4. Я убежден: правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё. (По А. Швейцеру.) дополнение
    5. Злой плачет от злости — добрый — от жалости. (Пословица.) противопоставление
    6. Хочешь людям добра — сей в их сердцах любовь. (Ч, Амирэджиби.) условие
    7. Мудрость доброты в одном: она не к себе, а к людям, ко всему окружающему. (По М. Панину.) пояснение
    8. Доброта как солнце — без нее немыслима сама жизнь. (следствие)
    9. Доброта бессмертна: в ней наша духовная сущность. (По Е. Ильину.) причина

    Оценить уровень усвоения, если нет нормы усвоения - провести обсуждение и дополнительный опрос учеников, не усвоивших тему (спасательный круг для тех, у кого 2-3 минуса, не больше трех вопросов

    Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды.(пояснение, увидел, что)

    Ехал сюда –рожь начинала желтеть (первая часть указывает на время того, о чем говорится во втором предложении)

    Лето припасает -зима поедает(первая часть по содержанию резко противопоставлена второй0

    Подведем итоги 3 этап > или  < отмечается на матрице.

    4.Критический опрос. Вопросы с хитринкой (Учебники закрывают) 3 сек на ответ

    1.БСП это такие предложения, в которых два или более простых предложений неравноправны по отношению к друг другу? (они объединены между собой только по смыслу и интонационно )

    2. В БСП части соединяются с помощью союзов и союзных слов?

    3.В БСП интонация не играет никакой роли?

    4.Части простых предложений в БСП не могут разделяться различными знаками препинания в зависимости от смысловых отношений, которые между ними устанавливаются?

    5. Я думаю, что в предложении Посмотрит- рублем подарит нужно поставить : т.к. указывает на следствие?

     6.На границе частей БСП могут стоять различные знаки препинания и союзы.

    7.В сложном бп ставится двоеточие, если перечисляются какие-то члены предложения?  

    8. Если второе предложение дополняет смысл первого, распространяет один из его членов, то между частями БСП ставится тире? (не тире а :)

    9.Я думаю, в предложении Молвит слово-соловей поет  нужно поставить : потому что указывает на причину (сравнение --------)

    Подведем итоги 4 этапа > или  < отмечается на матрице.

    Я отмечаю ваше упорство и целеустремленность: результат достигнут

    Однако были допущены ошибки в постановке…. Необходимо повторить этот материал      

    5.Тематический словарный запас

    Письменный рассказ по теме урока (время 5 минут, норма от 63 слов и выше)

    6. Анализ урока

    Обобщение темы, заключительные выводы, подведение итогов

    Оценивание учащихся (4, 5 + оценка «5», 3+ оценка «4», 2+ оценка «3»)

    Дополнительный материал к уроку

    Чтобы правильно поставить знак препинания между простыми предложениями, входящими в состав бессоюзного сложного нужно( вместе с учащимися строим схему-алгоритм):

    1.  Разбить сложное предложение на простые
    2. Определить смысловые отношения между частями сложного предложения

    Причины, пояснения. дополнения 

    Времени, условия;

    Следствия , сравнения, противопоставления или быстрой смены событий

    1 .Из всей жизни можно извлечь одну мудрость  человек должен делать только добро.

    2.Добро не лежит на дороге  его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится. (Ч. Айтматов.)

    1. Ты сделал добро   скрой, тебе сделали добро-  расскажи. (Арабская пословица.)

    1. Я убежден  правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё. (По А. Швейцеру.)

    1. Злой плачет от злости  добрый   от жалости. (Пословица.)

    1. Хочешь людям добра  сей в их сердцах любовь. (Ч, Амирэджиби.)

    1. Мудрость доброты в одном  она не к себе, а к людям, ко всему окружающему. (По М. Панину.)

    1. Доброта как солнце без нее немыслима сама жизнь.

    1. Доброта бессмертна в ней наша духовная сущность. (По Е. Ильину.)

    Я взглянул в окно  на безоблачном небе разгорались звезды

    Ехал сюда  рожь начинала желтеть

    Лето припасает зима поедает



    Предварительный просмотр:

    1.Как-то в лесу мы ночку поС...Дели

    и от страха чуть не по С...Дели.

    2. Под обстрелом поС...Дели.

    Было страшно – поС...Дели.

    3. Мы на грядках поС...Дели –

    родители увидели, чуть не поС...Дели.

    4. Бабушка немножко с внуком поС...Дела,

    но за это время чуть не поС...Дела.

    5. На фильме ужасов поС...Дел.

    За полтора часа я чуть не поС...Дел.

    Дополнительное задание . Смешанные написания. Обратим внимание на глагол ПОСИДЕЛА из предложения "Села, с мамой посидела, Встала, к бабушке пошла".

    поСИДеть (СИДя) или поСЕДеть (СЕДенький)?

    -СИД- или -СЕД-?

    1.Как-то в лесу мы ночку поС...Дели

    и от страха чуть не по С...Дели.

    2. Под обстрелом поС...Дели.

    Было страшно – поС...Дели.

    3. Мы на грядках поС...Дели –

    родители увидели, чуть не поС...Дели.

    4. Бабушка немножко с внуком поС...Дела,

    но за это время чуть не поС...Дела.

    5. На фильме ужасов поС...Дел.

    За полтора часа я чуть не поС...Дел.

    Дополнительное задание . Смешанные написания. Обратим внимание на глагол ПОСИДЕЛА из предложения "Села, с мамой посидела, Встала, к бабушке пошла".

    поСИДеть (СИДя) или поСЕДеть (СЕДенький)?

    -СИД- или -СЕД-?

    1.Как-то в лесу мы ночку поС...Дели

    и от страха чуть не по С...Дели.

    2. Под обстрелом поС...Дели.

    Было страшно – поС...Дели.

    3. Мы на грядках поС...Дели –

    родители увидели, чуть не поС...Дели.

    4. Бабушка немножко с внуком поС...Дела,

    но за это время чуть не поС...Дела.

    5. На фильме ужасов поС...Дел.

    За полтора часа я чуть не поС...Дел.

    Дополнительное задание . Смешанные написания. Обратим внимание на глагол ПОСИДЕЛА из предложения "Села, с мамой посидела, Встала, к бабушке пошла".

    поСИДеть (СИДя) или поСЕДеть (СЕДенький)?

    -СИД- или -СЕД-?

    1.Как-то в лесу мы ночку поС...Дели

    и от страха чуть не по С...Дели.

    2. Под обстрелом поС...Дели.

    Было страшно – поС...Дели.

    3. Мы на грядках поС...Дели –

    родители увидели, чуть не поС...Дели.

    4. Бабушка немножко с внуком поС...Дела,

    но за это время чуть не поС...Дела.

    5. На фильме ужасов поС...Дел.

    За полтора часа я чуть не поС...Дел.

    Дополнительное задание . Смешанные написания. Обратим внимание на глагол ПОСИДЕЛА из предложения "Села, с мамой посидела, Встала, к бабушке пошла".

    поСИДеть (СИДя) или поСЕДеть (СЕДенький)?

    -СИД- или -СЕД-?

    1.Как-то в лесу мы ночку поС...Дели

    и от страха чуть не по С...Дели.

    2. Под обстрелом поС...Дели.

    Было страшно – поС...Дели.

    3. Мы на грядках поС...Дели –

    родители увидели, чуть не поС...Дели.

    4. Бабушка немножко с внуком поС...Дела,

    но за это время чуть не поС...Дела.

    5. На фильме ужасов поС...Дел.

    За полтора часа я чуть не поС...Дел.

    Дополнительное задание . Смешанные написания. Обратим внимание на глагол ПОСИДЕЛА из предложения "Села, с мамой посидела, Встала, к бабушке пошла".

    поСИДеть (СИДя) или поСЕДеть (СЕДенький)?

    -СИД- или -СЕД-?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку русского языка по теме:"Сложные слова. Урок новых знаний"для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида.

    В данной презентации представлен материал для проведения урока новых знаний по теме : "Сложные слова", 7 класс коррекционной школы 8 вида....

    Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Сложные предложения"

    Конспект урока русского языка по теме "Сложное предложение." В  конспекте представлены разные виды работы учащихся на уроке....

    Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку

    Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие:     показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...

    Урок по теме "Молекулярный уровень: контрольно - обобщающий урок" 9 класс

    Урок обобщения, систематизации и контроля знаний, умений и навыков по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Технология - и...

    Конспект урока в классе со сложной структурой дефекта, по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"

    Конспект урока в 6 классе по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"...