Открытый урок "Использование имени числительного в речи".
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Шнейдмиллер Ольга Юрьевна
  • Цели:
  • Познакомить обучающихся с приёмом «инсерт» как одного из элементов технологии развития критического мышления (ТРКМ)
  • Помочь обучающимся приобрести практический опыт использования приёма «инсерт» на примере изучения темы «Имя числительное»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок на семинаре в МБОУ «Школа №177 с кадетскими классами» в 6Б классе

Дата проведения:24.12.2016 г

Учитель: Шнейдмиллер О.Ю.

Тема: «Использование имени числительного в речи»

  • Цели:
  • Познакомить обучающихся с приёмом «инсерт» как одного из элементов технологии развития критического мышления (ТРКМ)
  • Помочь обучающимся приобрести практический опыт использования приёма «инсерт» на примере изучения темы «Имя числительное»

Ход урока.

1.Упражнение на объединение коллектива.

Итак, начнём наш урок. Для того чтобы сплотить коллектив, раскрепостить детей, подготовить их к совместной деятельности, можно провести упражнения на взаимодействие. Например, упражнение - разминка «Нас с тобой объединяет»

* Каждый участник, называя своё имя по кругу,

обращаясь по очереди к соседу, находит общее

между собой и тем человеком, к которому он

обращается, заканчивая следующее предложение

«Нас с тобой объединяет…»

* Цель : снятие напряжение усталости, создание

атмосферы психологического и коммуникативного

комфорта, пробуждение интереса к коллегам по совместной деятельности.

2. Формулирование учащимися темы и цели урока.

После того как мы поняли, что всё-таки у всех нас так много общего, приступим к работе.

Для этого необходимо разделиться на четыре группы.  Предлагаю вам выполнить коллективное задание, которое поможет нам сформулировать тему урока. Каждой группе раздаются листочки с вопросами, на которые нежно коллективно ответить. Что общего у всех ответов? Сформулируйте тему урока.

1)К какому склонению относится слово мама? (К первому.)
2) Сколько братьев было у Ниф-Нифа? (Два или двое.)
3) Какой по счету в году месяц ноябрь? (Одиннадцатый.)
4) Сколько лет в одном веке? (Сто.)
5) У скольких нянек дитя без глазу? (У семи)
6) Двое пашут, а сколько руками машут? (Семеро)
7) Какого числа не стоит начинать серьезного дела? (Тринадцатого.)
8) Назовите волшебное числительное многих сказок. (Три.)
9) Сколько богатырей вышло из пены морской в сказке Пушкина? (Тридцать три.)
10) Сколько раз нужно отмерить, чтобы один раз отрезать? (Семь)

Совершенно верно. Тема нашего урока – имя числительное.

3. Актуализация знаний об имени числительном.

 На прошлом уроке вы получили домашнее задание – прочитать про имя числительное как часть речи. Следующее задание – «Верю – не верю» поможет нам активизировать наши знания об имени числительном. Напротив каждого утверждения напишите «да» или «нет», аргументируйте, если не согласны.

1 группа.

-Числительные отвечают только на вопрос «сколько?»

-Имена числительные делятся на количественные и порядковые.

-«Тройка» - это имя числительное.

2 группа.

- Подлежащее может быть выражено только именем числительным.

- Имена числительные изменяются по падежам.

- Имя числительное всегда имеет один корень.

3 группа.

- Числительные только отвечают на вопрос «какой?».

- Имена числительные могут быть разными членами предложения.

-Имя числительное обозначает только количество.

4 группа.

-Числовое значение, кроме числительных, могут иметь и другие части речи.

- Имя числительное обозначает только число.

- «Шестиклассник» - это имя числительное.

3. Работа с текстами при помощи приёма «инсерт», «толстых» и «тонки х» вопросов.

На примере предложенных текстов мы понаблюдаем, как имена числительные используются в речи. Работать с текстами мы будем с помощью приёма «инсерт».

-Что вы знаете об инсерте? Для чего и когда применяется этот приём?

(Ответ ученика)

В дословном переводе инсерт с английского языка означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется в несколько этапов .

1 этап: предполагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:

V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;

- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

2 этап. Читая текст , учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

3 этап. Учащимися предполагается систематизировать информацию, расположив её в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

V «галочка» (то. что уже известно)

-Знак «минус» ( то, что противоречит моему представлению)

+ знак «плюс» ( то, что является интересным и неожиданным)

? « вопросительный знак» ( что-то неясно, возникло желание узнать больше)

4 этап: последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

 Каждая группа получает свой текст, информация в котором так или  иначе связана с числительным.

Группа 1.

Слово «сорок» в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорокъ (то есть мешок) вкладывали 4 десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорокъ – сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок. (Из «Краткого этимологического словаря» Н.М. Шанского)

Группа 2.

Слово «миллион» имеет собственного «создателя». Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово «миллион», которое состоит из итальянского слова «мили», означающего «тысяча», и «оне», соответствующего русскому увеличительному суффиксу –ищ- (например, домище). Таким образом, слово «миллион» дословно соответствует несуществующему в русском языке слову «тысячища».

Группа 3.

Древнерусские имена давались не по святцам, а по порядку появления на свет детей. Первыми именами стали числительные. И если в крестьянской семье семеро детей,то их могли назвать так: Первуш, Второк, Третьяк, Четвертак, Пяток, Шесток, Семый. К этим именам добавлялись еще и клички, например: Ждан Первуш ( то есть желанный первенец), Неждан Семый (то есть нежданный седьмой ребенок), Крикун Пяток, Егоза Шесток, Пузан Четвертак, Веселка Третьяк. Эти имена числительные впоследствии стали фамилиями. Во всем мире известен наш многократный чемпион, вратарь-хоккеист Владислав Третьяк.

4 группа

  Учёные считают, что если принять условно уровень здоровья за сто процентов, то на двадцать процентов он зависит от наследственных факторов, на двадцать – от окружающей среды, на десять – от системы здравоохранения, а на остальные пятьдесят – от самого человека.

 По данным исследований, каждый третий житель России для поддержания здорового образа жизни готов принимать витамины, заниматься спортом. Каждый второй – регулярно совершать прогулки на свежем воздухе. Но, по мнению многих, здоровый образ жизни в первую очередь подразумевает отказ от вредных привычек.

(Каждая группа работает над своим текстом при помощи «маркированного чтения», заполняет таблицу, затем передаёт остальным группам содержание текста и анализирует каждую графу таблицы).

Во время прослушивания участники других групп задают выступающим «толстые» и «тонкие» вопросы. Что это такое? (ответ ученика)

Толстые и тонкие вопросы.

Научить ребят думать над прочитанным, понимать произведение помогает приём "толстых” и "тонких” вопросов. "Умный вопрос — это уже добрая половина дела”, — писал Ф.Бекон. Таблица "толстых” и "тонких” вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного (см. таблицу).

"Толстые” вопросы

"Тонкие” вопросы

Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.

Кто?

Что?

Когда?

Как зовут...?

Было ли ...?

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Объясните, почему...?

Как вы думаете, почему...?

Как вы считаете, почему ...?

В чём различие ...?

Предположите, что будет, если ...?

Что, если ...?

Может ли..?

Согласны ли вы ...?

Верно ли ...?

4. Домашнее задание: придумать небольшую сказку или рассказ с использованием числительных.

В качестве домашнего задания можно предложить творческое задание, например: написать небольшую сказку с использованием числительных. Т.е. от репродуктивной работы с текстом с помощью приёма «инсерт» переходим к продуктивной.

 5. Этап рефлексии.    Заполнение анкеты.

Фамилия, имя__________________

1. На уроке я работал (а)

2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был


7. Домашнее задание мне кажется

8. За урок я себе ставлю оценку…………

активно / пассивно/с интересом

доволен / не доволен
коротким / длинным
не  устал(а) / устал(а)
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным

……………..


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность. Б.Шоу

Слайд 2

Упражнение-разминка «Нас с тобой объединяет…»

Слайд 3

Ответьте на вопросы и сформулируйте тему урока 1) К какому склонению относится слово «мама»? 2) Сколько братьев было у Ниф-Нифа ? 3) Какой по счету в году месяц ноябрь? 4) Сколько лет в одном веке? 5) У скольких нянек дитя без глазу? 6) Двое пашут, а сколько руками машут? 7) Какого числа не стоит начинать серьезного дела? 8) Назовите волшебное числительное многих сказок. 9) Сколько богатырей вышло из пены морской в сказке Пушкина? 10) Сколько раз нужно отмерить, чтобы один раз отрезать?

Слайд 4

Употребление имени числительного в речи Тема урока:

Слайд 5

Условные обозначения для активного чтения V - помечается то, что уже известно учащимся; - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению; + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным; ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

Слайд 6

При чтении заполняем таблицу: V - + ?

Слайд 7

Группа 1 Слово «сорок» в Древней Руси было именем существительным. Оно озн.чало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной ед.ницей . В один сорокъ (то есть мешок) вкладывали 4 десятка с.больих или беличь.х шкурок, что сост.вляло набор на целую шубу. Таким образом, сорокъ – сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок. (Из «Краткого этимологического словаря» Н.М. Шанского ) Дополнительное задание: выпишите в тетрадь слова с пропущенными буквами, объясните орфограммы.

Слайд 8

Проверь себя: о зн а чало е д и ницей с о больих б еличь и х сост а вляло

Слайд 9

Группа 2 Слово «миллион» имеет собственного «создателя». Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово «миллион», которое состоит из итальянского слова «мили», означающего «тысяча», и « оне », соответствующего русскому увеличительному суффиксу – ищ - (например, домище). Таким образом, слово «миллион» дословно соответствует несуществующему в русском языке слову « тысячища ». Дополнительное задание: морфемный разбор несуществующего в русском языке слова « тысячища » ( в тетради)

Слайд 10

Группа 3 Древнерусские имена давались не по святцам, а по порядку появления на свет детей. Первыми именами стали числительные. И если в крестьянской семье семеро детей,то их могли назвать так: Первуш , Второк , Третьяк, Четвертак, Пяток, Шесток, Семый . К этим именам добавлялись еще и клички, например: Ждан Первуш ( то есть желанный первенец), Неждан Семый (то есть нежданный седьмой ребенок), Крикун Пяток, Егоза Шесток, Пузан Четвертак, Веселка Третьяк. Эти имена числительные впоследствии стали фамилиями. Во всем мире известен наш многократный чемпион, вратарь-хоккеист Владислав Третьяк. Дополнительное задание: выпишите из текста в тетрадь сложные слова, выделите в них корни.

Слайд 11

Группа 4 Учёные считают, что если принять условно уровень здоровья за сто процентов, то на двадцать процентов он зависит от наследственных факторов, на двадцать – от окружающей среды, на десять – от системы здравоохранения, а на остальные пятьдесят – от самого человека. По данным исследований, каждый третий житель России для поддержания здорового образа жизни готов принимать витамины, заниматься спортом. Каждый второй – регулярно совершать прогулки на свежем воздухе. Но, по мнению многих, здоровый образ жизни в первую очередь подразумевает отказ от вредных привычек. Дополнительное задание: морфологический разбор слова «здоровья» (из 1-го предложения)

Слайд 12

Домашнее задание Напишите небольшую сказку или рассказ с использованием числительных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма и развития речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний об имени числительном»

Конспект урока письма и развития речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний об имени числительном»Тем...

Открытый урок по русскому языку "Склонение имен числительных"

Работа представляет собой конспект открытого урока по теме "Склонение имен числительных". Урок разработан для обучающихся НПО по специальности Повар, кондитер....

Открытый урок русского языка по теме "Правописание имен числительных".

Темиртасова  Данагуль  Хазиевна,учитель русского языка и литературы І квалификационной категориисредней общеобразовательной школы №1города Уральска  Открытый урок русского язы...

Открытый урок русского языка по теме "Правописание имен числительных".

Темиртасова  Данагуль  Хазиевна,учитель русского языка и литературы І квалификационной категориисредней общеобразовательной школы №1города Уральска  Открытый урок русского язы...

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного....

Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор имени числительного

Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/к: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, слушать и слышать других...